МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ КАК БИЗНЕС-ПРИЛОЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ КАК БИЗНЕС-ПРИЛОЖЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня невозможно представить себе человека, который не пользуется мобильным телефоном. А ведь еще каких-то 25-30 лет назад это устройство было огромной роскошью. В настоящее время существует огромное количество разновидностей мобильных телефонов. Сейчас уже сложно встретить стандартные мобильные телефоны, имеющие обычные функции. Выбор мобильных телефонов в магазинах теперь все чаще начинается с камерафонов или мьюзикфонов и заканчивается смартфонами, обладающими одновременно и функциями коммуникаторов, и карманных компьютеров.

Изменился и масштаб самого мобильника за счет уменьшения микросхем в его устройстве, а также изменилось и само устройство микросхем. Все это происходило лишь несколько лет назад и тогда казалось, что смартфоны того времени - это предел технических возможностей, но в настоящее время смартфоны того периода стали стандартными телефонами в современности. В те же годы были созданы мобильники с определенными функциями, предназначенные специально для выполнения лишь заданных условий.

Таким образом, актуальность темы заключается в том, что мобильные телефоны вошли в нашу жизнь и плотно заняли в ней важные позиции. И что неопровержимо, не смотря на все слова критиков, мобильная связь сделал жизнь людей более удобной и интересной, в некоторых случаях даже играет спасательную роль для жизни и здоровья человека, а так же участвует в развитии бизнеса.

 

1. История появления и развития мобильных телефонов

История сотовой связи начинается в 1946 году в американском городе Сант-Луис. Как известно, сотовый телефон является дуплексной радиостанцией, ведущей обмен на разных частотах. В наличии принимающая часть и передающая, обеспечивающие связь с базовой станцией (БС) или ретранслятором. Канал БС-телефон называется downlink, а телефон-БС - uplink. Компания AT&T Bell Laboratories создала радиотелефоны, устанавливающиеся в автомобилях. Естественно, вся аппаратура вначале была громоздкой и тяжёлой. Переключение абонента между каналами связи, в поисках свободного, осуществлялось вручную.

Радиопередатчик позволял пассажирам или водителю связаться с АТС и таким образом совершить звонок. Надо упомянуть, что само телефонное общение было сложным - нельзя было и слушать и говорить одновременно. Так, чтобы донести своё сообщение до собеседника, нужно было нажать и удерживать кнопку телефонной трубки, а чтобы услышать ответ, кнопку надо было отпустить (зато, таким образом можно говорить сколько угодно, и знать, что вас никто не сможет перебить). Чтобы позвонить на радиотелефон, приходилось сначала звонить на телефонную станцию и затем сообщать номер оператору. Всего такая система связи поддерживала 23 пользователя одновременно и предназначалась для бизнесменов, переезжающих из Нью-Йорка в Бостон. Вес аппарата-первооткрывателя сотовой связи составлял 30 кг и для работы он требовал подключения к электросети, поэтому становится ясно, почему первые в мире "мобильники" устанавливались в машинах (рисунок 1).

Однако, инновационная идея Bell Laboratories с треском провалилась - слишком уж дорого выходило пользование услугами мобильной связи. Тем не менее, начало было положено. Для связи обычно выделяется диапазон с фиксированными частотными каналами. Если в одно время используются близкие по частоте каналы связи, то общаться с помощью телефонов практически невозможно. В это же время компания разработала систему ячеек или сот (cell - откуда и пошло сегодняшнее название сотовых телефонов). Принцип действия сот прост. Ранее для общения выделялось всего несколько каналов, и пользователи могли создавать друг для друга не только помехи, но и прослушивать телефонные разговоры. Теперь же проезжающая машина, попадая в другую соту, могла использовать любую частоту, без опаски наткнуться на занятый эфир. То есть, чем больше ячеек, тем меньше помех и тем больше абонентов могут использовать сотовую связью. Так шло развитие сотовой связи в Америке.

В Советском Союзе первая полностью автоматическая дуплексная система профессиональной мобильной радиосвязи с подвижными объектами под названием "Алтай" заработала в конце 1950 годов (рисунок 2). В течение долгого времени "Алтай" был единственным средством мобильной связи в стране.

Уже было отмечено, что идея Bell Laboratories оказалось неудачной. Сервис для бизнесменов проработал с горем пополам пять лет и остановился. С этого момента интерес к радиотелефонной мобильной связи практически пропал. Наученные горьким опытом Bell Laboratories конкуренты не рвались за кажущимися вдалеке золотыми горами. В ряде городов США появлялись небольшие радиотелефонные сети, однако заметных прибылей они не приносили. Ещё одной из причин торможения была Федеральная Комиссия по Коммуникациям (Federal Communications Commissions (FСС). Чтобы официально разрешить широкомасштабное использование сотовых телефонов гражданскими лицами, потребовался 21 год.

В 1954 году инженер Мартин Купер пришёл в компанию Motorola, в то время известную как производитель радиоаппаратуры. Получил должность инженера и работал вполне успешно. Через несколько лет после повышения Купер стал главой отдела по разработке портативных устройств. В 1967 году были созданы первые портативные рации, которые и дали толчок к созданию мобильного телефона. Параллельно с Motorola, Bell также разрабатывала систему мобильной связи, однако, удача ей не улыбнулась. Всего Motorola затратила 15 лет и 100 миллионов долларов на создание первой мобильной сети. Чтобы получить разрешение на использование радиочастот у FCC, необходимо было убедить комиссию в том, что мобильная связь действительно имеет будущее. Весной 1973 года, 3 апреля, сотрудники Motorola на вершине 50-этажного здания в Нью-Йорке установили первую базовую станцию. Станция могла одновременно поддерживать тридцать пользователей и предоставлять им доступ к городской телефонной сети.

Мартин Купер, под руководством которого и создавался этот проект, лично сделал первый в мире звонок с мобильного телефона. С этого времени Motorola становится первой в мире на рынке сотовых телефонов. Своё первенство компания удерживала немало времени, и сегодня продолжает входить в тройку лучших. Телефон, с которого звонил Мартин, назывался Dyna-Tac. Его размеры были 225х125х375 мм, а вес составлял 1,15 кг, что, впрочем, намного меньше 30 кг устройств конца сороковых. С помощью аппарата можно было звонить и принимать сигнал, в наличии было 12 клавиш, из которых 10 были цифровых, а две другие начали разговор и прерывали звонок. Аккумуляторы Dyna-Tac позволяли работать в режиме разговора около получаса, а их зарядка требовала 10 часов.

