Бюджет Республики Башкортостан и финансирование затрат на инновационное развитие экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Бюджет Республики Башкортостан и финансирование затрат на инновационное развитие экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Развитие инновационной деятельности возможно только на основе развитой системы финансирования. Успех в значительной степени определяется также и формами её организации и способами финансовой поддержки. Источниками финансирования инноваций могут быть как государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, пакеты акций, государственная собственность и т. д.) так и инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов и коллективных инвесторов (страховых компаний, инвестиционных и инновационных фондов, негосударственных пенсионных фондов, коммерческих и специально уполномоченных инвестиционных банков и т. д.). 

На уровне хозяйствующего субъекта источниками финансирования являются собственные, привлеченные и заемные средства предприятий. Как известно, собственными средствами предприятий являются прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, иммобилизованные излишки нематериальных активов, основных и оборотных средств; привлеченные средства включают средства, полученные от продажи акций, взносы, целевые поступления средств и другие; заемные средства - бюджетные, банковские и коммерческие кредиты на различной основе.

Система финансирования инновационной деятельности в рыночной экономике представляет собой сложное переплетение форм и источников финансирования , различающееся по степени их централизации, формам функционирования, видам собственников и т. д. Она принципиально отличается от системы строгих бюджетных ассигнований, принятой в унитарных бюджетных системах, как это было у нас ранее. Например, у мировых лидеров инновационной в США и европейских странах - доля государственного и частного финансирования расходов инновационного процесса примерно равны. В Японии доля частных инвестиций превышает 80% и она по темпам их прироста в приоритетные инновационные проекты занимает лидирующие позиции в мире. Так в европейских странах в системе государственного финансирования сочетаются  как прямые формы, таки косвенные формы финансовой поддержки инновационного процесса (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные списания и др.).

К сожалению в Российской Федерации и в её регионах, состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата нельзя оценить на удовлетворительно, так оно не соответствует современным требованиям цивилизованного развития экономики. Трудности привлечения инвесторов заставляют предприятия ориентироваться лишь на собственные источники финансирования - прибыль от основной и неосновной деятельности. При этом ориентация инвестиций должна быть направлена на структурно-организационные и инновационные преобразования. В этих условиях значение привлеченных и заемных источников финансирования инвестиций на инновационную деятельность значительно возрастает. Эмиссия ценных бумаг предприятий долевого и долгового типа может стать одним из инструментов регулирования  инвестиционной и инновационной активности в экономике, приведет к формированию и функционированию высокоэффективного  рынка ценных бумаг - станового хребта полноценной рыночной экономики.

Основой финансовой прочности и благосостояния бюджета Республики Башкортостан явилась его экономическое развитие, которое в последнее докризисное десятилетие с 1999 по 2008 годы характеризовалось устойчивой динамикой роста (рис 1.). Объём валового регионального продукта за этот период увеличился почти в 2 раза и составил по итогам 2008 года 743,1 млрд. рублей.

На территории республики в кризисном 2008 году собрано платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды 274,8 млрд. рублей, что на 21,2% больше, чем в 2007 году. Из них в федеральный бюджет и внебюджетные фонды перечислено 64,4%, в консолидированный бюджет Республики Башкортостан - 35,6%. Консолидированный бюджет Республики Башкортостан на 1 января 2009 года исполнен по доходам в сумме 116,5 млрд. рублей, по расходам 107,4 млрд. рублей (табл. 1).  В кризисном 2008 была выдержана в республике высокая социальная составляющая бюджета. Расходы консолидированного бюджета на социальные нужды составили 52,9%. Противодействие экономики инфляционным процессам было выше. Уровень инфляции в республике составил 12,4%, что ниже среднего значения по Российской Федерации на 0,9 процентного пункта.

Однако, в конце 2008 года в республике обрели силу процессы, связанные с последствиями мирового финансового кризиса, которые оказали существенное влияние через российский фондовый рынок. Так, индекс фондовой биржи «Российская Торговая Система» (РТС) за 2008 год снизился на 72%. Капитализация 9 ведущих предприятий Республики Башкортостан за период с 9 января 2008 года по 30 декабря 2008 года снизилась на 67,82%, в том числе: ОАО «Нефтекамский автозавод» (-92,98%); ОАО «Башкирэнерго» (-88,10%); ОАО «УМПО» (-81,82%); ОАО «Уфанефтехим» (-74,15%); ОАО «АНК Башнефть» (-72,48%).

На рынке труда в условиях сокращения производства к концу 2008 года наметилось снижение спроса на трудовые ресурсы. В результате численность официально зарегистрированных безработных граждан, планомерно снижающийся с начала года, в октябре начал увеличиваться и на 1 января 2009 года составил 30,4 тыс. человек против 28,0 тыс. человек на 1 января 2008 года. Уровень регистрируемой безработицы за 2008 год увеличился с 1,4% до 1,5% к численности экономически активного населения. На ряде предприятий был введен режим неполной занятости, часть работников отправлена в вынужденные административные отпуска.

В 2009 году Республика Башкортостан в числе других регионов страны испытал основное негативное влияние мирового финансового - экономического кризиса. Вместе с тем в результате эффективной реализации антикризисных мер удалось не только смягчить влияние кризисных явлений, но и продолжить активное развитие, сохранить лидирующие позиции Республики Башкортостан в стране. Снижение объема валового регионального продукта в Республике Башкортостан за 2009 не превысило 1,0% ВРП, при среднероссийском падении на 7,8% (рис. 1).

