ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие человеческого капитала (ЧК) возникло во второй половине ХХ века как ответ науки на вызовы времени, на формирование постиндустриальной экономики, в которых роль специалистов и работников интеллектуального труда выросла колоссально.        

 Говоря о современных тенденциях у конкурентоспособности национальных экономик государств в условиях глобализации  появилось новое измерение: акцент делается на переходе глобальной экономики к новому качеству - «экономике знаний». Главным фактором формирования и развития экономики знаний является креативный, инновационный человеческий капитал.

Выбор ЧК в качестве главного фактора развития для развивающейся страны буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития как самого человеческого капитала, так и общей стратегии развития страны. Требует увязки с ними всех других документов стратегического планирования. Диктат этот следует из сущности национального ЧК как синтетического и сложного фактора развития. Причем, этот диктат особо выделяет высокое качество и производительность труда, высокое качество жизни, работы и инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию человеческого капитала.

Человеческий капитал, - как определяют его большинство экономистов, - состоит из приобретенных знаний, навыков, способностей, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени.

Образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества.

Образовательная сфера в развитых странах давно превратилась в ведущий фактор экономического роста: каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7 - 1,9 единиц произведенного ВВП.

Население России довольно неплохо образовано, если говорить о длительности обучения. Сегодня наиболее распространено среди россиян техническое и инженерное образование 23% (валидный ). Почти каждый четвертый житель страны имеет именно такую подготовку. В последние два десятилетия произошла девальвация этой подготовки, упал спрос на таких специалистов и выросла их профессиональная мобильность в другие отрасли хозяйства.

В то же время Россия 2% (валидный)  слишком сильно отстает от Европы по доле специалистов, получивших образование в области естественных и точных наук: по математике, вычислительной технике, физике, биологии и т.д. Их доля в населении России в 3,4 раза ниже, чем в западных странах, особенно сильно отставание от Франции 7% (валидный)  и Великобритании 12% (валидный). Здесь, очевидно, сказывается недооценка подготовки кадров для фундаментальных наук, плохое финансирование науки и слабый приток молодежи в эту отрасль, а также влияние процессов эмиграции научной интеллигенции в последние два десятилетия.

В области экономики и управления Россия 8% (валидный)  пока отстает от развитых стран Европы по доли специалистов с такой подготовкой в населении в 1,45 раза. Для сравнения: Финляндия 13% (валидный), Дания 17% (валидный), Кипр 18% (валидный), Германия  15% (валидный). Учитывая бурное развитие этого направления в образовании, это отставание постепенно преодолевается.

Обращает на себя внимание низкая доля в занятом населении России 4% (валидный)  лиц с медицинской подготовкой по сравнению с развитыми странами Запада: Швейцария 11% (валидный), Дания 11% (валидный), Финляндия 10% (валидный), Норвегия 12% (валидный), Великобритания 10% (валидный). Это еще одно свидетельство отставания России от других стран в развитии сектора услуг.

 На протяжении последних 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России в долях ВВП особенно снизились. Они - одни из самых низких в мире среди сопоставимых по потенциалам стран, а коррупция и криминализация экономики, общества и страны - одни из самых высоких в мире.

Расходы российского бюджета на образование ниже, чем у коллег по «большой восьмерке». Российские власти на эти цели в 2011 году выделяли 3,7-4% ВВП, тогда как власти США, Канады, Франции, Великобритании, Венгрии, Польши, балтийских стран - 5,3-6,5% ВВП. Япония, Германия и Болгария тратят на образование 3,9-4,1% ВВП.

Меньше российские власти финансируют и научную деятельность. Так, внутренние затраты на исследования и разработки в большинстве стран «большой семерки» составляют 2-3% ВВП (в текущих ценах по паритету покупательской способности), а в России немногим более 1% ВВП. Более того, расходы во многих странах имеют тенденцию к увеличению (за исключением Канады и Франции), тогда как в России они сокращаются: ассигнования на науку гражданского назначения снизились до 0,5% ВВП в 2011 году и будут продолжать свое падение  до 0,36% ВВП в 2013 году. При этом основные конкуренты по БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) наращивают расходы на науку высокими темпами. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Китай, занимающий сейчас третье место по затратам на НИОКР, уже в следующем десятилетии вытеснит со второго места Японию и догонит США. Увеличивает расходы и Индия, которая сейчас находится на четвертом месте в мире по НИОКР в информационных технологиях и средствах связи.

