СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования проблем противодействия религиозному экстремизму обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых необходимо выделить следующие:

  1. Экстремизм в начале третьего тысячелетия превратился в универсальный и мощный фактор деструктивного воздействия в мировой политике. Растет количество жертв, погибших или получивших ранения и увечья в результате террористических актов; постоянно увеличивается материальный ущерб от действий экстремистов. Мировой общественности книгами, кино- и видеофильмами зачастую прививается культура насилия, а иногда даже осуществляется пропаганда экстремистов, их действий и методов. Для определенной части населения земного шара экстремизм стал способом жизни, мышления и особой деятельности (включая мотивы и идеологические обоснования), а также средством реализации своих потребностей и интересов (включая вознаграждение за совершение террористических актов).
  2. Ввиду все возрастающей активизации действий экстремистских организаций как в России, так и в мире проблема противодействия экстремизму выдвигается в ряд важнейших направлений общегосударственной политики. Это обусловлено тем, что политика противодействия религиозному экстремизму по многим аспектам взаимосвязана с другими направлениями общегосударственной политики (экономической, социальной, национальной, государственно-конфессиональной, военной, в области образования и культуры и т.д.). Система противодействия экстремизму сегодня играет координирующую роль в деятельности практически всех государственных, политических и общественных институтов, направлена на обеспечение международной, национальной, государственной и общественной безопасности, сохранение жизни и здоровья граждан.
  3. Мировой опыт также свидетельствует о том, что эффективная борьба с религиозным экстремизмом возможна только при условии тесного взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Все больше к такому пониманию приходят и в Российской Федерации.
  4. Северный Кавказ продолжает оставаться основным очагом распространения религиозного экстремизма в России. Формируется своеобразный экстремистский интернационал, ставящий перед собой цель построения «чистого» исламского государства - единого кавказского халифата, что противоречит светским идеологиям. Религиозный экстремизм - фактор, препятствующий становлению и развитию институтов демократии, гражданского общества в нашей стране, прежде всего, в таких республиках как Дагестан, Карачаево-Черкесия, Чечня.

Анализ проблемы противодействия экстремистской деятельности в сфере государственно - конфессиональных и межконфессиональных  отношений позволяет сделать следующие выводы:

1. Экстремистская деятельность (экстремизм) - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по его социальной, расовой, национальной, религиозной либо языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме, соединенные с насилием или угрозы его применения.

Выделяют такие виды экстремизма как:

  • религиозный экстремизм - экстремизм, который проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве внутри одной конфессии (внутриконфессиональный и межконфессиональный экстремизм) и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий.
  • политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды.
  • религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

2. По противодействию экстремистской деятельности принято множество нормативно-правовых актов как на международном уровне, так и в отдельных странах:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. установлено, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.) предписывает государствам принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений.

Рассматривая зарубежный опыт борьбы с экстремизмом можно отметить, что  Германии с середины 80-х годов существуют специальные поправки к Конституции, запрещающие любую деятельность экстремистских организаций. В Основном Законе Федеративной Республики Германии так же подчеркивается, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам вероисповедания, религиозных или политических взглядов; свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения неприкосновенны; государство гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идей взаимопонимания между народами.

 В США борьба с различными проявлениями экстремизма объявлена одной из важнейших задач обеспечения внутренней безопасности государства.

В свою очередь, в Италии запрещено создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной или религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и содействующих им лиц, а также уголовная ответственность за демонстрацию в общественных местах и на митингах запрещенных эмблем и символов.

  Законы Индии запрещают оскорбления по религиозному или национальному признаку против какого-либо класса на том основании, что они являются членами религиозной группы или касты, или общины. В Индии существуют 5 уголовных законов, предусматривающих наказание до 5 лет тюремного заключения за умышленное разжигание межобщинной ненависти.

В Российской Федерации существует  система законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», анализ которого позволяет выявить некоторые недостатки: существующее определение экстремизма представляет собой простое перечисление составов преступлений, а не конкретное научно-разработанное определение понятия «экстремизм»; недостаточно четко разграничены экстремистская и террористическая деятельность; отсутствие перечня субъектов противодействия экстремистской деятельности и разграничение их компетенции в данной сфере.

После принятия ФЗ «О противодействии Экстремистской деятельности», в УК РФ были внесены изменения: ст.282 и ст. 282, т.е. «Организация экстремистского сообщества» и «Организация деятельности экстремистской организации» соответственно.

  • ФЗ от 19 мая 1995 №82 «Об общественных объединениях» общественному объединению может быть отказано в государственной регистрации, если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, а при нарушении этих требований деятельность общественного объединения может быть приостановлена по решению суда, либо она может быть ликвидирована по решению суда.
  • ФЗ от 11.07.2001г. «О политических партиях» закрепляет запрет использовать символы и наименование политической партии, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства. При нарушении этого требования политической партии может быть отказано, а государственной регистрации.
  • ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» внес изменения в ст. 4 и 16 Закона «О средствах массовой информации». В новой редакции ст. 4 появилась строка: «Не допускается использование средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности.

3. Главным очагом распространения фундаменталистских идей в виде ваххабизма на Северном Кавказе на рубеже 80-90-х годов стал Дагестан.

