ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ, ИЗМЕРЕНИЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ, ИЗМЕРЕНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Благодаря нобелевским лауреатам Т. Шульцу и Г. Беккеру во второй половине XX в. возникла и получила развитие теория человеческого капитала. Книга "Человеческий капитал" Г. Беккера, до сих пор считается основным научным трудом в этой области.

В различных литературных источниках даются различные определения человеческого капитала[1,2,3,4].В настоящей статье нами проведен обзор нескольких интернет-источников, посвященных человеческому капиталу и его измерению. Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотивов. Его формирование требует отвлечения средств от текущего потребления с целью  получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видам человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

В настоящее время разрабатываются различные методики измерения человеческого капитала. Итак, в общем случае стоимость человеческого капитала принято считать равной стоимости компании за вычетом стоимости материальных активов, стоимости бренда, стоимости информационного капитала, стоимости структурного капитала, и стоимости клиентского капитала[3].

В стоимости компании Microsoft, по разным оценкам более 50% приходятся на стоимость человеческого капитала.

Многие компании, в частности скандинавская компания Skandia, уже более 10 лет управляют не одним, а несколькими видами нематериальных капиталов (врезка) с помощью набора показателей, которые оценивают состояние каждого из них.

Глобальные корпорации SSA Global (http://www.ssaglobal.com/) и Balanced Scorecard Collaborative Palladium (http://www.bscol.com/) в течение ряда лет предоставляют услуги по управлению человеческим капиталом, включающие разработку персональных показателей эффективности деятельности, построение систем оценки HR-cлужб, управление талантами, а SAP предлагает рынку интегрированное IT-решение mySAP ERP Human Capital Management и ежегодно проводит форумы, посвященные вопросам управления человеческим капиталом[3].

Оценка человеческого капитала проводится следующим образом: выделяются семейства принципиально важных должностей / профессий или групп работников, отвечающих за разработку и реализацию стратегии в развитии компаний. Для каждой должности составляется профиль компетенций идеального работника, проводится оценка де-факто готовности сотрудников к реализации выбранной компанией стратегии и разрабатываются целевые программы развития / обучения / удержания именно этих работников, количество которых, как правило, не превышает 10% от общей численности персонала компании[3].

С понятием человеческий капитал тесно связано понятие  интеллектуальный капитал. Под интеллектуальным капиталом обычно подразумевают сумму тех знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность. Получение разных видов технологических и организационных преимуществ над конкурентами является основной функцией интеллектуального капитала.[1,4]

Главным носителем интеллектуального капитала является персонал компании. Вещественных измерителей творческого потенциала компании, величины ее интеллектуального ресурса по аналогии с другими ресурсами, необходимыми для производства любого продукта, такими как основные и оборотные средства, деньги, труд и т.п., - не существует.

Одним из признаков интеллектуальной компании является ее рыночная капитализация, превышающая бухгалтерскую стоимость основных фондов, материальных и финансовых средств. Превышение над бухгалтерской стоимостью формируется за счет интеллектуальных фондов: новизны и перспективности предлагаемых продуктов или услуг, рыночных ожиданий на новых его сегментах, предполагаемой прибыли от патентов, торговой марки, контроля над бизнесом, взаимоотношений с потребителями и т.д. По мнению экспертов, превышение должно быть многократное и носить стабильный характер. Одни эксперты считают, что интеллектуальный капитал высокотехнологичной компании обычно в 3-4 раза превышает учетную стоимость ее доходов. Другой подход заключается в том, что соотношение интеллектуального капитала к стоимости материальных средств производства и финансового капитала в таких компаниях должно находиться в пределах от 5:1 до 16:1[4]. Так, на балансе известной компании Microsoft, имеющей рыночную капитализацию в сотни млрд. долл., стоимость материальных фондов составит всего несколько млрд. долл. Отсутствие на своем балансе значительного количества материальных ресурсов в виде основных фондов и оборотных средств, используемых в процессе основной производственной деятельности, не является принципиальным, поскольку современная интеллектуальная компания может их привлекать со стороны, оплачивая как оказываемые услуги.

Другим важным признаком интеллектуальной компании является объем инвестиций, направляемых на исследования и разработки. Если они превысили объем инвестиций в основные фонды, то этот показатель также может служить определяющей характеристикой интеллектуальности компании.

Следует отметить, что интеллектуальный капитал - понятие более широкое, чем человеческий потенциал. Помимо человеческого потенциала интеллектуальный капитал включает структурный капитал и потребительский капитал.

Человеческий капитал - это способность предлагать неочевидные решения, он источник обновления и прогресса. Человеческий капитал прирастает двумя способами: 1) компания использует максимальный объем знаний своих сотрудников, 2) максимальное число сотрудников владеет знаниями, способными принести пользу компании. Одним из показателей человеческого капитала компании, ее способности к новшествам является удельный вес новой продукции в общем объеме продаж.

