АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В КОНКУРСНЫХ РАБОТАХ УЧИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В КОНКУРСНЫХ РАБОТАХ УЧИТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В современной системе обучения особая роль отводится театрализованным представлениям: уроки и внеклассные мероприятия, созданные по законам театра, способствуют формированию познавательного интереса школьников, активизируют образное мышление учеников, их творческие способности и т. д. Анализ педагогических источников и опрос учителей-словесников г. Шуи показал, что педагоги активно используют подобные занятия в своей профессиональной практике.

Что представляет собой театрализованный урок и что побуждает учителей обращаться к нему? По мнению современных ученых театрализованный урок представляет собой взаимодействие двух систем - художественной и дидактической. Учебный материал на таком занятии предстает в новом, необычном для школьников аспекте: происходит его эстетизация и драматизация. Так, при изучении романов Л.Н. Толстого учитель одно из занятий может провести в форме бала. В ходе урока по специально созданному сценарию учащиеся, как всегда, узнают фактическую информацию о произведении. Но в то же время актерская игра помогает ученикам лучше понять образы главных героев, особая атмосфера великосветского приема, музыкальное сопровождение, костюмы и другие средства выразительности театра вызывают у школьников живой эмоциональный отклик. Таким образом, учитель решает учебные и воспитательные задачи с помощью специфических художественных средств.

Как показал анализ образцов сценариев таких уроков, театрализованные представления помогают учителю решать следующие задачи: популяризировать отдельные учебные темы, а также и сам предмет, вызвать или углубить познавательный интерес учеников, расширить, дополнить и углубить знания школьников по предмету, вызвать у учеников эмоциональное и эстетическое сопереживание, совершенствовать процесс нравственного воспитания школьников и формирования их творческой активности.

Опрос учителей и беседы с учениками и студентами доказывают, что театрализованные представления оставляют яркое впечатление у школьников, надолго запоминаются, поэтому их можно назвать сильными моментами в системе занятий. Каковы место и роль театрализованных представлений в процессе обучения? Анализ педагогического диалога учителей позволяет сделать следующие выводы: 1) театрализованное представление может открывать изучение новой темы, подготавливая школьников к ее восприятию и формируя познавательный интерес (так называемый эффект сильного начала, «завязки» учебно-воспитательной деятельности); 2) театрализованное представление может быть «вкраплено» в систему уроков, акцентируя внимание учеников и стимулируя лучшее усвоение и запоминание наиболее значимых или трудных тем (так называемый эффект кульминации); 3) театрализованное представление может завершать и обобщать изучение темы или блока тем, создавая установку на длительное запоминание информации и открывая перспективы дальнейшего самостоятельного изучения (так называемый эффект сильного финала); 4) представление может быть реализовано во внеурочной деятельности параллельно разворачивающейся системе уроков. Информация, полученная во время внеклассного мероприятия, накладывается на информацию, полученную во время урока, углубляя и расширяя ее (так называемый эффект резонанса).

Очевидно, эффективность нестандартных форм уроков в равной степени зависит и от качества режиссуры (работы учителя по организации и постановке мероприятия), и от качества сценария (текста, на основе которого осуществляется постановка). Под сценарием театрализованного урока или внеклассного мероприятия мы понимаем особую разновидность профессионального высказывания (конспекта занятия), которая обладает следующими жанровыми признаками: предварительным характером (текст представляет собой основу будущей постановки), двунаправленной адресацией (текст адресован постановщику и в то же время - зрителям будущей постановки), комплексным характером (сценарий включает в себя разнообразные жанры, комбинацию из оригинальных и неоригинальных фрагментов), эстетизацией и драматизацией учебного материала, фрагментарной композицией. Мы предполагаем, что сценарий подобных уроков представляет собой особую разновидность конспекта как профессионального репродуктивного высказывания, чья результативность определяется только на завершающем этапе - самом театрализованном занятии. Создание данных текстов, на наш взгляд, требует от учителя особых умений, которые и составляют совокупность сценарной деятельности. В ней можно выделить несколько этапов и действий учителя, которые требуют особых коммуникативных умений.

