Эколого-экономические проблемы создания особой экономической зоны: анализ и оценка последствий - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Эколого-экономические проблемы создания особой экономической зоны: анализ и оценка последствий

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевой задачей развития регионов России в настоящее время является повышение их инвестиционной привлекательности для российских и иностранных компаний. Особая роль в этом процессе отводится инвестициям, направленным в обрабатывающие производства, которые стимулируют рост выпуска товаров с высокой долей добавленной стоимостью.

Одним из важнейших инструментов повышения инвестиционной привлекательности территории является создание особой экономической зоны (ОЭЗ), которая в случае Уральского региона может служить катализатором для появления большого числа greenfield-проектов. Проектом создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа предусмотрено, что центральным звеном будут являться не столько налоговые преференции, сколько площадки с готовой инфраструктурой и механизм поддержки прямых иностранных инвестиций. Обычно, реализация проектов масштаба ОЭЗ сопровождается эффектами разнонаправленного характера. Так в Свердловской области уже на этапе внедрения проекта возникают социальные и эколого-экономические проблемы, которые носят противоречивый характер.

Для наилучшего понимания положения дел относительно создания и внедрения особой экономической зоны на территории Свердловской области был проведен SWOT-анализ. Данный тип анализа позволяет структурировать всю рассмотренную выше информацию, а также выделить основные проблемы и возможности, которые несет в себе организация особой экономической зоны «Титановая долина». Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 - SWOT-анализ проекта создания ОЭЗ «Титановая долина»

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Сильные стороны

Слабые стороны

Внутренняя
среда

  • налоговые льготы;
  • режим «одного окна»;
  • развитый промышленный потенциал;
  • значительные квалифицированные трудовые ресурсы;
  • дешевая стоимость трудовых ресурсов;
  • свободные земли с инфраструктурой;
  • развитые логистические сети;
  • позволяет развить экономику области в целом;
  • позволяет привлекать резидентов - мировых лидеров;
  • диверсифицированная экономика;
  • кадровый потенциал разных отраслей специализации;
  • около 20 тыс. «высвобождающихся» кадров;
  • наличие зон развития;
  • возможность выделения федеральных денег под моногород;
  • всемерная поддержка Администрации города;
  • земли промышленного и сельскохозяйственного назначения;
  • проработанный план инфраструктуры площадки.
  • длительность перевода земель эксплуатационного леса;
  • отсутствие фактической инфраструктуры инвестиционной площадки;
  • необходимо строительство ГРС;
  • чрезмерная специализация территории;
  • необходимость дополнительных сооружений для движения через железнодорожные пути;
  • отсутствие федеральных денег;
  • недостаток  кадровых ресурсов;
  • отсутствие комфортной среды жизни - не позволяет привлекать зарубежных специалистов.

Продолжение таблицы 1

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

  • привлечение иностранных инвестиций в область;
  • развитие высокотехнологичных отраслей производства;
  • повышение уровня жизни;
  • развитие отечественных производителей;
  • выход отечественных производителей на мировой рынок;
  • повышение инвестиционной привлекательности области;
  • создание дополнительных рабочих мест;
  • рост производства товаров с высокой долей добавленной стоимости;
  • -научно-технический прогресс;
  • государственная политика по размещению производств мировых лидеров на территории РФ;
  • начинающийся общемировой экономический подъем;
  • ужесточение европейской политики в части экологических требований к промышленному производству.
  • привлечение не высокотехнологичных, а добывающих и обрабатывающих производств первых этапов переработки;
  • потеря отечественными компаниями рынка сбыта;
  • поглощение российских производителей иностранными компаниями;
  • привлечение «грязных» производств;
  • ухудшение экологической обстановки в области;
  • возникновение критических и чрезвычайных ситуаций в области из-за истощающего использования ресурсов ОС;
  • интенсивное развитие аналогичных образований в странах-конкурентах (Китай, Индия, Бразилия);
  • активное развитие других регионов России.