Исследования показали зависимость производительности труда от образования. Так, при 10%-м повышении уровня образования производительность возрастает на 8,6%. При таком же увеличении акционерного капитала производительность возрастает только на 3-4% [4].

Для того чтобы человеческий капитал заработал, необходимо не только движение знаний, но и управление ими, нужна коллективная работа и, следовательно, нужна соответствующая организация. Под  структурным капиталом понимают совокупность научно-исследовательских  лабораторий, базы знаний и базы данных, маркетинга и товаропроводящих сетей, центров доведения исследований и разработок до конкретных "ноу-хау" широкого применения. Структурный капитал, подобно человеческому капиталу, эффективен только в контексте стратегических целей компании. Ценность определяется эффективностью его использования.

Потребительский капитал компании - это отношения компании с потребителями ее продукции. Характеризуется такими качествами, как глубиной (степенью) проникновения, шириной (распространением), постоянством, уверенностью в том, что потребители и в будущем будут отдавать предпочтение данной компании. Потребительский капитал легче поддается учету. Так, определяется путем подсчета надбавки, которую покупатели согласны платить за фирменный продукт, предпочитая его другим. Репутация торговой марки стоит дорого: у Coca-Cola она самая высокая в мире - около 40 млрд. долл.

Интеллектуальный капитал(IK) компании можно определить путем вычитания рыночной стоимости из стоимости акционерного капитала AK и текущую стоимость основных фондов с учетом износа SOF, т.е. по формуле IK=AK-SOF.Однако расчет по этой формуле не всегда обеспечивает достоверность и надежность оценки интеллектуального капитала.

В частности возможны ситуации, когда:

   а) Рыночная стоимость неадекватно (неэквивалентно) реагирует на действие ряда нерыночных факторов (административных, политических, социальных, судебных и т.д.). Так, например, стоимость акций той или иной компании может снизиться, в результате судебного преследования антимонопольного ведомства. Но из этого не следует, что интеллектуальный потенциал компании уменьшится;

 б) Банкротство,  ликвидация или продажа интеллектуальной компании,  вовсе не означает снижения у нее интеллектуальных ресурсов; ее стоимость оценивается ниже учетной стоимости;

  в) Оба показателя (AK и SOF), на основе которых рассчитывается (IK) являются объектами манипулирования, не редко когда компании в зависимости от обстоятельств эти показатели сознательно занижают или завышают с целью получения определенных выгод.

Более надежным показателем для оценки интеллектуального капитала считается показатель предложенный лауреатом Нобелевской премии в области экономики Д. Тобин. Коэффициент Тобина q рассчитывается как  отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены. При этом  если q <1, то есть объект стоит дешевле, чем его замена, компании нет смысла инвестировать в аналогичный объект. И наоборот, выгоднее купить новый объект, если его приобретение обойдется компании дешевле. Коэффициент q предложен не вместо показателя IK: целесообразно применения их обоих. Применение обоих показателей позволило, в частности, выявить закономерность: высокое значение коэффициента q и значительная величина IK повышают ценность вложений в технологию и человеческий капитал. Коэффициент q позволяет оценить и  степень его выгодности для компании. Например, q=2 способности компании получать более высокую прибыль благодаря тому, что у нее есть нечто такое, чего нет у других, т.е. у нее более высокий уровень  интеллектуального капитала.

Коэффициент q можно рассчитать как для компании в целом, так и отдельных ее объектов собственности - транспортных средств, производственных или лабораторных помещений и т. д.

Продуктом человеческого капитала является новизна. Статистическим показателем новизны продукции компании является удельный вес новых видов продукции в общем объеме продукции компании, который определяется отношением общей стоимости новых видов продукции (объема продаж) в действующих ценах к общему объему произведенной (проданной) продукции компании и выражается в процентах. Обычно продукция считается новой, если она производится не более трех-четырех лет[3].

Опыт и квалификация сотрудников компании, их труд увеличивают человеческий капитал компании. С другой стороны молодость  сотрудников, их научная любознательность, свежесть мышления и отсутствие склонности к догматизму имеют свои преимущества. К показателям, характеризующим профессиональной уровень кадрового состава компании, можно отнести следующие:  возрастной состав сотрудников; квалификационный состав сотрудников; средний стаж работы по специальности; численность сотрудников, непосредственно работающих с клиентами компании; среднее число лет, проработанных специалистами в компании; величина добавленной стоимости из расчета на одного специалиста и одного служащего компании.

Все ценности компании, используемые для определения и оценки принято подразделять на три группы:  технические (результаты исследований, разработок, испытаний; "ноу-хау"; производственные технологии; иные производственные секреты и т.п.); рыночные (авторские права, товарное имя и товарный знак, реклама, гарантии, регистрация товарной марки, дизайн и т.п.); знания и навыки (базы знаний; техническая, учебная, справочная, статистическая, нормативно-правовая литература, пособия, документы; стандарты качества; технические требования, руководящие документы; процессы управления; требования и системы безопасности; производственные лицензии; системы диспетчирования и контроля над выполнением договоров; информационные системы и т.п.).