Интересно отметить факт, оказавший влияние на всю историю сотовой связи. Одновременно с Motorola, Bell также хотела убедить FCC зарезервировать им радиочастоты. AT&T в то время продвигала ту же идею, что и в 1947г. - телефонную связь в автомобилях. Правда, новые устройства весили 14 кг. Компания заявила комиссии, что через год количество машин, оснащённых сотовыми телефонами, составит 50,000, а в 2000 году и подавно - 900,000 (сегодня мобильники используют больше 2 миллиардов). Самое главное, что Bell сообщила FCC: "сотовые телефоны не имеют будущего, в то время как связь в автомобилях используется уже сегодня". Motorola необходимо было поторапливаться, и она в течение 90 дней смогла совершить первый в мире звонок с мобильного телефона.

В 1979 году Япония заинтересовалась американской разработкой и начала проводить соответствующие испытания. В 1982 году FCC официально одобрила технологию сотовой связи. В комиссию пришло более 600 заявок от компаний на получение соответствующих лицензий, причём две трети заявленных использовали оборудование от Motorola. Motorola была выбрана FCC и первой в мире стала выпускать сотовые телефоны. 10 лет потребовалось на то, чтобы мобильники вышли на рынок, для сравнения, микроволновкам для этого потребовалось 19 лет, а компьютерам - 15.

Motorola Dyna-TAC 8000x (рисунок 3), представлявший пятое поколение Dyna-TAC, стал первым сотовым компании, попавшим на прилавок. В Европе же исследования по стандартам сотовой связи велись ещё с конца семидесятых, основной интерес проявляли Швеция, Финляндия, Исландия, Дания и Норвегия. Результатом исследований стал стандарт связи NMT-450 (Nordic Mobile Telephone), который предназначался для работы в диапазоне 450 МГц. NMT-450 стал использоваться в 1981 году в Саудовской Аравии, и лишь месяцем позже - в Европе. Различные варианты NMT-450 были взяты на вооружение в Австрии, Швейцарии, Голландии, Бельгии, странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В 1983 году, в Чикаго, начала работу сеть стандарта AMPS (Advanced Mobile Phone Service), который был разработан Bell Laboratories.

В 1985, в Англии, был принят стандарт TACS (Total Access Communications System), являвшийся разновидностью американского AMPS. Через два года, из-за резко возросшего числа абонентов, был принят HTAC.S (Enhanced TACS), добавивший новые частоты и частично исправивший недостатки предшественника. Франция же стояла отдельно от всех и начала использовать собственный Radiocom-2000 с 1985 года. Следующим стал NMT-900, использующий, соответственно, частоты 900 МГц диапазона. Новая версия стала применяться в 1986 году и позволила увеличить число абонентов и улучшила стабильность системы. Конечно же, все описанные выше стандарты связи являются аналоговыми и тем самым первым поколением (1 G). Они осуществляют передачу информации с помощью частотной или фазовой модуляции, наподобие того, как работают обычные радио ретрансляторы. Недостатком является пресловутая перекрываемость каналов и создаваемые этим помехи, а также потеря сигнала на сложной местности или в окружении зданий. Часть проблем можно было решить банальным расширением количества частот, предназначенных для сотовой связи, так, кстати, и поступили в Англии (HTAC.S).

Однако прогресс не стоял на месте. Как известно, реальной проблемой в создании мобильных телефонов был их размер - пока не появились дешёвые и доступные микросхемы, создать сотовые было невозможно, ведь вес в один с лишним килограмм мало кого устраивал. Именно это было и в области связи, постепенно появлялась возможность создавать более совершенные передающие устройства. Организация по почте и электросвязи СЕРТ, объединяющая 26 стран, в 1982 году создала исследовательское подразделение Groupe Special Mobile, аббревиатура которого стала названием самого популярного стандарта сегодня.

Новый стандарт связи разрабатывался в течение восьми лет, и впервые о нём было заявлено лишь в 1990 году - тогда были предложены спецификации стандарта. Вскоре, GSM стали расшифровывать как Global System for Mobile Communications.

Напомним, что GSM является цифровым стандартом сотовой связи, в нём реализованы временное разделение каналов. Поступающий в телефон аналоговый сигнал (речь) кодируется в цифровой и таким образом передаётся, а цифровая связь, как мы знаем, не искажает исходные данные, в отличие от аналоговой. Временное разделение каналов означает, что 8 абонентов могут использовать одновременно один канал связи. Это достигается за счёт временного разделения каналов, то есть аппараты абонентов по очереди связываются со станцией и обмениваются с ней данными.

Чуть раньше, в 1989 году английский Департамент торговли и промышленности (Department of Trade and Industry) выпустил документ, описывающий состояние радиосетей PCN (Personal Communication Networks). По прогнозам сотрудников Департамента, к 2000 году до 15% населения страны использовали бы мобильные телефоны. Похожий документ был опубликован и в США, там государство планировало к 2000 году осчастливить половину своего народа сотовой связью и для этого даже выделило диапазоны с частотами 1,9-2 ГГц и 900 МГц.

Стандартов же сотовой связи только прибавлялось, основа сегодняшнего рынка связи закладывалась пятнадцать лет назад. В 1990 в США был утверждёна спецификация IS-54 на национальном уровне. Это цифровой стандарт, больше известен как D-AMPS или ADC. В то же время начал зарождаться и современный CDMA, спрос на современный вариант которого в нашей стране стал появляться лишь недавно. Созданием CDMA занималась компания Qualcomm. CDMA является следующей ступенью после GSM, предоставляя более быструю и надёжную связь; также использует временное разделение каналов, однако более широкое, нежели GSM. Излучение сотовых с CDMA составляет всего 10 мВт, что сравнимо с обычным FM-радиоприёмником.

DSC-1800 (Digital Cellular System) появился в Европе в 1991 году, также создан на основе GSM, им сразу же заинтересовалась Великобритания. DSC-1800 решал проблему переполнения соты, то есть случай, когда на одну базовую станцию приходилось слишком большое число абонентов, увеличивая ёмкость сети. В Японии в тот же год был создан собственный стандарт JDC (Japanese Digital Cellular), чем-то схожий с американским D-AMPS. Он был тут же утверждён к использованию Министерством связи страны. Впереди всех в 1992 году оказалась Германия, развернув первую систему сотовой связи GSM. То есть, на практике стал применяться стандарт связи второго поколения (2 G). Первый в мире телефон с поддержкой GSM был создан компанией Benefon ESC. В 1993 году в США стал применяться CDMA (или IS-95) в диапазоне частот 800 МГц.