  1. Предтекстовый этап: исходя из актуальных педагогических задач, учитель формирует замысел будущего сценария. На данном этапе педагог реализует следующие профессионально значимые коммуникативно-методические умения: а) определить тему, идею, цель будущей постановки с учетом места знаний в образовании школьни­ков; б) выбрать жанровую форму мероприятия: соревнование, литературно-музыкальная композиция, концерт, тематический вечер и т. д.; в) определить драматургический конфликт (противоречие, противостояние идей, героев, явлений), которое ляжет в основу действия; г) продумать сюжетно-композиционную организацию текста, основные смысловые блоки сценария, отдельные эпизоды и связки между ними; д) отобрать содержание (материал) сценария: художественные тексты (цитаты из поэтических, эпических и драматургических произведений), научные (лингвистические определения, правила и т. д.), публицистические (эссе, публичные ораторские речи и т. д.), документальные тексты (законы, распоряжения и т. д.), е) разработать систему заданий коммуникативных игр, конкурсов и т. д.; ж) отобрать средства театрализации (музыкальное оформление, мизансценирование, декорации, костюмы, организация сценического пространства и т. д.) и пр.
  2. Текстовый этап: учитель создает детализированный письменный текст сценария, реализуются  следующие умения: а) найти адекватное языковое выражение для разработанного замысла; б) обработать первоисточники для включения их в сценарий: создать инсценировки и стихотворные композиции, адаптировать научные и документальные тексты; в) оформить готовый текст в соответствии его жанровыми особенностями.
  3. Послетекстовый этап: осуществляется постановка на основе сценария. В ходе репетиций и организационной деятельности учитель оценивает и редактирует созданный текст.

Как свидетельствует анализ педагогических источников, сценарную деятельность учитель может осуществлять самостоятельно или в сотворчестве с учениками, используя следующие методы и приемы работы.

  1. Сообщение теоретической информации о сценарии и сценарной деятельности, что обеспечит большую самостоятельность и инициативность школьников. Данную работу целесообразно проводить, когда у учеников сформировано представление о драме как роде литературы. На этом этапе могут использоваться методические приемы: эвристическая беседа, сообщающее слово, анализ текстов-образцов, редактирование текста и т. д.
  2. Разработка замысла сценария, его темы, цели, жанровой формы, конфликта, сюжета и т. д. Данная работа позволяет активно включить школьников в процесс создания текста, активизирует их творческие способности, учит работать в коллективе. На этом этапе могут использоваться «мозговой штурм», эвристическая беседа, составление схемы сюжетно-композиционного построения сценария и т. д.
  3. Подбор материала для сценария: ученикам предлагается с учетом замысла сценария подобрать стихи, рассказы, сценки и т. д. Таким образом, школьники знакомятся с разнообразными литературными произведениями, что расширяет их кругозор и эрудицию. Учитель может организовать самостоятельную работу школьников (анализ первоисточников) или совместную эвристическую или репродуктивную беседу и т. д.
  4. Разработка содержания отдельных эпизодов. На данном этапе учитель может осуществлять совместную деятельность во время эвристической беседы или организовать самостоятельную работу учеников в творческих мини-группах. Последний вариант организации деятельности является более продуктивным, однако он может быть осуществлен только в хорошо подготовленном классе.
  5. Подбор средств театрализации. Данная работа открывает богатые возможности для реализации творческих способностей школьников, которые должны «стать» музыкантами, гримерами, костюмерами, декораторами и т. д. Здесь используются разнообразные формы самостоятельной или групповой работы учеников, жанровые формы дидактических бесед и т. д.
  6. Создание детализированного сценария. Это требует от авторов развитых специфических коммуникативных умений, необходимых для реализации творческого замысла, в том числе умений отредактировать его, доработать, изменить. Как правило, коммуникативным лидером (ответственным редактором) становится сам учитель -это гарантирует необходимое качество итогового текста.

Таким образом, подготовка театрализованных мероприятий требует от педагога комплекса специфических сценарных умений и определенного алгоритма творческой деятельности. Готов ли современный учитель к такой деятельности, где требуются глубокие знания законов сценарной драматургии, эстетики театра, способности создавать интересные по замыслу и художественной форме зрелищного воплощения тексты? К сожалению, анализ методической литературы доказывает, что в системе вузовского и послевузовского образования педагогов не предусматривается специального обучения такого рода умениям. Это приводит к тому, что, по словам самих учителей, они не знают особенностей учебного сценария и нередко проводят театрализованные уроки без какого-либо конспекта (на уровне не всегда безупречной импровизации) или по готовым опубликованным текстам, не учитывающим особенности конкретного адресата и условий реализации сценария. Не случайно анализ опубликованных сценариев показал низкое качество данных произведений. Следовательно, существует определенная потребность ввести в систему подготовки учителей-предметников систему заданий, направленных на обучение основам сценарной деятельности.

Просмотров работы: 4