При написании статьи в качестве основных методов рассматриваются: метод исторической реконструкции, анализ печатной литературы и ресурсов сети Интернет.
Актуальность нашей проблемы заключается в том, что научно - технический прогресс, механизация и автоматизация производства, расширение транспортного обслуживания населения, с одной стороны, резко снизили мышечную активность человека, а с другой - существенно повысили нервно - психические нагрузки. Занятия физическими упражнениями и подвижными играми успокаивают и укрепляют нервную систему, снимают напряжение, создают бодрое, жизнерадостное настроение, что содействует повышению работоспособности и успеваемости.
Передовые русские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.
В качестве примера рассмотрим детскую подвижную игру «Гуси - лебеди».
Цель данной игры - учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать, помогать друг другу.
Содержание игры.
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси- лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой -живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!».
Навыки, которые развиваются при проведении данной игры: реакция, внимательность, осторожность, быстрота, чувство товарищества.
Несмотря на полезность и увлекательность данной игры мы можем отметить, что один из недостатков - нехватка игрового пространства. Это связано с тем, что в последнее время возле домов стали чаще появляться парковки для машин, а не спортивные площадки.
Однако, вопреки этому, в перспективе у этой игры могут быть предложены командные соревнования. Например, среди классов, команд, дворов, также игру можно ввести в рамки учебного процесса с применением анимационной деятельности на примере турбаз. Кроме того необходимо ввести игру в набор аниматора, элементы водной аэробики. Мы также считаем, что в игре должны присутствовать костюмы игроков: футболка, манишка, наколенники и налокотники. В этом случае игра будет зрелищной. Должны в игре присутствовать судьи и следить за выполнением правил данной игры. Помимо всего вышеперечисленного можно ввести музыкальное сопровождение. Игрок - волк должен быть достаточно легким в весе, чтобы, бегая, он не уставал, иначе игра теряет свою зрелищность.
Литература:
Исследования и обобщающие работы
Периодические издания