В общем, стандартов связи было множество, и к середине девяностых большинство цивилизованных стран плавно переходили на цифровые спецификации. В России же, особенно во времена конца перестройки, казалось, что о сотовых телефонах думать не время. Однако в Санкт-Петербурге в 1991 году начала свою работу сотовая компании "Дельта Телеком". ЗАО "Дельта Телеком" являлась первым оператором сотовой связи на российском рынке. В то время пользоваться услугами связи могли себе позволить только состоятельные люди. Судите сами - сотовый телефон в России стоил 2000 долларов, подключение к сети - также 2000. Минута эфирного времени обходилась в один доллар. Компания предлагала модель Mobira - MD 59 NB2 производства Nokia весом 3 кг. Первым воспользовался новой услугой мэр города Анатолий Собчак - он позвонил по сотовому мэру Нью-Йорка.

Сотовая связь развивалась с каждым годом всё быстрее. На рынки приходили новые операторы и производители. Motorola, долгое время считавшаяся лидером, потеснилась. Nokia, малоизвестная финская компания, в 1987 году представила свой первый мобильный телефон. Сегодня же она является лидером в индустрии, занимая почти треть рынка, следом за ней стоят Motorola и Samsung.

В 1993 году Nokia объявила о новом сервисе для передачи текстовых сообщений, а в 1994 году появился телефон Nokia 2110 под стандарт GSM с поддержкой SMS сообщений. Ericsson в 1994 году заменила гарнитуру для своего мобильного телефона модулем Bluetooth, этот год можно считать первым появлением набирающего сегодня обороты стандарта. Развитие сетей CDMA в РФ было стимулировано приказом Министерства связи РФ № 18 от 24 февраля 1996 года. Первые CDMA развернулись в Челябинске, Москве и Санкт-Петербурге.

В 1998 году Bluetooth принимают официально и создаётся альянс из компания Nokia, Ericsson, Toshiba, IBM и Intel. Название Bluetooth принадлежит королю Дании Харальду Блетанду, сумевшему в 10 веке объединить Данию с Норвегией. Устройства Bluetooth - это радиопередатчики, связь между ними осуществляется на радиочастоте 2,4 Гц в нелицензированном диапазоне ISM на расстоянии от 10 м. Скорость передачи данных - до 723.2 кб/с. Во Франции Bluetooth используется на другой частоте. В то же время был создан первый смартфон.

В 2000 году Samsung отличилась первым в мире телефоном с возможностью проигрывания MP3 - это Samsung Uproar (стандарты CDMA 1900 и AMPS 800, встроенная флэш-память на 64 Мб). В 2001 году в США появились в продаже одноразовые бумажные мобильники, подобную идею одноразовых телефонов подхватил Китай и другие страны Азии. Их стоимость должны была составлять от 5 до 10 долларов. Однако, такие сотовые не снискали популярности, основное их предназначение было выручать туристов (не нужно было переподключаться, а всего лишь заплатить символическую сумму) и тех, у кого в нужный момент сели аккумуляторы. В это же время в широкую продажу поступают гарнитуры Bluetooth.

Первые мобильные вирусы появились на рубеже нового тысячелетия. Первый был испанского происхождения и назывался Timofonica. Червь через заражённые компьютеры рассылал через Интернет SMS на номера сотовых и отправлял себя по записной книжке e-mail. В 2001 году Samsung выпустил телефон-раскладушку Samsung SGH-A400, предназначенный исключительно для женщин. С этого момента индустрия и клиенты признают, что телефон становится не в последнюю очередь модным аксессуаром.

2002 год отмечен появлением первого видеофона - Nokia 3650  и телефона со встроенным модулем спутниковой системы местонахождения - GPS Kyocera 7135 Smartphone. Через год на прилавки вышла модель с интернет-браузером, это была модель Sony Ericsson T616.

На сегодняшний день в России услугами сотовой связи пользуются больше ста миллионов человек. Развитие новых сетей идёт полным ходом, начинают использоваться и внедряться прогрессивные стандарты и спецификации третьего поколения. Компания NTT DoCoMo в этом году совместно с МТС ввела в нашей стране услугу i-mode, которая позволяет активно пользоваться Интернетом. I-mode очень популярен в Японии. Не так давно, NTT DoCoMo продемонстрировала работу экспериментальной сети четвёртого поколения, сотовые телефоны будущего смогут передавать данные на скорости до 1 ГБ/c.

Самыми популярными операторами связи в РФ являются МТС и Билайн, идущие вровень, следом за ним стоит Мегафон. Количество пользователей МТС составляет 35,7 миллионов, в стройных рядах БиЛайна находятся 35,3 млн., а к Мегафону примкнуло 19,1 млн. На мировом уровне сейчас используется около 2 миллиардов единиц мобильных телефонов. Из них больше двух третей подключены к стандарту GSM. Вторым по популярности идёт CDMA, остальные же представляют специфические стандарты, применяемые в основном в Азии. Сейчас в развитых странах сложилась ситуация "пресыщения", когда спрос перестаёт расти. Поэтому, основные надежды производители сейчас направляют на развивающиеся страны - это Индия, Китай, страны Африки и бывшего СССР.

 

2. Современные мобильные телефоны и их роль в развитии бизнес коммуникаций

2.1. Основные функции мобильных телефонов

Сотовый телефон с момента своего создания постоянно совершенствовался. В 1993 году в мире был выпущен первый сотовый со встроенными часами. Спустя 3 года немецкая компания Siemens начала производить аппараты с диктофоном и цветным дисплеем. Правда, цветов на таких дисплеях было всего три. В 2000-м году в продаже появились аппараты со встроенной фотокамерой. Это произошло в Японии. Примерно в это же время вышли в продажу телефоны со встроенным mp3-плеером. В 2001 году в сотовых телефонах появляется поддержка платформы Java. Это позволило устанавливать на аппараты множество различных приложений. В их числе известнейший сервис обмена мгновенными сообщениями - ICQ. Первый мобильный с поддержкой технологии Bluetooth в 2002 году был выпущен компанией Ericsson. Эта технология дала возможность обмениваться различными данными между телефонами на определенной радиочастоте (без проводов). При этом телефоны должны достаточно близко располагаться друг к другу. В зависимости от помех, преград радиус действия Bluetooth составляет от 10 до 100 м. В это же время же появился телефон, поддерживающий технологию EDGE. Она позволила выходить с помощью телефона в сеть Интернет. Причем делать это на довольно высокой скорости. Развитие EDGE отодвинуло на второй план появившуюся ранее технологию WAP. Последняя позволяет выходить в Интернет на меньших скоростях. При этом платить нужно за время нахождения в сети, а не за объем просмотренной информации. Внедрение технологии EDGE - заслуга финской компании Nokia.

