К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ССУЗЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ССУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Личностно-ориентированное обучение студентов ГОУ СПО и ВПО всех типов и профилей  подразумевает построение учебно-воспитательного процесса с учетом:
  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей личности;
  • образовательных потребностей, с ориентацией на разный уровень сложности программного материала, доступного обучаемому;
  • дифференцирования групп студентов по знаниям, способностям;
  • уровня развития профессионально значимых функций организма обучаемого;
  • отношение к каждому студенту, как к уникальной индивидуальности.

Данный подход к образовательному процессу сегодня - основа Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего  поколения. Однако, если верить историческим документам, то почти 500 лет назад идеи личностно-ориентированной педагогики выдвигал и успешно реализовывал  на практике чешский педагог Ян Амос Коменский. Личностно-ориентированный подход в преподавании и концентрация внимания преподавателя на целостной личности студента - это забота о развитии не только интеллекта последнего, но и гражданского чувства ответственности. Глобальная же цель личностно-ориентированного обучения - реализовать идеи продуктивной педагогики, педагогики сотрудничества преподавателя и обучаемого. К сожалению, в большинстве случаев до сих пор в педагогике живы методы репродуктивной педагогики, когда обучающийся выступает в роли пассивного поглотителя информации, которую сообщает ему преподаватель. Подобные трудности межличностных отношений с особой остротой проявляются при вербальном контакте преподавателя и студента на практических занятиях, при чтении лекций.

В связи с этим, в своей работе мы поставили цель изучить психологические особенности студентов некоторых отделений нашего колледжа, и показать, насколько эти особенности важны при организации учебного материала в процессе обучения.

В  исследовании участвовало 120 студентов Ростовского базового медицинского колледжа: отделения «Фармация», «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», и, как контрольная группа, - студенты исторического факультета Южного Федерального Университета (30 чел.) и студенты Медицинского университета (лечебно-профилактический, педиатрический и медико-профилактические факультеты - 120 чел.).

Основой исследования служила методика психологического типирования личности американского профессора психологии Дэвида Кейрси (штат Калифорния). Методика прошла апробацию на большом статистическом материале и за рубежом, и в России. Иностранные специалисты её используют с 50-х годов, в России - с  90-х годов ХХ века. Она легкоадаптируема,  и ориентирована на самоанализ, самообследование  личности. Достижения Дэвида Кейрси вносят существенные уточнения в отложившиеся исторически в нашем сознании представления о характеристиках темпераментов личности.

Четыре традиционные характеристики темперамента в трактовке Гиппократа-Павлова повторяются и Дэвидом Кейрси, но они более детальны: во-первых, есть два подтипа (третий ряд), во-вторых, - прослеживается связь с шестнадцатью психологическими  характеристиками личности (они показаны в самом нижнем ряду), табл. 1.

 Примечание: I - интроверт,  E - экстраверт,  S - деятельностный,

F- чувственный, N - интуитивный, T- логический,  P - импульсивный    (иррационал),  J - рассудительный (рационал).

Характерной чертой исследования явилось то, что студенты-медики колледжа и медуниверситета  были близки по преобладанию  темпераментов SJ и NF-типов, правда, пропорции не совпадали.  По мнению Д. Кейрси  для людей с этими  темпераментами свойственна выраженная эмпатия, без которой медицинского работника по призванию трудно представить.  Студенты-гуманитарии ЮФУ в этом плане существенно отличались, диагр. 1

Достоинством работ Кейрси является еще и то, что он разделил данные 16 типов личности на две большие группы: рационалов (J) и иррационалов (P), а характеристики темпераментов связал с особенностями не только поведенческих реакций личности, но и с  её профессиональной  направленностью, с особенностями восприятия и переработки информации.

 Трактовка темпераментов по Д. Кейрси дана в табл. 1, что же касается деления на иррационалов  и  рационалов - стоит объяснить более подробно:

  1. Рационал - приверженец жестких планов и инструкций. Обязательный, точный и аккуратный, даже педантичный. Спокоен в любой обстановке. Реалист, живущий текущим моментом, трудно меняющий свое мнение о предмете разговора. Не любит суеты.
  2. Иррационал - человек, которому планирование в тягость, ему всегда не хватает одной минуты, чтобы успеть ко времени. Легко меняет мнение, эмоционально взрывной, живет в вечном водовороте событий. Периоды активности сопряжены с периодами глубокой апатии. Живет будущим, фантазиями и прогнозами.

На отделении «Фармация» в нашем исследовании преобладали студенты SJ и NF  темпераментов, диагр. 2.

