ГЕОГРАФИЯ РЫНКА ЯПОНСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГЕОГРАФИЯ РЫНКА ЯПОНСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что автомобили - это ведущие экспортные товары машиностроения. И чтобы проанализировать  динамику экспорта Японии, нужно, прежде всего, охарактеризовать объемы и особенности производства автомобилей  в данной стране.

Современная жизнь сильно зависит от машины. Автомобильная промышленность - самая большая отрасль транспортного машиностроения мира с крупносерийным выпуском автомашин. Данная отрасль занимает  одно из первых мест по числу занятых и по стоимости производимой продукции, в ней достигнута и самая высокая производительность труда на одного занятого.[1]

Автомобиль во многом упрощает жизнь человека. Без автомобиля человек не будет успевать за тем ритмом, в котором развивается современная жизнь. Особенно необходим автомобиль в крупном и густонаселённом городе. Благодаря личному транспорту, человек может планировать свою жизнь в соответствии с динамичным скоростным ритмом больших городов. Ведь, передвигаясь на общественном транспорте, человек рискует потратить несколько часов, чтобы добраться туда, куда ему нужно.

Объектом исследования является автомобилестроение Японии.

Предмет исследования: География экспорта японских автомобилей. Динамика и особенности производства японских автомобилей в период 1999-2009 гг.,  место Японии на мировом рынке автомобилей, транснационализация процесса производства японских автомобилей.

Цель исследования: охарактеризовать динамику развития автомобилестроения Японии, выявить территориальные сдвиги в экспорте японских автомобилей.

Для достижения отмеченных целей курсовой работы необходимо поставить и решить следующие задачи:

  • Собрать и проанализировать статистическую базу.
  • Выявить этапы развития японского автомобилестроения.
  • Проанализировать особенности производства автомобилей в Японии.
  • Охарактеризовать деятельность отдельных в Японии ТНК в автомобилестроении.
  • Показать место Японии в мировом автомобилестроении.
  • Выявить динамику производства.
  • Охарактеризовать региональные особенности экспорта.
  • Выявить направления территориальных сдвигов.
  • Показать особенность торговли разных марок японских автомобилей.

Для решения  поставленных задач было охарактеризовано развитие японских автомобилей в период 1999-2009 гг. В этот период попал мировой финансовый кризис 2008 г., который повлиял на динамику производства автомобилестроения в мире и в Японии. В результате в Японии произошел редкий спад производства в 2009 г.

Этапы развития японского автомобилестроения характеризуются по работам Кузнецова Ю. и других авторов.[2]

Статистическая база исследования:

http://jamaserv.jama.or.jp/newdb/eng/index.html - JAMA, Active Matrix Database System, http://oica.net/ - OICA- Международная ассоциация производителей автомобилей.

Методы исследования: статистический, аналитический, картографический, сравнительный и др.

При обработке базы данных использовались программы Microsoft Word, Microsoft Excel. Карты выполнялись с помощью программы графического редактирования Paint, работающей в операционной среде Windows XP, Windows 7 Home Edition.

Глава 1. Динамика и особенности производства японских автомобилей в период 1999-2009 гг.

1.1. Этапы развития японского автомобилестроения в 20-м веке

Япония до Второй мировой войны не обладала крупной автомобильной индустрией, однако, в уже 10-20-х годах 20-го века предпринимались попытки производить собственные автомобили. Но такие попытки не доводились до массового производства.

Япония тогда еще не являлась такой страной, для которой автомобиль был бы обычным средством передвижения, а не просто роскошью. В 1924 г. парк легковых автомобилей в Японии насчитывал 17,9 тыс. единиц. В то же время в стране было зарегистрировано 105 тыс. рикш, 3,7 млн. велосипедов и 374 тыс. повозок, запряженных волами или лошадьми[3].

Через 20 лет ситуация особо не изменилась. Покупательная способность населения была низкой. Внутренний рынок для продажи легковых автомобилей еще не был сформирован. Но спрос на грузовые автомобили был уже довольно высок, т.к. большой спрос предъявляла увеличивающаяся армия. В 1941 г. в Японии было произведено 46 706 автомобилей, в том числе всего 1065 легковых[4].

Охарактеризуем этапы развития автомобилестроения в Японии (по Кузнецову Ю. и др.)[5]:

1 этап - охватывает период сразу после окончания Второй мировой войны и до начала 1950-х г. Фактически автомобильная промышленность в Японии, которая опиралась на методы массового производства, была создана сразу после Второй мировой войны всего за несколько лет. Для того чтобы обеспечить массовое производство легковых автомобилей, японской экономике, оказавшейся после окончания Второй мировой войны в  тяжелых условиях, нужен был толчок. Этим толчком оказалась война в Корее. Начало военных действий в Корее в июне 1950 г. создало совершенно новую ситуацию. Американцы предоставляли более благоприятные условия для тех японских компаний, которые брались за выполнение военных заказов. Японские компании поставляли американской армии грузовики и другие автомобили, и хотя они составляли незначительную долю использовавшихся в период войны автотранспортных средств, положение этих компаний сильно изменилось.

В 1951 г. в Японии было произведено 30,8 тыс. грузовиков, из которых больше половины закупили американцы для использования, как в Корее, так и в самой Японии. Сборочные конвейеры японских автомобильных предприятий работали в две смены. Прибыли японских автомобильных компаний стремительно увеличивались. Корейский бум обусловил и быстрое увеличение частного спроса на легковые автомобили. Их выпуск в 1951 г. составил 3,6 тыс. автомобилей, удвоившись по сравнению с 1950 г. В автомобильной промышленности Японии наступил подъем. Капиталовложения в эту отрасль в 1952 г. вдвое превысили уровень 1951 г., а в 1953 г. они снова удвоились. С 1952-1953 гг. обозначился поворот к усиленному выпуску легковых автомобилей. Однако наладить массовый выпуск легковых автомобилей было вовсе не простым делом. Компании «Тойота», «Ниссан» и «Нихон дзидося когё» освоили производство легковых автомобилей еще в 1948 г., но с массовым производством у них в то время ничего так и не вышло, да и качество продукции оставляло желать лучшего.

