Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности у студентов сопровождается изменениями в области самоорганизации: мобилизацией в достижении результата, умением планировать свою деятельность, перестройкой смыслов и актуализацией целей, уровнем рефлексии; а также в области мотивации: уровнем настойчивости, объемом выполненных работ, уровнем затраченных усилий, выбором деятельности, активностью.
В нашем исследовании принимали участие студенты спортивного факультета, занимающиеся любительским спортом (далее 1-я группа испытуемых) и обучающиеся по общей программе, их количество 98 человек, и студенты спортивного факультета, занимающиеся спортом профессионально (далее 2-я группа испытуемых) и проходящие обучение по индивидуальному плану, их также 98 человек. Студенты являются учащимися 1-5-х курсов Шуйского государственного педагогического университета. В опытной работе использовался следующий диагностический инструментарий: «Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной и «Методика изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).
По «Методике изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной были получены следующие результаты (табл. 1).
С помощью критерия различий f-Стьюдента было выявлено, что студенты-спортсмены 1-й группы имеют статистически значимо более высокий уровень мотивации получения знаний (при р < 0,01). У студентов 2-й группы достоверно выше показатель (при р < 0,05) получения диплома. Выявлено также, что все студенты 1-й группы выбрали профессию адекватно. У 82,35% студентов преобладает мотив приобретения знаний, т.е. ярко выражено стремление к приобретению знаний, любознательность. Высокий показатель по шкале «Овладение профессией» показали 29,4% студентов любительского спорта, что означает стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. И лишь у 18,37% студентов показатель по шкале «Получение диплома» превышает шкалу «Приобретение знаний», т.е. у этих спортсменов преобладает стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к минимальным усилиям при сдаче экзаменов и зачетов.У 35,71% студентов 2-й группы наблюдается неадекватный выбор профессии, а именно сумма баллов по шкалам «Получение знаний» и «Овладение профессией» у них меньше, чем количество баллов по шкале «Получение диплома». Это может быть обусловлено возрастающей престижностью получения высшего образования, а также недостаточно внимательным отношением к выбору профессии. Достаточно большое количество (68,37%) студентов, занимающихся спортом профессионально, имеют более высокий показатель по шкале «Получение диплома», чем по шкале «Получение знаний», что позволяет говорить о направленности на формальное приобретение знаний.
Следующим этапом в изучении мотивов обучения студентов-спортсменов в вузе стало проведение «Методики изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). В результате проведения данной методики были получены следующие данные (табл. 2, 3).
Данные результаты свидетельствуют о том, что у студентов-спортсменов 1-й группы в учебной деятельности преобладают мотивы престижа (номер мотива по списку 2), на 2-м и 3-м местах находятся учебно-познавательные и профессиональные мотивы (номер мотива по списку соответственно 1 и 6). Это показывает доминирование мотива престижа, что выражается в стремлении реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно значимой деятельности. На втором месте у студентов любительского спорта стоит интерес к новым знаниям, преодоление трудностей в ходе их добывания, интерес к методам теоретического и творческого мышления. На высоком уровне у студентов-спортсменов 1-й группы сформировано стремление к решению познавательных задач, проявляющееся в наличии интереса к процессу решения, нацеленности на результат. На третьем месте среди мотивов, доминирующих в учебной деятельности, находится позитивное отношение к избранной профессии. Студенты 1-й группы занимают осознанную, активную позицию по формированию у себя профессиональных побуждений к учебной деятельности, постановке профессиональных целей, развитию качеств личности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к компетентному специалисту.
Полученные с помощью «Методики изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина) результаты свидетельствуют о том, что студенты 2-й группы в большей степени в обучении руководствуются мотивом престижа (1-е и 3-е места) и профессиональными мотивами (2-е место). У студентов преобладает установка на достижение определенного социального статуса, получение возможности общаться с интересными и новыми людьми. Будущая профессиональная карьера недостаточно соотносится с профессиональным ростом и продвижением. На втором месте у студентов-спортсменов стоят профессиональные мотивы, что позволяет говорить об активной позиции относительно постановки профессиональных целей, развитии качеств личности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к компетентному специалисту. Учебно-познавательный мотив выражен незначительно, а значит, данный контингент по сравнению со студентами 1-й группы меньше заинтересован в получении знаний. Они в меньшей степени готовы преодолевать трудности при решении познавательных задач.
Полученные эмпирические данные, на наш взгляд, в основном определяются образом жизни студентов различных групп. Студенты 1-й группы большое количество времени посвящают учебной деятельности, так как любительский спорт не предполагает больших временных затрат. У данных студентов устойчиво сформировался учебно-познавательный мотив. Студенты, являющиеся профессиональными спортсменами, значительную часть своего времени уделяют соревновательной деятельности. Возможно, поэтому у студентов-спортсменов 2-й группы учебно-познавательный мотив имеет низкий показатель. Данное обстоятельство определяет одно из направлений развивающей работы - формирование познавательной мотивации.
Итак, мы провели изучение мотивации обучения в вузе у студентов-спортсменов любительского и профессионального спорта. В результате исследования мы пришли к выводу, что студенты 1-й группы выбрали профессию адекватно, у них выражено стремление к приобретению знаний, стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. Кроме того, они занимают активную позицию по формированию у себя профессиональных побуждений к учебной деятельности, постановке профессиональных целей.
У студентов 2-й группы высокий показатель (35,71%) неадекватно выбравших профессию. Большинство данных студентов-спортсменов (68,37%) нацелено на формальное приобретение знаний. У них преобладает установка на достижение определенного социального статуса, возможность общаться с интересными людьми.
Таким образом, обучение студентов - профессиональных спортсменов обязательно должно предусматривать большее количество времени для индивидуальной работы со спортсменами; постоянное развитие у них навыков самоорганизации; четкое планирование самостоятельной работы самих студентов. Названные особенности организации педагогического процесса для спортсменов-профессионалов позволят сделать его более эффективным.