Следует отметить, что инвестиции в культуру, образование и науку были стабильно низкими в долях ВВП и при высоких, и при низких ценах на нефть. Низкое качество жизни, низкие инвестиции в ЧК, коррупция и криминализация экономики и жизни определяют базовые механизмы торможения процессов модернизации экономики, ее роста и развития, создания эффективной инновационной системы, активизации научного и инновационного процесса. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2010 году Россия заняла 138-е место из 153.

Согласно данным ЮНЕСКО, 60 процентов разницы в доходах людей приходится на образование, а 40 - на все остальные факторы. В России  же  до недавнего времени связь между уровнем образования и доходами практически отсутствовала, и только сейчас начинает проявляться и устанавливаться. Сегодня на рынке труда в выигрыше оказываются люди с хорошим образованием и высокой квалификацией, они могут рассчитывать на хорошую работу и заработок, они уверены в завтрашнем дне.

Наибольший процент молодых людей с высшим образованием наблюдается в Канаде, Корее, Российской Федерации и Японии.
В большинстве стран наиболее привлекательными для студентов высших учебных заведений являются социальные науки, бизнес и право. Данный тренд демонстрирует контекст современного общества, в котором резко сокращается потребность в физическом труде и возрастает потребность в коммуникативных и аналитических навыках. Соответственно, обществу требуется более образованная и квалифицированная рабочая сила.

Во всех странах-членах ОЭСР вероятность трудоустройства человека с высшим образованием выше, чем у человека, не закончившего высшее учебное заведение. Подчеркивается, что чем выше уровень образования, тем ниже риск безработицы и потери работы во время рецессии, поэтому усилия многих стран направлены на повышение уровня образования населения и разработку систем непрерывного образования. В среднем, в странах-членах ОЭСР человек с высшим образованием зарабатывает на 50% больше, чем человек со средним или базовым средним образованием.

У России первое место в мире по доле людей с высшим образованием. Причина - считают индекс вместе с тем, что у нас называется средним специальным, ПТУ. Это у них третичное образование, после основного курса школы. И по этому индексу Россия впереди всех - включая США. А если отчистить птушников - у нас постепенно год от года падают позиции, мы в первой группе стран, но падаем к нижней границе - мы единственная страна без положительного прироста.

Страны-члены ОЭСР в целом тратят 9860 долларов США в год на одного учащегося: 7065 долларов США - на ученика начальной школы, 8852 долларов США - на ученика средней школы и 18 258 долларов США - на студента высшей школы. Анализ трендов государственных и частных расходов на образование показал, что, в среднем, в странах-членах ОЭСР 83% средств, потраченных на образование, поступают из государственных фондов.  Для всех стран-членов ОЭСР и стран-партнеров возрастает количество студентов в системе высшего образования. При этом выделяются следующие тенденции: В Австралии, Исландии, Корее, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Российской Федерации доля поступающих на программы высшего образования составила 70% в 2010 г.

Чем выше уровень образования, тем ниже риск безработицы. В России 36,5 %, не имеют никакой профессиональной подготовки. Это в основном старшие возрастные группы, но в последние годы растет и вес в этой группе  среди молодежи. Уровень безработицы среди российской молодежи выше, чем в среднем по миру, и составляет 16%. В том числе среди городского населения - 14,7 процента, среди сельского - 18,8 процента. Таким образом, среди молодежи безработных в 2,9 раза больше, чем среди людей в возрасте 30-49 лет. В том числе в городе разница составляет 3,4 раза, на селе - 2 раза. При этом, кстати, общее число официальных безработных снижается - сейчас их 1 миллион 763 тысячи.

Столь высокий уровень молодежной безработицы - не только следствие социальных и экономических событий, но и результат деградации отечественного высшего образования. С увеличением пенсионного возраста рынок труда всего мира столкнулся с ситуацией, когда рабочие места занимают опытные специалисты, "досиживающие" в компаниях до пенсии. Это отражается на безработице, и в первую очередь как раз на молодых специалистах: им не остается мест в компаниях.   Важная причина, особенно в России, - несогласованность системы образования, работодателей и государства. Молодежь получает рискованные профессии, не может найти работу на перенасыщенном рынке. Как следствие - куча рабочих вакансий и проблемы в трудоустройстве специалистов.

