Не слишком ли много субъектов наделено преимуществами, при гарантированном Основным Законом Государства, равенстве прав? Безусловно, особые заслуги, достижения в определенной сфере должны поощряться и стимулироваться предоставлением льгот отдельным гражданам. Нельзя оставить без внимания и социально-незащищенную часть населения. В тоже время, столь широкий перечень льготников не может быть оправдан и требует своей корректировки.
Федеральный закон Российской Федерации от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ внес определенные изменения в правила приема в вузы, оставив льготникам только один шанс воспользоваться своим правом при подаче документом единовременно в несколько вузов. Согласно новым правилам приема, количество мест для целевиков на каждое направление подготовки не должно превышать 15% от общего числа первокурсников.
Но исправит ли это ситуацию при таком огромном перечне льготников? И справедливо ли то, что среди целивиков, не редко оказываются лица, сумма баллов которых едва превышает или равняется минимальному порогу. Чем, интересно руководствуются организации, направляемые таких абитуриентов на учебу и оплачивая обучение не особо стремящихся к знаниям специалистов, заранее обрекая на пополнение своего кадрового состава такого рода «профессионалами»?
Существующее ныне положение заставляет задуматься о тех коррупционных факторах-лазейках, которые продолжают присутствовать в правовых нормах, регламентирующих отношения в сфере образования. Может быть, стоит установить фиксированное количество бюджетных мест, так называемых квот для всех лиц, которым закон предоставляет льготы и преимущества при поступлении и предусмотреть порядок их поступлений отдельно от абитуриентов, не пользующихся такими преимуществами? Это даст возможность льготникам исходя из количества поданных заявлений, объективно оценить свои возможности на поступление и не упустить свой единственный шанс. Одновременно такой порядок уравняет в правах с ними и других лиц, поступающих на общих основаниях. Стоит, наверное, задуматься и о сокращении круга лиц, определенных законодателем как имеющих преимущества на реализацию своего права на образование.
Условиями приема должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности[5,ст.11]. Критерием для зачисления, должны стать знания и умения, а конституционное право на образование должно быть обеспечено через юридические гарантии его реализации и меры защиты.
Литература