Проведенный анализ текущей эколого-экономической обстановки Горнозаводского округа Свердловской области позволил выделить основные проблемы, которые могут усугубляться при создании особой экономической зоны «Титановая долина» (Свердловская область):

  • неразвитость инфраструктуры инвестиционной площадки.

Несмотря на то, что инвестиционная площадка, предназначенная для размещения производств в рамках ОЭЗ «Титановая долина», находится рядом с федеральной трассой и двумя промышленными центрами Свердловской области, на ее территории отсутствуют многие элементы производственной инфраструктуры. В настоящее время инвестиционная площадка представляет собой огромный пустырь, отдаленный и не связанный с основными транспортно-логистическими узлами и таможенными постами области;

  • неэффективная структура резидентов.

Существуют риски, связанные с привлечением не только компаний высокотехнологичных отраслей, но и компаний, занимающихся добычей или первичной переработкой ресурсов. Последние повышают опасность увеличения нагрузки на окружающую среду (ОС), что может привести к истощению природных ресурсов, опустыниванию земель и в итоге увеличить экологические издержки и снизить эффективность инвестиций, направляемых в ОЭЗ;

  • антропогенное воздействие.

Рост антропогенного воздействия ведет к дальнейшему ухудшению экологической обстановки в регионе. Территория Свердловской области и, особенно, Горнозаводского округа подвергается значительному экологическому ущербу. В результате уже накопленного негативного фона качество окружающей среды продолжает снижаться, что приводит к увеличению рисков здоровью населения;

  • отрицательная реакция населения.
Негативное отношение населения к размещению дополнительных производств на территории Горнозаводского округа вызвано характерной для староосвоенных промышленных зон Урала ситуацией. Градообразующие предприятия, вокруг которых развивались рабочие поселки, как правило, оказывались в центральной части муниципальных образований, поэтому население «городов-заводов» изначально подвергалось высокой техногенной нагрузке. Вследствие этого, отрицательная реакция населения связана со сложившейся плохой экологической обстановкой, которая усугубляется при введении новых мощностей.

Последние проблемы выступают как наиболее важные, ограничивающие промышленное развитие региона, и потому при анализе эколого-экономического состояния Горнозаводского округа были исследованы их последствия и эффекты воздействия на устойчивость функционирования ОЭЗ. В статье приводится матрица проблемных экологических ситуаций, полученная по результатам анализа (табл. 2).

Таблица 2 - Матрица проблемных ситуаций

Причина возникновения ситуации

Проблемная ситуация

Последствия

Размещение на территории Горнозаводского округа Свердловской области дополнительного числа промышленных предприятий-природопользователей в связи с созданием ОЭЗ.

Загрязнение атмосферного воздуха

Ухудшение качества окружающей среды, рост рисков здоровью населения, снижение ассимиляционной способности территории. Рост экологических издержек. Снижение эффективности проекта ОЭЗ.

Загрязнение поверхностных вод производственными стоками

Загрязнение вод тяжелыми металлами, возрастание ущерба населению и ОС сбросами. Увеличение потребления воды на производственные цели. Прекращение деятельности предприятий при отказе

 от установки дополнительных очистных сооружений. Рост экологических издержек.

Загрязнение большого объема поверхности земель размещением отходов

Химическое загрязнение почвы, повторное загрязнение атмосферного воздуха (пылениена свалках, испарение на шламохранилищах). Снижение продуктивности экосистем в местах хранения отходов. Рост экологи-ческих издержек. Снижение эффективности ОЭЗ.

Дефицит электроэнергии в регионе, создание дополнительных источников энергии (в том числе АЭС в районе г. Кушва).