Перечислять все появляющиеся в процессе совершенствования сотовых телефонов новые функции можно долго. Процесс улучшения продолжается и сегодня. Например, разрабатывается телефон, способный набирать вводимый текст посредством одних лишь мыслей ("читать" ваши мысли и превращать их в текст).

Итак, рассмотрим наиболее часто встречающиеся возможности современных мобильных телефонов.

1. Телефонный справочник. Данная функция для любого мобильного телефона - вещь нужная и обязательная. Имеется во всех современных аппаратах. Позволяет каждому телефонному номеру присваивать свое уникальное имя. Контакты можно сохранять в памяти самого телефона, дополнительной карте памяти или sim-карте.

В более продвинутых аппаратах имеется возможность сохранять множество полезной информации для каждого контакта (электронный адрес, домашний и рабочий телефонные номера, место работы, домашний адрес и т.д.). В этом случае телефон выполняет функцию полноценной записной книжки.

2. Журнал звонков. Позволяет легко посмотреть, куда и когда вы звонили (или вам звонили). Также с помощью журнала звонков можно посмотреть продолжительность любого вашего разговора. Сегодня данная функция присутствует в каждом сотовом телефоне.

3. SMS (Short Message Service - служба коротких сообщений). Позволяет передавать и получать короткие текстовые сообщения в сетях сотовой связи. Сегодня эта функция присутствует даже в самых дешевых моделях.

4. MMS (Multimedia Message Service - служба мультимедийных сообщений). Данная функция позволяет передавать и принимать мультимедийные сообщения (видео, аудио, картинки) с одного телефона на другой. Следует отметить, что размер передаваемого содержимого достаточно ограничен. Большинство операторов сотовой связи России и СНГ позволяют передавать в одном MMS-сообщении до 300 Кб информации. Сегодня крупнейшие операторы сотовой связи позволяют отправлять SMS и MMS со своих сайтов бесплатно. Оплачивать нужно только услуги пользования сетью Интернет.

5. Часы. Сегодня, пожалуй, невозможно встретить сотовый телефон, лишенный данной функции. Часы - полезная, простая, нужная функция.

6. Секундомер. Секундомеры в современных телефонах обладают довольно высокой точностью. Функция полезна спортсменам. Может пригодиться студентам во время выполнения лабораторных работ.

7. Таймер. Противоположность секундомера. Позволяет отсчитывать время "назад", делать обратный отсчет. Вы выбираете какой-то временной интервал и включаете таймер. По окончании этого отрезка таймер подает определенный сигнал (звук, вибрация).

8. Будильник. Эта функция может использоваться вместо обычного стационарного будильника. Или как еще один, страховочный будильник.

9. Календарь. Полезная функция, так как часто под рукой в нужный момент нет обыкновенного календаря. Пара быстрых нажатий - и вы в курсе.

10. Калькулятор. Чаще всего в телефонах установлен простой (не инженерный) калькулятор. Он годится для каких-то быстрых простых расчетов. Когда нужно что-то сложить, вычесть, разделить, умножить или взять процент. Сегодня данная функция присутствует практически в любом мобильном телефоне.

11. Конвертер. Позволяет переводить различные величины (единицы измерения объема, площади, длины и др.) из одних систем измерения в другие. Сюда же входит возможность пересчета одних валют в другие по известному вам курсу.

12. Радиоприемник. Позволяет слушать общедоступные радиостанции, работающие на FM-частотах. Нужная функция для тех, кто хочет постоянно находиться в курсе событий.

13. Фонарик. Будет очень полезен, когда под рукой не окажется обычного фонаря.

14. Фото-, видеокамера. Присутствует в большинстве современных мобильных телефонов. Порой под рукой нет фотоаппарата или видеокамеры, а вам что-то срочно нужно запечатлеть. Существуют телефоны, в которых основной упор сделан на широкие возможности камеры. Такие аппараты позволяют получать фото и видео весьма достойного качества. Подобные телефоны называют камерофонами.

15. Поддержка карт памяти. В сотовых телефонах различная информация (ваши контакты, аудио-, видеофайлы, фотографии) может храниться в памяти самого аппарата. Однако чаще всего объем этой памяти весьма ограничен. Для расширения памяти телефоны обычно оснащают разъемами ("слотами") для специальных карт памяти. Существуют различные типы карт памяти. На сегодняшний день в мобильных телефонах наиболее часто встречаются слоты для флэш-карт microSD и microSDHC. Первые позволяют хранить на себе до 4 Гб информации, вторые - до 32 Гб.

16. MP3-плеер. Позволяет прослушивать имеющиеся на телефоне или карте памяти аудио-файлы. Причем наиболее передовые в этом отношении модели телефонов воспроизводят звук не только в mp3-формате. Они поддерживают AAC, WMA, WAV и некоторые другие форматы. Аппараты, в которых основной акцент сделан на повышенном качестве воспроизводимого звука, называются "мьюзикфонами" (музыкальными телефонами).

17. Диктофон. Полезная функция, если вам нужно что-то зафиксировать, а записать - нет времени. Гораздо проще и быстрее нажать кнопку "запись" и сохранить нужный аудио-файл.