Основным правилом определения стоимости этих ценностей является их тестирование на предмет обладания ими рыночной стоимостью.

Термин "человеческий капитал" впервые введен Шульцем Т., лауреатом Нобелевской премии по экономике (в 1979 г.), который предложил следующее его определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом»[4].

Человеческий капитал в современном понимании представляет собой комбинацию следующих факторов.

  • Качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность;
  • Способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка («как делать дела»);
  • Побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.

Люди - единственный элемент, обладающий способностью производить стоимость, все остальные переменные - деньги и кредит, сырье, заводы, оборудование и энергия - могут предложить лишь инертные потенциалы. По своей природе они ничего не прибавляют и не могут добавить, пока человек  не использует этот потенциал, заставив его работать.

В конце XX и в начале XX1  века  стало очевидно, что люди, а не деньги, здания или техника являются решающим отличительным признаком успешного предприятия. По мере движения к экономике, основанной на знаниях, становится невозможным отрицать, что именно люди - источник прибыли. Любое имущество организаций, кроме людей, бездеятельно, это пассивные ресурсы, требующие вмешательства человека для производства стоимости[6].

Еще в конце XX века понимание важности человеческого и интеллектуального капитала получило признание международных организаций. В 1990 г. создана специализированная международная организация "Программа развития ООН (ПРООН)", которая выпускает ежегодные доклады о развитии человека и динамике накопления человеческого капитала. В качестве интегральных показателей для межстранового сопоставления в докладах используется ряд показателей:

  • индекс интеллектуального потенциала общества, индекс развития человеческого потенциала (индекс социального развития);
  • индекс человеческого капитала на душу населения;
  • коэффициент жизнеспособности населения и т.д.

Для измерения каждого из показателей разарабатываются различные методики. Так, индекс человеческого капитала (ИЧК) на душу населения определяется уровнем  затрат государства, частного бизнеса и граждан на образование, здравоохранение и другие секторы социальной сферы в расчете на душу населения. Например, в США бюджетные расходы на образование составляют 6-7% ВВП (примерно 1,5 тыс. долл. на человека в год), не считая других источников финансирования. Согласно данным Бюро статистики труда США за последнее десятилетие ИЧК рос на 0,25-0,50 % в год.

В России бюджетное финансирование составляет 3,0% ВВП или около 1,5 тыс. руб. на человека в год. С добавлением средств семей и предприятий оно возрастает до 4,6% ВВП, но не превышает 80 долл. на человека в год.

Индекс развития человеческого потенциала (Iрчп) определяется как среднеарифметическое трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни (Iж), уровня образования (Iо) и ВВП на душу населения (в долл. по паритетной покупательной способности): I рчп = 1/3 (Iж + Iо + I ввп).

Индекс интеллектуального потенциала общества (I ип) отражает уровни образования населения и состояния науки. Учитываются: уровень образования взрослого населения страны, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП. Точно измерить состояние человеческого потенциала пока не удается, хотя он так же, как фонды и деньги, постоянно изнашивается. Общепризнанной теории человеческого капитала и критериев оценки важнейшего ресурса любого государства пока не создано. Нет единства взглядов среди ученых на принципы и методы учета при характеристике ценности труда и знаний конкретного индивида или домашнего хозяйства.

Главные противоречия ученых при формулировке понятия «человеческий потенциал» кроются, по нашему мнению, в основах чисто политэкономического и идеологического характера: в оценке деятельности человека по труду или по имеющемуся у него капиталу; в государственном регулировании социально-экономических процессов или их либерализации; в социализации или капитализации человеческого капитала[5].

Литература:

  1. Адамадзиев К.Р., Адамадзиева А.К., Магомедгаджиев Ш.М., Гаджиев Н.К., Омарова Э.Ш. Сетевая экономика. Учебное пособие
  2. Фикенс Ж.Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость. http://www.iteam.ru/publications/human/section_44/article_3000/
  3. Астахова Т., Толкачева Е. Человеческий ресурс и человеческий капитал: разница понятий или подходов управления // Управление человеческим потенциалом, , 2006 N4
  4. Д. Даффи, Человеческий капитал http://www.publish.ru/cio/1072639/text/170900/_p2.html
  5. Язык капитала.  Источник: Human Capital in Transformation: Intellectual Capital Prototype Report, Skandia 1998 http://www.publish.ru/cio/1072639/text/170900/_p2.html
  6. Голубкин  В. Н., Клеева  Л. П., Патока  Л. В. Что такое капитал?   http://www.oulink.ru/pub/business_obraz_1_18.htm
Просмотров работы: 826