ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМА В ВУЗЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМА В ВУЗЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Всеобщая декларация прав человека декларирует  право каждого на образование, подчеркивая   важность одинаковой  доступности высшего образования для всех на основе способностей каждого[1,ст.26].  Это право получило свое законодательное закрепление в Конституции Российской Федерации. Государство, гарантируя гражданам высшее образование,  провозглашает, что: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [2,ст.43]. Однако, для  российского законодательства характерны отступление от  конституционного принципа равноправия. Не обошли исключения  и сферу образования, где также установлены льготы и преимущества для определенных  категорий граждан. По данным Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки, в настоящее время льготами при поступлении в вузы пользуются 153 категории граждан РФ[3].   Статья  16 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" содержит перечень из 19 групп  лиц, имеющих право на поступление вне конкурса,  преимущественное право на  поступление и  поступление без вступительных испытаний. В этой связи следует вспомнить еще и  лиц, поступающих   по целевому приему и  негласные преимущества, которые устанавливают отдельные вузы для  тех абитуриентов, кто  не нуждается в  общежитии и тех, кому оно требуется и т.д.

Не слишком ли много  субъектов наделено преимуществами,  при гарантированном  Основным Законом  Государства, равенстве прав?  Безусловно, особые заслуги, достижения  в определенной сфере должны поощряться и стимулироваться предоставлением льгот отдельным гражданам. Нельзя оставить без внимания и  социально-незащищенную часть  населения. В тоже время, столь широкий перечень льготников не может быть оправдан и требует своей корректировки.

Федеральный закон Российской Федерации от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ внес  определенные изменения в правила приема в вузы, оставив  льготникам только один шанс воспользоваться своим правом при  подаче документом единовременно в несколько вузов. Согласно новым правилам приема, количество мест для целевиков на каждое направление подготовки не должно превышать 15% от общего числа первокурсников.

Но исправит ли это ситуацию при таком огромном  перечне льготников?   И справедливо ли то, что  среди целивиков, не редко оказываются лица,  сумма баллов которых едва превышает или равняется минимальному порогу. Чем, интересно руководствуются организации, направляемые  таких абитуриентов на учебу и  оплачивая обучение  не особо  стремящихся к знаниям специалистов, заранее обрекая  на пополнение своего кадрового состава такого рода «профессионалами»?

 Существующее ныне положение заставляет задуматься о тех коррупционных факторах-лазейках, которые  продолжают присутствовать в правовых нормах, регламентирующих   отношения в сфере образования.   Может быть,  стоит  установить фиксированное количество бюджетных мест, так называемых квот для всех лиц, которым закон предоставляет льготы и преимущества при поступлении и предусмотреть порядок их поступлений отдельно от  абитуриентов, не пользующихся такими преимуществами?  Это даст возможность льготникам  исходя из количества поданных заявлений, объективно оценить свои возможности на поступление и не упустить свой единственный шанс.  Одновременно такой порядок уравняет в правах с ними и других лиц, поступающих на общих основаниях. Стоит, наверное, задуматься и о сокращении круга лиц,  определенных законодателем как имеющих преимущества на  реализацию своего права на образование.

Условиями приема должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности[5,ст.11]. Критерием   для зачисления, должны  стать  знания и умения, а конституционное право на образование должно быть  обеспечено через  юридические гарантии его реализации и меры защиты.

Литература

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// "Российская газета", 05.04.1995
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
  3. Кто имеет льготы при поступлении?//Электронный ресурс. URL: http://moeobrazovanie.ru/lgoti_postup.html
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2011 N 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования"// "Российская газета", N 17, 27.01.2012
  5. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" //СЗ РФ, 1996, N 35, ст. 135
Просмотров работы: 1