ПРОГРАММА ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В работе представлена программа психологического тренинга развития инновационной готовности, основанная на принципах безоценочности, принятия, неопределенности, системности, использования экспрессивных методов. Данная программа апробирована в работе со студентами III - V курсов факультетов информатики, математики, географии, истории КГПУ им. В.П.Астафьева.

 Цель тренинговой программы: осознание участниками своего отношения и стратегий поведения в ситуации неопределенности. Преодоление границ ментальных моделей, использование всего интеллектуального и личностного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения.

Задачи программы:

  • знакомство с основными понятиями тренинга развития инновационной готовности (свобода, креативность, взаимодействие, отношение к ситуации неопределенности, вариативность, ответственность, инициативность, этапы творческого процесса, ментальные модели, латеральное и вертикальное мышление, креативный прыжок, поисковая активность);
  • развитие навыков и умений управления инновационным  процессом;
  • осознание и преодоление барьеров (когнитивных и личностных), препятствующих актуализации творческих ресурсов;

В тренинговой программе используются техники и методики когнитивной и арт-терапии. Помимо содержательных упражнений, реализующих цель и задачи программы, в тренинге используются психогимнастические задания, направленные на развитие сплоченности группы и повышение работоспособности ее участников.

Тренинговая группа состоит из 12-15 человек; работа проходит в течение трех дней (20 академических часов).

В современном образовании признанной актуальной составляющей является  инновационная готовность, обеспечивающая необходимый уровень профессионализма выпускников вузов. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года большое внимание уделяется формируемым ключевым для инновационного предпринимательства личностным качествам - мобильности, желанию обучаться в течение всей жизни, склонности к предпринимательству и принятию риска в целом. Возникает необходимость разработки психологической модели инновационной готовности как структурного образования,  определяющего общее отношение человека, психологическую настроенность, установку к определенному способу деятельности.

 

1. Теоретические и методические основы тренинга инновационной готовности

1.1. Психологическая модель инновационной готовности

Инновационный процесс в наиболее общем виде представлен как взаимосвязь стадий: разработка новации,  внедрение новации в практическую деятельность, диффузия инноваций[1]. Мы определяем инновационную готовность как интегративное качество личности, обеспечивающее эффективное включение субъекта в инновационный процесс на всех его этапах.

Исходя из стадий инновационного процесса, мы разработали модель инновационной готовности, состоящую из следующих компонентов: свобода; инициативность; ответственность; отношение к ситуации неопределенности; взаимодействие; вариативность в работе с информацией. На основе этой модели выстраивается программа тренинга инновационной готовности, предназначенная для студентов вузов.

Не смотря на разные подходы к компонентному составу в структуре инновационной готовности, в исследованиях в той или иной степени прослеживается связь со структурой психологической готовности к деятельности вообще. Можно выделить два основных блока готовности к деятельности, в том числе и инновационной: предметно - деятельностный, связанный с готовностью субъекта к изменениям в структуре деятельности и   социально-психологический, обеспечивающий эффективное взаимодействие с другими людьми. На основании этого, а так же исходя из стадий инновационного процесса, мы разработали психологическую модель инновационной готовности, состоящую из следующих компонентов:

1) Свобода как возможность преодоления всех форм и видов детерминации активности личности, в том числе собственных установок, стереотипов, сценариев, черт характера и психодинамических комплексов (Леонтьев Д.А) 1.  Д.А.Леонтьев рассматривает свободу как форму активности, характеризующуюся тремя признаками: осознанностью, опосредованностью ценностным "для чего" и управляемостью в любой точке. Соответственно, дефицит свободы может быть связан с непониманием воздействующих на субъекта сил, с отсутствием четких ценностных ориентиров и с нерешительностью, неспособностью вмешиваться в ход собственной жизни.

2) Инициатива рассматривается как свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания. Одновременно инициатива репрезентирует личность в социально-психологическом, межличностном пространстве. Инициатива - не только желание выразить себя, но и заявить о себе, оформить свои желания, притязания. Обычно инициатива рассматривается как известная противоположность необходимости, как опережение личностью внешних требований, как проявление творчества (Абульханова К.А.) 2.