Радиационное и тепловое загрязнение (риски, связанныесо строительством АЭС в районе г. Кушва)

Увеличение техногенной нагрузки на ОС, дальнейшее накопление отрицательных эффектов. Рост  вероятности возникновения ЧС, снижение радиационной безопасности региона. Увеличение риска здоровью населения. Рост экологических издержек. Снижение эффективности ОЭЗ

В процессе создания особой экономической зоны наблюдаются  серьезные хозяйственно-финансовые риски. Основными, из которых являются снижение отдачи на вложенный капитал, потеря рыночной стоимости создаваемых активов, изменение срока окупаемости. Некоторые эксперты подвергают сомнению выигрыш в выходе на мировой рынок Свердловской области с помощью ОЭЗ и завоевание большого сегмента на российском рынке. Такие опасения экспертов основаны на негативном опыте создания ОЭЗ в Липецкой области, в которой доходы от деятельности производств в рамках особой экономической зоны занимают незначительную долю в ВРП.

Проанализированные проблемы являются основными, но не полными «ограничителями» потенциала развития ОЭЗ. В статье они более подробно представлены в таблице 3.

Таблица 3 Факторы экономического и экологического характера, ограничивающие потенциал развития ОЭЗ «Титановая долина»

№ п/п

Основные факторы

Экономического характера

1

Внешняя конкуренция на титановом рынке (влияние китайских производителей)

2

Природно-географические и климатические условия

3

Моноотраслевая структура экономики Свердловской области,

городов Верхняя Салда и Нижний Тагил

4

Внутренняя конкуренция (со стороны ранее созданных в России ОЭЗ ППТ*)

5

Транспорт и инфраструктура (недоступность для потенциальных резидентов и потребителей)

6

Демографическая безопасность

7

Диспропорции на рынке труда

Экологического характера

8

Техногенная нагрузка

9

Риски здоровью населения

*Особая экономическая зона промышленно-производственного типа

По уровню подготовленности к реализации проекта «Титановая долина» фактор 5 (табл. 3) имеет самую низкую степень готовности. Данный вывод следует, несмотря на наличие  объектов инфраструктуры в округе, однако их мощности уже сейчас используются на пределе. Поэтому для размещения производств в рамках рассматриваемой инвестиционной площадки, необходимо развитие дополнительных мощностей всех видов промышленной инфраструктуры, связывающей ключевые промышленные регионы Урала, для обеспечения доступа к поставщикам комплектующих и потенциальным рынкам сбыта.

К числу рисков создания ОЭЗ «Титановая долина» относится и «низкий уровень жизни населения». Плохие условия жизни, небольшие зарплаты (относительно мирового уровня) не дают возможности привлечь иностранных специалистов. В том числе из-за низких зарплат лишь малое число абитуриентов выбирают инженерные специальности и специальности, связанные с производством. Выходом из данной ситуации может служить организация целевого обучения по направлениям, необходимым предприятиям-резидентам. Подобное мероприятие позволит обеспечить предприятия-резиденты квалифицированными кадрами, обучение которых изначально будет направлено на получение специализированных знаний для предприятий, планируемых к размещению в ОЭЗ «Титановая долина».

Помимо финансовых рисков, при реализации проекта ОЭЗ «Титановая долина» имеют место экономические риски, связанные со структурой привлекаемых резидентов на территорию особой экономической зоны. С одной стороны, с помощью специальных условий, созданных в рамках ОЭЗ, область надеется привлечь крупных иностранных инвесторов и резидентов. С другой стороны, требуется обеспечить приток отечественных инвестиций и производств.

Привлечение отечественных инвесторов является обязательным, так как в случае, если подавляющее число производств будут иностранными, отечественные компании могут быть вытеснены с регионального потребительского рынка. Тем не менее, иностранные инвестиции являются необходимым элементом ОЭЗ и в краткосрочной перспективе приток иностранных резидентов должен обеспечить области прирост ВРП и развитие технологий. Однако в долгосрочной перспективе важно соблюдать баланс иностранных и отечественных производств, чтобы избежать риска потерь значительной доли потребительского рынка и не утратить стабильности в развитии Свердловской области.

