Правила международной сельскохозяйственной торговли зафиксированы в Соглашении по сельскому хозяйству,которое было подписано в декабре 1993 года как неотъемлемая часть Заключительного акта по результатам уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Государства - члены ВТО приступили к выполнению обязательств, взятых на себя в соответствии с Соглашением, с 1 января 1995 года. Соглашение определяет следующие основные направления либерализации аграрных рынков:
Россия подала заявление о присоединении к ГАТТ-ВТО в июне 1993 года. Первое заседание рабочей группы по определению условий такого присоединения состоялось два года спустя - в июле 1995 года. В ходе этих переговоров российская сторона получила несколько сотен запросов от членов ВТО, на которые были представлены обстоятельные ответы. Но наиболее ответственной формой переговорного процесса являются двухсторонние и многосторонние встречи экспертов, на которых российская сторона стремится отстаивать свои национальные интересы. Надо признать, что далеко не всегда она достигает успеха. Одна из причин - жесткая позиция ряда стран-экспортеров, заинтересованных в либерализации доступа своей продукции на российский рынок.
К сожалению, правила ВТО не учитывают существенных различий между природно-экономическими условиями сельскохозяйственного производства в разных странах. Не учитывается также специфика последнего десятилетия для переходных экономик. Между тем в России объем сельскохозяйственного производства сократился за это время почти в два раза, а суммарные размеры внутренней поддержки аграрного сектора уменьшились в 10 раз. В расчете на один гектар пашни государственная поддержка снизилась в 1998 году до 35 долларов. В США она составляет 340 долларов на гектар, а в ЕС - 1 053 долларов на гектар.
Основное требование ВТО к ее членам - отказ от субсидирования экспорта, поскольку оно нарушает правила торговли и справедливой конкуренции на мировом агропродовольственном рынке. К экспортным субсидиям относят прямые выплаты экспортерам по показателям объема экспортируемой продукции; компенсацию части затрат на рекламу, на транспортировку продукции; субсидии производству, ориентированному на экспорт продукции, и другие меры. Страны - члены ВТО берут обязательства в течение определенного срока отказаться от экспортного субсидирования. Однако 25 стран - членов ВТО пока используют этот метод, оговорив перечень продуктов и предельные сроки применения субсидий. Россия заявила о своем стремлении добиться на переходный период права на частичную компенсацию транспортных расходов экспортеров российского зерна в связи со значительными расстояниями до границы страны.
Существуют три основные проблемы при вступлении России в ВТО:
1. Снижение конкурентоспособности аграрного сектора России на внутреннем и внешних рынках (по крайней мере, в первые годы после присоединения к ВТО).
По данным ВТО, в 2000 году объемы мирового агропродовольственного экспорта/импорта равнялись 558 миллиардам долларов. Доля России в экспорте - 1,3 процента, в импорте - 1,9 процентов. Из-за несбалансированности этого сектора внешней торговли Россия ежегодно теряет 3,3 миллиарда долларов. Либерализация российского рынка по правилам ВТО приведет к снижению доли России в мировом экспорте до одного процента при одновременном увеличении доли в импорте до 2,3 процента. Стоимость импорта превысит стоимость экспорта на 7,3 миллиарда долларов. Этот «прирост» дефицита на 4 миллиарда долларов можно интерпретировать как величину суммарного риска, связанного со снижением конкурентоспособности аграрного сектора России после присоединения к ВТО на диктуемых в настоящее время условиях.
2. Интеграция аграрных рынков государств - участников СНГ и формирование Общего аграрного рынка. Правила ВТО не препятствуют созданию региональных торговых соглашений и союзов. К сожалению, процесс интеграции в СНГ идет довольно тяжело. По отношению к ВТО не была выработана согласованная позиция. Четыре государства (Кыргызстан, Грузия, Молдова, Армения) уже стали членами ВТО. Анализ динамики сельского хозяйства и аграрного рынка этих стран не выявил позитивных изменений. Можно надеяться, что создание в рамках СНГ Единого экономического пространства четырех крупных государств позволит реализовать принципы согласованной аграрной политики. Предлагается наладить регулярную взаимную информацию и консультации о переговорных позициях, о способах решения наиболее сложных вопросов, о реализации обязательств после присоединения к ВТО.
3. Научное обеспечение процессов присоединения и последующего членства России в ВТО. При этом надо сосредоточить усилия на следующих направлениях:
После вступления в ВТО предстоит расширить исследования по следующим направлениям: