Содержание экзаменационной работы по информатике определялось на основе утвержденного Министерством образования Российской Федерации обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике (Приказ от 30.06.99 №56) с учетом тенденций развития предмета, заложенных в образовательном стандарте 2004 г.
Структура и объем учебного плана по информатике различны в образовательных учреждениях разных типов: от 240 часов в старших классах информационно-технологического профиля до 70 часов базового курса в классах гуманитарных профилей.
Сводная таблица рабочих программ по информатике
№ п/п |
Автор программы |
линии |
часы |
примечание |
1 |
Угринович Н.Д. (11 класс) |
«Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» |
10 |
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса |
«Моделирование и формализация» |
8 |
|||
«Базы данных» |
6 |
|||
«Информационное общество» |
3 |
|||
«Обобщение и повторение» |
7 |
|||
2 |
Макарова Н.В. (10 класс) |
«Информационные процессы, модели, объекты» |
13 |
Преподавание курса ориентировано на использование учебного - методического комплекса |
«Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word» |
4 |
|||
«Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети» |
7 |
|||
«Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point» |
6 |
|||
3 |
Семакин И.Г. (10 класс) |
Введение. Структура информатики |
1 |
Преподавание курса ориентировано на использование учебного - методического комплекса. Углубленное изучение логики происходит в рамках темы «Построение запросов к базам данных». Дополнительно используются другие учебные пособия по программированию |
Информация. Представление информации |
6 |
|||
Измерение информации |
3 |
|||
Введение в теорию систем |
2 |
|||
Процессы хранения и передачи информации |
3 |
|||
Обработка информации |
2 |
|||
Поиск данных |
3 |
|||
Защита информации |
2 |
|||
Информационные модели и структуры данных |
4 |
|||
Алгоритм как модель деятельности |
2 |
|||
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение |
2 |
|||
Дискретные модели данных в компьютере |
5 |
|||
Многопроцессорные системы и сети |
3 |
|||
Основы логики |
6 |
|||
Основы программирования |
14 |
|||
(11 класс) |
Основы программирования |
10 |
||
Информационные системы. Гипертекст |
3 |
|||
Интернет как информационная система |
6 |
|||
Web-сайт. ГИС |
6 |
|||
Базы данных и СУБД |
6 |
|||
Запросы к базе данных |
6 |
|||
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование |
6 |
|||
Корреляционное моделирование |
4 |
|||
Оптимальное планирование |
6 |
|||
Социальная информатика |
6 |
Как видно из приведенной таблицы, ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения не обеспечивает подготовки выпускников школы к сдаче ЕГЭ. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня.
В примерной программе по информатике и информационным технологиям составленной на основе федерального компонента государственного стандарта профильного уровня общего образования, на раздел "Информация и информационные процессы" выделяется 64 часа, из которых 5 часов уделяется блоку "Логический язык". А в примерной программе по информатике и информационным технологиям составленной на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, на раздел "Информация и информационные процессы" выделяется всего лишь 6 часов, что очень мало.
В этой связи КИМ содержат задания, рассчитанные как на выпускников профильных классов, так и на тех, кто прослушал только базовый курс для старшей школы. Каждое задание одновременно проверяет усвоение экзаменуемым определенного содержания учебного предмета и соответствие подготовки выпускника требованиям, установленным образовательным стандартом по предмету.
Содержание экзамена составлено таким образом, чтобы на результат не влиял существенным образом на то, по какой программе или учебно-методическому комплекту велось преподавание в конкретном образовательном учреждении, какое программное обеспечение использовалось, хотя отсутствие тех или иных предусмотренных стандартом элементов содержания в конкретном учебном курсе будет, естественно, влиять на итоговую оценку подготовки выпускников. Также очевидно, что полностью исключить влияние компьютеризации учебного процесса в образовательном учреждении на результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ невозможно.
Экзаменационная работа, 2011 года, содержала 32 задания и состояла из трёх частей. В каждой из частей были сгруппированы задания одного типа. В первой части работы содержалось 18 заданий с выбором ответа, подразумевающих выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Во второй части были собраны 10 заданий с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. И, наконец, третья часть содержала 4 задания, подразумевавшие запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке.
Экзамен проверяет знания и умения учащихся по десяти разделам курса информатики. При этом удельный вес разделов в экзамене различен и примерно соответствует значению соответствующего раздела в курсе. Наибольшее количество заданий в курсе приходится на разделы «Элементы теории алгоритмов и программирование», а также «Логика и алгоритмы», что, безусловно, связано с ведущей ролью вопросов алгоритмизации и программирования в курсе.
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации, входящий во все три части экзаменационной работы, предполагает использование комбинации правил или алгоритмов, совершение последовательных действий, однозначно приводящих к верному результату. Предполагается, что экзаменуемые в процессе изучения школьного курса информатики приобрели достаточный опыт в решении подобных задач. К числу заданий такого рода относятся задания на подсчет информационного объёма сообщения (применяются правила вероятностного и алфавитного подсчета объемов сообщений, требуется правильно выбрать единицу измерения объема информации, перевести все данные в эти единицы).
Раздел «Логика и Алгоритмы» проверяется 7 заданиями КИМ. Два задания базового уровня А9 (таблицы истинности) и А10 (преобразование логических выражений) выполняются экзаменуемыми уверенно (86% и 74% соответственно), задание повышенного уровня сложности В7 (текстовая логическая задача) выполняется в соответствии с уровнем сложности (43%), задание А15 (истинность выражения, содержащего импликацию) выполняется очень хорошо для повышенного уровня (72%). Еще одно задание по теме - В10 - высокого уровня сложности и предназначено для отбора наиболее подготовленных абитуриентов ведущих профильных вузов, результат его выполнения (4%) оказался ниже прогнозируемого.
Помимо задач по логике к этому разделу относится задание повышенного уровня сложности А17, проверяющее знание алгоритмов работы с массивами, и задание высокого уровня сложности С3 на анализ алгоритма игры и обоснование выигрышной стратегии. Если задание С3 было выполнено с ожидаемым показателем в 31%, то задание А17 вызвало у экзаменуемых серьезные затруднения, что нашло отражение в показателе выполнения 37%.
Из всего вышесказанного был сделан вывод, что для поддержания нужного качества знаний по теме «Логика», необходимо применение нетрадиционных форм обучения, например, таких как дистанционное обучение. И именно данным вопросам будут посвящены исследования нашей выпускной квалификационной работы.