РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последние годы внимание общества буквально приковано к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Все эти годы наблюдаются завышенные ожидания буквально у всех. Родители, педагоги, ученики, студенты - все ждут чуда. Одни ждут, что знания будут сами собой усваиваться без излишних хлопот и труда, другие - что не надо готовиться к лекциям, семинарам, урокам, что их ученики будут самые лучшие и т.д.

Один из современных мифов связан с разработкой и использованием элек­тронных учебников (ЭУ). Использование компьютера для воспроизведения на эк­ране монитора текста и цветных иллюстраций, полностью копирующих обычный учебник (ОУ), не дает права полученному продукту называться ЭУ, это всего лишь электронная форма ОУ, которую значительно тяжелее читать на экране. ОУ может предстать перед нами и в письменной (рукописной) форме и не изменить своей сущности и в то же время будет более удобен для чтения по сравнению с электронной формой. Нельзя называть ЭУ любой продукт образовательного ха­рактера только из-за того что он может быть использован исключительно с помо­щью компьютера. Воспроизведение или использование такого продукта с помо­щью средств информатики является необходимым, но не достаточным условием.

ЭУ называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, обеспечи­вающий непрерывность и полноту дидактического процесса обучения и имею­щий принципиально новые черты по сравнению с ОУ.

ЭУ должен, сохраняя все возможности ОУ, обладать принципиально новы­ми, по сравнению с ними, качествами, включающими элементы гипермедиа и виртуальной реальности, обеспечивающими высокий уровень наглядности, ил­люстративности и высокой степени интерактивности, обеспечивать новые формы структурированного представления больших объемов информации и знаний, возможности эффективного поиска требуемой информации (в том чис­ле используя «дерево знаний», индексы, различные способы навигации и т.д.).

ЭУ необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особен­но, дистанционном обучении потому, что он:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала (индуктивный подход, воздей­ствие на слуховую и эмоциональную память и т.п.);
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосре­доточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и ре­шить больше задач;
  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практи­чески неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
  • ЭУ необходим студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.

ЭУ полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он:

  • позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;
  • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной рабо­ты за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

ЭУ удобен для преподавателя потому, что он:

  • позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собствен­ному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
  • освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расче­тов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
  • позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
  • позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, ка­сающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Особое значение приобретает ЭУ при организации работы через Интернет. Обучение через сеть Интернет - это, по сути, заочная форма обучения, когда студент самостоятельно изучает дисциплину и затем сдает зачеты.

Электронные учебные издания создаются в соответствии с утвержденной учебной программой. Такая программа дает возможность обучающемуся по­следовательно осваивать материал в определенном темпе, чтобы успеть вовре­мя закончить изучение дисциплины и получить знания согласно государствен­ным требованиям.

Электронное издание рассчитано, прежде всего, на самостоятельную, заоч­ную форму обучения. Поэтому оно, кроме основного текста, содержит спра­вочный материал, необходимый для самостоятельной работы. Для такого изда­ния важно наличие гиперссылок, включающие в себя дополнительный текст, указатели, списки определений, мультимедиа.

Основные этапы разработки электронного учебника

  • Выбор источников.
  • Заключение договоров с авторами о праве на переработку.
  • Разработка оглавления и перечня понятий (индекса).
  • Переработка текстов в модули по разделам и создание Help.
  • Реализация гипертекста в электронной форме.
  • Разработка компьютерной поддержки.
  • Отбор материала для мультимедийного воплощения.
  • Разработка звукового сопровождения.
  • Реализация звукового сопровождения.
  • Подготовка материала для визуализации.
  • Визуализация материала.

На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источ­ников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соот­ветствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипер­текстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

На втором этапе заключения договоров из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.

На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбие­ние материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, ко­торые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух или трех­уровневый индекс).

На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошед­шие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается сис­тема контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и дру­гие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.

В результате создается примитивное электронное издание, которое уже мо­жет быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное ЭИ и называют электронным учебником.

На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; разрабатываются инструк­ции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

В результате создается работающий электронный учебник, который облада­ет свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для ау­диторных занятий и удобным для преподавателей. Такой ЭУ может распро­страняться на коммерческой основе.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (оз­вучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

На седьмом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и ут­верждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения от­дельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и исполь­зования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записы­ваются на диктофон и реализуются на компьютере.

На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для дос­тижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от тексто­вой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облег­чения понимания и запоминания изучаемого материала.

На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации (нужно иметь в виду, что анимация стоит очень дорого).

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуа­тации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийной компонент.

Подготовка электронного издания к эксплуатации

Содержанием этого этапа работы являются тестирование; написание инст­рукций по эксплуатации; разработка методического обеспечения; подготовка материалов для регистрации и получения грифа Минобразования.

Получение грифа осуществляется в два этапа:

На первом этапе специализированной секцией Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям (ФЭС) проводится научно- техническая экспертиза (платная) и составляется экспертное заключение, ут­верждаемое ФЭС.

На втором этапе на основе экспертного заключения Министерством образо­вания РФ принимается решение.

Регистрация электронного издания может быть осуществлена в депозитарии НТЦ «Информрегистр» http://db.inforeg.ru/deposit/2.html), в Федеральном госу­дарственном научном учрежденим «Центр информационных технологий и сис­тем органов исполнительной власти» (http: //www .rntd.citis. ru/)

Защита и распространение электронного учебника.

Вопросы защиты ЭУ от нелегального копирования требуют специального решения в каждом конкретном случае, в зависимости от условий финансирова­ния его разработки и порядка распространения. Эти вопросы требуют специ­ального изучения.

Методическое обеспечение электронного учебника

Если создание электронного учебника не будет сопровождаться разработкой надлежащих методических материалов, затраченные силы и средства пропадут даром, поскольку тогда электронный учебник не будет воспринят системой об­разования. Поэтому методическое обеспечение ЭИ имеет принципиальное зна­чение для успеха проекта в целом.

Литература

  1. Григорьев С.Г., Макаров С.И. Технология разработки электронной учебной литературы. В сб. ИТО-2001 М. МИФИ. 2001.
  2. Можаева Г.В., Тубалова И.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей)/ Под редакцией д.ф.-м.н. В.П. Демкина.- Томск: Из-во Том.ун-та, 2002.- 41 с.
  3. Тоискин В.С., Красильников В.В., Ефимцева И.В. Разработка электронных учебных пособий: Практикум. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010 -144 с.
Просмотров работы: 47