2 этап - охватывает начало 1950-х годов. Увеличение производства легковых машин было немыслимо без быстрого усвоения технологического опыта зарубежных автомобильных гигантов. И японские компании стали заключать с зарубежными компаниями соглашения об импорте автомобилей в разобранном виде для последующей их сборки на собственных заводах. В 1952 г. в Японию было ввезено 234 автомобиля, в 1953 г. - 6065, в 1954 г. - 9021. Их тщательное изучение помогло спроектировать уже чисто японские модели. За короткий срок в Японии был налажен выпуск основных запасных частей, и первоначальная задача - усвоение зарубежной технологии - была постепенно решена. Но не все компании шли таким путем. «Тойота мотор», например, осваивала выпуск легковых автомобилей, не прибегая к импорту зарубежной техники. Еще в ноябре 1955 г. был создан автомобиль Toyopet crown, ни по цене, ни по качеству не уступавший заграничным моделям, ввозившимся в Японию.

3 этап. Во второй половине 1950-х годов с быстрым ростом японской экономики высокими темпами увеличивалось и производство легковых автомобилей. В 1954 г. в Японии было произведено 14 529 автомобилей, а в 1962 г. - 301 882. С другой стороны, высокие темпы увеличения производства легковых автомобилей в Японии способствовали общему быстрому росту японской экономики.

4 этап - это 1960-е годы. Еще в  1952 г. Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) решило принять меры по защите национального автомобилестроения, оказывая одновременно крупным компаниям поддержку в их экспортных усилиях. Были установлены высокие тарифы на импорт автомобилей и деталей к ним. С помощью множества правил, инструкций и бюрократической волокиты чиновники умело отбивали охоту строить в Японии автозаводы у американских и западноевропейских корпораций, продукция которых могла бы конкурировать с продукцией японских фирм, пусть даже будущей.

Однако произвести много хороших автомобилей было явно недостаточно. Надо было сделать так, чтобы их могли покупать и на внутреннем рынке. Другими словами, необходимо было повысить покупательную способность населения. Именно достижению этой цели призван был служить выдвинутый в 1960 г. тогдашним премьер-министром Японии Х. Икэдой «план удвоения доходов», который был осуществлен, причем досрочно.

5 этап. К 1970-м годам японское автомобилестроение сложилось как вполне конкурентоспособная отрасль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Производство автомобилей всех типов в Японии быстро росло, составляя в 1960 г. 482 тыс., в 1970 г. - 5289 тыс., в 1980 г. - 11 482 тыс. А к 1980-м годам автомобилестроение превратилось в ведущую отрасль не только машиностроения, но и всей экономики Японии. С ним было связано много сталепрокатных, электротехнических, химических, дорожно-строительных предприятий, а также ремонтных мастерских и бензозаправочных станций.

6 этап. В 1980 г. Япония обогнала по производству автомобилей США, старейшую и крупнейшую автомобильную державу мира, став также главным мировым экспортером автомобилей (более 6 млн. единиц в 1980 г.). Успехи японских автомобилестроительных компаний не пришли сами собой, а были итогом рассчитанной на массового потребителя специализации. Японские компании стали выпускать компактные и экономичные автомобили, потребляющие сравнительно мало бензина, но отличающиеся высоким качеством исполнения и относительно невысокими ценами. Это стало возможным благодаря более высокой, чем у конкурентов, производительности труда, а она была обеспечена широкой автоматизацией и лучшей организацией производственных процессов. Так, Япония опередила США и другие страны по выпуску и применению промышленных роботов в автомобилестроении.

7 этап. С 1990-х годов до настоящего времени. Позиции Японии в мировом автомобилестроении иллюстрирует таб.1.1.

                                                                                                                           Таблица1.1. Производство автомобилей в странах-лидерах (1990-2009 гг.), млн шт.

Страна

1990 г.

Страна

2002 г.

Страна

2007 г.

Страна

2009 г.

Страна

2010 г.

Япония

13,5

США

12,3

Япония

11,6

Китай

13,7

Китай

13,9

США

9,8

Япония

10,3

США

10,8

Япония

7,9

Япония

8,7

ФРГ

5,2

ФРГ

5,5

Китай

8,9

ФРГ

5,2

ФРГ

5,5

Составлено и рассчитано по данным таблицы Родионовой И.А. Производство автомобилей в странах-лидерах (1950-2002 гг.), млн шт/ Мировая экономика Индустриальный сектор,2005 г., стр. 365 ,статистическим данным сайта http://oica.net - Международной ассоциации производителей автомобилей и сайта http://www.nationmaster.com/graph/ind_car_pro-industry-car-production на 2010 г.

 

Анализ данных таблицы показывает, что Япония держалась в лидерах до 2002 г., но, стоит отметить, что внутри страны производство увеличивается, хотя на мировом рынке это был лишь второй результат. Производство транспортных средств в Японии выросло в октябре 2002 года на 6,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 912.138 автомобилей, сообщила Ассоциация автопроизводителей Японии (JAMA). По оценкам ассоциации, экспорт японских автомобилей увеличился в октябре примерно на пять процентов в годовом исчислении. В апреле-сентябре 2002/03 финансового года производство автомобилей в Японии выросло на 4,7 процента до 4.990.820, а экспорт увеличился примерно на 15 процентов, но производство автомобилей в США превысил показатель производительности Японии, и страна перешла на 2 место. Япония наращивала темп по производству и уже в 2007 г. вновь на  некоторое время становится лидером.

Объем производства автомобилей в Японии в 2008-2009 финансовом году, завершившемся 31 марта с.г., снизился на 1 млн 796 тыс. 303 единицы, то есть на 15,2% по сравнению с предыдущим финансовым годом. Общий объем производства составил 9 млн 993 тыс. 756 автомобилей[6]. Такие данные опубликовала Японская ассоциация автопроизводителей. При этом производство легковых автомобилей в 2008-2009 финансовом году по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 15,5% - до 8 млн 542 тыс. 405 единиц, объем производства грузовых автомобилей снизился на 14,7% - до 1 млн 329 тыс. 856 единиц, а объем производства автобусов - на 3,9% (до 121 тыс. 495 единиц).

 Объем производства автомобилей в Японии в марте 2009 г. снизился на 552 тыс. 588 единиц, то есть на 50% в годовом исчислении. Общий объем производства составил 552 тыс. 71 автомобиль. При этом производство легковых автомобилей в марте 2009 г. в годовом исчислении уменьшилось на 50,7% - до 468 тыс. 469 единиц, объем производства грузовых автомобилей снизился на 44,5% - до 77 тыс. 856 единиц, а объем производства автобусов - на 57,4% (до 5 тыс. 746 единиц).[7]

Объем производства автомобилей в Японии за I полугодие 2010 года вырос на 45,8%, или на 1 млн 520 тыс. 522 единицы в численном выражении. По итогам отчетного периода этот показатель составил 4 млн 842 тыс. 950 единиц против 3 млн 321 тыс. 428 единиц, произведенных за I полугодие предыдущего года. Такие данные представила Японская ассоциация автопроизводителей (JAMA). При этом за январь-июнь 2010 года производство легковых автомобилей возросло на 46,9%, или на 1 млн 338 тыс. 85 единиц, составив по итогам шести месяцев 4 млн 188 тыс. 331 единицу.

