Анализ устойчивости эколого-экономического состояния Горнозаводского округа Свердловской области при создании особой экономической зоны на его территории - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Анализ устойчивости эколого-экономического состояния Горнозаводского округа Свердловской области при создании особой экономической зоны на его территории

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Ключевой задачей развития регионов России в настоящее время является повышение их инвестиционной привлекательности для российских и иностранных компаний. Особая роль в этом процессе отводится инвестициям, направленным в обрабатывающие производства, которые стимулируют рост выпуска товаров с высокой долей добавленной стоимостью.

Одним из важнейших инструментов повышения инвестиционной привлекательности территории является создание особой экономической зоны (ОЭЗ), которая в случае Уральского региона может служить катализатором для появления большого числа greenfield-проектов. Проектом создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа предусмотрено, что центральным звеном будут являться не столько налоговые преференции, сколько площадки с готовой инфраструктурой и механизм поддержки прямых иностранных инвестиций. Обычно, реализация проектов масштаба ОЭЗ сопровождается эффектами разнонаправленного характера. Так в Свердловской области уже на этапе внедрения проекта возникают социальные и эколого-экономические проблемы, которые носят противоречивый характер.

Создание в Свердловской области ОЭЗ позволит не только быстро преодолеть последствия мирового финансового кризиса, но и стать точкой роста областной экономики, позволяющей совершить качественные улучшения уровня социально-экономического положения Свердловской области.

Диверсифицированная промышленность территорий Свердловской области позволяет быть более адаптированной к инфраструктуре разных отраслей и привлекать инвесторов разных сфер деятельности. Однако привлечение промышленных производителей на территорию региона может снизить его экологическую безопасность.

Широко представленный тип резидентов - добывающие и обрабатывающие производства первых стадий переработки. Это производства, наиболее легко привлекаются на территорию особой экономической зоны. Но стратегия, связанная с их привлечением обладает множеством недостатков.

Во-первых, такие производства экстенсивно используют ресурсы окружающей среды. Из-за традиционно активной работы добывающих и «грязных» производств на территории Свердловской области, окружающая среда региона уже сильно загрязнена, а земельные ресурсы истощены. С учетом того, что предприятия не стремятся вкладывать дополнительные средства в восстановление земель и зеленого массива после завершения добычи и другой производственной деятельности, подобный вариант развития ОЭЗ можно характеризовать как  пессимистический.

Во-вторых, добывающие и перерабатывающие производства (первых стадий переработки) выпускают продукцию с малой долей добавленной стоимости. Таким образом, ресурсы Свердловской области будут использоваться крайне нерационально, снижая тем самым величину ВРП и эффективность создания ОЭЗ.

В-третьих, ведение таких типов производственной деятельности не в полной мере дает Свердловской области возможность развивать научно-технический потенциал. Тем более, что Россия до настоящего момента традиционно развивается «догоняя» Запад и западные технологии. Российские производства, для выпуска качественных товаров, все чаще используют иностранные разработки вместо проведения собственных научных изысканий. И чрезмерная доступность иностранных технологий может привести к замедлению научно-технического прогресса в России, поскольку отсутствует стимул к развитию собственных технологий, а это, в свою очередь, ставит Россию в очень зависимое и уязвимое положение перед иностранными компаниями и государствами.

В-четвертых, следствием действия на территории региона добывающих и так называемых «грязных» производств без применения дополнительных экологических стандартов приведет к возникновению экологического кризиса. Свердловская область уже сейчас находится по уровню экологической безопасности в тяжелом кризисном состоянии, поэтому любая дополнительная - даже относительно незначительная - техногенная нагрузка принесет еще больший экологический ущерб. В настоящее время тяжелая экологическая обстановка повышает неопределенность прогнозов социальных и эколого-экономических показателей даже на ближайшую перспективу. Последнее в значительной степени сказывается на поведении компаний, поскольку не сопутствует  устойчивому развитию.

Явная взаимосвязь экологической обстановки в регионе и динамики экономических показателей не содействует направлению средств инвесторов и резидентов в развитие региона, имеющего низкий рейтинг экологической безопасности. Особенно это касается иностранных инвесторов, так как в Европе экологическая безопасность играет ключевую роль в системе общей безопасности государства. Поэтому Свердловской области, для интеграции в мировую экономику через механизм ОЭЗ, важно повышать уровень экологической безопасности региона.

Анализ положительных и отрицательных последствий создания ОЭЗ «Титановая долина» дал возможность предложить конкретные организационные решения и мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности  пилотного  для  Свердловской  области  проекта, которые представлены в основном тексте работы.

Несомненно, особые экономические зоны - это эффективный экономический инструмент, позволяющий повысить инвестиционный, инновационный и производственный потенциал региона. С другой стороны, процесс создания ОЭЗ достаточно рискован, и, чтобы обеспечить эффективное развитие ОЭЗ необходимо соблюдать ряд рекомендаций, которые были приведены в работе.

Для Свердловской области создание ОЭЗ является одной из потенциальных возможностей значительного увеличения притока инвестиций и решения задач улучшения социально-экономической ситуации в моногородах и региона в целом.

Организация ОЭЗ в Свердловской области позволит придать дополнительный мощный импульс освоению инновационных проектов в синергии с созданием дополнительных рабочих мест в различных сферах экономики Свердловской области.

Поскольку проект создания ОЭЗ в Свердловской области находится уже на стадии внедрения и в настоящее время идет активная работа по привлечению потенциальных резидентов, Министерству экономики необходимо разработать четкий план своих действий. В случае, если на территорию Свердловской области будут привлечены в основном не высокотехнологичные предприятия, то регион не получит поступательного развития.

Для повышения эффективности производственной деятельности, для обеспечения прироста ВРП и, как следствие, развитие производственной и внепроизводственной инфраструктуры в области, улучшение качества жизни населения, необходимо развивать, в первую очередь, научно-технические процессы. Приоритетное развитие высокотехнологичных производств и научно-технологических процессов позволит выйти региону на новый уровень, занять ведущее место не только по объему промышленных производств, но и по объемам высокотехнологичных производств.

Развитие высокотехнологичных отраслей даст толчок для развития нового уровня в инновациях - это так называемые «экоинновации». Потребность в экоинновациях постоянно возрастает в XXI веке, поскольку во всем Мире все острее наблюдаются не только экономические, но и экологические кризисы. Если вовремя не перейти на инновационные (в данном контексте - гораздо более экологически чистые) технологии, то человечество может столкнуться не только с экологическими кризисами, но с экологической катастрофой.

27 стр., 3 табл. в основном тексте.

Просмотров работы: 15