В настоящее время в российском обществе наблюдаются кардинальная смена социальных, экономических, политических ориентиров и переоценка ценностей. Как следствие, и образовательный процесс в вузах претерпевает значительные изменения. Создавшаяся ситуация требует совершенствования содержания образовательного процесса высшей школы, форм и методов учебно-профессиональной работы, программ подготовки будущих специалистов. Изменение требований к уровню профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, целей, содержания образования, а также участие России в Болонском процессе выдвинуло на одно из первых мест проблему самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов.
В условиях постоянно возрастающей и ужесточающейся конкуренции на рынке труда гораздо больше возможностей и перспектив имеют выпускники активные, творческие, способные самостоятельно организовывать собственную деятельность для успешной реализации себя как личности и члена социального сообщества.
Образовательный процесс современного вуза актуализирует изменение позиции студента: из объекта обучения в активного субъекта учебно-профессиональной деятельности, а также активизирует самоуправляемую творческую учебно-профессиональную деятельность студентов. Это достаточно сложно осуществить на уровне традиционного научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов, поэтому становятся востребованными активные формы и методы обучения, воспитания, контроля. Для их реализации необходимо овладение студентами компетенциями самоорганизации учебно-профессиональной деятельности.[1]
Студенту важно сформировать умения самоорганизации учебной деятельности. Это позволит ему успешно анализировать условия и задачи обучения, рационально планировать и организовывать свою учебную деятельность и время, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс и результаты учебной деятельности, управлять ею. Для самостоятельной работы необходимы навыки по ее организации, а также приемы и техники самоорганизации собственной деятельности. Передача значительной части работы над учебным материалом непосредственно самим студентам предъявляет новые требования к методике обучения, предполагающей развитие у студентов компетенций самоорганизации, психолого-педагогического инструментария их диагностики.
Анализ психолого-педагогической литературы по организации обучения студентов показывает, что актуальным является поиск продуктивных способов формирования умений самоорганизации учебной деятельности у студентов.
В нашей статье особое внимание уделяется основам самоорганизации учебной деятельности студентов-юристов.
Для начала давайте раскроем понятие «самоорганизация». В литературных источниках существует множество определений самоорганизации.
Самоорганизация - процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.[2]
Самоорганизация - принцип организации личного труда руководителя или специалиста, заключающийся в необходимости использования в повседневной работе рациональных приемов и методов планирования и распределения рабочего времени.[3]
Самоорганизация - способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами.[4]
Самоорганизация - процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат - появление единицы следующего качественного уровня. [5]
Самоорганизация - это показатель личной зрелости человека, интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств человека, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемую в организации деятельности, поведения.
В самоорганизации деятельности выделяют следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция.
Целеполагание характеризует индивидуальные особенности принятия и удержания целей, уровень осознанности у человека данных процессов. Развитое целеполагание означает умение самостоятельно выдвигать цели, осознанно организовать свою деятельность, при этом, цели отличаются реализмом, детализацией и устойчивостью. Человек с низким уровнем целеполагания предпочитает не задумываться о своем будущем, цели выдвигает ситуативно и обычно несамостоятельно. Его цели плохо проработаны, малореалистичны, подвержены частой смене.
Познавательная деятельность студента-юриста должна побуждаться сознательной целью, сформулированной самим учащимся, по его личной потребности. Потребности, в том числе познавательные, возникают у человека в определенных ситуациях. Например, если в ходе исследования в конкретных условиях обнаружено новое явление, то возникает потребность выяснить, что это за явление.[6]
Анализ ситуации характеризует индивидуальные особенности выявления и анализа человеком значимых внешних и внутренних условий достижения целей, степень их осознанности и адекватности. Умение анализировать ситуации это - способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что позволяет определять направления деятельности и его этапы в соответствии с принятыми целями. Неумение выделить значимые условия достижения поставленной цели, как правило, не позволяет разработать реалистичную программу действий.
Планирование характеризует индивидуальные особенности планирования человеком своей деятельности. Высокий уровень планирования проявляется о том, что человек способен самостоятельно разрабатывать развернутые и детализированные планы (модели) своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Создаваемые планы отличаются иерархичностью и глубиной проработки. Люди с низким уровнем планирования не умеют продумывать последовательность своих действий, они не могут самостоятельно сформировать план своей деятельности, двигаются путем проб и ошибок.
Самоконтроль характеризует индивидуальные особенности контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Высокий уровень развития самоконтроля свидетельствует о внимательности человека, сформированности критериев оценки достижения конечной и промежуточных целей, адекватности контроля выполняемой деятельности. При низком самоконтроле человек не замечает своих ошибок и рассогласования полученных результатов с целью деятельности, некритичен к своим действиям, критерии оценки достижения целей недостаточно устойчивы.
Волевая регуляция характеризует индивидуальные особенности регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Человек с высоким уровнем волевой регуляции может целенаправленно регулировать свои психические процессы и реализовывать собственные планы. Человек с неразвитыми волевыми качествами не способен мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления препятствий, возникающих на пути к поставленной цели.
Коррекция характеризует индивидуальные особенности изменения человеком (при изменении ситуации): своего поведения, целей, способов и направленности анализа значимых условий, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля и волевой регуляции. Люди, обладающие высокой коррекцией, демонстрируют гибкость указанных процессов, своевременно вносят коррективы при выявлении рассогласования полученных результатов с принятой целью.
Кроме этого, формированию самоорганизации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий самостоятельной работы студентов. Таким образом, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля.
Сознательность выполнения самостоятельной работы студентов-юристов обеспечивают следующие характеристики:
Говоря об индивидуализации юридического обучения, а, следовательно, о разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов-юристов, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. При выполнении самостоятельной работы нужно также помогать студентам-юристам преодолевать недостатки характера. Приведенные ниже рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:
[1] Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вузов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Котова Светлана Сергеевна. - Екатеринбург, 2008. С. 225.
[2] Большая советская энциклопедия: В 30 т., 3 изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
[3] http://slovari.yandex.ru/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
[4] http://slovari.yandex.ru/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
[5] http://ru.wikipedia.org/
[6] Кутырева Е.А. Проблема активизации учебного процесса в аспекте демократизации взаимоотношений между преподавателем и студентом // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 63.
[7] Кутырева Е.А. Проблема активизации учебного процесса в аспекте демократизации взаимоотношений между преподавателем и студентом // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 63.
[8] Михайлова Н.В. Из опыта работы по совершенствованию преподавания теоретико-правовых и историко-правовых учебных дисциплин в свете реализации «Программы развития юридического образования в Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 73.