Производство грузовиков за отчетное полугодие возросло на 37,8%, или на 164 тыс. 351 единицу, достигнув отметки в 598 тыс. 579 единиц. Объем производства автобусов увеличился на 48,9% (на 18 тыс. 86 единиц) - до 55 тыс. 40 единиц. Вместе с тем в июне 2010 года объем производства автомобилей в годовом исчислении вырос на 177 тыс. 123 единицы, или на 25,9%, и составил 861 тыс. 45 единиц по сравнению с 683 тыс. 922 единицами автомобильной техники, произведенными в июне прошлого года. В частности, производство легковых автомобилей увеличилось на 23,7% - до 739 тыс. 953 единиц, грузовиков - на 39,9% - до 111 тыс. 151, автобусов - на 51,8% - до 9 тыс. 941 единицы.[8]

Производство легковых автомобилей, грузовиков и автобусов в Японии в июле 2011 года сократилось на 8,9% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, причем падение наблюдается уже десятый месяц подряд. Производители автомобилей по-прежнему сталкивались со сбоями в поставках, связанными с землетрясением, произошедшим 11 марта. Производство автомобилей в июле сократилось до 790 325 единиц против 867 242 в июле предыдущего года.[9]

Общий объем производства легковых автомобилей (8 автокомпаний) составил 670,837 тыс. Производство автомобилей в Японии по итогам августа 2011 года выросло на 1,7%, рост выпуска наблюдался впервые за последние 11 месяцев.[10]

В заключение еще раз отметим следующее. Япония остается одной из крупнейших автомобильных держав, а японские автомобили широко известны и пользуются большим спросом.

1.2. Особенности производства автомобилей в Японии

В настоящее время японское автомобилестроение развивается в условиях глобализации. Как было отмечено выше, Япония - один из признанных мировых лидеров в автомобилестроении. В стране насчитывается 11 автомобильных компаний. Однако 9/10 производства сосредоточено лишь в пяти фирмах. Во всем мире хорошо известны названия крупнейших японских компаний: «Тоёта» (на долю которой приходится 35% выпускаемых японскими компаниями легковых автомобилей и 25% грузовиков и автобусов), «Ниссан» (около 15% и 10% соответственно), «Хонда» (около 15% легковых автомобилей), «Мицубиси» (около 10% и 15%), а также «Судзуки» (8,5% и 11%), «Мазда» (8% и 5%).[11]

 Первым японским предприятием по производству автомобилей стал завод, открытый в 1933 г., компанией «Ниссан». В 1936 г. в Японии было произведено 18 тыс., в 1950 г. - 32 тыс. автомобилей, а в 1960 г. - уже 760 тыс. (хотя и в 10 с лишним раз меньше, чем в США). В 1961 г. был перейден миллионный рубеж выпуска. Именно тогда автомобилестроение Японии вступило в фазу «бума» и стало приобретать все более выраженную экспортную направленность, а к середине 70-х годов страна заняла лидирующие позиции в мире и вплоть до 1990 г. неуклонно наращивала выпуск автомобилей (13,5 млн машин).

 Японцы первыми начали выпускать экономичные малолитражные, потребляющие мало бензина автомобили, и это помогло отрасли пережить тяжелые времена, когда в 1973 и 1978 гг. произошли два «нефтяных шока», вызвавшие резкое подорожание бензина. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране с начала 90-х годов и активным размещением заводов по сборке автомобилей за рубежом, в местах потребления, лидерство в отрасли с 1994 г. вновь перешло к США, а производство в Японии снизилось до уровня 10-11 млн автомобилей в год. Вместе с тем отрасль остается одной из ведущих в японской промышленности: на ее долю приходится более 10% суммарного промышленного производства.

 В автомобилестроении занято более 5 млн японцев. От благополучия этой отрасли зависит положение целого ряда других отраслей, в частности резинотехнической, черной и цветной металлургии. 20% производимых в стране полупроводников, более 30% станков и половина роботов создаются в расчете на использование в автомобилестроении.

Японские автомобили отличаются высокой экологичностью, а вышедшие из употребления автомобили утилизируются, и рециклированию подлежит примерно 75% их массы.

 Отличительной чертой деятельности японских автомобилестроительных концернов является четкая система взаимодействия между головными предприятиями и их субподрядчиками, число которых в общей сложности может составлять несколько сот тысяч (в отличие от нескольких тысяч у американских компаний). По существу, японская организация производственных связей представляет собой «пирамиду»: каждый из субподрядчиков имеет тысячи собственных поставщиков, размещающих заказы в свою очередь на еще более мелких предприятиях. Такая система обладает большей гибкостью и маневренностью. Японским производителям автомобилей для реализации новой идеи и выпуска новой модели автомобиля требуется всего 1-2 года.

 Японское автомобилестроение вовлечено в процесс глобализации: отрасль все более стремительно выходит за национальные рамки. Даже, несмотря на технологическое совершенство и широкое использование робототехники, японским заводам все труднее конкурировать с предприятиями в новых индустриальных странах, где уровень заработной платы несравненно ниже (а уровень оплаты труда в столь трудоемкой отрасли, как автомобилестроение, имеет принципиальное значение). Не способствует дальнейшему расцвету отрасли на японской территории и чрезвычайно высокая стоимость земли в Японии. Все чаще рентабельнее оказывается ввезти в Японию японский автомобиль, сделанный за рубежом, чем производить его в Японии. Крупная японская автомобильная компания «Хонда» более 10% своих продаваемых на японском рынке автомобилей ввозит из США!

