УСЛОВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ УСЫНОВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

УСЛОВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ УСЫНОВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Цивилизованное обще­ство признает человека наивысшей ценностью, и потому на лю­бом историческом этапе перед обществом стоит задача обеспе­чения прав и защиты интересов детей. В первую очередь необ­ходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня все социальные явления, связанные с детской бес­призорностью и безнадзорностью, попали в обозначенный Пре­зидентом РФ перечень угроз национальной безопасности. Наиболее благоприятным способом устройства таких детей является проживание в семье. В случае если несовершеннолетний, по каким либо причинам, остался без попечения родителей, то наиболее приоритетной формой его устройства для защиты прав и законных интересов, воспитания и содержания является усыновление. Усыновители не только безвозмездно осуществля­ют родительские обязанности, но и, что не менее важно, поддер­живают его духовно. Необходимость в общении - естественная потребность личности, и ее реализация в полной мере возможна лишь при проживании в семье, с теми людьми, кто близок в силу родства или иных личных отношений.

На сегодняшний день в Российской Федерации актуальность приобретает проблема усыновления детей - сирот, являющихся гражданами Российской Федерации, в частности, их усыновление иностранными гражданами. Несмотря на принимаемые меры, проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами является достаточно острой.

Усыновление в семейном праве рассматривается как один из наилучших из существующих способов устройства ребенка, обретающего родителей (одного из них), в семью. Причем для детей, попадающих в новую для них семью, находящих благодаря усыновлению новых родителей, на лицо устройство в прямом смысле слова. Для тех, у кого семья считается неполной, усыновление служит способом ее укрепления, превращения в полную, где есть и мать, и отец, проявляющие заботу о несовершеннолетнем.

Рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, бесплодных браков, увеличение количества разводов в семьях, где есть несовершеннолетние дети, естественно, влияет на статистические данные, касающиеся усыновления. А они показывают, что усыновление занимает далеко не второстепенное место среди мер по защите прав ребенка.

Ю.А. Королев утверждает, что основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления и при решении всех иных, более частных вопросов. Так, например, не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе, за исключением случаев, когда это соответствует интересам этих детей [8,С. 321].

По утверждению многих авторов научной литературы, усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. А.М. Нечаева отмечает, что ранее это сближение в основном происходило за счет приближения правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровнородственной семьи. В настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми все более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровнородственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоящее время, как уже отмечалось ранее, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое. С точки зрения социологии, усыновление также является одной их разновидностей социального отцовства или материнства. Однако, если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения ничем не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными. Безусловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не изменяет в отношениях между ними и ребенком. Однако если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей своими родителями. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи[7,С. 91].

Усыновление, - пишет Ю.А. Королев, - существует с глубокой древности, однако содержание его с течением времени изменялось. Постепенно происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении[8,С. 368].

Усыновление затрагивает интересы самого широкого круга лиц. Чтобы не допустить неоправданного нарушения их прав, Семейный кодекс Российской Федерации обязывает к соблюдению ряда условий усыновления.

К числу первого условия закон относит согласие родителей ребенка (ст. 129 СК РФ). Это требование связано с естественными правами родителей на своего ребенка, поскольку актом усыновления аннулируется правовая связь, возникшая в результате кровного родства[4,С. 71].

Согласие родителей на усыновление их ребенка другим лицом (супругами) можно рассматривать как одностороннее волеизъявление. Договора родителей с усыновителем здесь усмотреть нельзя, поскольку согласие на усыновление их ребенка не сопровождается какими-либо условиями. По общему правилу, согласие на усыновление должно быть получено от обоих родителей, записанных в свидетельстве о рождении ребенка, вне зависимости от их фактической связи с ребенком (раздельное проживание, наличие у одного из них семьи и т. п.).

