ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Духовный  облик современной России обусловлен  социально-экономическими, политическими  преобразованиями, модернизацией общественных отношений, порождающих разнообразные явления как положительные, так и негативные. Как отмечается в  специальной  литературе, Россия в современный период находится в самом начале реального  конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовным основам конституционного строя Российской Федерации, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, и морально-нравственному ориентиру  имеет для российского  общества  огромное значение.

В главе  Конституции РФ об основах конституционного строя закрепляются наиболее общие и важные принципы и положения Конституции, являющиеся исходными, основополагающими  для других ее статей, законов и всей нормативно-правовой системы государства. Их можно условно классифицировать на политические, экономические, социальные и духовные основы.

В действующей Конституции РФ   закреплено идеологическое многообразие и подчеркивается, что  никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13)

Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства. В статье  14 Конституции Российской Федерации  провозглашается, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом[1].

Светский характер государства  выступает одним  из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства и корреспондирует  принципам свободы совести в нашей стране. Светское государство законодательно  закрепляет, гарантирует и  создает реальные условия, обеспечивающие гражданам возможность   реализовать  свои права на свободное исповедание религии, ее распространение и пропаганду. Одновременно в условиях многонационального и многоконфессионального государства, каковым является Российская Федерация, сохранение светских принципов государства приобретает особую актуальность.

 Духовность выражается во внутренней потребности человека в осуществлении своих нравственных, культурных, интеллектуальных интересов, потребностей в саморазвитии, творческой реализации в сфере науки, искусства, образования, культуры, религии.  В Преамбуле заложена общая духовная идея Конституции в целом, содержатся базовые общечеловеческие ценности, выступающие нравственным ориентиром для государства.

Принцип гарантированности идеологического и политического плюрализма, предполагает возможность сосуществования в обществе различных философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей и теорий; многопартийность; невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной; свободу общественных объединений; пределы принципа идеологического и политического многообразия.

Светский характер государства проявляется в отделении религиозных организаций от государства; светском характере образования; невозможности установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной; равенстве религиозных объединений перед законом.

Стремление к международным стандартам в области свободы совести для многих государств открывает перспективы сотрудничества в этой немаловажной сфере и дает возможность совместными усилиями разрешать конфликты, возникающие на религиозной почве. В 1997 году в России был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»[2]. В связи с этим изменились уровень и степень религиозности в России. Сегодня свобода совести как неотъемлемое право каждого отнесена к общечеловеческим ценностям. Обеспечить положительные результаты развития нашего общества можно только при активизации этической ответственности граждан к себе и другим, формированию такой позиции могут способствовать религиозные организации.

Осознание личностью адресованных ей конституционных предписаний позволяет ей действовать в соответствии с предоставляемыми индивиду правами в рамках законности. Для этого необходим собственный внутренний духовный опыт. Человек, находящийся на любом уровне умственного и духовного развития, по-разному судит о понятии и сущности конституционного строя. Государственные реформы, распад страны, постоянная борьба наций, национальная преступность постепенно разлагают психологию личности, заставляют жить человека вразрез с конституционными принципами.

Воспитание личностью положительного психологического настроя выполнения предписаний государственно-правовых норм позволяет ей понять значение проводимых реформ и преобразований в государстве, ее правового статуса, определить место и роль государства в ее жизни.

 Литература

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
  2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О свободе совести и о религиозных объединениях"// "Российская газета", N 190, 01.10.1997

[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009

[2] Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О свободе совести и о религиозных объединениях"// "Российская газета", N 190, 01.10.1997.

Просмотров работы: 3622