Обучающая программа как средство экологического воспитания младших школьников - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Обучающая программа как средство экологического воспитания младших школьников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях экологической опасности наиболее остро встает вопрос о повышении качества экологического образования. В концепции ФГОС отмечаются следующие требования уровня экологической образованности выпускников школ: развитие готовности  к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей  [2, c. 17]. В этой связи особенно важным является  уточнение термина «экологическое образование».

Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» [3, с. 16].

Цель экологического образования в школе, по мнению Хотунцева Ю.Л., - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней [6, с. 52]. Потенциал экологического образования заключается в преобладании духовно-нравственных ценностей, способности личности принимать экологически верные решения, опираясь на законы морали и нравственности.

Экологическое образование осуществляется в комплексе с экологическим воспитанием. Экологическое воспитание - особая форма воздействия на личность. Если образование формирует когнитивную сферу, понимание причинно-следственных связей, умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности.

Экологическое воспитание предполагает формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Экологическое сознание - сложный феномен, его развитие предписывает необходимость воздействия на интеллект, эмоции и волю школьника.

Когда речь идет об экологическом сознании, то имеют ввиду ряд его характеристик:

  • Интерес к проблемам окружающей среды;
  • Озабоченность экологическими позициями населения;
  • Сознание и чувство ответственности за состояние среды и причастность к тому, как экологические проблемы будут решаться;
  • Готовность к экологической деятельности [5, с. 16].

В структуру сознания включаются экологические ценности, которые определяют систему норм экологического поведения человека.  Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). По убеждению  А.А.Павлова, у большинства школьников не сформированы ценностные экологические ориентиры, не достаточно развиты практические природоохранные умения, отсутствует потребность постоянного общения с природой, недостаточен уровень убежденности в необходимости её охраны, осознание своей причастности к этому важнейшему общечеловеческому делу [4, с. 43].

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что экологического образования и воспитания - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры.

Как музыкальная культура позволяет нам создавать музыку и ориентироваться в ее разнообразии, так и экологическая культура дает понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды.

Нельзя не отметить слова Ю.Л.Хотунцева, Н.И.Нагибина, что от экологической культуры выпускников школ в значительной степени  зависит не только состояние окружающей природы, здоровья людей, уровень развития экономики страны, но и будущее нашей планеты [6, с. 52].  Экологическая культура - одна из важнейших составляющих человеческой культуры в целом. Современная школа пока не имеет целостной системы, обеспечивающей формирование и развитие экологической культуры [1, с. 54]. Основным критерием эффективности работы по её формированию у школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого ребенка понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней. Ознакомление и осмысление всех основных понятий, в том числе и экологических, закладываются в начальной школе.

Как показывает практика, начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к педагогическому воздействию, направленному на формирование духовно-нравственных ценностей, экологически грамотного поведения. Нам близка точка зрения Г.А. Айкиной, которая отмечает, что в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам [1, с.54].  На сегодняшний  день существует множество методов и подходов к изучению экологического материала младшими школьниками начиная от традиционных и заканчивая современными информационными технологиями.

Представляют научный интерес взгляд  Цветановой-Чуруковой Л.З., что современные инновационные методы обучения являются самыми мощными средствами обучения, позволяют обогащать образовательную среду, совершенствовать содержание и творческие ресурсы обучения [7, с.84].

Усовершенствование процесса обучения давно перестало быть чисто академической задачей. С одной стороны, знания в современных условиях научно-технического прогресса быстро стареют, а с другой, с увеличением объема накопленных знаний обучение затягивается почти на два десятка лет (классический пример школа 10-11 лет или институт 5-6 лет). Таким образом, процесс обучения и подготовки квалифицированных специалистов занимает почти треть активной жизни человека. Поэтому важной задачей является если не уменьшение этого срока, то хотя бы его качественная перестройка, позволяющая за тот же отводимый срок подготовить специалиста с более глубокими профессиональными знаниями, способного быстро переключаться с решения одной задачи на другую.

Появление и достаточно широкая доступность персонального компьютера позволяет коренным образом изменить сложившуюся систему образования. Это, конечно, не означает, что ранее ЭВМ не применялись в целях обучения. Попытки были, но они не могли оказать значительного влияния на сложившуюся систему обучения, поскольку, во-первых, методология компьютерного обучения была недостаточно развита и не обеспечивала индивидуального подхода к учащимся и, во-вторых,  сама вычислительная техника была менее доступной и не обладала необходимыми параметрами. Сейчас ситуация радикально изменилась. Низкая цена персонального компьютера позволяет использовать их не только в учебных заведениях, но и в качестве домашних обучающих устройств.

Анализ научной литературы показал, что применение средств программного обеспечения позволяет повысить успеваемость учащихся и ускорить прохождение материала программы в среднем на 25-30% при существенном облегчении труда педагогов. Необходимость применения средств программированного обучения диктуется следующими обстоятельствами:

  1. При современной наполняемости классов преподаватель физически не может осуществлять принцип индивидуального обучения, между тем каждый учащийся нуждается в постоянном и непрерывном внимании для формирования у него полноценных интеллектуальных и профессиональных навыков;
  2. Объем необходимых знаний достигает таких размеров, что обычные механизмы организации их подачи ведут к перегрузке учащихся;
  3. С ростом объемов информации изменяется её структура и качество, значительный вес приобретают аналитические описания и выводы, в тоже время педагог может опираться на методические средства и приемы, которые рассчитаны на более низкий уровень развития знаний.

Программированное обучение является качественно новой дидактической системой. На конференции по применению ЭВМ для обучения были приведены результаты исследований, характеризующие зависимость общественного интереса к педагогическим вопросам. Идеи программированного обучения явились естественным следствием объективного развития производительных сил общества на данном этапе. Характерная черта этого развития - автоматизация процесса труда. Причем главное значение в автоматизации процесса приобретают не сами процессы, а методы управления ими ведущие к возможно более полному устранению непосредственного обмена информацией между человеком и машиной.

В данной статье была предпринята попытка констатировать, что применение в учебном процессе интерактивных обучающих программ поможет избежать перегрузки учащихся, ускорить процесс обучения. Построение программы позволяет использовать ее на различных этапах урока: при изучении нового материала, закрепления,  на этапах проверки усвоенных знаний, а также при самостоятельной подготовке учащихся по заданной теме.  Компьютерные технологии способствуют повышению эффективности экологического обучения и воспитания, посредством воздействия на все органы чувств, особенно на зрительные анализаторы.

 

Список литературы

  1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным / Г.А.Айкина // Начальная школа. - 2008. - №8. - С. 54-57.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с. - С.17.
  3. Миркин Б.М. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. - М.: АО МДС, 1996. - 272 с.
  4. Павлов А.А. Формирование и развитие экологической культуры учащихся / А.А.Павлов // Экологическое образование. - 2009. - №1. - С. 42-48.
  5. Суравегина И.Т. Экологизация школьного естествознания: проблема и поиски решения / И.Т.Суравегина // Экологическое образование. - 2009. - №3. - С. 15-19.
  6. Хотунцев Ю.Л. Экологическое образование на уроках технологии в 5-7 классах / Ю.Л.Хотунцев, Н.И.Нагибин // Экологическое образование. - 2009. - №1. - С. 52-56.
  7. Цветанова-Чурукова Л.З. Использование электронных средств в школьном обучении / Л.З.Цветанова-Чурукова // Начальная школа. - 2008. - №8. - С. 84-88.
Просмотров работы: 14