Большая часть из них - рационалы, диагр. 3.

На отделениях «Медико-профилактическое дело» и «Лечебное дело» картина , в отличие от отделения «Фармация», несколько иная. В среде студентов отделения «Медико-профилактическое дело», как видно из содержания диагр. 4, доминировали индивуумы с NF-темпераментом.

Преобладают - иррационалы, диагр. 5.

Примерно такая же картина и  на отделении «Лечебное дело»: личностей с NF-темпераментом гораздо больше, диагр. 6.

Подавляющее большинство из них тоже - иррационалы, диагр.7.

О чем  говорят, полученные нами данные?

 Преподаватель, выходящий в аудиторию и желающий, чтобы студенты получили максимум от контакта с ним и качественно восприняли  учебный  материал, должен  четко представлять:

  1. каков его собственный психологический тип (по Д. Кейрси) и тип темперамента
  2. как распределены студенты в его группе по психологическим типам личности и типам темперамента (по Д. Кейрси) :

численность референтной группа, близкой к его психологическому типу и типу темперамента

численность группы риска с психологическими типами личности и темпераментами, не совпадающими с преподавательскими, кому педагог должен уделить особое внимание в процессе обучения

Рационалы,  в своей массе, с преобладанием  SJ, NF- темпераментов, зарегистрированные нами на отделении «Фармация», - это личности, которые любят структурированный учебный материал, отклонения от установленных ранее планов вызывают у них негативную реакцию. Спокойны в общении, в подавляющем большинстве - стрессоустойчивы. Ответственны и методичны. Не любят беспорядка и суеты. Любят «докапываться» до истины лично. Им лучше удаются индивидуальные задания с жестким алгоритмом решения задачи, в виде рефератов, аналитических обзоров, статистической обработкой данных. Хуже удаются открытые массовые обмены мнениями, типа семинаров и диспутов. Опросы и экзамены с этой категорией студентов лучше проводить письменно, когда студенту можно подумать над задачей, изложить её решение на бумаге, причем решение должно быть однозначным, без выборов! В основной массе эти личности спокойно относятся к оценке своего труда.

Иррациональные  категории студентов, которые преобладают на отделениях «Медико-профилактическое дело» и «Лечебное дело», напротив, любят живое общение. Очень эмоциональны, болезненно переживают собственные промахи и случаи, когда их обходят вниманием. Планы и регламенты их сковывают и резко снижают работоспособность. Периоды малой активности и апатии у них чередуются с высокой активностью, когда за день они могут сделать месячную работу. Им лучше удаются не индивидуальные задания,  а семинары, диспуты, живое общение в массе. Их тяготит, если в книге, пособии фигурирует жесткий алгоритм решения задачи, им нужны варианты решения. Не очень любят  писать рефераты, отчеты. Для большинства из них лучше, когда экзамен проводится в устной форме.

Задача личностно-ориентированного обучения усложняется тем, что «чистые» психотипы личности, у которых  базовые психические функции (как их трактует  Д. Кейрси: логика, эмоции, чувства, интуиция), - встречаются достаточно редко, гораздо больше индивидуумов, у которых указанные функции проявляются неявно и смешаны. Преподаватель, особенно начинающий, должен об этом  помнить, если хочет получить качественный результат от своего воздействия на воспитанников.

Как резюме всему сказанному, хотим привести данные о «выживаемости» знаний, которые получены  на отделении «Сестринское дело» несколько лет назад. Педагог работал с одним и тем же контингентом студентов два года подряд, преподавая на 3 курсе валеологию, а на 4 курсе - экономику и управление здравоохранением.

Данный, стихийно сложившийся, лонгитудинальный естественный гигиенический эксперимент натолкнул на мысль проверить  спустя год выживаемость знаний по валеологии. Даже учитывая то, что в данном примере фигурирует «малая выборка» и то, что для студентов медицинского колледжа валеология не является профессионально-образующим предметом и  ей отведена  роль сугубо  информационно-образовательной,      развивающей  дисциплины - над  приведенными данными  стоит задуматься, табл. 2.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жижин К.С. Экспресс-диагностика подсознания. - Ростов н/Д: Феникс, 2006
  2. Змеев С. И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000.
  3. Овчинников Б.В. с соавт. Ваш психологический тип.- СПб,1995
  4. Потемкина О. Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. - М., 1993.
  5. Keirsey D.,Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. Gnoseology Books Ltd.,1984
  6. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. - Chicago, 1980.
Просмотров работы: 8