3) В качестве парной категорией к инициативе выступает ответственность как личностный механизм реализации необходимости. К.А. Абульханова рассматривает ответственность как присвоение личностью внешней необходимости, как превращение ее во внутреннюю детерминанту. Поэтому высшая стадия ответственности (по Кольбергу) соединяется с инициативой, т.е. необходимость становится внутренним побуждением самого субъекта. Таким образом, К.А.Абульханова определяет ответственность как гарантирование личностью достижения результата своими силами, при заданном самой личностью уровне сложности и времени достижения. Именно такое понимание ответственности мы заложили в нашу исследовательскую программу.

[1]Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. // Психологический журнал. Т.21, №1, 2000. С.17 - 18.

2Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М. Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».   1999. С. 78.

4) Отношение к ситуации неопределенности. В сложной, неопределенной ситуации решающее значение приобретает мотивационно-эмоциональная регуляция, в частности, преодоление страха перед потерей контроля над самим собой. Восприятие ситуации как сложной и неопределенной - процесс субъективный, зависящий от личного опыта и индивидуальных особенностей.  Д.Дернер1  выделил следующие характеристики неопределенной ситуации: комплексность (существование многих взаимозависимых признаков), непрозрачность (человек видит не все, что хочет увидеть, нет полноты информации), динамичность (системы развиваются сами по себе, обладая собственной динамикой), сетевой характер (влияние на одну переменную не остается изолированным, а имеет косвенные и отдаленные последствия). Во время действия в сложной системе человеку недостаточно знать, что происходит, необходимо предвидеть возможные перемены в будущем. Область исследования Д.Дернера - психическая регуляция поведения человека в обстановке повышенной сложности и неопределенности.

Исследования Д.Дернера приводят к заключению: наши мыслительные способности оказываются не очень хорошо приспособленными к обращению со сложными ситуациями. Причина этого в экономии усилий и в стремлении поддержать чувство своей компетентности. Чувство собственной компетентности порождает эмоционально-мотивационное образование, играющее существенную роль в мыслительной деятельности. У многих людей, согласно результатам исследований Д.Дернера2, в ситуации неопределенности появляется нечувствительность к реальности.

Для успеха инновационной деятельности необходимо принятие неопределенной ситуации как необходимой и полезной.

5) Взаимодействие. В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с на­дежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпени­ем и самоуважением. Без этой способности невозможна инновационная деятельность. По мнению К.А.Абульхановой, наиболее существенным проявлением активности личности, помимо инициативно-притязательных и ответственно-саморегулятивных механизмов, является ее коммуникативная характеристика3.

 

1Дернер, Д. Логика неудачи. М.  Смысл. 1997. С. 49.
2Там же. С. 32
1Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды.  М. Московский психолого-социальный институт. Воронеж. Издательство НПО «МОДЭК», 1999. С. 23.

Субъект-субъектные отношения  предполагают, что, сохраняя свою активность, субъектность, личность учитывает другого не только в качестве объекта своих воздействий, но как субъекта, согласуя свою активность с активностью другого. В ходе исследования К.А.Абульханова выявила существенно различающиеся типы по этому параметру. Первый из выявленных типов подразумевал другого только в качестве объекта (своей активности и воздействий), второй - в качестве субъекта, предполагая и учитывая его встречную активность, третий - в качестве субъекта, планируя свое взаимодействие с ним.

6) Вариативность в работе с информацией. Под вариативностью решений имеется в виду способ работы с информацией, при котором субъект, столкнувшись с проблемой, предлагает множество вариантов ее решения и открыт для новой информации. Д.Дернер разработал специальный понятийный аппарат, отражающий как объективные параметры сложных областей реальности, так и ее субъективный образ, на основе которого люди  действуют. Нелинейность в математическом смысле означает наличие более одного решения при одинаковых условиях (латеральное мышление и Э. де Боно, дивергентное у Дж.Гилфорда). Идея нелинейности включает в себя многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции.