Лидер автомобильной промышленности Японии «Тоёта» выпускает около 6 млн автомобилей в год и занимает среди автомобилестроительных корпораций мира третье место. Компания имеет 54 завода в 27 странах мира. Одним из главных факторов лидерства компании на мировом рынке является применяемая на всех без исключения ее заводах, включая и поставщиков, хорошо известная в мире ее фирменная производственная система, так называемый «тоётизм»[12]. Суть ее состоит в минимизации складских запасов, совершенствовании производственной деятельности и максимизации производительности, достигаемых за счет совершенствования потоков материалов внутри заводов компании. Эта система предполагает такую организацию производства, при которой вместо создания больших (и занимающих много драгоценной земли) складских запасов устанавливается порядок, при котором материалы идут непрерывным потоком, поступая точно в срок (just-in-time). Производственные процессы осуществляются «гладко», без каких-либо «накладок» или задержек, ежедневно, а если необходимо ежечасно, точно по графику в нужное место подвозятся требуемые материалы и комплектующие. Эту систему обычно еще называют «постфордистской», поскольку она появилась в условиях перехода от массового производства к диверсифицированному и индивидуализированному, когда для сборки практически каждого автомобиля требуются комплектующие особой спецификации.

 Все 12 головных предприятий компании расположены в префектуре Айти, и главным образом в городе Тоёта, или Тойота-Сити (в 25 км от города Нагоя) и его окрестностях, это и есть главный центр автомобилестроения в Японии. Здесь же производятся и электронные компоненты. Дочерние предприятия и филиалы «Тоёты» можно встретить по всей Японии, причем не только на главном острове, но и на Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и даже на Окинаве.[13]

1.3. Транснационализация процесса производства японских автомобилей

 Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира на 2011 год очень высокие позиции в автомобилестроении занимают: Toyota motor, Honda motor.[14]

Таблица 2.1

 

Автомобилестроение

 Место в Global 500

1

Toyota Motor

8

2

Ford Motor

25

3

Volkswagen

13

4

BMW

79

5

Honda Motor

45

Составлено по данным рейтинга The Fortune Global 500,сентябрь 2011

 

Toyota Motor Corporation (Toyota Jidosha KK, TYO: 7203, LSE: TYT, NYSE: TM, широко известный просто как Toyota и сокращенное как TMC -  крупный японский автопроизводитель со штаб-квартирой в Айти, Япония. В 2010 году в Toyota Motor Corporation были заняты 317734 человек по всему миру. TMC является крупнейшим автопроизводителем в мире по объему продаж и производства автомобилей.[15]

 Компания была основана Киичиро Тойода в 1937 году в качестве дополнительного дохода от компании своего отца Toyota Industries для создания автомобилей. Тремя годами ранее, в 1934 году, в то же время отдел Toyota Industries, создала свой первый продукт, двигатель, а в 1936 году компания создает свой первый легковой автомобиль, Toyota AA. Toyota Motor компаний корпорации группы Toyota (включая бренд Scion), Lexus, Daihatsu и Hino Motors, вместе с несколькими "неавтомобильных" компании. TMC является частью Toyota Group, одина из крупнейших конгломератов в мире.

 Toyota Motor Corporation со штаб-квартирой в городе Тойота, Аити и в Токио. Его Токио головной офис находится в 1-4-18 Koraku, Bunkyo-ку, Токио 112-8701, Япония. Нагоя Office на 4-7-1 Meieki, Накамура-ку, Нагоя города, префектура Аити. В дополнение к производству автомобилей, Toyota предоставляет финансовые услуги через подразделение Toyota Financial Services, а также разрабатывает и строит роботов.

Toyota имеет заводы в большинстве частей мира, изготовление или сборка автомобилей для местных рынков. Toyota имеет производственные и сборочные заводы в Японии, Австралии, Индии, Шри-Ланки, Канады, Индонезии, Польши, Южной Африки, Турции, Колумбии, Великобритании, США, Франции, Бразилии, Португалии, а в последнее время, Аргентина, Чешская Республики, Мексики, Малайзии, Таиланда, Пакистана, Египта, Китая, Вьетнама, Венесуэлы, Филиппин и России.

Соитиро Хонда основал компанию Honda Motor в городе Хамамацу в Японии. Он начал поставлять на рынок Японии простые и экономичные транспортные средства, в которых в этот период так остро нуждалась страна. В основе его деятельности лежал огромный личный интерес к двигателям внутреннего сгорания и желание работать. Используя маленькие, оставшиеся со времен войны двигатели, компания Honda Motor начала свое существование с производства велосипедов с мотором.

В 1966 году Honda начала производство небольших седанов и через четыре года стала экспортировать свои первые автомобили, Хонда 600, в различные страны мира. Пока эти автомобили прокладывали дорогу автомобилям с маркой Honda, инженеры компании приступили к разработке другого малолитражного автомобиля, предназначенного для мирового рынка экономичных автомобилей. Результатом многолетних разработок стал Honda Civic, представленный публике в 1973 году и мгновенно принятый покупателями во всем мире.[16]

Вскоре после своего появления компания Honda Motor начала проектировать и создавать свои собственные двигатели и мотоциклы. Уже в то время стало очевидно, что компания станет созидательной и новаторской силой в автомобилестроительной промышленности. Уже тогда создав себе в Японии репутацию в области качества, хороших эксплутационных характеристик и надежности, мотоциклы Honda все еще не заслужили уважения и доверия в мировом масштабе.

Современная продукция Honda отвечает всем идеям основателей компании - спортивный характер, инжиниринг высокого уровня, современный дизайн, функциональность в каждой детали, комфорт и безопасность для водителя и пассажиров.

«Мицубиси» (Mitsubishi) - одна из крупнейших японских корпораций, специализирующаяся на выпуске автомобилей. Сегодня Mitsubishi - один из крупнейших мировых автопроизводителей, с широчайшим модельным рядом - от миниавтомобилей до тяжелых грузовиков и спецтехники. Победы автомобилей Mitsubishi в мировом ралли неоспоримы и многочисленны; ее модели удостоены огромного числа наград.[17]

ТНК формируют основу глобальной экономики и способствуют возрастанию целостности мировой экономики. ТНК Японии играют важную роль в глобализации мира.

Глава 2. Изменения в географии экспорта японских автомобилей

2.1. Региональные особенности экспорта

Анализируя статистические данные по экспорту японских автомобилей по регионам в 1999 г., 2004 г. и в 2009 г. (см. табл.2.1), можно отметить, что основным регионом экспорта страны является Северная Америка и Европа, увеличивается доля развивающихся стран Азии (примерно в 2 раза), Среднего Востока, Южной Америки и Африки.

 

Таблица 2.1 Экспорт автомобилей Японии по регионам мира

 

1999г.

2004г.

2009г.