Работодатель не хочет рисковать и боится брать молодых: их надо учить. Молодые пугают работодателей своими трудовыми привычками, этикой, неумением говорить, писать, работать, чтобы не остаться после вуза без работы. Все эксперты сходятся во мнении: еще во время учебы искать любую возможность работы по специальности, накапливая опыт и навыки. В ближайшее время работодатели начнут охотиться за головами высококлассных специалистов.

Россия - генетически самая умная страна на планете. Но есть и хорошие, и плохие цифры. 70% изобретений были сделаны или нашими учеными, или выходцами из России, живущими теперь за границей. По данным статистики: за последние 5 лет более 30.000 ученых уехали из России. Речь идет не об аспирантах, а о людях, ученых мужах, в головах которых родились сотни изобретений.

Согласно неправительственным источникам, только «за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд» (Российский фонд фундаментальных исследований).

Если бы те специалисты, которые выехали за границу начиная с 70-х годов, готовились в университетах США и Западной Европы, то на их подготовку пришлось бы потратить более $1 трлн . Также следует указать, эти данные никак не учитывают потери от оттока ноу-хау.

Утечка мозгов - серьезная проблема нашей страны. Для молодых ученых здесь не создаются условия для работы, исследований, экспериментов. Более того, научные кружки и секции, распространенные в советское время, канули в Лету, как и сам СССР. Теперь жизненно необходимо поддержать, а точнее, поднять отечественную науку, побуждая к росту молодые дарования и давая им возможность прорасти на нашей почве.

Более пятой части всех эмигрантов составляют научные работники, врачи и преподаватели. Интеллектуальная эмиграция из России (и других государств СНГ) стимулируется не только внутренними причинами: сокращением государственного финансирования науки, падением объемов наукоемких производств, коммерциализацией науки и т.д., но и целенаправленной политикой правительств западных стран по привлечению высококлассных специалистов.

При этом утверждения некоторых экспертов о том, что «свободное перемещение интеллектуального капитала в современном мире» одинаково выгодно и для стран-доноров, и для стран-реципиентов, или (еще лучше) что проблема утечки умов попросту надумана и «подброшена» Западу развивающимися странами и некоторыми международными организациями, не соответствуют действительности. Вот лишь один пример: подсчитано, что прибыль, получаемая Канадой в результате использования «чужих мозгов», в семь раз превышает размеры канадской экономической и гуманитарной помощи зарубежным странам. Иными словами, в результате «перекачивания интеллектуального капитала» на Запад богатые становятся еще богаче, а бедные - еще беднее.

«Утечка умов», обогащая человеческий капитал развитых стран, негативно отражается на экономическом состоянии России, обостряет и без того сложную демографическую ситуацию в стране. Студентам наших престижных вузов доподлинно известно, что их знания на Западе ценятся намного дороже, чем на Родине. Вопрос только в том, как лучше разместить свои интеллектуальные акции. В США, например, нашему аспиранту-физику платят от 2000 долларов в месяц. В России об этом нельзя и мечтать. Другое дело, что большая часть этих денег идет на оплату жилья, медицинской страховки, машины и т. д. Но дело не только в зарплате - в востребованности. За рубежом наши специалисты нужны университетам, исследовательским центрам и транснациональным компаниям.

    Все больше сторонников завоевывает точка зрения, что человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс не только для отдельной компании, но и для общества в целом, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются сегодня показателем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. 

 

Список используемой литературы

  1. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал - фактор развития или деградации? - Воронеж: ЦИРЭ, 2011. - http://www.lerc.ru/?part=books&art=5
  2. Беляева Л.А. Социальные ресурсы населения России и Европе: сравнительный анализ // Журнал «Общественные науки и современность». - №3. - 2010. - С. 23-36.
  3. Россия тратит на здравоохранение, образование и науку меньше, чем развитые и развивающиеся страны - http://www.kras-med.ru/events/news/17_0se1.html , 2010.
  4. Корчагин Ю.А. Инвестиции в человеческий капитал нужно увеличивать в разы // «Российская Бизнес-газета» - №785 (3), 2011.
  5. Взгляд на образование: показатели ОЭСР 2011 (Education at a Glance 2011 OECD Indicators). -  http://www.hse.ru/org/hse/iori/news/35605035.html
  6. Пыльнова Д. Шкрылев Д. 440 тысяч человек уехали из России за последние пять лет // «Новая газета». - №70, 22 сентября 2010.
  7. Добрынина Е. Президент считает главной научной задачей государства прекращение «утечки мозгов» // «Российская газета». - 10 февраля 2010.
Просмотров работы: 13