Таким образом, психологическая модель инновационной готовности включает компоненты, обеспечивающие успешное осуществление инновационной деятельности на всех ее стадиях. Эта модель заложена в основу тренинга инновационной готовности.

 

1.2. Методические принципы тренинга развития инновационной готовности

Психологический тренинг является областью практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития  способностей,  разнообразных психических структур и личности в целом.  Тренинг также выступает в качестве «тренажера», на котором в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются необходимые знания и умения. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника.

Тренинг инновационной готовности строится на следующих принципах:

  1. безоценочности и принятия
  2. неопределенности
  3. системности
  4. использования экспрессивных методов

 

1. Принцип безоценочности и принятия. Средствами создания безопасной и комфортной атмосферы выступают позитивная обратная связь и запрет на критику, устанавливающийся в группе на этапе принятия правил. Необходимо обладать достаточным мужеством и уверенностью в себе, чтобы предлагать необычные творческие решения, особенно в тех сферах, где очень прочно укоренились привычные  правила и установки. Система традиционного образования с детства закладывает в  нас убеждение, что ошибки - это плохо, их надо избегать. Таким образом, появляется страх сказать или сделать что-нибудь неудачное. Этому противостоит одно из правил креативного процесса - безоценочность на ранних стадиях формулировки идей.  Целесообразно относиться к ошибкам как к нужным и даже полезным элементам продуктивной деятельности. Человек, не зависящий от чужих оценок, не боящийся ошибаться и выглядеть смешно, способен воспринимать вещи непредвзято (особенно хорошо знакомые), ставить под сомнение хорошо знакомые и устоявшиеся правила. А. Эйнштейн на вопрос, как делаются открытия, ответил: «Очень просто. Все знают, что этого сделать нельзя. Но находится один невежда, который этого не знает, он-то и делает открытие» 1.

   2. Принцип  неопределенности, предложенный Н.Ю.Хрящевой2 задается в инструкциях, где в большинстве случаев не дается четких правил выполнения задания, участники свободны в поиске путей решения. В тренинге присутствует ряд упражнений для создания ситуации неопределенности. Участники имеют уникальную возможность почувствовать и осознать свои эмоции и мысли, возникающие в этот момент.

3. Принцип системности. Развитие инновационной готовности влияет на  мировоззрение,  ценностные ориентации. В свою очередь установки личности могут существенно затруднить либо облегчить проявления инновативности. Поэтому в предлагаемой авторской программе тренинга задействованы все компоненты личности, включены упражнения на рефлексию, осознание своих установок, стереотипов, барьеров.

1Нельке Матиас. Техники креативности. - М.: Омега - Л., 2006. - С.126.

2Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2001.

Кроме того, инновационная готовность выступает как взаимосвязь предметно-деятельностного (связанного с готовностью субъекта к изменениям в структуре деятельности) и   социально-психологического (обеспечивающего эффективное взаимодействие с другими людьми) компонентов, поэтому в программу тренинга включены упражнения на развитие не только когнитивной и личностной сферы, но и сферы взаимоотношений с другими людьми.

4. Принцип использования экспрессивных методов. Для достижения целей тренинга задействованы методы арт-терапии, экспрессивного самовыражения.

Таким образом, в основу тренинга развития инновационной готовности заложены современные научные представления об инновационном процессе, а так же методические принципы, позволяющие наиболее полно реализовать цели тренинга.

 

2. Рабочая карта тренинга инновационной готовности

Занятие 1.

1. Упражнение «Формула моей личности».

Цель: знакомство участников,  создание атмосферы, соответствующей целям тренинга.

Инструкция: «Математики склонны, все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».

Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.

Обсуждаемые вопросы:

  • Что помогало в выполнении задания?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания?
  • Каким образом это упражнение соответствует целям тренинга?

2. Групповое обсуждение правил работы группы, их принятие (правила физической и психологической закрытости, активности, безоценочности).

