Один из современных мифов связан с разработкой и использованием электронных учебников (ЭУ). Использование компьютера для воспроизведения на экране монитора текста и цветных иллюстраций, полностью копирующих обычный учебник (ОУ), не дает права полученному продукту называться ЭУ, это всего лишь электронная форма ОУ, которую значительно тяжелее читать на экране. ОУ может предстать перед нами и в письменной (рукописной) форме и не изменить своей сущности и в то же время будет более удобен для чтения по сравнению с электронной формой. Нельзя называть ЭУ любой продукт образовательного характера только из-за того что он может быть использован исключительно с помощью компьютера. Воспроизведение или использование такого продукта с помощью средств информатики является необходимым, но не достаточным условием.
ЭУ называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического процесса обучения и имеющий принципиально новые черты по сравнению с ОУ.
ЭУ должен, сохраняя все возможности ОУ, обладать принципиально новыми, по сравнению с ними, качествами, включающими элементы гипермедиа и виртуальной реальности, обеспечивающими высокий уровень наглядности, иллюстративности и высокой степени интерактивности, обеспечивать новые формы структурированного представления больших объемов информации и знаний, возможности эффективного поиска требуемой информации (в том числе используя «дерево знаний», индексы, различные способы навигации и т.д.).
ЭУ необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он:
ЭУ полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он:
ЭУ удобен для преподавателя потому, что он:
Особое значение приобретает ЭУ при организации работы через Интернет. Обучение через сеть Интернет - это, по сути, заочная форма обучения, когда студент самостоятельно изучает дисциплину и затем сдает зачеты.
Электронные учебные издания создаются в соответствии с утвержденной учебной программой. Такая программа дает возможность обучающемуся последовательно осваивать материал в определенном темпе, чтобы успеть вовремя закончить изучение дисциплины и получить знания согласно государственным требованиям.
Электронное издание рассчитано, прежде всего, на самостоятельную, заочную форму обучения. Поэтому оно, кроме основного текста, содержит справочный материал, необходимый для самостоятельной работы. Для такого издания важно наличие гиперссылок, включающие в себя дополнительный текст, указатели, списки определений, мультимедиа.
Основные этапы разработки электронного учебника
На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).
На втором этапе заключения договоров из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.
На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух или трехуровневый индекс).
На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.
Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.
На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.
В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное ЭИ и называют электронным учебником.
На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.
В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей. Такой ЭУ может распространяться на коммерческой основе.
Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.
На седьмом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.
На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.
На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации (нужно иметь в виду, что анимация стоит очень дорого).
На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийной компонент.
Подготовка электронного издания к эксплуатации
Содержанием этого этапа работы являются тестирование; написание инструкций по эксплуатации; разработка методического обеспечения; подготовка материалов для регистрации и получения грифа Минобразования.
Получение грифа осуществляется в два этапа:
На первом этапе специализированной секцией Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям (ФЭС) проводится научно- техническая экспертиза (платная) и составляется экспертное заключение, утверждаемое ФЭС.
На втором этапе на основе экспертного заключения Министерством образования РФ принимается решение.
Регистрация электронного издания может быть осуществлена в депозитарии НТЦ «Информрегистр» http://db.inforeg.ru/deposit/2.html), в Федеральном государственном научном учрежденим «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (http: //www .rntd.citis. ru/)
Защита и распространение электронного учебника.
Вопросы защиты ЭУ от нелегального копирования требуют специального решения в каждом конкретном случае, в зависимости от условий финансирования его разработки и порядка распространения. Эти вопросы требуют специального изучения.
Методическое обеспечение электронного учебника
Если создание электронного учебника не будет сопровождаться разработкой надлежащих методических материалов, затраченные силы и средства пропадут даром, поскольку тогда электронный учебник не будет воспринят системой образования. Поэтому методическое обеспечение ЭИ имеет принципиальное значение для успеха проекта в целом.
Литература