Азия

290

511

379

Средний Восток

308

457

428

Европа

1329

1275

685

Северная Америка

1724

1726

1379

Центральная Америка

153

187

127

Южная Америка

125

158

117

Африка

131

182

145

Океания

337

449

347

Другие

11

12

8

Итого

4409

4958

3616

Составлено по данным табл. 2 «Экспорт японских автомобилей по странам мира, тыс. шт.» (Приложение 1)

Экспорт автомобилей тесно связан и с их производством.  Япония, как говорилось ранее, держалась в лидерах по производству до 2002 г., так и на графике видно (см рис.1), что и экспорт автомобилей до 2002 г. рос, но  произошел спад и только потом, в 2005 г., экспорт начал увеличиваться и Япония вновь стала лидером на период 2006- 2008 гг.

Особое внимание следует уделить периоду, когда произошел спад в экспорте автомобилей из-за мирового финансового кризиса, который произошел в 2008 г. Он резко сократил экспорт автомобилей Японии.

Рассмотрим изменения доли регионов по экспорту японских автомобилей на период 1999- 2009 гг. (смю табл. 2.2).

Таблица 2.2

Доля регионов по экспорту автомобилей Японии, в %

 

 

 

 

 

 

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Азия

6,6

9,2

8,4

9,1

11,0

10,3

8,3

6,4

6,7

7,8

10,5

Средний Восток

7,0

6,6

9,2

8,9

9,2

9,2

10,3

9,9

12,4

14,2

11,8

Европа

30,1

25,5

21,5

20,2

24,4

25,7

23,3

21,9

22,9

23,6

18,9

Северная Америка

39,1

41,2

43,1

44,2

37,6

34,8

36,7

41,7

37,5

34,6

38,1

Центральная Америка

3,5

2,8

2,6

3,0

3,2

3,8

4,4

4,1

4,4

3,8

3,5

Южная Америка

2,8

3,9

4,4

3,1

2,5

3,2

3,8

3,9

4,3

3,8

3,2

Африка

3,0

2,5

2,4

3,1

3,1

3,7

4,1

4,5

5,1

5,2

4,0

Океания

7,7

8,0

8,2

8,2

8,8

9,1

8,9

7,4

6,6

6,8

9,6

Другие

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,2

0,2

Итого

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Рассчитано по данным табл. 3 « Экспорт автомобилей Японии по регионам мира» (Приложение 1)

 

Анализ данных таблицы показывает, что за 10 лет произошли существенные изменения, в 1999 г. большую часть доли приходилось на Северную Америку, но особой динамики не наблюдается в 2009 г., наоборот идет уменьшение. А если обратить внимание на Азию и Ближний Восток, то заметно видим разницу. В Азии доля на 1999 г. составляла всего 6,6 процента, а уже на 2009 г. - 10,5 процента.

Значительно уменьшилась доля в Европе, составлявшая в 1999 г. 30,1 процента и всего 18,9 процента в 2009 г. Это обосновывается тем, что в таких странах, где доля экспорта автомобилей уменьшилась за рассматриваемый период времени, создавались и создаются заводы по производству японских автомобилей. Это делается для удешевления товара и для обеспечения населения автомобилями, чаще всего легковыми. Например, в России уже существуют заводы по производству японского легкового автомобиля «Toyota Camry».

Еще раз отметим следующее, что экспорт автомобилей Японии тесно связан с производством. И, если страны Европы будут продолжать создавать заводы по производству японских автомобилей, то процент экспорта может уменьшиться до максимально низких показателей.

Рассматривая регионы, следует выделить страны-лидеры по экспорту японских автомобилей. Данные страны иллюстрирует таб. 4 (см. приложение 1) .

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что ведущими странами экспорта Японии автомобилей являются США и Австралия, в десятку стран-лидеров к 2009 г. вошли страны с развивающимися рынками, с автомобильным спросом и высоким потенциалом: Китай, Саудовская Аравия, Россия.

•2.2. Торговля разных марок японских автомобилей. Наименование марок и их количество

Японские автомобили считаются одними из лучших автомобилей мира, они отвечают требованиям специалистов и покупателей, с каждым годом автомобили оснащаются новейшей электроникой ,  поэтому спрос на них  растет. Анализируя статистические данные по экспорту автомобилей по японским производителям, следует отметить, что лидирующее место занимают автомобили «Toyota», которые держали и держат планку лидерства. Такие данные показывает нам табл. 2.3

Таблица 2.3 Крупнейшие ТНК экспортеры японских автомобилей (1999,2004,2009 гг.), тыс. шт.

 

1999г.

2004г.

2009г.

Toyota

1548

1952

1445

Nissan

654

729

458

Mazda

508

576

560

Mitsubishi

431

363

232

Isuzu

200

131

85

Daihatsu

104

94

47

Honda

531

514

250

Subaru

175

211

255

Nissan Diesel*

10

21

8

Hino

13

44

44

Suzuki

234

274

196

Mitsubishi Fuso

0

51

36

Итого

4408,953

4957,663

3616,168

Составлено по данным таб. 4 «Экспорт японских автомобилей по японским производителям» (Приложение 1).

Япония развивалась, чтобы быть самой большой страной по производству автомобилей в мире.  Японским автомобилям часто приписывают превосходную надежность, эффективность и передовые технологии.[18] Рассмотрим наименование марок японских автомобилей:

 Toyota. Один из лучших японских марок автомобилей, принадлежащая Toyota Motor Corporation, крупнейшего автопроизводителя в мире.  Toyota также владеет и управляет Lexus и Scion брендов и имеет долю пакета акций Daihatsu и Hino Motors, а также миноритарных пакетов акций в Fuji Heavy Industries, Isuzu Motors, и Yamaha Motors. [19]

 Honda. Один из лучших японских марок автомобилей, принадлежащих Honda Motor Company, второй по величине японский производитель автомобилей.  Honda является крупнейшим в мире производителем мотоциклов. [20]

 Nissan.  Один из самых популярных японских марок , принадлежащий Nissan Motor Company, японскому многонациональному производителю автомобилей.  Nissan является одним из главных трех азиатских (также известный как Big 3 японских автопроизводителей) конкурентов "большой тройки" в США. В настоящее время Nissan является третьим по величине японских производителей автомобилей. [21]

Mitsubishi. Популярная японская марка автомобиля, принадлежащая Mitsubishi Motors Corporation, шестой по величине автопроизводитель в Японии и семнадцатая по величине в мире глобального производства автомобилей.[22]

Mazda. Один из крупнейших японских автомобильных брендов, созданный Mazda Motor Corporation, японским автопроизводителем, который базируется в префектуре Хиросима, Япония.[23] 

Suzuki . Крупный японский бренд  Suzuki Motor Corporation, японской многонациональной автоконцерна со штаб-квартирой в Хамамацу, Япония.  Suzuki является девятым крупнейшим автопроизводителем в мире по объему производства. [24]