Если родители ребенка не достигли 16-летнего возраста, их согласие на усыновление должно быть дополнено согласием их родителей или опекунов (попечителей). В случае отсутствия родителей или опекунов необходимо согласие органа опеки и попечительства. Важное значение для усыновления имеет форма согласия родителей. В абз. 2 п. 1 ст. 129 СК РФ предусмотрены обязательная письменная форма согласия (заявления родителей или каждого из родителей) и его нотариальное удостоверение. Заявление с согласием на усыновление может быть заверено у руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей; заявление вправе заверить органы опеки и попечительства по месту установления усыновления или по месту жительства родителей. Заявление о согласии на усыновление может быть выражено непосредственно в суде, оно должно найти отражение в решении суда[5,С. 149].

По материалам дел об усыновлении родители давали согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица, но только после рождения ребенка (пункт 3 статьи 129 СК РФ) [3,С. 83].

Из п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» следует, что если мать отказалась от ребенка после его рождения и выразила согласие на его усыновление, о чем имеется ее письменное заявление, нотариально удостоверенное или заверенное руководителем учреждения, в котором находился ребенок, либо органом опеки и попечительства по месту жительства матери, повторного выявления ее согласия на усыновление ребенка в связи с рассмотрением вопроса об усыновлении этого ребенка в судебном порядке не требуется. Однако в указанном случае суду необходимо проверить, не отозвано ли согласие матери на усыновление ребенка на момент рассмотрения дела в суде (пункт 2 статьи 129 СК РФ).

В п. 2 ст. 129 СК РФ установлен момент, после которого давшие согласие на усыновление родители уже не могут его отозвать. Согласию родителей на усыновление законодатель придает характер одностороннего волеизъявления до момента удаления суда в совещательную комнату для вынесения решения по делу об установлении усыновления.

В п. 3 ст. 129 Семейного кодекса РФ предусматривается два вида согласия родителей ребенка на его усыновление: конкретное и абстрактное. Первый вид - согласие родителей, данное на усыновление их ребенка определенному лицу (супругам), второй - согласие на усыновление ребенка любым усыновителем, отвечающим предъявляемым к нему требованиям. Абстрактное согласие означает отказ родителей от права выбора усыновителя и передачу этого права государству в лице органа опеки и попечительства. Однако отказ от права выбора усыновителя не означает, что абстрактное согласие имеет безусловный и окончательный характер[6,С. 292].

Суд при установлении усыновления не требует согласия родителей (одного из них), если они не известны (найденный ребенок) или признаны судом безвестно отсутствующими (ст. 42 ГК РФ).

Не требуется согласие родителей, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства или лишенных родительских прав (если истекли шесть месяцев со дня вынесения решения об этом).

Лишение родителей права давать согласие на усыновление их ребенка требует не только предварительно тщательного исследования судом причин неуважительности уклонения от исполнения родительских обязанностей, но и выявления противоправности уклонения родителей от обязанностей проживать с ребенком, воспитывать и содержать его. В этих случаях санкцией за неправомерное поведение будет не лишение родительских прав, а лишение права дать согласие (или отказаться) на усыновление их ребенка. Совершенствование семейного законодательства позволит наилучшим образом охранять права родителей[1,С. 320].

Необходимо отметить, что абзац пятый статьи 130 СК РФ был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в связи с запросом Санкт-Петербургского городского суда. В определении от 1 июля 1999 г., отказавшем в принятии запроса к рассмотрению, в частности, указывалось, что Санкт-Петербургский городской суд оспаривает положения абзаца второго пункта 1 статьи 165 Семейного кодекса Российской Федерации, исключающего для иностранных граждан предусмотренную абзацем пятым статьи 130 Семейного кодекса Российской Федерации возможность усыновления на территории Российской Федерации ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, без согласия родителей, если они по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания[5,С. 3223].

Согласно ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.  Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [9,ст.62], также закрепляет эту норму.

Таким образом, иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется право в судебном порядке решать вопросы усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, без согласия родителей, но только в случаях, когда последние неизвестны или судебными решениями признаны безвестно отсутствующими, недееспособными либо лишены родительских прав.