18. Интернет. Большинство современных телефонов позволяют выходить в глобальную сеть. Основных вариантов попасть в Интернет на сегодняшний день существует четыре. Это WAP, GPRS, Wi-Fi и 3G. Наиболее востребованным на сегодняшний день в России является GPRS. Хотя это и не самый быстрый вариант выхода в Интернет. Технология WAP в том виде, в котором она существует сегодня, не перспективна. Слишком дорого и медленно. Причем платить нужно не за объем просмотренной информации (как в случае GPRS), а за время пребывания в сети. Wi-Fi позволяет работать в сети Интернет с высокой скоростью. Однако для работы Wi-Fi необходимы специальные точки доступа, так называемые хот-споты. Они бывают платными и бесплатными. Последние чаще всего находятся в различных общественных местах. Там, где наблюдается постоянное скопление людей (кинотеатры, бары, кафе и т.п.). Следует отметить, что их количество во всех крупных городах России растет. 3G - это технология высокоскоростного мобильного доступа к сети Интернет, так называемая мобильная связь третьего поколения. Исходя из определения понятно, скорость передачи данных еще выше, чем в случае Wi-Fi. Данный сервис в РФ находится в стадии развития. Причем это развитие идет достаточно быстрыми темпами. Вполне возможно, что скоро функция 3G станет очень популярной среди пользователей мобильных телефонов в нашей стране.

19. Способность аппарата одновременно работать с двумя и более активными sim-картами. Каждый оператор мобильной связи на один приобретаемый телефонный номер выдает свою sim-карту. При этом абоненты сами выбирают тот тариф, по которому будут в дальнейшем оплачивать свою мобильную связь. Само собой - у каждого оператора свои условия (расценки на связь), свой набор тарифов. Он периодически меняется. Поэтому данная функция хороша тем, что позволяет вам одновременно находиться на связи на двух или даже трех различных телефонных номерах. Ведь сегодня существуют телефоны, поддерживающие сразу три активные sim-карты. При этом номера могут относиться как к различным операторам сотовой связи, так и к одному. Соответственно вы получаете возможность оперировать тарифными планами. Можете выбирать наиболее выгодный вариант общения. А иметь с собой в этом случае достаточно всего один включенный мобильник.

20. Поддержка Java. Данная функция позволяет устанавливать на телефон различные игры и приложения на платформе Java.

21. Возможность подключения к ПК (data-кабель). Позволяет переносить различные файлы с вашего мобильного телефона на компьютер и наоборот. Сегодня производители телефонов выпускают специальные программы для своих аппаратов. Они устанавливаются на компьютер пользователя. Затем телефонтподключается к ПК (с помощью специального кабеля) и пользователь получает возможность, например, создавать резервные копии данных с мобильного.

22. Инфракрасный порт. Технология позволяет передавать данные с одного устройства на другое. Происходит это посредством инфракрасных световых волн. Сегодня эта технология практически полностью вытесняется другими, более совершенными (Bluetooth и Wi-Fi).

23. Bluetooth. Данная технология позволяет обмениваться различной информацией между мобильными телефонами, ПК и другими устройствами на определенной радиочастоте. Следует знать, что для такого обмена расстояние между устройствами не должно превышать 10-100 метров (оно зависит от различных помех и препятствий). Достаточно удобная функция. Имеется у большинства современных мобильных телефонов.

24. TV-тюнер. Телевизор на экране вашего мобильного телефона. В России на сегодняшний день эта функция развита слабо. Причина - дороговизна приема качественного сигнала. Однако в мире мобильной связи ничто не стоит на месте. Вполне возможно, что в скором будущем положение дел изменится. И с развитием новых технологий мы будем смотреть телевизионные программы на экранах своих телефонов.

25. GPS. Система спутниковой навигации. Позволяет с достаточной точностью (погрешность 1-2 м) определить ваше местоположение в любой точке земного шара. Мобильный телефон, обладающий данной функцией и оснащенный специальной программой, превращается в навигатор. Полезная функция для путешествий и дальних поездок.

Таким образом, можно сказать, что современные мобильные телефоны обладают широким спектром функций и продолжают развиваться и совершенствоваться, в результате чего увеличиваются возможности использования их в бизнес-коммуникациях.

 

2.2. Коммуникационные функции мобильных телефонов и их влияние на повышение качества связи бизнеса и потребителей

Стремительный рост коммуникативных средств и технологий,  ставших неотъемлемой частью жизни современного человека, доступность средств связи широкому кругу потребителей, все усиливающийся переход коммерческой сферы деятельности в цифровое пространство, открывают перед маркетинговыми службами компаний широкие возможности по продвижению своих товаров и услуг, управлению репутацией фирмы и лояльностью клиентов. В таких условиях мобильные технологии заняли прочное место среди инструментов стимулирования сбыта в различных сферах.

Коммуникация с потребителями посредством мобильных технологий обеспечивает прямой контакт, оперативность и обратную связь, что очень важно для построения доброжелательных отношений. Наибольшей популярностью пользуются SMS технологии: акции с короткими номерами и информационные SMS-рассылки.

Зачастую эти два инструмента перекликаются в целостных кампаниях, и получается эффективный SMS-mix.

Широкий набор инструментов мобильного маркетинга уже давно оценили компании разных сфер бизнеса. Массовая реклама и продвижение товаров и услуг по каналу мобильной связи успешно применяются торговыми сетями, автодилерами, страховыми и инвестиционными компаниями, организаторами специальных мероприятий, производителями различной продукции, медиа-компаниями и многими другими.

Однако далеко не все возможности мобильного маркетинга в полной мере используются на данный момент в России. Массовость, оперативность, многофункциональность и гибкость мобильной коммуникации с клиентами могут стать определяющими качествами для использования данного сервиса, когда аудитория огромная, динамика товарооборота стремительная, а конкуренция крайне жесткая. В настоящее время подобными характеристиками обладают торговые продовольственные сети.

Покупатели на продовольственном рынке теряются в обилии доступных  товаров, магазинов, супермаркетов и гипермаркетов, а коммуникация с ними по такому каналу, как SMS, могла бы направить гигантский поток спроса в нужное продавцу русло.

Например, торговая сеть «Лента» планирует запуск нового SMS-сервиса, благодаря которому постоянные покупатели сети будут иметь возможность получать SMS с информацией о специальных предложениях, акциях и распродажах. Подписаться на получение SMS можно будет, заполнив анкету в одном из магазинов сети, на интернет-сайте или отправив SMS-сообщение.

Несомненный плюс такого способа рекламы, помимо широкого охвата аудитории, заключается ещё и в том, что можно легко оценить его эффективность, проводя мониторинг покупок держателей карт и выводя зависимость от получения ими рекламных SMS-сообщений.