Subaru.  Subaru является разделением автомобильного производства японского конгломерата транспортировке Fuji Group Heavy Industries (FHI). [25]

 Isuzu. Один из крупнейших японских автомобильных брендов принадлежащий Isuzu Motors, японских автомобилей, коммерческих транспортных средств и  компании  по производству грузовиков со штаб-квартирой в Токио.  В 2005 году Isuzu стала крупнейшим в мире производителем средних и тяжелых грузовых автомобилей.[26]

 Hino. Как дочерняя компания Toyota, Hino Motors является японским автопроизводителем, который хорошо известен своими дизельными грузовыми автомобилями, автобусами и другими транспортными средствами.  Hino была основана в Хино, Токио, Япония.[27]

Daihatsu. Крупнейшие японские марки автомобиля, принадлежащие Daihatsu Motor, японский производитель автомобилей. Известен своей моделью меньшего размера и внедорожных транспортных средств.[28]

 Acura. Acura является роскошью японской марки автомобиля компании Honda Motor.  Бренд Acura был запущен в США, Канаде и Гонконге с марта 1986 по рынку роскоши Honda и производительность машин.[29]

 Lexus. Роскошный автомобиль японской марки, введенный в 1989 году в Соединенных Штатах Toyota Motor Corporation.  Lexus признается самым высоким по продажам производитель автомобилей класса люкс, и по состоянию на 2006 Lexus автомобили продаются в 68 странах и территориях по всему миру.[30]

Крайне интересно рассмотреть статистику самых  продаваемых японских автомобилей за всю историю автомобилестроения. Таковыми являются следующие автомобили:

Toyota Corolla за всё время продаж, начиная с 1966 и по настоящее время было продано больше 35 миллионов в 9-и поколениях.

Honda Civic, с 1972 по настоящее время было продано 16.5 млн. автомобилей в восьми поколениях.[31]

Следует отметить, что не все марки одинаково популярны в том или ином регионе, каждая марка имеет свою отличительную черту.  По данным сайта Японский концепт- каров[32] выделяются марки автомобилей, которые  считаются брендом во всех регионах мира: Toyota, Honda и Nissan.

 На протяжении 10 лет эти марки держали лидерство и до сих пор входят в тройку финалистов по числу экспортируемых автомобилей.

2.3. Методика создания карт, характеризующих динамику и географию экспорта японских автомобилей

Следует отметить, что картографический метод, безусловно, имеет ряд преимуществ перед иными формами представления результатов моделирования. Карты в более наглядной форме (чем таблицы со статистическими данными) иллюстрируют то или иное явление или процесс, происходящий в пространстве. Экономические карты нагляднее, информативнее, содержательнее таблиц, списков, графиков. Они никоим образом не заменяют собой статистические таблицы, но способствуют наилучшему разбору ситуации. Картографическое моделирование или картографическая интерпретация математических расчетов приводит их к виду оптимальному для использования, т.е. к созданию карты.

Мною был проведен многосторонний анализ результатов математического моделирования, явлений и процессов, происходящих в японской экономике. Представленные карты позволяют выявить пространственные закономерности  экспорта производственных объемов выпускаемой продукции. Карты были составлены по статистическим данным, взятым с сайта http://jamaserv.jama.or.jp/newdb/eng/index.html  и представляют собой карту мира, на которую нанесены данные об экспорте японских автомобилей.

Для наглядности изображения каждая территориальная единица (страна) раскрашена так, чтобы по увеличению насыщенности цвета можно было судить об увеличении интенсивности явления. Мною была использована ступенчатая шкала интенсивности. Расцветка, присвоенную какой-либо ступени шкалы, накладывалась на те территории, где интенсивность попадала в интервал, назначенный для этой ступени, согласно условным обозначениям. Шкала состоит из 5 цветовых интервалов. Представленные цвета характеризуют спектр цифр от 1 тыс. штук до 100 тыс. штук. Интенсивность цвета при ступенчатой шкале возрастает скачком при переходе к следующей ступени. При определении числа ступеней обеспечивалась их различимость между собой. Формальный расчет ступеней шкал корректировался их содержательным анализом. Ступени шкал были одинаковые на всех картах для возможности сравнения их содержания (так как анализировался процесс в динамике). При этом соблюдалось обязательное  условие.  Увеличение интенсивности окраски или изменение цветового фона (от слабого к более интенсивному) характеризовало рост того или иного показателя (и снижение интенсивности при его уменьшении). Все интервалы представлены оттенками зеленого цвета от бледно-зеленого и до насыщенно-темно-зеленого. Карты относятся к 1999, 2004 и 2009 годам и по ним можно наблюдать региональные особенности экспорта и направление территориальных сдвигов.

По картам видно, что многие страны Африки остаются неокрашенными, так как об экспорте автомобилей в этих странах данные расходятся. Основным регионом экспорта страны является Северная Америка и Европа, что ярко выражено на всех трех картах. Наиболее отстающий регион - Африка. Из всего этого региона  страны, в которые происходит экспорт продукции автомобилестроения Японии - ЮАР, страны Северной и Восточной Африки, Нигерия, Ангола. Увеличивается доля развивающихся стран Азии, Среднего Востока, Южной Америки и Африки. Во всех странах мира, как видно на картах, динамично развивается экспорт японских автомобилей. Исключениями являются лишь некоторые из стран, на которые повлияли определенные неблагоприятные условия. Рассматривая резкий спад производства автомобилей в Японии в течение последнего десятилетия, это доказывается тем, что это обусловлено влиянием мирового финансового кризиса 2008 г. Спад показателей экспорта автомобилей в РФ на карте 2009 года вызван созданием заводов по производству японских автомобилей на территории нашей страны.

Заключение

Автомобилестроение - одна из самых примечательных и динамично развивающихся отраслей машиностроения. В наше время выпускаемая ей продукция - автомобили, стала средством передвижения, а отнюдь не роскошью как это было несколько десятилетий тому назад.

Найденные и представленные исторические справки дают нам возможность проследить вcе этапы развития производства  японских автомобилей в Японии и на территории других стран.

Собранная и проанализированная статистическая база (см. приложение 1) позволяет сформулировать следующее. Мировое производство автомобилей динамично развивалось вплоть до 2008 г.. В 2009 г. объем производства как и в мире, так и в Японии резко сократился. Происходит сокращение доля японских  автомобилей в мировом производстве. Удельный вес Японии снизился с 20% в 1999 г. до 14,4% в 2009 г., что объясняется ростом производственных мощностей автомобилестроения в других регионах, в частности, в других странах Азии.