Кроме того, следует учесть, что согласно статьям 20 и 21 Конвенции о правах ребенка, государства, признающие и допускающие систему усыновления, устанавливают порядок рассмотрения возникающих в связи с этим дел своими национальными законами.

Новая редакция ст. 165 СК РФ исключила возможность для судов устанавливать неуважительность причин не проживания в течение шести месяцев российских родителей с ребенком при усыновлении иностранными гражданами ребенка российских родителей и, тем самым, освобождать усыновителей от обязанности испрашивать согласие родителей на усыновление их ребенка, но не запретила иностранным гражданам усыновлять российских детей[8,С. 250].

В качестве второго условия законодатель предусматривает согласие лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке (ст. 131). Ими являются опекуны (попечители), приемные родители и руководители учреждений (воспитательных, лечебных, социальной защиты и т. п.). Согласие указанных лиц дается в письменной форме. Однако правовая природа данного согласия, в отличие от согласия естественных родителей, не носит характера родительского права. Это связано в первую очередь с тем, что правовой статус лиц хотя и приближается к статусу родителя, но не полностью с ним совпадает.

Различие между родительским согласием на усыновление, которому закон придает безусловное и окончательное правовое значение, и согласием указанных выше лиц видится в том, что последнее слово при усыновлении подопечных принадлежит суду, но не опекунам (попечителям), приемным родителям и руководителям детских учреждений. Решение суда об усыновлении прекращает опеку (попечительство) (ст. 39 ГК РФ) и служит основанием для расторжения договора о передаче ребенка для воспитания в приемную семью (ст. 152 СК РФ) [2,С.254].

Следующее условие закреплено в п. 1 ст. 132 СК. Это согласие 10-летнего ребенка на его усыновление, и, что очень важно, решение суда ставится в зависимость от такого согласия. Закон считает правообразующим согласие усыновляемого ребенка десяти лет и старше на собственное усыновление; при отсутствии такого согласия суд не может принять соответствующего решения.

Форма выражения согласия ребенка на усыновление может быть устной, письменной и, возможно, конклюдентной. Суд, конечно, зафиксирует факт согласия в письменной форме, отразив его в решении по делу об установлении усыновления. Но поскольку процедура усыновления начинается ранее собственно судебного заседания, а сам ребенок должен понимать значение происходящего, его согласие может быть подтверждено любыми доказательствами и затем выражено непосредственно в суде. Исключение из правила о даче согласия на усыновление самим ребенком 10-летнего возраста сделано в п. 2 ст. 132 СК РФ. Оно касается того случая, когда достигший десятилетия ребенок уже рос в семье усыновителя и считает его своим родителем[1,С. 322].

Четвертое условие - это согласие другого супруга, если он не усыновляет ребенка (ст.133). Его интересы, права, особенно имущественные, на прямую связаны с усыновлением, после которого появляется еще один законный наследник, потенциальный получатель алиментов, пенсии по случаю утраты кормильца и проч. Пункт 1 ст. 133 СК РФ отражает позицию законодателя, согласно которой семья не является самостоятельным субъектом права и не может усыновить ребенка именно как семья, как целое. Усыновление возможно двумя супругами одновременно, а также одним супругом, но при согласии другого. Такая законодательная конструкция в итоге приводит к равнозначному правовому результату, поскольку ребенок все-таки усыновляется семьей, основанной на браке.

Согласие второго супруга должно быть выражено в письменной форме либо на заявлении в суд с просьбой об установлении усыновления, поданном официальным усыновителем, либо в самостоятельном заявлении.

В п. 2 ст. 133 СК РФ предусматривается случай, когда согласия одного из супругов на усыновление вообще не требуется. Эта парадоксальная ситуация возникает при прекращении супругами семейных отношений и не проживании совместно более года, а также если неизвестно место жительства другого супруга.

Не последнее значение имеют также такие условия, как приоритет интересов ребенка при усыновлении и недопустимость посреднической деятельности при усыновлении детей.

