Анализ состояния преподавания темы «Логика» в курсе школьной информатики - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Анализ состояния преподавания темы «Логика» в курсе школьной информатики

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель единого государственного экзамена по информатике и ИКТ - оценка общеобразовательной подготовки по информатике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего и среднего специального профессионального образования. ЕГЭ представляет собой экзамен с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Содержание экзаменационной работы по информатике определялось на основе утвержденного Министерством образования Российской Федерации обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике (Приказ от 30.06.99 №56) с учетом тенденций развития предмета, заложенных в образовательном стандарте 2004 г.

Структура и объем учебного плана по информатике различны в образовательных учреждениях разных типов: от 240 часов в старших классах информационно-технологического профиля до 70 часов базового курса в классах гуманитарных профилей.

Сводная таблица рабочих программ по информатике

№ п/п

Автор программы

линии

часы

примечание

1

Угринович Н.Д.

(11 класс)

«Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

10

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса

«Моделирование и формализация»

8

«Базы данных»

6

«Информационное общество»

3

«Обобщение  и повторение»

7

2

Макарова Н.В.

(10 класс)

«Информационные процессы, модели, объекты»

13

Преподавание курса ориентировано на использование учебного - методического комплекса

«Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word»

4

«Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети»

7

«Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point»

6

3

Семакин И.Г.

(10 класс)

Введение. Структура информатики

1

Преподавание курса ориентировано на использование учебного - методического комплекса.

Углубленное изучение логики  происходит в рамках темы «Построение запросов к базам данных». 

Дополнительно используются другие учебные пособия по программированию

Информация. Представление информации

6

Измерение информации

3

Введение в теорию систем

2

Процессы хранения и передачи информации

3

Обработка информации

2

Поиск данных

3

Защита информации

2

Информационные модели и структуры данных

4

Алгоритм как модель деятельности

2

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

2

Дискретные модели данных в компьютере

5

Многопроцессорные системы и сети

3

Основы логики

6

Основы программирования 

14

(11 класс)

Основы программирования

10

Информационные системы. Гипертекст

3

Интернет как информационная система

6

Web-сайт. ГИС

6

Базы данных и СУБД

6

Запросы к базе данных

6

 Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

6

Корреляционное моделирование

4

Оптимальное планирование

6

 Социальная информатика

6

Как видно из приведенной таблицы, ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения не обеспечивает подготовки выпускников школы к сдаче ЕГЭ. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня.

В примерной программе по информатике и информационным технологиям составленной на основе федерального компонента государственного стандарта профильного  уровня общего образования, на раздел "Информация и информационные процессы" выделяется 64 часа, из которых 5 часов уделяется блоку "Логический язык". А в примерной программе по информатике и информационным технологиям составленной на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, на раздел "Информация и информационные процессы" выделяется всего лишь 6 часов, что очень мало.

В этой связи КИМ содержат задания, рассчитанные как на выпускников профильных классов, так и на тех, кто прослушал только базовый курс для старшей школы. Каждое задание одновременно проверяет усвоение экзаменуемым определенного содержания учебного предмета и соответствие подготовки выпускника требованиям,  установленным образовательным стандартом по предмету.

Содержание экзамена составлено таким образом, чтобы на результат не влиял существенным образом на то, по какой программе или учебно-методическому комплекту велось преподавание в конкретном образовательном учреждении, какое программное обеспечение использовалось, хотя отсутствие тех или иных предусмотренных стандартом элементов содержания в конкретном учебном курсе будет, естественно, влиять на итоговую оценку подготовки выпускников. Также очевидно, что полностью исключить влияние компьютеризации учебного процесса в образовательном учреждении на результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ невозможно.

Экзаменационная работа, 2011 года, содержала 32 задания и состояла из трёх частей. В каждой из частей были сгруппированы задания одного типа. В первой части работы содержалось 18 заданий с выбором ответа, подразумевающих выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Во второй части были собраны 10 заданий с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. И, наконец, третья часть содержала 4 задания, подразумевавшие запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке.

Экзамен проверяет знания и умения учащихся по десяти разделам курса информатики. При этом удельный вес разделов в экзамене различен и примерно соответствует значению соответствующего раздела в курсе. Наибольшее количество заданий в курсе приходится на разделы  «Элементы теории алгоритмов и программирование», а также  «Логика и алгоритмы», что, безусловно, связано с ведущей ролью вопросов алгоритмизации и программирования в курсе.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации, входящий во все три части экзаменационной работы, предполагает использование комбинации правил или алгоритмов, совершение последовательных действий, однозначно приводящих к верному результату. Предполагается, что экзаменуемые в процессе изучения школьного курса информатики приобрели достаточный опыт в решении подобных задач. К числу заданий такого рода относятся задания на подсчет информационного объёма сообщения (применяются правила вероятностного и алфавитного подсчета объемов сообщений, требуется правильно выбрать единицу измерения объема информации, перевести все данные в эти единицы).

Раздел «Логика и Алгоритмы» проверяется 7 заданиями КИМ. Два задания базового уровня А9 (таблицы истинности) и А10 (преобразование логических выражений) выполняются экзаменуемыми уверенно (86% и 74% соответственно), задание повышенного уровня сложности В7 (текстовая логическая задача) выполняется в соответствии с уровнем сложности (43%), задание А15 (истинность выражения, содержащего импликацию) выполняется очень хорошо для повышенного уровня (72%). Еще одно задание по теме - В10 - высокого уровня сложности и предназначено для отбора наиболее подготовленных абитуриентов ведущих профильных вузов, результат его выполнения (4%)  оказался ниже прогнозируемого.

Помимо задач по логике к этому разделу относится задание повышенного уровня сложности А17, проверяющее знание алгоритмов работы с массивами, и задание высокого уровня сложности С3 на анализ алгоритма игры и обоснование выигрышной стратегии. Если задание С3 было выполнено с ожидаемым показателем в 31%,  то задание А17 вызвало у экзаменуемых серьезные затруднения, что нашло отражение в показателе выполнения 37%. 

Из всего вышесказанного был сделан вывод, что для поддержания нужного качества знаний по теме «Логика», необходимо применение нетрадиционных форм обучения, например, таких как дистанционное обучение. И именно данным вопросам будут посвящены исследования нашей выпускной квалификационной работы.

Просмотров работы: 25