SMS-коммуникации используются и для Internet проектов. Многие online магазины имеют большие базы постоянных клиентов, включающие адреса электронной почты и мобильные телефоны. Как известно, значительную часть прибыли в любом бизнесе приносят именно постоянные клиенты. Исходя из этого, online магазины пошли по стопам обычных магазинов и стали рассылать информацию подписчикам о новых поступлениях, скидках и специальных предложениях не только по e-mail, но и по SMS. Рассылки коротких сообщений могут служить online магазинам как аналог дисконтной карточки: все посетители, совершившие хоть один заказ, попадают в базу данных для рассылки мобильных купонов на скидку. Есть возможность также отследить историю покупок по каждому номеру мобильного телефона, который оставляется для связи при каждой покупке, организовав тем самым накопительную систему скидок и бонусов.

Преимущества SMS-коммуникации в этом случае - оперативность и возможность хранения информации. Потенциальный покупатель может не успеть прочитать письмо на электронной почте, когда распродажа уже закончится, тогда как SMS-сообщения просматриваются, как правило, в ту же секунду. Возможность хранения информации на телефоне для абонента и на SMS-сервере для организаторов позволяет без особых затрат реализовать дисконтную программу.

SMS-рассылки вышли недавно на новый рынок - теперь этот инструмент используется в коммуникации между компаниями (B2B). Многие организации, оказывающие услуги другим юридическим лицам, имеют такое количество клиентов, что менеджеры прибегают к инструментам массовой коммуникации и стремятся, при этом, сохранить максимум возможностей персонификации.

Неудивительно, что SMS-рассылки, сочетающие в себе обе эти характеристики, стали очень востребованным инструментом в сфере B2B.

Компании используют SMS как способ коммуникации с менеджерами, директорами, бухгалтерскими службами клиентов и партнёров для отправки собственных новостей, предложений, а также напоминаний о задолженности.  Рассылки настраиваются по расписанию так, чтобы сообщения уходили в конце месяца, квартала или с любой другой периодичностью. Эти возможности системы рассылок в сочетании с обращениями по имени делают рассылки персонифицированным и простым каналом коммуникации.

Множество способов выгодного применения мобильных технологий позволяет обратить этот мощный инструмент в том числе и в сторону решения насущных социальных проблем. Примером служит новое изобретение, которое призвано следить за соблюдением правил дорожного движения. Суть заключается в том, что на дороге через определенные интервалы крепят специальные устройства для считывания информации. Они, фиксируя время и расстояние, легко определяют скорость автомобиля. Система работает везде, где есть мобильная связь и интернет.

По сети информация передается на вычислительное устройство, статистика хранится в центральной информационной базе ГИБДД. Водитель получает SMS-сообщение о виде нарушения и сумме штрафа. Система контроля способна идентифицировать сразу 200 транспортных средств. Датчики можно устанавливать, где угодно. Если водитель снимет радиометки с автомобиля, система это сразу обнаружит. Этим изобретением уже заинтересовались президент России и ряд ученых.

Существует мнение, что со временем SMS-рассылки будут вытеснены мобильными приложениями. Мобильные приложения - относительно новый канал, позволяющий брендам установить долгосрочную коммуникацию с аудиторией. Пользователи загружают на свои мобильные телефоны небольшие программы, которые могут обеспечить их полезной информацией и возможностью приятного времяпрепровождения. Есть ряд причин, по которым стоит обратить внимание на мобильные приложения как основу мобильного маркетинга:

1. Приложения позволяют установить долгосрочную коммуникацию с брендом. В отличие от простого размещения баннеров на WEB-сайтах компании могут привлечь внимание потребителя с помощью отдельного приложения. При этом оно всегда будет в мобильном телефоне потребителя, что позволит ему чаще взаимодействовать с брендом, получать доступ к информации и контенту.

2. Одной из главных задач сайтов является сбор информации о пользователе. Но не всегда удается это делать эффективно. Приложение может стать таким инструментом, с его помощью вы не только сможете следить за активностью потребителя, но и вступать с ним в интерактивный диалог.

3. Мобильная реклама, при всех ее достоинствах, раздражает. С помощью собственного приложения фирмы могут избежать этого негативного эффекта, оставив коммуникацию с потребителем чистой и не испорченной назойливостью, присущей традиционной рекламе.

4. Мобильные приложения снимают определенные ограничения, которые присущи сайтам, навигацию в приложении реализовать гораздо проще, а пользователю будет легче найти то, что ему интересно.

5. Разработка мобильных приложений сегодня уже обкатана, известны модели, технические характеристики и требования, разработать приложение, которое будет работать на всех телефонах довольно легко.

6. Мобильное приложение - тот же мобильный контент. Потребители любят все бесплатное, и мобильные приложения - не исключение.

Таким образом, в мобильных приложениях просматривается ощутимый прогресс по отношению к некоторым инструментам мобильного маркетинга, поэтому конкуренция среди этих программ сильно возросла за последнее время. Так что, компаниям, желающим воспользоваться этим каналом коммуникации, приходится проявлять творческие способности, чтобы заинтересовать пользователей.

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к возможности оплачивать различные услуги с помощью мобильного телефона. Эта технология еще не приобрела должную значимость, однако тот факт, что уже разрабатываются телефоны, с помощью которых можно провести эти сделки, а также успешные испытания подобных систем оплаты, говорит о том, что это может распространиться уже в скором будущем.

Выделяют четыре основных метода, которые позволяют использовать мобильный телефон в качестве средства для оплаты (рисунок 4).

Рассмотрим эти методы мобильных операций подробнее.

1. Оплата по SMS. Для использования этой системы, необходимо подписать договор с провайдером, предоставляющим услуги оплаты через SMS и создать у него свой аккаунт. Когда пользователь хочет оплатить денежную операцию, он посылает своему провайдеру текстовое сообщение с просьбой завершить операцию. Провайдер присылает в ответ подтверждение, и тогда продавец может завершить сделку. Очень часто это делается с помощью MMS-сообщений, на которых изображен штрих-код, который потом сканируется для завершения операций. Сумма счета за операцию снимается со счета мобильного телефона.

2. Прямое выставление счета. Эта система немного похожа на предыдущую в том плане, что так же создается аккаунт у провайдера, через который и будет проходить счет. Разница в том, что вместо SMS-сообщений, которые необходимы для авторизации и завершения сделки, используется система «прямого счета». Эта услуга предлагается, в основном, только на сайтах электронной коммерции. Сумма счета за операцию снимается со счета.