В таблице 2 факторы 8 и 9 выделены в самостоятельную группу (экологические), так как являются наиболее приоритетными. Анализ эколого-экономической ситуации создания ОЭЗ «Титановая долина» свидетельствует о том, что города Верхняя Салда и Нижний Тагил («Государственный доклад по Свердловской области за 2010 г.») входят в число территорий с экологически неблагоприятной обстановкой. По данным того же доклада в атмосферном воздухе городов сохраняется повышенная концентрация фенола, формальдегида, бенз(а)пирена, аммиака. В Нижнем Тагиле 1093 га территории города занимают отвалы горнорудного металлургического производства. В санитарно-защитной зоне промышленных предприятий проживает свыше 7 000 семей. При этом территориально «Титановая долина» располагается в непосредственной близости к жилым районам города Верхняя Салда. По этой причине размещение в ОЭЗ производств с требованиями большой зоны отчуждения: фармакологические производства, химическая промышленность- вероятнее всего будет запрещено, хотя  область стимулирует развитие данных направлений и первоначально в проект закладывалась такая идея.

К настоящему времени территория Горнозаводского округа характеризуется уже накопленным негативным фоном, который даже при небольшой техногенной нагрузке будет отрицательно влиять на скорость изменения качества ОС. Поэтому при планировании размещения новых производств важно детально прорабатывать допустимый размер и состав потенциальных выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Значимость данного требования повышает экономический риск, связанный с неопределенностью качественного состава резидентов ОЭЗ.

Целью создания ОЭЗ «Титановая долина» является привлечение высокотехнологичных производств на территорию Свердловской области. Однако привлечение производителей высокотехнологичной продукции процесс долговременный, кропотливый и затратный, так как подобные резиденты нуждаются в инвестиционных площадках, уже обеспеченных полной промышленной инфраструктурой, включая энергетические сети. Высокотехнологичные производства почти всегда энергоемки, а это означает для области, испытывающей острую нехватку в электрической энергии, необходимость строительства дополнительных станций и энергетических сетей. Между тем, все энергетические производства, способные обеспечить необходимую мощность электроэнергии для промышленности, так или иначе экстенсивно используют ресурсы окружающей среды. Кроме АЭС, которые теоретически можно назвать наиболее экологически чистыми, но лишь в том случае, если обеспечена полная безопасность их функционирования, что в настоящее время практически невыполнимо. Поэтому ситуация с обеспечением инвестиционных площадок энергоресурсами неоднозначна.

Другой широко представленный тип резидентов - добывающие и обрабатывающие производства первых стадий переработки. Это производства, наиболее легко привлекаются на территорию особой экономической зоны. Но стратегия, связанная с их привлечением обладает множеством недостатков.

Во-первых, такие производства экстенсивно используют ресурсы окружающей среды. Из-за традиционно активной работы добывающих и «грязных» производств на территории Свердловской области, окружающая среда региона уже сильно загрязнена, а земельные ресурсы истощены. С учетом того, что предприятия не стремятся вкладывать дополнительные средства в восстановление земель и зеленого массива после завершения добычи и другой производственной деятельности, подобный вариант развития ОЭЗ можно характеризовать как  пессимистический.

Во-вторых, добывающие и перерабатывающие производства (первых стадий переработки) выпускают продукцию с малой долей добавленной стоимости. Таким образом, ресурсы Свердловской области будут использоваться крайне нерационально, снижая тем самым величину ВРП и эффективность создания ОЭЗ.

В-третьих, ведение таких типов производственной деятельности не в полной мере дает Свердловской области возможность развивать научно-технический потенциал. Тем более, что Россия до настоящего момента традиционно развивается «догоняя» Запад и западные технологии. Российские производства, для выпуска качественных товаров, все чаще используют иностранные разработки вместо проведения собственных научных изысканий. И чрезмерная доступность иностранных технологий может привести к замедлению научно-технического прогресса в России, поскольку отсутствует стимул к развитию собственных технологий, а это, в свою очередь, ставит Россию в очень зависимое и уязвимое положение перед иностранными компаниями и государствами.