Сейчас распространены случаи жестокого обращения с детьми в приемных семьях, особенно американских усыновителей по отношению к усыновленным детям из России, которые часто выдают жестокость за суровые педагогические меры. Так, в качестве яркого примера можно привести случай с Даниилом Бухаровым, семилетним ребенком, усыновленным американскими гражданами из Магаданской области. Информация о злоключениях семилетнего россиянина была показана в США на телешоу «Доктора Фима» «Мамочкины признания» еще в ноябре. В сюжете речь шла о жительнице города Анкоридж (штат Аляска) Джессике Бигли, которая никак не могла справиться с воспитанием своего пасынка и изобрела такие педагогические новаторства, как полоскание рта ребенка соусом из жгучего перца и обливание ледяным душем. Только эти радикальные меры помогали миссис Бигли сладить с маленьким мальчиком.

В связи с этим, в целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания.

Орган опеки и попечительства, на территории которого было произведено усыновление ребенка, обязан в 7-дневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя (ей) с усыновленным ребенком соответствующую информацию для организации контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. При передаче указанных сведений должна быть сохранена тайна усыновления. Лица, виновные за ее разглашение, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение первых 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя (ей). Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится с сохранением тайны усыновления.

По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.

Контроль за условиями жизни детей-граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных) гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляется представительствами иностранных организаций, получивших аккредитацию и функционирующих на основании Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю за ее осуществлением, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 № 268.

Решение об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, ее досрочном прекращении или продлении ее срока) принимает Министерство образования и науки РФ по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства при подаче заявления соответствующему оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о желании усыновить (удочерить) ребенка (детей) должен представить:

  • обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка и предоставить возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;
  • обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя);
  • обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка.

В соответствии с п.16 указанного положения представительства иностранных организаций направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок. В первый год после усыновления отчеты представляются по истечении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении и по истечении 6 месяцев после представления первого отчета; во второй и третий годы - один раз в год. Представление отчетов по истечении 3 лет после усыновления и до совершеннолетия ребенка осуществляется по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей.

Кроме того, представительства иностранных организаций направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации:

  • ежегодный отчет о своей деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации (приложение 13 к Приказу Минобразования от 20.07.2001 № 2750);
  • информацию о невозможности адаптации усыновленного ребенка в семье усыновителей;
  • иную информацию по запросу Министерства образования и науки РФ, связанную с деятельностью по усыновлению детей.

Контроль за условиями содержания и воспитания российских детей, усыновленных (удочеренных) гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляют также консульские учреждения РФ, согласно Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275.

Постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в 3-месячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей. В случае перемены места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания.

В конце календарного года консульские учреждения направляют в Министерство образования и науки РФ списки детей, поставленных на учет в соответствии с настоящими Правилами, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

Таким образом, важен не только сам факт усыновления, но и меры, принимаемые для защиты прав и законных интересов усыновляемых детей, которыми и являются соблюдение условий усыновления ребенка и контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей.

Литература

  1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2009. - C. 322
  2. Гражданское судопроизводство: особенности рассмотрения отдельных категорий дел. Учебно-практическое пособие. / Отв. ред. В.В. Ярков. - М.: Юристъ, 2009. - С.254
  3. Кустова В. Актуальные проблемы усыновления в российском праве. // Журнал Российского права. - 2008. - № 7. - С.83
  4. Куликова А.А. Защита прав ребенка. - М.: Издательство Эксмо, 2009. - С.71
  5. Комментарий к Семейному кодексу РФ. / Отв. ред. Кузнецова И.М. - М.: НОРМА, 2010. - С.149
  6. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. - М.: Издательство НОРМА, 2010. - С.292
  7. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2008. - С.91
  8. Семейное право России: учебник для вузов / под ред. Ю.А. Королева. - М.: Юридическая литература, 2009. - С.250
  9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции от 4.12.2007) // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - №30. Ст. 3032
Просмотров работы: 34