3. Информирование о целях и режиме работы.

4. Обсуждение ожиданий, опасений участников по поводу предстоящей деятельности.

5. Упражнение  «Встряхнемся».

Цель: эмоциональный подъем, групповое сплочение, осознание ограничений, мешающих нам в решении задачи.

Одному члену группы дается мячик. Участники не предупреждаются  о том, что они должны встать со стульев. Устанавливается лимит времени на это упражнение (сначала дается 15 секунд, потом - 10, затем - 3).

Инструкция: «Задача состоит в том, чтобы мячик прошел через руки  всей команды, но при этом нельзя передавать мячик тем, кто сидит рядом».

Обсуждаемый вопрос: что помогало, что мешало выполнить упражнение?

 Главная цель - продемонстрировать, как часто мы сами создаем ограничения, мешающие нам чего-либо добиться. Никто не говорил, что люди должны оставаться на одном месте, но практически всегда все совершают эту ошибку. Кроме того, спешка, как правило, не создает творческих решений. Встав с места, участники сразу же снимают одно из ограничений - никто уже не сидит рядом друг с другом. Упражнении также в полной мере демонстрирует то, что многие вещи, кажущиеся поначалу невозможными, на самом деле не таковы.

6. Мини - лекция «Инновационный процесс: понятие и этапы».

7. Упражнение «Белый лист»  

Цель: осознание участниками своего отношения к ситуации непределенности.

Для выполнения этого задания сидящим в кругу участникам выдается по чистому листу бумаги формата А4.

Инструкция для ведущего: листы бумаги раздаются молча, после чего в течение 5-10 минут тренеру необходимо сохранять полное молчание. Просто следим за реакцией участников. Для этого упражнения хорошо использовать видеозапись, чтобы после его выполнения участники могли лучше заметить и осознать собственное поведение и эмоциональное состояние в ситуации полной неопределенности.

Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствовали во время выполнения упражнения;
  • Какие возникали мысли, желания, побуждения?

Участникам необходимо осознать, что ситуация неопределенности - это нормальная и необходимая составляющая нашей жизни. Она должна выступать как побуждающий к действию момент, а не становиться тормозом в жизни и деятельности. Все зависит от того, как мы к этой ситуации относимся. Не привыкли ли мы постоянно получать инструкции от других?

В качестве альтернативы к упражнению «Белый лист» можно использовать

Упражнение  «Молчание». На тренинге тренер просто какое-то время сидит и молчит. Задается ситуация неопределенности. Фиксируется с помощью видеокамеры поведение, реакции участников тренинга (кто-то активно выясняет, что произошло, кто-то пассивно сидит и ждет, кто-то занимается своими делами, не волнуется о ситуации, кто-то согласует свои действия с действиями других, ищет выход, приемлемый для всех). Выявляем тех, кто действует по ситуации, а кто меняет ситуацию под себя, свои нужды. После упражнения - обсуждение (что чувствовали, что думали, что хотели сделать.

Ситуацию неопределенности каждый переживает по-своему и для кого-то данное упражнение задаст эту неопределенность, а для кого-то нет. Поэтому при обсуждение и в письменном самоотчете задается вопрос участникам «На сколько эта ситуация была для вас неопределенной?» Во время обсуждения этого упражнения формируются новые установки (взаимодействие в команде, решение проблемы, инициатива в работе с неопределенной ситуацией).

8. Упражнение на сплочение группы и поддержание работоспособности «Ложка и веревка».

Цель: снятие эмоциональных барьеров, сплочение группы, заряд энергии.

Процедура проведения: Группа делится на команды. Каждой команде выдается ложка, привязанная к веревке.

Инструкция: «Вам необходимо протянуть веревку сверху вниз под одеждой каждого  члена команды. Выигрывает команда, первой привязавшая свободный конец веревки к ложке».

9. Упражнение «Характеристики отвертки».

Цель: всесторонний анализ проблемы.