В-четвертых, следствием действия на территории региона добывающих и так называемых «грязных» производств без применения дополнительных экологических стандартов приведет к возникновению экологического кризиса. Свердловская область уже сейчас находится по уровню экологической безопасности в тяжелом кризисном состоянии, поэтому любая дополнительная - даже относительно незначительная - техногенная нагрузка принесет еще больший экологический ущерб. В настоящее время тяжелая экологическая обстановка повышает неопределенность прогнозов социальных и эколого-экономических показателей даже на ближайшую перспективу. Последнее в значительной степени сказывается на поведении компаний, поскольку не сопутствует  устойчивому развитию.

Явная взаимосвязь экологической обстановки в регионе и динамики экономических показателей не содействует направлению средств инвесторов и резидентов в развитие региона, имеющего низкий рейтинг экологической безопасности. Особенно это касается иностранных инвесторов, так как в Европе экологическая безопасность играет ключевую роль в системе общей безопасности государства. Поэтому Свердловской области, для интеграции в мировую экономику через механизм ОЭЗ, важно повышать уровень экологической безопасности региона.

Анализ положительных и отрицательных последствий создания ОЭЗ «Титановая долина» дал возможность предложить конкретные организационные решения и мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности  пилотного  для  Свердловской  области  проекта:

1. Формирование системы «одного окна», как региональной меры поддержки и участия властей в работе с резидентами ОЭЗ.

Комфортная инвестиционная среда для потенциальных инвесторов имеет приоритетное значение в развитии особой экономической зоны, так как, несмотря на все налоговые и другие экономические льготы, инвесторы и резиденты не будут вкладывать финансовые средства в развитие промышленности на территории, которая не является «гостеприимной». Тем более, что сама процедура получения статуса резидента имеет довольно сложную схему и может негативно сказаться на решении резидента разместить производство на территории особой экономической зоны. Для этого необходимо разработать и реализовать систему «одного окна» оформления документов для получения соответствующего статуса. Принцип системы «одного окна» заключается в том, что «окно» является единым центром приема документов, необходимых для решения вопросов аренды недвижимости, выкупа земельных участков, учета недвижимого имущества и регистрации прав на него, выдачи разрешений на строительство, получения технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, система «одного окна» выступает в роли фактора, снижающего административные риски и продолжительность получения статуса резидента, обеспечивая удобный и простой способ сообщения между резидентом и другими субъектами экономической и властной структур.

2. Создание условий для формирования диверсифицированной структуры промышленности.

Цель мероприятия - привлечение инвесторов разных сфер деятельности, что в итоге повышает эффект от создания особой экономической зоны.

3. Обеспечение оптимальной структуры привлекаемых резидентов на территорию с целью диверсификации промышленности и организации здоровой конкурентной среды в регионе.

4.  Разработка дополнительных экологических стандартов и нормативов не только для предприятий-резидентов особой экономической зоны, но и для предприятий, которые давно ведут на территории Свердловской области производственную деятельность. 

5. Применение компенсационного механизма, позволяющего снижать платежи за загрязнение ОС на сумму инвестиций, направляемых в природоохранные мероприятия, и создание экологических фондов на территории ОЭЗ, средства которых будут направляться на охрану и оздоровление окружающей среды (рекультивация земель, создание «зеленых» насаждений, для разграничения промышленных площадок и населенных пунктов и др.).

Влияние рассматриваемых основных проблем, возникающих и/или усиливающихся при реализации ОЭЗ «Титановая долина», было учтено при разработке сценариев: пессимистического и оптимистического.

В оптимистическом сценарии (ресурсосберегающий по типу привлекаемых производств и структуре резидентов и обеспечивающий возможность опережающего финансирования строительства инфраструктуры) среднегодовые темпы прироста ВРП Свердловской области к 2015 г., с учетом планируемого вклада особой экономической зоны промышленно-производственного типа, составят более 10%.  Согласно  сценарию  средние

темпы прироста по Российской Федерации не превысят 7%. В оптимистический сценарий закладывалось привлечение традиционных производств в доле, не превышающей 30% от общего объема потенциальных резидентов, но при условии использования ими наилучших доступных технологий к 2013 году.

