Н. И. Рыжков, с 1985 по 1990 г. Председатель совета министров СССР, также был сторонником плавного перехода экономики на рыночные отношения. В июне 1987 г. он выступил на сессии Верховного Совета СССР с докладом о перестройке управления экономикой в ближайшие десять лет. Здесь впервые проявились существенные разногласия в понимании дальнейших путей социально-экономического развития страны. Мнения по этим стратегическим вопросам в руководстве страны и партии разошлись. Н. И. Рыжков и часть членов Политбюро ЦК КПСС настаивали на сохранении планового управления в той степени, которая гарантировала бы устойчивость функционирования экономики и страны в целом при реформировании. Некоторые же члены Политбюро ЦК КПСС во главе с Горбачевым М. С. требовали немедленно перейти на рыночное саморегулирование. Доклад был посвящен программе поэтапного реформирования экономики, одиннадцати Постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам совершенствования хозяйственного механизма.
В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация, и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д. Но все эти документы пронизывала идея построения рыночного социализма (создания рынка в условиях Госплана), что само по себе являлось утопией. К тому же реализация этих законодательных актов откладывалась на год, поскольку правительство опасалось, что это повлияет на ухудшение обстановки в стране. Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, некоторые республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований, формировать собственные бюджеты и существенно сокращать отчисления в союзный бюджет. Это противостояние особенно наглядно проявилось в отношениях России и СССР после принятия в июне 1990 года Декларации о суверенитете Российской федерации.
Существенным минусом правительственной программы была ее нереалистичность в социально-политическом плане. Правительство Рыжкова, и без того уже слабое, не могло на протяжении пяти лет сохранить достаточную твердость, чтобы шаг за шагом проводить задуманное. Оно не смогло бы обеспечить финансовую стабильность и, в конечном итоге, пало бы под воздействием лоббистского давления.