ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ТЕОРИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ТЕОРИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Юридические лица в современный период являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений в нашей стране возрастает тенденция к появлению все большего числа юридических лиц, ведущих активную хозяйственную деятельность. Изменения, произошедшие в последнее время в области законодательного урегулирования создания, деятельности и прекращения юридических лиц, адекватно отвечают современным потребностям общества, но, в то же время, многие вопросы, имеющие важное значение для регулирования отношений по созданию, функционирования, прекращения, ответственности юридических лиц остались за рамками законодательного урегулирования и недостаточно изученными современной цивилистикой.

Переход к рыночной экономике, демократизация государственной и общественной жизни в числе важнейших проблем обеспечения закрепления предусмотренной Конституцией РФ свободы экономической деятельности и единства экономического пространства предусматривают необходимость наиболее полного правового регулирования несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления субъектов гражданского оборота, и, в первую очередь юридических лиц.

Решение задачи восстановления платежеспособности юридических лиц является одной из первостепенных в условиях становления рыночных отношений, стабилизации экономики российского государства. Именно от успешности и рентабельности юридических лиц, особенно в сфере промышленности, производства товаров и услуг, во многом зависит дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса, положительная динамика социально-экономического развития страны, уровень материального состояния наших граждан.

Неплатежеспособность предприятий, особенно промышленных, являющихся основным поставщиком государственных налогов, оказывает негативное влияние на государственные финансы, блокирует многие попытки реформ отечественного производства, тормозит технологический и экономический прогресс. С прекращением деятельности многих предприятий связан и уровень безработицы в стране.

Четкое и эффективное функционирование юридических лиц, как свидетельствует весь мировой опыт хозяйствования, напрямую зависит от столь же четкого и развернутого законодательного оформления их деятельности. Действующее гражданское законодательство далеко не всегда отражает объективные и очевидные требования развивающегося рынка. Не решенными на сегодня остаются многие вопросы, связанные с прекращением и реанимацией субъектов хозяйствования, в частности относительно обеспечения упрощения и прозрачности процедуры банкротства, уменьшения количества злоупотреблений с имуществом во время прекращения субъектов хозяйствования, снижения административных барьеров и т.д.

Существующая арбитражная практика финансового оздоровления предприятий еще не стала эффективным рыночным инструментом. Поэтому производственные организации, находящиеся в процедурах банкротства, необходимо вооружить комплексной методологией и методикой восстановления платежеспособности и достижения долгосрочной финансовой устойчивости. Кроме того, в настоящее время не наработано достаточно практики применения норм нового законодательства о несостоятельности, что вызывает определенные сложности в его применении. Несмотря на то, что многие вопросы, касающиеся как общей процедуры ликвидации субъектов хозяйствования, понятийный аппарат института банкротства требуют дальнейшей научной и практической разработки, нельзя не признать факта динамичного и очевидного совершенствования развернутой регламентации создания, функционирования и прекращения деятельности юридического лица.

Большое значение для правильного применения норм законодательства о банкротстве имеет понятие и признаки банкротства.

Легальное понятие банкротства содержится в ст.2 Закона, где несостоятельность (банкротство) определяется, как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [3, ст.2].

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» по-новому, путем указания на существенные черты, определил понятие несостоятельности. Из определения исчезла несвойственная для него характеристика экономического положения должника, как неудовлетворительная структура баланса.

Рассматривая понятие банкротства, стоит обратить внимание на тот факт, что закон, в отличие от традиционного подхода, принятого в гражданском праве к определению понятия должника, более узко подходит к его пониманию, подразумевая под ним сторону, должную уплатить кредитору только лишь денежную сумму, тогда как статья 307 Гражданского Кодекса говорит, что должником является - сторона, обязанная совершить определенные действия по требованию кредитора, как-то - передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму и т.п. С другой стороны, закон, не ограничивается только гражданско-правовыми обязательствами, имея в виду также публично-правовую обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей.

При этом под денежным обязательством понимается - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию. Следует обратить внимание на то, что неисполнение должником обязательства передать товар, выполнить работу, оказать услуги не дает кредитору оснований воспользоваться процедурами данного Закона. Такая возможность у кредитора может появиться лишь в случае удовлетворения его требования о возмещении убытков в связи с указанным неисполнением.

Под обязательными платежами понимаются - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Понятие банкротства не охватывается определением, данным в ст. 2 Закона. Так, основанием для признания должника банкротом является не просто установленная судом «неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов», а совокупность нескольких условий. Неспособность должника устанавливается по отношению не ко всем кредиторам, а лишь к кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, и с учетом не всей суммы задолженности, а исчисленной в соответствии с Законом [1, С.54].

Действующий Закон, как и предыдущие редакции, рассматривают понятия «банкротство» и «несостоятельность» как синонимы. Между тем, в последнее время в юридической литературе звучат предложения дифференцировать понятия «банкротство» и «несостоятельность» [2,С.21]. Последнее связано с тем, что в дореволюционном русском праве и теории банкротство определялось как частное понятие несостоятельности и характеризовалось умыслом на причинение вреда другим участникам хозяйственного оборота. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что «под банкротством следует понимать неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества» [4,С.151].

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и позициями, изложенными в специальной литературе, под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования, а также выполнить обязательства перед бюджетом.

Согласно статьи 65 Гражданского Кодекса РФ банкротом может быть признано юридическое лицо, коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда.

Признаки банкротства юридического лица, указанны в статье 3 Закона о несостоятельности. Так, юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В качестве основного признака банкротства законодатель избрал критерий «неплатежеспособности», определяемой как прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.

Следует обратить внимание, что под текущими платежами, в статье 5 Закона понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

При определении размера денежных обязательств принимается во внимание только задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. В то же время на всех стадиях дела о несостоятельности вплоть до конкурсного производства не учитываются обязательства, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением должником принятых на себя обязательств (неустойка (штрафы, пени) и убытки). Аналогичный подход отмечается и к мерам, финансовой ответственности, подлежащих применению за несвоевременное перечисление налоговых и других обязательных платежей. До принятия нового закона о банкротстве этот вопрос не был четко урегулирован в законодательстве, хотя арбитражные суды при рассмотрении дел придерживались именно такой практики.

Требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Тем не менее, такой подход к определению признаков банкротства не мешает кредиторам взыскать с должника в конкурсном производстве понесенные убытки и неустойку, а также финансовые санкции, но стоит помнить, что данные требования в соответствии со ст. 111 закона будут удовлетворены только в пятую очередь, после полного погашения всех остальных требований.

Одновременно, п.1 ст. 91 закона предусматривает, что с момента признания должника банкротом и открытия конкурсного производства прекращается начисление неустойки (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность.

Наличие в правовой системе государства института банкротства имеет большое значение, как для права, так и для экономики, так как его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять прибыльную деятельность, а также на восстановление финансового состояния лиц, испытывающих временные финансовые сложности.

Институт банкротства (несостоятельности) является одним из важнейших элементов, позволяющих рыночно организованной экономике функционировать эффективно и стабильно. Институт банкротства необходим, прежде всего, для оздоровления рынка, так как из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), а также этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных лиц.

Литература

  1. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. Залесского В.В. - М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2003 г.
  2. Ткачев В.Н. Термины «банкротство» и «несостоятельность»: сущность и соотношение // Адвокат. - №3. - март 2003 г.
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 06.12.2011) //"Российская газета", N 209-210, 02.11.2002
  4. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. - М. - 1912.
Просмотров работы: 13