ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ВРЕМЕНИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ВРЕМЕНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

На современном этапе развития дошкольного образования актуальна проблема, связанная с обеспечением достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Поэтому организация всестороннего развития каждого ребенка должно происходить вне зависимости от наличия тех или иных природных способностей с ориентиром на обязательное повышение этого уровня в процессе целенаправленной организованной образовательной деятельности. 

Экологическое, демографическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению числа детей, испытывающих трудности в обучении, которых впоследствии отнесли к группе педагогического риска (дети риска). Впервые понятие «дети риска» было введено Г.Ф. Кумариной. Это дети, которые по состоянию здоровья, социального развития находятся как бы в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии (естественно, имея в виду конкретные недостатки развития в каждом частном случае). Они испытывают трудности в обучении из-за соматических и психических расстройств той или иной степени выраженности. Это дети психически и соматически ослабленные, с риском школьной и социальной дезадаптации. Общая оценка интеллектуального развития названного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей, но при более детальном изучении у них обнаруживается специфика двигательного, речевого, когнитивного и эмоционально-аффективного развития, а также несформированность предпосылок овладения программным материалом (в частности, в звене произвольной регуляции деятельности) [3].

Подобные затруднения, как отмечается в исследовании ряда авторов (Э.М. Александровская, И.А. Коробейников, Е.В. Новикова, Н.Н. Савина и др.), испытывают от 15-40% до 60% и более от детской популяции младшего школьного возраста, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту количества «детей риска». На этапе же дошкольного возраста их число достигает 25%. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. По результатам исследований НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, число детей старшего дошкольного возраста с расстройствами нервно-психической сферы составляет 30-40%, а среди детей, поступающих в школу, свыше 60 % относится к «группе риска». Дети этой категории недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.

В современной психолого-педагогической и медицинской литературе мы встречаемся с разными определениями и классификацией детей, которых можно отнести к «группе риска». В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии.

В словаре по педагогике А.Ю. Коджаспирова,  Г.М.  Коджаспировой даётся следующее определение «группы риска» - это «категория населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки (отклоняющиеся от нормы или уголовно наказуемые) [2, 58].

По определению Л.Я. Олиференко, «дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внеш­ним воздействиям со стороны общества и его криминальных эле­ментов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних» [4, 59].

По мнению многих авторов, дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов выделяются следующие группы: медико-биологические, социально-экономические, психологические и педагогические.

В связи с перечисленными факторами риска выделяют следующие категории детей:

  • дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке [1, 91].

На основе анализа понятий детей риска дошкольного возраста в научной литературе, можно выделить ряд особенностей детей данной категории - это дети:

  • не имеющие отклонений в развитии (с сохранным интеллектом);
  • с низким уровнем школьной зрелости при поступлении в школу;
  • испытывающие трудности в обучении;
  • соматически ослабленные;
  • испытывающие трудности в освоении социальной роли ученика;
  • имеющие повышенный риск школьной дезадаптации.

Внедрение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования призваны решить и ряд проблем системы общественного дошкольного образования, в частности, связанные с интеграцией в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с этим было обращено и внимание на детей группы риска. В частности, изучение нормативных документов, раскрывающих содержание дошкольного образования, показало, что проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей группы риска, в образовательном пространстве нашла отражение в программах нового поколения. В программе «От рождения до школы» в разделе «Коррекционная работа» авторы выделяют категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначают ее как «группу риска» [5, 277]. Авторы отмечают, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем.

Таким образом, значительный рост числа детей группы риска, в том числе и дошкольного возраста, говорит о необходимости организации своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки детей группы риска в системе дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алмазов, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.
  2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
  3. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] / Г.Ф Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; под. ред. Г.Ф Кумариной. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] /Л.Я. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 336с.
  6. Шаталова, Е.В., Тарасова, А.П. Диагностика готовности детей группы педагогического риска к обучению математике в школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В.Шаталова, А.П. Тарасова. - Белгород: Изд-во БЕЛРИПКПСС, 2009. - 100 с.
Просмотров работы: 479