Инструкция: «Составьте описание основных характерных признаков отвертки. Исследуйте каждую характеристику и попытайтесь ее улучшить. Задайте себе вопросы: "Почему это сделано именно так?" и "Как еще это может быть выполнено?" - и поищите ответы».

Обсуждаемые вопросы:

- Что получилось, какие трудности возникли в процессе выполнения упражнения?

10. Упражнение «Угадай, что написано»

Цель: осознание барьеров творческого мышления, значимости этапа подготовки, сбора информации.

Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас так, чтобы он не видел, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить. Его задача - узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи он может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого он назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, „сообщить" ему, что написано на карточке».

Обсуждаемые вопросы:

  • Как возникает ответ?
  • Какие состояния возникали  в ходе выполнения задания? Как они  изменялись?

11. Упражнение «Между лбами»

Цель: обучение координации совместных действий, уверенному поведению в необычной ситуации. Установление взаимопонимания с партнером, преодоление пространственных и психологических барьеров между участниками.

Инструкция:

Участники делятся на пары, каждая пара получает один лист бумаги формата А4. Их задача: совместно переместиться по заданной, ведущим траектории (в простейшем случае это прямая от одной стены до другой), зажав лист между лбами. Руки при этом отводятся за спину, придерживать лист чем бы то ни было, кроме лбов (губами, зубами, деталями одежды и т. д.), нельзя. Если лист падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда участники немножко освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2 - 3 команды и организовать эстафету.

Обсуждение:

Чем, с точки зрения участников, определяется успех при выполнении этого упражнения?

Каким реальным жизненным ситуациям можно его уподобить?

12. Упражнение  «Что нарисовано?»

Цель: осознать влияние предыдущего опыта на восприятие, логичный переход к мини -  лекции о ментальных моделях.

Участники группы сидят полукругом. У тренера в руках лист с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите на нем». Участники высказывают свои версии: - рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната...

Обсуждаемые вопросы:

- У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Как это объяснить?

13. Мини-лекция «Ментальные модели».

14. Упражнение «Придумай историю»

Цель: развитие творческого мышления, освобождение от рамок привычных взглядов.

Инструкция: «Во время перерыва Вам нужно прогуляться по зданию, где проводится тренинг или выйти на улицу. Найти предмет, который можно взять с собой. Это может быть что угодно попавшееся на глаза - естественно, легко переносимое. Подумайте об описании предмета. Это может быть что-то совершенно несуразное. Подумайте о предмете в стиле сенсационного газетного заголовка, например, «Бумажник съел моего хомячка» или «Щипцы для колки орехов из космоса». За пять минут напишите коротенький рассказ на эту тему. Он может быть совершенно серьезным, в виде газетной статьи или речи. Не тратьте на него много сил и времени, пишите, какой бы чепухой это ни казалось».

Обсуждаемые вопросы:

Что помогало, что мешало выполнить задание?

15. Упражнение «Мой рисунок»

Цель: подведение итогов тренингового дня.

Инструкция: «В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте свой рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Затем каждый участник продемонстрирует свой рисунок и прокомментирует его».

Занятие 2. Посвящено освоению техник решения творческих задач, осознанию установок и  качеств личности, способствующих и препятствующих творческому процессу.

1. Приветствие. Упражнение  «Коллективное рисование».

Цель: создание рабочей атмосферы тренинга, осознание барьеров творческого мышления, развитие креативности.

Процедура проведения: Участники группы сидят по кругу. В кругу лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры, листы бумаги. «Когда я скажу: „начали", каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования на своем листе бумаги. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу и не вернется к Вам».

Обсуждаемые вопросы:

  •  Какие моменты в развитии сюжета воспринимаются как необычные? Почему?
  •  Каким образом стереотипы влияют на развитие сюжета?

2. Упражнение «Четыре точки»

Инструкция: соединить четыре точки, образующие квадрат, тремя прямыми линиями не отрывая карандаша от бумаги так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.

