На IT-рынке можно выделить две большие группы работодателей. Во-первых, собственно IT-компании, предоставляющие IT-услуги внешним заказчикам. Это системные интеграторы, консалтинговые компании, разработчики программного обеспечения (софтверные компании). Вторая группа - это IT-департаменты (отделы автоматизации/информационного обеспечения). Задача работающих в них специалистов - автоматизировать деятельность компании, в структуру которой входит департамент, и поддерживать имеющиеся информационные системы в рабочем состоянии.
Условно IT-специализации можно разделить на ряд классов: системные администраторы; администраторы баз данных; программисты; тестировщики; консультанты по внедрению программно-аппаратных и сетевых решений; консультанты по внедрению сложных программных решений; бизнес (системные) аналитики; менеджеры проектов; менеджеры по продажам.
На данном этапе развития рынка труда IT-специалистов для кандидатов становятся более важными такие, казавшиеся ранее «второстепенными», критерии для выбора места работы, как: комфортный график работы; техническое оснащение офиса и его месторасположение; грамотная организация рабочего пространства; корпоративная культура и репутация компании; дополнительные опции социального пакета и др.
Наиболее востребованными являются высококвалифицированные специалисты. Наименьшим спросом в плане трудоустройства пользуются молодые выпускники ВУЗов: количество резюме на 10-30% превышает количество вакансий для молодых специалистов. Постепенно увеличивается количество сотрудников, занятых неполное рабочее время или работающих по контракту и нанятых для участия в критически важных проектах.
Прежде чем говорить об управлении ИТ-персоналом, следует понять, какие особенности существуют у такого управления. Организационная структура любой компании определяется целями ее бизнеса, от которых зависят функции персонала и кадровая структура, требования к конкретным должностям.
Одной из составляющих организации труда является система его мотивации. Принято выделять три уровня мотивации: политика заработных плат и компенсаций; социальный компенсационный пакет; механизмы нематериального стимулирования.
На систему мотивации труда в компании непосредственное влияние оказывает система оплаты труда у конкурентов и на рынке, которая должна быть уникальной для каждой компании и, соответственно, для каждого ее подразделения.
По мнению аналитиков, политика организации в области заработной платы направлена на решение нескольких задач [2,3]:
Материальное вознаграждение за труд состоит, как правило, из трех частей: постоянной составляющей; переменной части; социальных льгот.
Постоянная часть связана с квалификацией персонала и, как правило, не зависит от результатов и качества работы. Переменная часть зависит от объективных показателей и степени достижения поставленных задач. Социальные льготы - косвенные материальные вознаграждения, которые повышают качество жизни.
По данным исследования IT SalarySurvey ´2011, охватившего свыше 980 организаций в США и Канаде, проведенного консалтинговой фирмой JancoAssocaites в 2011-м году средний объем всех выплат всем категориям ИТ-профессионалов по сравнению с 2010-м может увеличиться на 0,35%: с 77, 6 до 77,9 долл. При этом возрастут наиболее существенным образом средние выплаты CIO - на 1,73%, и составят в 2011 г. 184,7 тыс. долл. по сравнению со 181,2 тыс. долл. в 2008-м году [4].
Еще одной важной тенденцией аналитики считают тот факт, что теперь ИТ-профессионалы будут получать бонусы за свой вклад в развитие бизнеса компании, а не за повышение производительности собственного труда.
Среди других выводов исследования следует отметить вывод о том, что средний бизнес приступил к активному найму сотрудников, благодаря чему зарплаты в данном сегменте растут наиболее высокими темпами.
Ситуацию на российском рынке ИТ-специалистов можно охарактеризовать следующим образом [5]:
Литература