Осуществление пессимистического сценария (базового) предполагает соответствие следующим условиям:

1) наличие жестких бюджетных ограничений;

2) ограничение состава резидентов ОЭЗ для производств (не более 30% от общего объема привлекаемых резидентов), эксплуатирующих устаревшие технологии. Их допуск осуществляется при условии  инвестирования в мероприятия по охране ОС. В этой связи сценарий предусматривает рост инвестиций на охрану окружающей среды.

Среднегодовые темпы прироста ВРП Свердловской области по пессимистическому сценарию с учетом планируемого вклада особой экономической зоны промышленно-производственного типа составят 6 - 8%.

По предварительным оценкам ежегодные поступления в бюджетную систему Свердловской области от деятельности резидентов ОЭЗ составят более трех миллиардов рублей, что обеспечит возврат бюджетных инвестиций, вложенных в создание ОЭЗ, в течение первых 5 лет с момента начала функционирования ОЭЗ. Получаемые положительные экономические результаты, несмотря на множественность и сложность экологических проблем, свидетельствуют о том, что ОЭЗ является стратегически важным проектом для социально-экономического развития Свердловской области, обеспечивающим дополнительную занятость населения за счет вновь создаваемых качественных рабочих мест.

Создание особой экономической зоны на территории Свердловской области будет способствовать росту валового регионального продукта, росту экспорта и иностранных инвестиций. Дополнительным плюсом является и увеличение налоговых поступлений в бюджет от резидентов ОЭЗ.

Кроме того, создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа  имеет мультипликативный эффект, так как с развитием ОЭЗ будут активизироваться все формы хозяйственной деятельности: строительство, логистика, обрабатывающие производства, торгово-ярмарочная деятельность, гостиничный бизнес и др.

Создание особой экономической зоны будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, который, во-первых, будет связан с предприятиями-резидентами зоны технологическими цепочками, во-вторых, будет осуществлять обслуживающую деятельность. Появление новых производств  содействует росту совокупного платежеспособного спроса на территории Горнозаводского округа и развитию потребительского сектора (сектор услуг, сфера общественного питания, развлечений, розничная торговля и т.п.).

Очевидно, что важнейшим внешним эффектом создания ОЭЗ «Титановая долина» в городе Верхняя Салда станет диверсификация экономического комплекса муниципалитета. В настоящий момент город является монопрофильным поселением с единственным якорным предприятием - Корпорацией ВСМПО-Ависма. Корпорация обеспечивает почти 100% промышленного выпуска экономики города и порядка 90% занятости.

Создаваемая ОЭЗ «Титановая долина», при выходе функционирования на уровень целевых показателей, станет промышленным экономическим комплексом, сопоставимым по числу занятых с Корпорацией ВСМПО-Ависма. При этом планируемый объем выпуска продукции резидентами ОЭЗ предполагается значительно выше объема выпуска ВСМПО. Учитывая тот факт, что предприятия-резиденты зоны будут формироваться в разрезе различных отраслей и ориентироваться на разные рынки сбыта, создание ОЭЗ «Титановая долина» станет основным фактором диверсификации экономики Верхней Салды.

Важно подчеркнуть, что с формированием ОЭЗ появится возможность развития других территорий области, так как получаемые региональным бюджетом дополнительные налоговые доходы от резидентов зоны в виде налога на прибыль и налога на доходы физических лиц в последствии могут быть распределены в виде межбюджетных трансфертов депрессивным территориям Свердловской области.

По мнению экспертов, организация ОЭЗ в Горнозаводском округе повышает инвестиционную привлекательность Свердловской области, поскольку создает особый налоговый и таможенный режим и предоставляет инвесторам особые преференции. В итоге, получаемые положительные экономические выгоды, несмотря на множественность экологических проблем, в стратегическом плане проявляются как более веские, и принимаются в качестве важнейшего аргумента для обоснования  социально-экономического развития Свердловской области в направлении создания ОЭЗ.

Просмотров работы: 187