(Решение заключается в выходе за пределы плоскости, ограниченной четырьмя точками. В обсуждении отмечается особенность творческого мышления - выход за рамки, заданные нашим восприятием ситуации. Для закрепления итогов упражнения можно предложить участникам задачу «Девять точек», основанную на тех же принципах).

3. Мини-лекция «Латеральное и вертикальное мышление».

4. Упражнение на сплочение группы и поддержание работоспособности «Цепочка скрепок».

Материалы: скрепки (вдвое больше, чем людей в группе)

Процедура проведения: Группа делится на две части. Участники располагаются в два ряда, каждому дается по две скрепки. Цель соревнования состоит в том, чтобы собрать цепочку за короткое время. Первый участник собирает два первых звена, затем передает их следующему. Как только цепочка будет готова, ее нужно передать в начало ряда, чтобы она снова вернулась к первому участнику. Как только это произойдет, команда как можно громче кричит: «Скрепка!»

Тренер не уточняет, должны или нет участники соединять свои две скрепки, пока не получат цепочку в руки. Проявление инициативы ускоряет процесс.

Обсуждаемые вопросы:

 - Как это упражнение согласуется с целями тренинга?

5. Мини-лекция «Техники решения творческих задач»

6. Упражнение «Ассоциации»

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово „карусель". Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу „карусели" и отправляет мяч дальше. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая свою реакцию».

Обсуждаемые вопросы:

- Что помогало в выполнении задания, что мешало? Почему?

7. Упражнение на сплочение и поддержание работоспособности «Поменяемся местами».

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас я скажу «раз», и вы все закроете глаза, а на счет «два» встанете и, не открывая глаз, поменяетесь местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения упражнения я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, «раз» (пауза), «два».

Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку.

Модификация 1

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас каждый найдет себе партнера из тех, кто сидит напротив. Сделайте это и убедитесь, что пара найдена». (Если в группе нечетное количество участников, тренер принимает участие в упражнении). «Теперь я прошу всех закрыть глаза. Когда я скажу «начали», все мы встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами со своими партнерами. Итак, мы начали».

После того, как все заняли места, можно задать вопрос: «Все ли оказались там, куда вы планировали прийти?»

Модификация 2

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «В течение тридцати секунд посмотрите внимательно друг на друга, постарайтесь запомнить, кто где сидит (для усложнения упражнения можно ограничиться просьбой посмотреть внимательно друг на друга). Теперь закройте глаза. Сейчас некоторым из вас я предложу поменяться местами. Сделать это надо будет, не открывая глаз. Открыть их можно будет только после того, как вы окажетесь на новом месте. Итак, Таня и Света, поменяйтесь местами».

Тренер называет каждый раз по два человека до тех пор, пока все члены группы не примут участие в упражнении.

8. Упражнение «Чей то взгляд»

Цель: выход из «тоннельного видения», освоение техники аналогии.

Инструкция: «Возьмите любую личность, историческую или литературную, или просто представителя какой-либо профессии. Не важно, кто это будет, главное, чтобы этот человек был далек от вашей профессии и кругозора. Вам не нужно много знать о выбранном человеке, достаточно примерного представления о том, кто это. А сейчас представьте, что этот человек - вы. Залезьте в его шкуру. Почувствуйте себя им на несколько мгновений. А затем обратитесь к своей проблеме. Как образ, который вы взяли на себя, решил бы эту проблему? Как он понимает ее суть? Создайте список идей, оценив их с точки зрения каждого из выбранных вами персонажей».

Обсуждаемые вопросы:

  •  Как вы себя чувствовали?
  •  Можно ли соотнести полученные замечания с реальностью? Практичны ли они? Могут ли они быть видоизменены?

9. Упражнение «Черный ящик»

Цель: активизация творческого мышления, генерация новых идей.

Процедура проведения: предварительно в коробку помещаются различные предметы (ложка, морская раковина, кусочек мела, резиновая перчатка и т.д.) так, чтобы никто не видел. Участники закрывают глаза.