Современная ситуация такова, что там, где есть мусульманское население, ваххабиты создают подпольную сеть, которая управляется и существует за счет средств, поступающих из-за рубежа. Их позиции присутствуют не только в республиках Северного Кавказа, но и в Ставропольском крае, Астраханской и Волгоградской областях, в Москве и других крупных городах РФ. Практически во всех регионах европейской части России, где компактно проживают мусульмане, - Татарстане, Башкортостане, Поволжье, Мордовии, Нижегородской и других областях, есть предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций. А.А. Ярлыкапов справедливо утверждает, что «не стоит игнорировать такую характерную черту сегодняшнего ваххабизма, как прозелитизм: нет никакого сомнения, что новообращенные и дальше будут распространять свое учение, тем более, что росту численности ваххабитов-исламистов способствует факт получения щедрых денежных пособий вступающему в их ряды».

Как показывают события последних лет, религиозно-политические экстремисты перешли от практики открытого противостояния к тактике совершения террористических акций против представителей государственных органов, работников правоохранительных органов, мирного населения с целью подрыва общественной безопасности и стабильности не только дагестанского, но и северокавказского общества.

В результате террористических актов в Дагестане за последние годы погибли министры по национальной политике, информации и внешним связям РД Магомедсалих Гусаев и Загир Арухов, заместитель министра внутренних дел, генерал-майор милиции Магомед Омаров, политолог Загид Варисов, министр внутренних дел РД Адильгерей Магомедтагиров и др.  По данным правоохранительных органов, в Дагестане за последние  годы погибли около 300 сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск.

Можно выделить ряд особенностей, влияющих на предупреж­дение и борьбу с экстремизмом и терроризмом в Республике Дагестан. К ним, в настоящее время, относятся следующие: 1) борьба с преступностью экстремистской и террористической направ­ленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные пре­ступления;2) отсутствие совместной работы по предупреждению преступных пося­гательств, разрушению международных и межрегиональных связей преступ­ных группировок, и как следствие, ликвидации экстремистских и террори­стических организаций;3)  еще не создан совместный и полноценный инфор­мационный банк данных обо всех ранее совершенных экстремистскими и террористическими группами преступлениях и участниках этих групп;4) негативно сказывается ведомственная разобщенность в вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом. В ре­зультате искажается достоверность статистической информации, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию след­ственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией;5) вне поля зрения остаются многие ранее отбывшие наказание за совер­шение преступлений экстремистского и террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске; 6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов внут­ренних дел по местам жительства предполагаемых членов экстремистских и террористических группировок, оказываются безрезультатными. По некото­рым уголовным делам была замечена утечка информации о готовящихся следственно-оперативных мероприятиях.

В связи с сохраняющейся угрозой со стороны приверженцев религиоз­но-экстремистского течения - ваххабизма, безопасности конституционному строю республики, вопросы борьбы с экстремизмом и терроризмом, остаются приоритетными в деятельности республиканских и муниципальных органов власти и управления, правоохранительных органов.

Поэтому  одной из главных задач является повышение эффективности идеологического противодей­ствия экстремизму и терроризму. Принято Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 января 2009 года № 18 «Комплексная программа по противодействию религиозно-политическому экстремизму в Республике Дагестан на 2009-2011 годы». В ней предусмотрено большое количество мероприятий по информационно-идеологическому противодействию религиозно-политическому экстремизму. В частности, проведение республиканского ежегодного конкурса на лучший сценарий документального фильма, посвященный противодействию экстре­мизму, учреждение грантов Правительства РД для СМИ за подготовку пуб­лицистических статей и видеороликов по противодействию религиозно-политическому экстремизму, создание на телевизионных каналах (ФГУП ВГТРК «Дагестан», РГВК «Дагестан») специальных программ, в целях регу­лярного проведения информационно-разъяснительной работы по противо­действию экстремизму, освещению актуальных проблем государственно-конфессиональных отношений, организация цикла тематических передач на телевидении, направленных на информирование населения о безопасном поведении в экстремальных ситуациях, проведение республиканских конкур­сов по профилактике экстремизма в подростковой молодежной среде, на издание публицистических материалов, посвященных противодействию религиозно-политическому экстремизму и др.

Однако имеющийся потенциал различных мер противодействия экстремизму,  в том числе и правовых  не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму.

Для сохранения стабильности в регионе и в стране в целом необходимо государственным органам, общественным и религиозным организациям Республики Дагестан создать программу комплексных мер, направленных на достижение этноконфессиональной толерантности, сохранение и укрепление этноконфессионального пространства Республики, мирного сосуществования и сотрудничества различных народов и конфессий в рамках единого территориального и религиозного пространства Дагестана, России, а также выработать основы региональной модели конфессиональной политики, учитывающей особенности региона.

4. В целом, в сфере государственно-конфессиональной политики в масштабах всего государства органы государственной и региональной властей должны стремиться: к политической консолидации российского общества, его духовному возрождению; сохранению и приумножению национально-культурных и духовных традиций народов Российской Федерации; расширению взаимовыгодного сотрудничества государства и религиозных объединений в деле решения социально значимых и государственных проблем; противодействию политическому экстремизму на религиозной почве, разжиганию межэтнической и межконфессиональной розни, разрушению национальных и духовных традиций; сохранению светского характера государства и его институтов и невмешательству государства во внутренние дела религиозных объединений.

Просмотров работы: 237