Актуальность исследования проблем противодействия религиозному экстремизму обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых необходимо выделить следующие:
Анализ проблемы противодействия экстремистской деятельности в сфере государственно - конфессиональных и межконфессиональных отношений позволяет сделать следующие выводы:
1. Экстремистская деятельность (экстремизм) - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по его социальной, расовой, национальной, религиозной либо языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме, соединенные с насилием или угрозы его применения.
Выделяют такие виды экстремизма как:
2. По противодействию экстремистской деятельности принято множество нормативно-правовых актов как на международном уровне, так и в отдельных странах:
Рассматривая зарубежный опыт борьбы с экстремизмом можно отметить, что Германии с середины 80-х годов существуют специальные поправки к Конституции, запрещающие любую деятельность экстремистских организаций. В Основном Законе Федеративной Республики Германии так же подчеркивается, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам вероисповедания, религиозных или политических взглядов; свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения неприкосновенны; государство гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идей взаимопонимания между народами.
В США борьба с различными проявлениями экстремизма объявлена одной из важнейших задач обеспечения внутренней безопасности государства.
В свою очередь, в Италии запрещено создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной или религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и содействующих им лиц, а также уголовная ответственность за демонстрацию в общественных местах и на митингах запрещенных эмблем и символов.
Законы Индии запрещают оскорбления по религиозному или национальному признаку против какого-либо класса на том основании, что они являются членами религиозной группы или касты, или общины. В Индии существуют 5 уголовных законов, предусматривающих наказание до 5 лет тюремного заключения за умышленное разжигание межобщинной ненависти.
В Российской Федерации существует система законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности:
После принятия ФЗ «О противодействии Экстремистской деятельности», в УК РФ были внесены изменения: ст.282 и ст. 282, т.е. «Организация экстремистского сообщества» и «Организация деятельности экстремистской организации» соответственно.
3. Главным очагом распространения фундаменталистских идей в виде ваххабизма на Северном Кавказе на рубеже 80-90-х годов стал Дагестан.
Современная ситуация такова, что там, где есть мусульманское население, ваххабиты создают подпольную сеть, которая управляется и существует за счет средств, поступающих из-за рубежа. Их позиции присутствуют не только в республиках Северного Кавказа, но и в Ставропольском крае, Астраханской и Волгоградской областях, в Москве и других крупных городах РФ. Практически во всех регионах европейской части России, где компактно проживают мусульмане, - Татарстане, Башкортостане, Поволжье, Мордовии, Нижегородской и других областях, есть предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций. А.А. Ярлыкапов справедливо утверждает, что «не стоит игнорировать такую характерную черту сегодняшнего ваххабизма, как прозелитизм: нет никакого сомнения, что новообращенные и дальше будут распространять свое учение, тем более, что росту численности ваххабитов-исламистов способствует факт получения щедрых денежных пособий вступающему в их ряды».
Как показывают события последних лет, религиозно-политические экстремисты перешли от практики открытого противостояния к тактике совершения террористических акций против представителей государственных органов, работников правоохранительных органов, мирного населения с целью подрыва общественной безопасности и стабильности не только дагестанского, но и северокавказского общества.
В результате террористических актов в Дагестане за последние годы погибли министры по национальной политике, информации и внешним связям РД Магомедсалих Гусаев и Загир Арухов, заместитель министра внутренних дел, генерал-майор милиции Магомед Омаров, политолог Загид Варисов, министр внутренних дел РД Адильгерей Магомедтагиров и др. По данным правоохранительных органов, в Дагестане за последние годы погибли около 300 сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск.
Можно выделить ряд особенностей, влияющих на предупреждение и борьбу с экстремизмом и терроризмом в Республике Дагестан. К ним, в настоящее время, относятся следующие: 1) борьба с преступностью экстремистской и террористической направленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления;2) отсутствие совместной работы по предупреждению преступных посягательств, разрушению международных и межрегиональных связей преступных группировок, и как следствие, ликвидации экстремистских и террористических организаций;3) еще не создан совместный и полноценный информационный банк данных обо всех ранее совершенных экстремистскими и террористическими группами преступлениях и участниках этих групп;4) негативно сказывается ведомственная разобщенность в вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом. В результате искажается достоверность статистической информации, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию следственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией;5) вне поля зрения остаются многие ранее отбывшие наказание за совершение преступлений экстремистского и террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске; 6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов внутренних дел по местам жительства предполагаемых членов экстремистских и террористических группировок, оказываются безрезультатными. По некоторым уголовным делам была замечена утечка информации о готовящихся следственно-оперативных мероприятиях.
В связи с сохраняющейся угрозой со стороны приверженцев религиозно-экстремистского течения - ваххабизма, безопасности конституционному строю республики, вопросы борьбы с экстремизмом и терроризмом, остаются приоритетными в деятельности республиканских и муниципальных органов власти и управления, правоохранительных органов.
Поэтому одной из главных задач является повышение эффективности идеологического противодействия экстремизму и терроризму. Принято Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 января 2009 года № 18 «Комплексная программа по противодействию религиозно-политическому экстремизму в Республике Дагестан на 2009-2011 годы». В ней предусмотрено большое количество мероприятий по информационно-идеологическому противодействию религиозно-политическому экстремизму. В частности, проведение республиканского ежегодного конкурса на лучший сценарий документального фильма, посвященный противодействию экстремизму, учреждение грантов Правительства РД для СМИ за подготовку публицистических статей и видеороликов по противодействию религиозно-политическому экстремизму, создание на телевизионных каналах (ФГУП ВГТРК «Дагестан», РГВК «Дагестан») специальных программ, в целях регулярного проведения информационно-разъяснительной работы по противодействию экстремизму, освещению актуальных проблем государственно-конфессиональных отношений, организация цикла тематических передач на телевидении, направленных на информирование населения о безопасном поведении в экстремальных ситуациях, проведение республиканских конкурсов по профилактике экстремизма в подростковой молодежной среде, на издание публицистических материалов, посвященных противодействию религиозно-политическому экстремизму и др.
Однако имеющийся потенциал различных мер противодействия экстремизму, в том числе и правовых не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму.
Для сохранения стабильности в регионе и в стране в целом необходимо государственным органам, общественным и религиозным организациям Республики Дагестан создать программу комплексных мер, направленных на достижение этноконфессиональной толерантности, сохранение и укрепление этноконфессионального пространства Республики, мирного сосуществования и сотрудничества различных народов и конфессий в рамках единого территориального и религиозного пространства Дагестана, России, а также выработать основы региональной модели конфессиональной политики, учитывающей особенности региона.
4. В целом, в сфере государственно-конфессиональной политики в масштабах всего государства органы государственной и региональной властей должны стремиться: к политической консолидации российского общества, его духовному возрождению; сохранению и приумножению национально-культурных и духовных традиций народов Российской Федерации; расширению взаимовыгодного сотрудничества государства и религиозных объединений в деле решения социально значимых и государственных проблем; противодействию политическому экстремизму на религиозной почве, разжиганию межэтнической и межконфессиональной розни, разрушению национальных и духовных традиций; сохранению светского характера государства и его институтов и невмешательству государства во внутренние дела религиозных объединений.