Инструкция: «Ощупайте предметы, высказывайте вслух возникшие ассоциации и метафоры». Ведущий записывает их на доске. «Теперь задача всей группы связать с реальными проблемами и придумать решение».

В упражнении может участвовать вся группа, ощупывая предметы и предлагая различные ассоциации.

Обсуждаемые вопросы:

- Что удалось в выполнении задания? Что способствовало успеху?

- Какие возникли трудности при выполнении задания? С чем они связаны?

10. Упражнение «Мозговой штурм наоборот»

Цель: генерация новых идей, актуализация латерального мышления.

Процедура проведения: упражнение проводится в два этапа.

Инструкция: «Сейчас мы проведем необычный мозговой штурм. В нем допускаются только глупые, неработающие, непрактичные и просто неприличные варианты выхода из проблемы. Любая разумная или практичная мысль безжалостно отсекается».

На втором этапе: «Обратимся к результатам нашего штурма. Каким образом можно модифицировать одно из этих нелепых предложений, чтобы оно способствовало решению проблемы? Его можно изменять, дополнять и т.п., но при этом само предложение не должно размыться».

Обсуждаемые вопросы:

  • Что удалось в выполнении задания? Что способствовало успеху?
  • Какие возникли трудности при выполнении задания? С чем они связаны?

11. Упражнение «Движение по одному»

Цель: Тренировка решительности, развитие гибкой реакции на меняющуюся обстановку, умения брать на себя ответственность даже при недостатке информации, развитие взаимопонимания и наблюдательности.

Инструкция:

Участникам предлагают произвольно разместиться в пространстве, после чего они по команде ведущего начинают перемещаться в произвольном направлении, придерживаясь следующих правил:

  • В каждый момент времени может перемещаться только один участник. Если начали движение двое или больше участников одновременно, упражнение считается невыполненным и начинаете сначала.
  • Любой участник может находиться в движении не более 5 секунд подряд, потом должен остановиться. Один человек может двигаться несколько раз за раунд, но не подряд.
  • Моменты, когда никто не перемещается, тоже могут длиться не больше 5 секунд. Если за этот промежуток времени никто не начинает двигаться, это считается проигрышем и упражнение начинается сначала.

Участникам следует поработать, не нарушая этих правил, хотя бы 2 минуты. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.

Обсуждение:

Чем руководствовались участники, когда принимали решение о начале движения?

Почему некоторые люди были готовы брать на себя ответственность и действовать активно, а некоторые (такие есть практически в любой группе) приняли пассивную позицию и вообще не двигались?

 Когда в жизни возникают подобные этому упражнению ситуации, в которых взятие на себя ответственности и переход к активным действиям создают риск проигрыша, но если ответственность не берет никто - проигрыш обеспечен?

12. Упражнение «Последняя встреча»

Цель: осознание личностно значимого, достижение атмосферы доверия и сопричастности.

Инструкция: «Нужно закрыть глаза и представить, что вы встретились вместе в последний раз. Подумайте, что бы вы хотели сказать в группе. Откройте глаза и скажите это».

 Занятие 3.

1. Упражнение «Уникальность».

Инструкция: «Сейчас мы поприветствуем друг друга и сделаем это следующим образом. Каждый из нас уникален и эта уникальность проявлялась на протяжении всего тренинга. Посмотрите внимательно друг на друга и вспомните, какую-нибудь  интересную фразу или действие каждого участника (участницы), которые он(а) произносили или делали». Дается время подумать... «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, чем он нам запомнился».

2. Мини-лекция «Шесть шляп мышления» (знакомство с техникой Э. де Боно)

3. Упражнение на сплочение и поддержание работоспособности «Алфавит».

Инструкция: «Сейчас мы немного подвигаемся. Встаньте и распределитесь по командам так, чтобы в одной команде были люди, чьи фамилии начинаются с одинаковой буквы... Спасибо. А теперь распределитесь по командам, в которых будут люди, родившиеся в один и тот же месяц и т.д. (можно продолжать этот список объединяющих качеств)». Можно группировать людей почти по любому параметру, хотя идеальным будет не слишком широкий признак (пол и возраст не подходит).