3. Оплата через интернет. Это когда пользователь просто входит в Интернет через свой мобильный и делаете всю оплау online с помощью своего аккаунта или кредитной карточки.

Каждый из этих трех методов мобильной оплаты вышел из тех, что были до них. Они все основываются на создании аккаунта у своего провайдера, обычно на рабочем столе компьютера, который связан с вашим мобильным аккаунтом, что позволяет снимать деньги со счета или с кредитной карточки, а не платить во время покупки.

Каждый из этих методов оплаты имеет свои недостатки. SMS-сообщения имеют проблемы с защитой/безопасностью, к тому же он намного медленнее остальных. Прямая выписка счета ограничена в использовании, так как многие сайты не предлагают этой опции. Оплата через Интернет лучше всего в плане безопасности и общедоступности, однако главной их целью является все же оплата online операций, а не сделок на месте покупки. И вот тут-то технология Near Field Communication может произвести настоящую революцию в сфере методов мобильной оплаты.

4. Оплата денежных операций через мобильные телефоны вышли на новый уровень с технологией Near Field Communication. Эта технология позволяет мобильным телефонам завершать денежные операции, если телефоном провести перед считывающим устройством. К примеру, если вы оказались в автобусе, в котором есть считывающее устройство, просто проведите своим мобильным телефоном перед ним, и позже вам придет счет за проезд на автобусе и не придется искать мелочь. Это происходит с помощью создания телефонов, поддерживающих NFC и смарт-карты, которые работают с такими считывающими устройствами. Этим уже начали серьезно интересоваться многие пользователи по всему миру.

Пока что решение принять эту систему заключалось в колебании производителей телефонов и банков войти на рынок, который имеет столь непрочную поддержку клиентов. Никто не хочет быть первым, кто рискнет с этой новой технологией. Однако некоторые мировые лидера, в частности, Nokia и Visa, уже начали сотрудничество, чтобы сделать этот метод оплаты через мобильный телефон реальным.

В настоящее время происходит интеграция мобильных телефонов и банковского бизнеса. Операторы мобильной связи объединят усилия с банками, чтобы облегчить и удешевить процедуру перевода денег домой для сотен миллионов иммигрантов. Теперь отправить денежный перевод можно через мобильный телефон. Для отправки денег владельцу мобильного телефона надо внести отправляемую сумму на свой счет типа "мобильный кошелек". Это можно сделать через интернет, а можно внести наличные в кассы операторов сотовой связи, передать со счета другого клиента сотовой связи. Деньги из "мобильного кошелька" высылаются получателю. Для этого надо впечатать в стандартную форму информацию о сумме перевода, свой PIN-код и номер мобильного телефона получателя.

После этого оператор сотовой связи и его банковский партнер направят указанный денежный перевод в глобальный узел. Тот подтвердит легальность операции и направит деньги на виртуальный банковский счет, привязанный к номеру мобильного телефона получателя. Это может быть и виртуальный банковский счет, принадлежащий местному оператору сотовой связи на территории получателя.

Одновременно получатель примет сообщение по своему мобильному телефону о факте денежного перевода и информацию о том, как получить эти деньги. Он может получить наличные в местном офисе оператора сотовой связи, предъявив в кассе текстовое сообщение на своем телефоне и пароль. Кроме того, он может получить деньги в филиале банка, если таковой имеется поблизости. Деньги могут быть также сохранены как предварительно оплаченное эфирное время на номере телефона получателя. Отправитель же получит текстовое сообщение, подтверждающее, что деньги успешно доставлены.

Стоимость денежных переводов при помощи мобильных телефонов будет определяться в ходе экспериментальной программы и устанавливаться в зависимости от страны. Предполагается, что тарифы будут ниже, чем у действующих систем денежных переводов.

Роли оператора сотовой связи и банка в этой схеме будут варьироваться от страны к стране. Однако общим правилом для всех стран будет строгая идентификация как отправителя, так и получателя денег.

Несколько лет назад банки в России начали внедрение услуг дистанционной коммуникации с клиентами, и сегодня уже вряд ли можно кого-то удивить сервисом «Интернет-банк». Однако инновационные технологии не стоят на месте, и наиболее прогрессивные банки обзавелись услугами нового типа, основанными на возможностях сотовой связи. И сегодня уже можно говорить об отдельной категории сервисов в банковском бизнесе - услугах мобильного банкинга, которые обеспечивают клиенту получение информации от банка и позволяют управлять банковским счетом при помощи сотового телефона.

Мобильный банкинг, в отличие от интернет банкинга, из-за своей миниатюрной специфики еще не прижился в России. Многие банки декларируют, что у них есть мобильный банкинг, а на самом деле предлагают лишь SMS-банкинг - возможность получать оповещения на телефон об операциях с дебетовой или кредитной картой, а также сведения о состоянии счета. Сообщение приходит на мобильный непосредственно после операции (к примеру, платежа в магазине), а не по любому запросу клиента.

Интерес к мобильному банкингу и его востребованность закономерны. Сотовый телефон сегодня не только самое популярное средство коммуникации во всем мире: он имеет целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с персональным компьютером, с помощью которого до сих пор осуществлялась дистанционная коммуникация с клиентом:

- проникновение сотовой связи в России значительно превышает проникновение Интернета, особенно в регионах. Во многих российских семьях нет персональных компьютеров с выходом в Интернет, тогда как мобильный телефон сегодня есть практически у каждого члена семьи;

- любой мобильный сервис позволяет устанавливать с клиентом личный контакт. Коммуницируя с банком через Интернет, человек может воспользоваться первым попавшимся компьютером - в офисе, Интернет-кафе или в гостях, а значит, невозможно гарантировать уникальность этого клиента и его готовность воспринимать информацию, которую банк хотел бы ему сообщить. Когда человек связывается с банком при помощи сотового телефона, можно с большой степенью вероятности идентифицировать этого клиента и передать ему информацию, в которой он заинтересован;

- в сотовом телефоне более мощная система защиты персональных данных, чем в обычном компьютере. Сотовый телефон гарантирует повышенную безопасность: шанс, что аппаратом воспользуется другой человек, гораздо ниже, чем в случае с персональным компьютером. Кроме того, в мобильном телефоне можно настроить несколько степеней защиты, и даже если телефон попадет в чужие руки, посторонний человек не сможет совершить несанкционированную транзакцию;

- мобильный банкинг может обеспечить банкам привлечение новых категорий перспективных клиентов - например, молодежи. Для миллионов молодых людей, привыкших общаться при помощи сотового телефона, мобильный банкинг, воспроизводящий привычную и удобную систему коммуникаций, может стать весомым аргументом в пользу выбора того или иного банка.