С помощью картографического метода и математического анализа мы определили, что, несмотря на снижение объемов производства автомобилей, Япония остается одной из ведущих стран мира по производству автомобилей, и одним из главных экспортеров в мире.

Япония значительно расширила географию экспорта, страна экспортирует продукцию автомобилестроения во все страны мира. Основным регионом экспорта страны является Северная Америка и Европа, увеличивается доля развивающихся стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Южной Америки и Африки.

Ведущими странами экспорта Японии автомобилей являются США и Австралия, в десятку стран-лидеров к 2009 г. вошли страны с развивающимися рынками, с автомобильным спросом и высоким потенциалом Китай, Саудовская Аравия, Россия.

Выполненное исследование о географии экспорта Японии за период 1999-2009 гг. показало, что произошли существенные пространственные сдвиги, направленные в строну, главным образом, стран Азии.

Приложение 1

Таблица 2. «Экспорт Японии автомобилей по странам мира, тыс.шт.»

 

1999

2004

2009

Азия

290

511

379

Южная Корея

0

7

14

Северная Корея

0

0

0

Китай

34

123

151

Тайвань

17

27

32

Монголия

0

0

0

Гонконг

28

23

15

Вьетнам

3

16

10

Таиланд

53

63

31

Сингапур

35

57

21

Малайзия

39

63

39

Бруней

3

6

4

Филиппины

34

24

18

Индонезия

10

56

27

Камбоджа

0

0

0

Лаос

0

0

1

Мьянма

0

1

0

Индия

2

3

3

Пакистан

26

33

9

Шри Ланка

3

2

1

Мальдивы

0

0

0

Бангладеш

2

3

3

Вост. Тимор

0

0

0

Макао

1

1

1

Афганистан

0

0

0

Непал

1

1

0

Бутан

0

0

0

Средний Восток

308

457

428

Иран

10

12

23

Ирак

0

2

12

Бахрейн

6

15

11

Сауд. Аравия

111

143

135

Кувейт

25

41

26

Оман

28

46

66

Йемен

2

5

3

Израиль

51

54

48

Иордания

7

8

4

Сирия

2

9

6

Лебанон

7

8

11

Сектор Газа

0

0

0

ОАЭ

50

91

61

Катар

8

18

17

Узбекистан

0

0

2

Казахстан

0

4

2

Кыргызстан

0

0

0

Таджикистан

0

0

0

Туркменистан

0

0

0

Грузия

0

0

1

Азербайджан

1

1

1

Армения

0

0

0

Европа

1329

1275

685

Исландия

6

5

0

Норвегия

25

34

17

Швеция

29

25

14

Дания

32

24

6

Великобритания

173

228

102

Ирландия

48

26

2

Нидерланды

86

37

30

Бельгия

52

28

15

Франция

82

86

60

Германия

277

198

123

Швейцария

58

36

33

Португалия

45

21

9

Испания

71

76

32

Гибралтар

0

1

0

Италия

117

123

74

Мальта

2

2

0

Финляндия

29

29

6

Польша

13

16

15

Россия

5

107

68

Австрия

48

38

23

Венгрия

15

11

4

Сербия

0

0

0

Албания

0

0

0

Греция

66

48

17

Румыния

0

1

1

Болгария

0

0

0

Кипр

8

8

1

Турция

24

40

14

Эстония

1

1

2

Латвия

0

1

0

Литва

0

0

0

Украина

1

13

8

Белоруссия

0

0

0

Фаэрские острова

0

0

0

Хорватия

1

1

1

Словения

3

3

3

Босния и Герцеговина

0

0

0

Македония

0

0

0

Чехия

11

7

4

Словакия

0

0

1

Молдова

0

0

0

ЕС, всего

1155

1023

542

Северная Америка

1724

1726

1379

Канада

167

167

176

США

1556

1560

1203

Центральная Америка

153

187

127

Мексика

5

56

60

Гватемала

7

14

4

Гондурас

5

6

1

Белиз

0

0

0

Сальвадор

5

6

1

Никарагуа

6

4

1

Коста Рика

8

10

3

Панама

17

13

9

Бермуда

1

1

0

Багамы

2

1

0

Ямайка

3

4

2

Барбадос

3

2

1

Тринидад и Табаго

7

7

4

Куба

0

0

0

Гаити

2

1

1

Доминиканская респ.

17

5

2

Пуэрто Рико

52

44

31

Виргинские острова (США)

0

0

0

Ст. Винсент

0

0

0

Гренада

0

0

0

Доминика

0

0

0

Ст. Лусия

1

1

0

Аруба

2

1

1

Куракао

2

2

1

Бонайре

0

0

0

Ст. Мартин

1

2

0

Каймановы острова

1

1

0

Туркс и кокос острова

0

0

0

Ст. Киттс

0

0

0

Антигуа

2

1

0

Монсератт

0

0

0

Виргинские острова (Великоб)