4. Упражнение «Шесть шляп мышления».  Используем знаменитую технику Эдварда де Боно для группового решения проблемы.

5. Упражнение «Иллюзионист Данилов»

  Для решения нестандартной проблемы или задачи бывает достаточно взглянуть на нее с другой стороны. Один из способов развития такой способности - решении ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении. Для решения этих задач не нужны вычисления, нужно только отойти от стереотипов, хотя именно это оказывается самым трудным.

Инструкция: «Известный иллюзионист Данилов называет счет любого футбольного матча до его начала и никогда не ошибается. Как ему это удается?»

(Ответ: счет любого матча до его начала 0:0).

6. Упражнение «Каракули Леонардо да Винчи»

Цель: знакомство с техникой генерирования новых идей, активизация правополушарного мышления.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и мягкий карандаш. Закройте глаза и начните рисовать. Но не такие каракули, которые рисуют дети. Представьте себя художником, делающим наброски будущей гениальной картины. Не направляйте карандаш, пусть он сам скользит по бумаге. Когда вы почувствуйте, что нарисовали достаточно, откройте глаза и взгляните на созданное вами изображение. Может быть, этот рисунок вам что-то напоминает? Как вы можете использовать его для решения своей проблемы? Какие его свойства могут быть использованы в качестве решения? Дайте волю воображению - пусть ваш ум свободно размышляет над тем, что вы нарисовали».

Обсуждаемые вопросы:

  •  Какие чувства вызвало у вас данное упражнение?
  •  Какие ассоциации возникли?
  •  Можно ли использовать эту технику для выработки новых идей?

7. Упражнение «Коллаж».

Цель: одновременная активизация правого и левого полушарий мозга, представление и решение проблемы разными способами.

Необходимые материалы: бумага для коллажа, журналы, клей, ножницы, фломастеры и т.п.

Инструкция: «Изобразите такой мир, в котором ваша проблема уже решена или ее не существует вовсе. Закончив коллаж, подумайте, какие в нем есть зацепки для решения проблемы. Какие ассоциации она вызывает? Запишите их».

Обсуждаемые вопросы:

  •  Что вы видите на своей картине?
  •  Как эти ассоциации могут помочь в решении вашей проблемы?

8. Упражнение «Все у меня в руках».

Цели: подведение итогов занятия, предоставление возможности высказать свое мнение по поводу содержания и организации работы.

Процедура проведения: У каждого участника лист бумаги А4. Обводится ладонь, на пальцах записываются ответы на следующие вопросы:

Большой - «над этим я хотел бы еще поработать»,

Указательный - «здесь мне были даны конкретные указания»,

Средний - «это мне совсем не понравилось»,

Безымянный - «я себя чувствую»,

Мизинец - «мне здесь не хватало».

Ответы не комментируются. Возможны уточняющие вопросы тренера и других участников группы.

Данная тренинговая программа может быть использована для организации работы со студентами в рамках психологического практикума, отдельные упражнения можно использовать на семинарских, практических, лабораторных занятиях.

Список литературы:

  1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
  2. Абульханова К.А. Стратегия жизни. -  М.. -  «Мысль». - 1991.
  3. Боно, Э. Шесть шляп мышления. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
  4. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников  и студентов. - СПб.: Питер, 2007.
  5. Дернер, Д. Логика неудачи. - М.: Смысл, 1997.
  6. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 1997.
  7. Козулина Ю.Г. Теоретические и методические основы тренинга развития творческого мышления. // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева, 2009, (1), стр. 99-105.
  8. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. // Психологический журнал. Т.21, №1, 2000.
  9. Нельке Матиас. Техники креативности. - М.: Омега - Л., 2006.
  10. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2001.

[1] Инновационный менеджмент. Учебник.  Под ред. С. Д. Ильенковой. М. «Юнити», 1997. С. 21.

Просмотров работы: 629