Национализм как сложное и динамическое социальное явление не является порождением современности. В различных формах своего существования он проявлял себя много десятилетий назад в виде столкновений между представителями различных родов, племен, этносов, наций. В современный период, национализм стал проявлять себя очень активно, выступая причиной многих межнациональных конфликтов, происшедших на территориях бывших союзных республик, таких как Республика Узбекистан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Грузия. Национальное противостояние имеет место и на территории Российской Федерации. «Помимо вызванных поспешными реформами социально-экономических противоречий, одной из главных причин кровавых столкновений между этносами и необъявленной войны в Чечне стали прямые ошибки политического руководства страны, отсутствие у него продуманной национальной политики, спровоцировавшие политический сепаратизм национальных республик»[3,С.3].
Несмотря на длительность существования данного явления, значительной угрозы стабильности общества и государства со стороны националистических проявлений, исследованию проблем национализма в современных условиях не уделяется достаточного внимания. В специальной литературе отсутствует единство мнений относительно сущности, исторических типах и формах национализма, всемирной и региональной значимости, его роли в контексте социально - политических трансформаций современном мире. Нет единства взглядов и на само понятие « национализма». Не редко «национализм» отождествляют с «нацизмом» и «расизмом».
Современные подходы к определению национализма значительно разняться с существовавшими в недалеком прошлом. Причем разные авторы вкладывают в понятие сущности национализма, как положительные, так и отрицательные черты. Интересно то, что в отдельных словарях, в качестве синонимов национализма указывается прямо противоположные понятия, например патриотизм, шовинизм и т.д. Исследователи национализма в различных отраслях науки также подходят к его определению с позиций категорийно - понятийного аппарата соответствующих отраслей философии, политологии, социологии, конфликтологии, юриспруденции, и т.д.
Рассматривая сущность национализма и противоречивость определения данного термина, многие ученые указывают на то, что «национализм, как определенная идея и способ конструирования социальной реальности, в которой мы существуем, может иметь разные теоретические и идеологические формулировки» [2,С.5].
Понимание и научное обоснование дефиниции «национализм», как и его сущности и причин возникновения имеет большое значение для выработки мер по предупреждению этого опасного явления и последствий, которые несет в себе этот феномен.
Национализм с точки зрения представителей философской науки связан с осмыслением такого неоднозначного феномена, как нация, воспринимаемая как особая духовная социокультурная общность. В представлениях таких авторов как В. Соловьев, И. Ильина национализм становится синонимом национальной идентичности и только как таковой признается необходимым структурным элементом в отечественной культуре, так как выполняет функцию осуществления целостности[2, С.5; №,С.3].
Представители исторических наук отождествление в современном русском языке понятий «нация» и «этничность» связывают с тем, что Россия в целом слабо знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина в Российской Империи и Советском Союзе[4].
«Сам термин «нация» был введен в широкий политический оборот Великой Французской революцией, которая декларировала и утвердила принцип власти этой самой Нации. Само слово, которое употреблялось еще в Средние века и обозначало не что иное, как народ, на рубеже 18-19 веков приобрело особенное значение и смысл. Возникающие в 19в. на Западе (т.е. Западная Европа и США) «нации» явным образом противопоставляли себя прежним «феодальным» народам - главное отличие виделось в отмене сословных различий, признание всех граждан равноправными и, в некоторых аспектах, потенциально одинаковыми. Фактически речь шла о приведении народа к единым национальным стандартам: культурным (общенациональная культура, стандартный общеобразовательный минимум); языковым (общенациональный государственный язык); общие для всех «национальные» жизненные ценности, этика, мораль, стереотипы поведения; общие и равноправные для всех условия хозяйственной деятельности в рамках «национальной экономики»; гражданским (формальное равноправие всех граждан перед законом, равенство гражданских обязанностей)» [5] и другим.
Общественное признание подобных взглядов, превращение их в систему породило идеологию «национализма», т.е. идеологию и доктрину построения «национального государства» и формирования «нации». Общепринято считать, что нация и национализм в их современном понимании возникают в Западной Европе не ранее XVIII века, а в других регионах и того позже.
В современном русском языке значение слова «национализм» раскрывается как негативное явление через такие понятия как шовинизм, этнократия, ксенофобия, превосходство одной нации над другой, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Так, в Большом энциклопедическом словаре национализм определяется как идеология и политика в национальном вопросе, основа которых - трактовка нации как высшей ценности и формы общности «идеологию и политику, исходящую из идей национального превосходства и противопостовления своей нации другим» [1].
Следует отметить, что негативная характеристика сущности национализма (националиста) как проявления ненависти к другим народам и нациям, имеет место не только в России, но и других государствах. Такое восприятие и толкование термина, больше соответствует понятию нацизма - крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке; идеей нацизма является доминирование (господство) над другими нациями при провозглашении национальной исключительности (явно или косвенно) и стремление к достижению этих целей военной, экономической или культурной экспансией на территориях не входящих в состав своего государственного образования; воплощение идей нацизма происходит за счет унижения национального самосознания других наций, за счет их экономического или любого другого потенциала, путем прямого захвата, либо скрытого паразитирования.
Содержание данного термина через позитивные характеристики, в основном связано с идеологией единения нации. В этом смысле, национализм в большей степени характеризуется как форма национального самосознания, направленная на создание предпосылок к возвышению национальных ценностей (культурных, экономических, исторических и иных), создающих основу для сохранения национальных основ государственности и опору для межнациональных отношений, как внутри государства, так и за его пределами. Национализм исключает насильственную экспансию за пределы своего национально-территориального образования. Основная идея национализма - всестороннее развитие своей нации, как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы[7].
Безусловно, что каждая нация и народность должна чтить, соблюдать и хранить свои традиции и обычаи, самобытную культуру и язык. Однако, национализм насильственный или ненасильственный, но пропагандирующий идеологию «уединения» отдельно взятого народа или нации, возвышение одной национальной культуры над другой, неуважение самобытности, культурных традиций представителей национальных меньшинств, не могут быть приемлемы ни в каком виде, не могут быть оправданы никакими идеологиями единения и превосходства. Такие идеи и движения только вредны.
Призыв к отделению любым из народов, проживающих на территории российского государства можно расценивать как сепаратизм. За время сосуществования единого государства, народы, проживающие на территории СССР, смешались, соединились в единое целое, переплелись экономическая и социальная инфраструктура, взаимообогатились культура и национальные традиции.
В такой ситуации говорить о превосходстве одной нации над другой, в каком бы форме это не выражалось не только не этично, не корректно, но и преступно. И задача общества и государства на современном этапе состоит в разоблачении любого национализма, хоть большой, хоть малой нации.
Литература