0

0

0

Другие брит вост инд штаты

0

0

0

Гваделупа

2

2

1

Мартиника

1

1

1

Вест Индия

0

0

0

Южная Америка

125

158

117

Колумбия

22

46

20

Венесуэла

22

33

6

Гайана

0

0

0

Суринам

0

0

0

Франц Гайана

1

1

0

Эквадор

7

15

23

Перу

4

5

15

Боливия

3

1

2

Чили

32

43

37

Бразилия

18

6

9

Парагвай

2

1

1

Уругвай

2

0

1

Аргентина

11

7

2

Африка

131

182

145

Марокко

10

11

8

Сеута и Мелилья

0

0

0

Алжир

9

30

18

Тунис

9

4

1

Ливия

1

13

8

Египет

39

28

27

Судан

1

6

2

Мавритания

1

1

0

Сенегал

1

0

0

Гамбия

0

0

0

Гвинея Бисау

0

0

0

Гвинея

0

0

0

Сьерра Леоне

0

0

0

Либерия

0

0

0

Кот Идувар

1

0

0

Гана

2

2

1

Того

0

0

0

Бенин

0

0

0

Мали

0

0

0

Буркина Фасо

0

0

0

Кабо Верде

0

0

0

Канарские острова

11

5

0

Нигерия

4

11

9

Нигер

0

0

0

Руанда

0

0

0

Камерун

0

0

0

Чад

0

0

0

Центральная Африка

0

0

0

Экваториальная Гвинея

0

0

0

Габон

1

1

1

Конго

0

0

0

Демокр респ Конго

0

0

0

Бурунди

0

0

0

Ангола

0

2

4

Сан Томе и Принсипи

0

0

0

Эфиопия

2

2

1

Джибути

0

0

0

Сомали

0

0

0

Кения

4

8

5

Уганда

1

1

0

Танзания

1

1

2

Сейшеллы

0

0

0

Мозамбик

0

0

0

Мадагаскар

1

1

0

Маврикий

3

3

2

Реюньон

3

2

0

Зимбабве

3

1

0

Намибия

0

0

0

ЮАР

17

39

48

Лесото

0

0

0

Малави

0

0

0

Замбия

0

0

0

Ботсвана

0

0

0

Коморские острова

0

0

0

Эритрея

0

0

0

Другие страны Африки

5

8

5

Океания

337

449

347

Австралия

293

394

314

Папуа и Новая Гвинея

3

2

4

Доминион Новой Зеландии

35

44

24

Кук острова

0

0

0

Самоа

0

0

0

Вануату

0

0

0

Фиджи

2

1

0

Соломоновы острова

0

0

0

Тонга

0

0

0

Кирибати

0

0

0

Науру

0

0

0

Новая Каледония

1

1

1

Футуна

0

0

0

Гуам

2

3

3

Амр Самоа

0

0

0

Ам океания

0

0

0

Норфолк

0

0

0

Микронезия

0

0

0

Таити

1

1

1

Сайпан

0

1

0

Марианские острова

0

0

0

Другие страны мира

11

12

8

Всего, мир

4409

4958

3616

 

Список литературы

  1. Громов А.И.. Тойотизм. Новая форма организации труда и производства//География, № 28/99, с. 3-4.
  2. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. - М.: Издательство «Знание», 1986.
  3. Кузнецов Ю. «Некоторые уроки японского автомобилестроения» // «Япония сегодня» 2003 г. (http://japantoday.ru/).
  4. Родионова И.А. Мировая экономика. Индустриальный сектор: Учебное пособие - Спб.: Издательство «Питер», 2005.
  5. Синцеров Л.М. Развитие территориально- производственной структуры обрабатывающей промышленности Западной Европы в эпоху НТР (на примере автомобилестроения) //Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. геогр. наук. - М., 1992.
  6. Тебин Н. Автояпония // Япония сегодня, 1998 г. (http://info.drom.ru/japan/auto/2647/).
  7. Тихоцкая И.С. 10 миллионов машин в год. Японское автомобилестроение.//География,2002г.(http://geo.1september.ru/2002/46/24.htm).
  8. http://autoNews.ru, 30 июля 2010.
  9. http://corporate.honda.com/ -  главный сайт корпорации Honda Motor.
  10. http://discountupon.com/japanese-car-brands/ - - сайт брендовых автомобилей.
  11.  http://jamaserv.jama.or.jp/newdb/eng/index.html - JAMA, Active Matrix Database System.
  12. http://oica.net - OICA- Международная ассоциация производителей автомобилей.
  13. http://www.acura.com - сайт компании Acura.
  14. http://www.bls.gov/iag/tgs/iagauto.html.
  15. http://www.daihatsu.com - сайт компании Daihatsu.
  16. http://www.finekon.ru/korp%20Japon.php
  17. http://www.hino-global.com - сайт компании Hino.
  18. http://www.isuzi.com - сайт компании Isuzi.
  19. http://www.lexus.com - сайт компании Lexus.
  20. http://www.rosbalt.ru/business/2011/09/29/895159.html - Росбалт, 29 августа 2011.
  21. http://www.subaru.com - сайт компании Subaru.
  22. http://www.toyota-global.com/ - главный сайт корпорации Toyota Motor.
  23. The Fortune Global 500, сентябрь 2011.

[1] http://www.bls.gov/iag/tgs/iagauto.htm

[2] Кузнецов Ю. «Некоторые уроки японского автомобилестроения» // «Япония сегодня» 2003г. (http://japantoday.ru/). Синцеров Л.М. Развитие территориально- производственной структуры обрабатывающей промышленности Западной Европы в эпоху НТР (на примере автомобилестроения) //Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. геогр. наук. - М., 1992. Тебин Н. Автояпония // Япония сегодня, 1998 г. (http://info.drom.ru/japan/auto/2647/)

[3] Кузнецов Ю. «Некоторые уроки японского автомобилестроения» // «Япония сегодня» 2003 г. (http://japantoday.ru/)

[4] В данном разделе использованы данные по числу произведенных автомобилей, предоставленные сайтом http:// oica.net - Международной ассоциации производителей автомобилей.

[5] Кузнецов Ю. «Некоторые уроки японского автомобилестроения» // «Япония сегодня» 2003 г. (http://japantoday.ru/)

[6] данные Японской ассоциации автопроизводителей (JAMA).

[7]  По данным http://autoNews.ru, 30 апреля 2009.

[8] По данным http://autonews.ru/, 30 июля 2010.

[9] По данным http://jama.or.jp/newdb/eng/index.html - Ассоциация автопроизводителей Японии.

[10] Подробнее: http://www.rosbalt.ru/business/2011/09/29/895159.html- Росбалт, 29 августа 2011

[11] В данном разделе использованы материалы  Тихоцкой И.С.. 10 миллионов машин в год. Японское автомобилестроение.//География, 2002 г.( http://geo.1september.ru/2002/46/24.htm)

[12]  Громов А.И.. Тойотизм. Новая форма организации труда и производства//География, № 28/99, с. 3-4.

[13]  Тойота-Сити - гнездо Тойотизма//География, № 28/99, с. 4

[14]  The Fortune Global 500, сентябрь 2011

[15]  http://www.toyota-global.com/- главный сайт корпорации Toyota Motor.

[16] http://corporate.honda.com/-  главный сайт корпорации Honda Motor

[17] По данным http://www.finekon.ru/korp%20Japon.php

[18] http://discountupon.com/japanese-car-brands/

[19] http://www.toyota.com/

[20] http://www.honda.com/

[21]  http://www.nissan-global.com/

[22] http://www.mitsubishi-motors.com/

[23]http:// http://www.mazda.com/

[24] http:// http://www.suzuki.com/

[25] http://http://www.subaru.com/

[26] http://www.isuzi.com/

[27] http://www.hino-global.com/

[28] http://www.daihatsu.com/

[29] http://www.acura.com/

[30] http://www.lexus.com/

[31] http://www.shosse.ru/journal/news/56332/

[32] http://www.japanise-concept-cars.com/

Просмотров работы: 530