ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В ст.15 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. говорится, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или право изменить свое гражданство[1].

Согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство  относится к  числу основ конституционного строя. Объясняется это непосредственной связью гражданства и государственности, гражданства и суверенитета[3]. Гражданство -неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Главное в логическом основании института гражданства заключается в том, что посредством этого института происходит придание государству как субъекту права юридически значимых очертаний не только в области его суверенных полномочий и его территории, но и тех физических лиц, которые "составляют" государство[7,С.3]. Институт  гражданства одновременно связан с правами и свободами человека и гражданина, а также с суверенитетом государства. Особенность института гражданства Российской Федерации связана с  государственным устройством. Федеративное государственное устройство России проявляется в совмещении общефедерального гражданства и гражданства республик в ее составе.  При этом республиканское гражданство при отсутствии упоминания о нем в Конституции Российской Федерации и в действующем законодательстве  о гражданстве не имеет правовой основы и противоречит федеральному законодательству. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"[5], а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Институт гражданства является достаточно стабильным в плане законодательного урегулирования. В то же время принятие Закона о гражданстве Российской Федерации от 1 июля 2002 г. и изменений к нему в последующем, свидетельствует о том, что процесс формирования института гражданства в  РФ  еще не завершен.  А имплементация международных норм в российское национальное законодательство  и  последствия распада СССР, изменяющаяся политическая, социальная, экономическая ситуация, в том числе и в рамках международных отношений, порождают некоторые проблемы правоприменения и требует разъяснения отдельных положений института гражданства в РФ. Нет единства  мнений по отдельным аспектам   данной темы и в специальной литературе.

 Гражданство является одной из форм взаимодействия лица и государства, выражающейся в наличии правовых, государственных связях между ними. Н.В. Витрук по этому поводу  указывает: "Постоянное проживание на территории государства - наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически институтом гражданства. Существование гражданства вытекает из государственной организации общества и не определяется законом о гражданстве, а лишь находит в нем юридическое закрепление"[2, С.37].

Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель взаимоотношений государства и личности, главное условие, которого необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Распадом Советского Союза послужил причиной становления российского гражданства. При этом демократизация политического режима повлияла на сущность и содержание российского гражданства, а прекращение советского гражданства придало ему новую форму. Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое  граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств.  Бывшие союзные государства далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому началось массовое переселение русского населения обратно в Россию. Миграционным процессам  способствовали,  и  межнациональные конфликты как   на постсоветском пространстве , так и  в различных регионах самой России.

Принятие действующего Федерального закона осуществлялось в новых  политических и экономических условиях, позволивших впервые сформировать основы демократической правовой российской государственности и закрепить в этом Законе положения о гражданстве, отвечающие международным правовым нормам.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства, лицами не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

 Статьей 11 закона о гражданстве устанавливаются основания приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В действующей редакции  уже нет такого основания как  «признания гражданства». Тем не менее, в настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), причем в течение одного года после этого дня всем было предоставлено право заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.  Имеющая место проблема для лиц, проживающих без регистрации, в настоящее время решается путем установления юридического факта проживания граждан  на территории РФ и соответственно за ними в установленном порядке признается гражданство РФ.

Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории России или если хотя бы один из родителей был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России. Каждому гражданину бывшего СССР была дана возможность приобрести российское гражданство практически в уведомительном порядке

 Эти простые демократические нормы сразу определили гражданское состояние подавляющего большинства населения Российской Федерации. При этом российское гражданство было признано и за лицами, которые родились на тех территориях Российской Федерации, которые впоследствии были переданы другим союзным республикам, а ныне принадлежат соответствующим независимым государствам.

Приобретение гражданства в силу рождения ("филиация") не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются "право крови" и "право почвы". Так называемый принцип "права крови" признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет.

 Для приобретения гражданства  по такому основанию, как в результате приема в гражданство, осуществляемого Президентом Российской Федерации, необходимо подать  личное ходатайство. О приеме в гражданство ("натурализации") может ходатайствовать без всякой дискриминации любое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста. Однако для приема в государство иностранца или лица без гражданства необходимо его постоянное проживание на территории России в течение 5 лет или 3 лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, а для беженцев - вдвое меньше.

 Закон допускает облегченный прием в российское гражданство (т. е. без соблюдения сроков оседлости) для тех, кто в прошлом состоял в гражданстве СССР, при усыновлении ребенка, являющегося гражданином России, для выдающихся деятелей в области науки, техники и культуры или обладающих профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, при наличии заслуг перед народами России и в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, при получении убежища на территории России.

На восстановление гражданства, которое осуществляется в порядке регистрации, имеют право лица, которые по каким- то причинам его утратили. Это лица, у которых гражданство прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства, а также те, у кого российское гражданство прекращено в связи с изменением гражданства родителей (они могут восстановить гражданство Российской Федерации в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста).

ФЗ РФ от 2002 г. «О гражданстве РФ» допускает (ст. 14) приобретение гражданства России в упрощенном порядке. Этого понятия не содержала   предыдущая   редакция Закона   от   1991   г.   Но   прежде   всего,  необходимо понять, что же это такое - «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Редакция 1991 г. Закона «О гражданстве РФ» содержала регистрационный порядок приобретения гражданства РФ (ст. 18). Это означало, что при определенных условиях лицу достаточно было подать за явление в соответствующие органы (на территории РФ - в МВД, а вне  ее - в МИД). В компетенцию органов МВД и МИД входила только проверка соответствия заявлений положениям статьи 18 «о приобретении гражданства РФ в порядке регистрации». Если условия статьи 18 были выполнены, приобретение заявителем гражданства РФ регистрировалось, и ему выдавался паспорт. Процедура не требовала обращения к Президенту РФ, который предоставил бы гражданство России    своим   Указом,    как  это  делалось    и  делается   при   приеме    в  гражданство РФ в общем порядке [4,С.10].

Основной льготой для тех, кто получил право приобретения гражданства   РФ   в   упрощенном   порядке   является   отсутствие   требования о   пятилетнем     проживании      на  территории     РФ   «со  дня   получения вида   на   жительство   и   до   дня   обращения   с   заявлениями   о   приеме   в гражданство».

Двойное гражданство возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.  Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62).  Например, Федеральным законом от 15.12.1996 N 152-ФЗ был ратифицирован  договор о  признании двойного гражданства с  Республикой Таджикистан[6]. Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если международного договора с соответствующим государством у Российской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства. Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права

Следует отметить, что в Законе «О гражданстве» 1991 г. лица,  состоящие в браке с гражданами РФ, могли приобрести российское  гражданство в заявительном порядке. В редакции ФЗ РФ «О гражданстве» супруги граждан РФ, состоящие в браке не менее трех лет, могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке без пятилетнего срока проживания (п. 2 ст. 14). Это значит, что теперь, в общем случае супруг или супруга российского гражданина должны ожидать возможности получения гражданства три года.

Согласно статье 17 закона о гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека"(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// "Российская газета", 05.04.1995
  2. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979.
  3. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445
  4. Приобретение гражданства РФ и легализация иностранных граждан в России. Материалы восемнадцатого семинара, проведенного в рамках программы «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал» М. «Р.Валент», 2005
  5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"(в ред. от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ)// Российская газета" от 5 июня 2002 г. N 100
  6. Федеральный закон от 15.12.1996 N 152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства"//Российская газета. 1996. 18 декабря
  7. Хомина И.С. Институт гражданства Российской Федерации: Теоретические и практические вопросы. Дисс.. к.ю.н. М., 2004.
Просмотров работы: 7