Динамика социально-экономического  развития Республики Башкортостан в 2010 характеризовалось восстановительными процессами. По основному индикатору экономического развития - валовому региональному продукту, по итогам 2010 года республика вышла оценочно на прирост в 4,0%.

На территории Республики Башкортостан в 2010 году в бюджетную систему Российской Федерации (с учетом поступлений таможенных платежей) собрано 295,2 млрд. рублей, что превысило объём поступлений за 2009 год на 68 млрд. рублей, или на 29,9% Поступления в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации по итогам 2010 года увеличились по сравнению с 2009 годом на 44,3%, в консолидированный бюджет Республики Башкортостан - на 7,3%.

По рейтингу составленным агентством РИА новости регион по итогам 2010 года по доле прибыльных предприятий занимает среди субъектов Российской Федерации первое место.

Уровень и тенденции развития экономики республики создали основу для формирования значительной доходной базы бюджетов всех уровней и определили статус Башкортостана как донора федерального бюджета (рис.2).

Несмотря на определенное улучшение общеэкономической ситуации в Республике Башкортостан, в целом последствия финансово-экономического кризиса создали низкую базу для последующего роста объема инвестиций и повлияли на инвестиционную активность в 2010 году. По данным объёма инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2010 г.  составил 139,6 млрд. рублей или 90% к уровню 2009 года.

Вместе с тем возможности существенного воздействия на инвестиционные и инновационные процессы, идущие в регионе за счет финансирования расходов на них из бюджетов разных уровней региона резко ограничены вследствии их высокой социальной напряженности (рис. 3).

По данным, расходы на оплату труда, оплату коммунальных услуг, приобретение медикаментов и продуктов питания, социальные трансферты населению в структуре расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2010 год составляют 51,9%.  Значительны безвозмездные перечисления бюджетам нижестоящих уровней для финансирования их расходов достигающие - 18,7%. Это тоже имеет во многом социальную функцию. Как видно (рис.3), бюджетные инвестиции за 2010 год в принципе не могут превышать 14% объёма расходов консолидированного бюджета республики, а потребности в инвестициях, и особенно в инновационную сферу в экономике, по своим размерам значительно превосходит возможности доходной части консолидированного бюджета. К тому же социальная нагрузка бюджетов, особенно региональных, в бюджетной системе государства имеет устойчивую тенденцию роста (рис. 4)

Даже в кризисном 2008  и в последующие годы выхода из него бюджетные расходы на социальные нужды не секвестировались, а наоборот, существенно возросли. За 2000-2009 годы доходы консолидированного бюджета республики возросли в 2,7 раза, а расходы на социально-культурные мероприятия в 4,2 раза. Как показывает анализ, регион достаточно интенсивно поработал и в 2011 г. По основному индикатору экономического развития - валовому региональному продукту  - он вышел на уровень 110%. В стоимостном выражении это составляет порядка 940 - 950 млрд. рублей, т. е. рост к уровню валового регионального продукта кризисного 2008 г. - 127,8%. Предприятия значительно укрепили свои финансовые позиции. Это уже значительно увеличивает возможности притока инвестиций в инновационную сферу экономики.

 Сегодня производство требует обновления фондов, а доля инвестиций, направляемых коммерческими банками на производственные инновации, ничтожно мала. Аналитики банковской системы видят причину этого парадоксального явления в высокой стоимости кредитов, отсутствии заинтересованности финансово-кредитных учреждений в инвестиционном кредитовании, банковском кризисе. Истина же в другом - в отсутствии финансовых инструментов и механизмов, направляющих потоки финансовых ресурсов на инвестиции обновления и расширения, регулирующих инновационную деятельность экономике. Без создания таких механизмов искать причины парадокса в технологической отсталости и не адаптированности экономики регионов в инновациях по меньшей мере нелогично. Без таких механизмов и финансовых инструментов силы  и ресурсы будут идти на простое воспроизводство фондов в старой технической и технологической основе. В этих условиях о становлении инвестиционных и инновационных рынков, развертывании полноценной рыночной экономики речи быть не может.

Список использованных источников

  1. «Экономика Башкортостана» ред. Х. А. Барлыбаев; БГУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - Уфа : 2007 (Уфа) . - 541 с
  2. «Инновационный менеджмент» Фатхутдинов Р.А; Питер - 6-е изд., 2008. - 448 стр.
  3. «Финансы и кредит» Романовский М.Ф., Белоглазова Г.Н.; 2006г. - 575 стр.
  4. Сайт федеральной государственной службы: http://gks.ru/
  5. http://www.bashkortostan.ru/potential/investment_and_finance/
  6. Сайт республиканской общественно - политической газеты «Республика Башкортостан»: http://www.agidel.ru/
  7. Официальный сайт Министерства финансов Республики Башкортостан: http://minfinrb.bashkortostan.ru/
  8. Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан: http://pravitelstvorb.ru/
  9. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики - Башстат: http://www.bashstat.ru/
  10. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ за 2010г: http://www.rian.ru/research/
  11. Сайт Министерства сельского хозяйства РБ: http://www.mcxrb.ru/
  12. Сайт общенационального делового журнала «Эксперт»: http://www.expert.ru/
Просмотров работы: 10