Одна из главных причин, по которой мобильный банкинг пока не завоевал благосклонность пользователей, заключается в том, что он все же далеко не так удобен, как интернет-банкинг. Последний позволяет оказаться в виртуальном офисе, где все максимально просто и наглядно (по крайней мере, в тех кредитных организациях, которые делают ставку на дистанционное обслуживание клиентов). Добиться такого же эргономического эффекта от мобильного банкинга вряд ли возможно - хотя бы потому, что клавиатура телефона и его дисплей явно уступают в удобстве компьютерным. При этом мобильный банк уступает электронному офису и по функциям. Например, в интернет банкинге пользователю предоставляется возможность сделать платеж по известным ему реквизитам  любому адресату. Через мобильный банкинг вы не сможете перевести деньги третьим лицам, с которыми у вашего банка не заключен договор. То есть список возможных получателей ограничен - сотовые операторы, интернет-провайдеры и т. п. ИБ дает пользователю и другие преимущества. Так, вы легко сможете распечатать квитанцию об оплате чего-либо (например, коммунальных платежей). Тогда как мобильный банк, естественно, такой возможности не предоставляет.

Перспективы развития мобильного банкинга выглядят весьма многообещающе. По мнению многих аналитиков, персональные компьютеры, несмотря на их популярность, не являются оптимальной платформой для доставки финансовых сервисов. Проблема в том, что персональный компьютер, несмотря на свое название, в отличие от мобильного телефона, полностью «персональным» устройством фактически не является. Кроме того, социологические исследования говорят о том, что мобильный телефон рассматривается людьми как модный аксессуар и необходимое средство общения, а персональный компьютер - скорее как средство производства.

Выводы. Получая все большее распространение и становясь необходимым атрибутом человека, мобильный телефон не только совершенствуется технически, но и приобретает новые качества. Мобильный телефон уже сегодня является средством мультимедийной, персональной и круглосуточной связи для большинства жителей России. В то же время он становится средством воздействия на своего владельца со стороны маркетинговых служб торговых компаний. Современный рынок маркетинговых коммуникаций, характеризующийся взаимопроникновением различных способов влияния на потребителей, ставит мобильный телефон в центр этих процессов. Интерактивность - главное свойство, которым обладает мобильный телефон и которое активно собираются использовать маркетологи.

Говоря о рынке мобильного маркетинга, можно отметить, что это никем не занятая ниша. Любой рекламодатель, обладая бюджетом на размещение рекламы, располагает очень большим медийным потенциалом. С одной стороны, мобильный маркетинг предоставляет возможность добавить интерактивные услуги в общение с клиентом, с другой - большие перспективы открываются перед теми, кто производит товары массового спроса. Варианты использования уже были и показали высокую эффективность. Мобильный телефон будет использоваться для взаимодействия с традиционной рекламой. Роль его трудно переоценить. Можно предположить, что мобильный маркетинг в скором времени войдёт в арсенал коммуникаций большинства российских торговых продовольственных сетей, повторив зарубежный опыт. На некоторых рынках мобильный маркетинг применяется давно, на некоторые только выходит (например, В2В). Кроме того, мобильные технологии позволяют решать насущные социальные проблемы.

Особенно актуальны мобильные технологии в сложившейся экономической ситуации. Во время финансового кризиса, когда все уделяют большое внимание сокращению расходов, использование методов мобильного маркетинга являются еще наиболее экономичным способом коммуникации.

Помимо наиболее популярного инструмента мобильного маркетинга - SMS-рассылок - существует множество других вариантов использования телефона в бизнесе. Например, мобильные приложения. Они позволяют брендам установить долгосрочную коммуникацию с аудиторией и имеют ряд преимуществ.

Все больший интерес вызывает возможность оплачивать различные услуги с помощью мобильного телефона. Выделяют четыре основных метода, которые позволяют использовать мобильный телефон в качестве средства для оплаты: оплата по SMS, прямое выставление счета, оплата через интернет и мобильные операции с использованием  технологии Near Field Communication. Эти технологии еще не приобрели должную значимость, однако тот факт, что уже разрабатываются телефоны, с помощью которых можно провести эти сделки, а также успешные испытания подобных систем оплаты, говорит о том, что это может распространиться уже в скором будущем. Важной является возможность использовать мобильный телефон для совершения денежных переводов, а так же развитие технологии мобильного банкинга.

Хотелось бы отметить, что интернетом в России пользуются не более 20 млн. человек, причем из них активно не более четверти, в то время как сотовые есть у более 100 млн. россиян. Специалисты считают смартфоны, которые позволяют полноценно проводить активные коммерческие операции очень емким рынком с точки зрения дистанционного обслуживания клиентов. Таким образом, с развитием и распространением новых технологий роль мобильных телефонов в бизнесе будет только расти.

Список использованной литературы

  1. SMS-коммуникации для Internet проектов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://blog.imobis.ru/articles/sms-kommunikacii-dlya-internet-proektov.html
  2. SMS-рассылки в сфере B2B. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://blog.imobis.ru/articles/sms-rassylki-v-sfere-b2b.html?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+blogimobis+%28Mobile+Marketing%3A+IMOBIS%29
  3. SMS-технологии в борьбе за безопасность дорожного движения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://blog.imobis.ru/news/sms-texnologii-v-borbe-za-bezopasnost-dorozhnogo-dvizheniya.html
  4. Мировой опыт использования мобильных технологий в рамках социальных проектов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://imobis.blogspot.com/2008/08/blog-post.html
  5. Мобильные приложения - канал коммуникации брендов. - [ Электронный ресурс]. - Режим доступа http://blog.imobis.ru/articles/mobilnye-prilozheniya---kanal-kommunikacii-brendov.html?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+blogimobis+%28Mobile+Marketing%3A+IMOBIS%29
  6. Мобильные технологии на вооружении торговых продовольственных сетей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.e-shtab.ru/blog/company/51/corporate/274
  7. Наличный звонок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.kommersant.ru/pda/money.html?id=756991
  8. Роль мобильной связи http://www.rusarticles.com/mobilnaya-svyaz-statya/rol-mobilnoj-svyazi-293633.html
Просмотров работы: 48