ТЕРМИНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ТЕРМИНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сенсорные киоски стали неотъемлемой частью жизни и широко распространены во всем мире. Они служат для выполнения разнообразных функций электронных помощников человека. Самой простой и наиболее часто используемой задачей сенсорного киоска является предоставление информации.

Информационные киоски могут снабжаться принтерами, позволяющими пользователю распечатать найденную с помощью терминала информацию.

Разработка и воплощение на их основе информационно-справочных и платежных систем позволяет клиентам компаний или правительственных учреждений получать оперативный доступ к информации, используя самые передовые достижения в области информационных технологий, а также предоставлять клиентам высочайший уровень сервиса без привлечения специально подготовленных сотрудников.

Сенсорные киоски позволяют сделать услуги и товары компании доступными широкому кругу потребителей, приблизить к местам, где потенциальные клиенты бывают чаще всего, в магазинах, кинотеатрах, торговых центрах. Киоски могут предложить все услуги, предоставляемые компаниями для своих клиентов, при этом, исключая необходимость непосредственного участия персонала.

Большей частью сенсорные интерактивные киоски совмещают в себе несколько разных функций, и кроме предоставления информации дают пользователю возможность воспользоваться такими услугами как оплата коммунальных и иных счетов, денежные переводы, заказ товаров с доставкой. Для этого сенсорные киоски могут быть оснащены картридерами, монетоприемниками и купюроприемниками.

Актуальность данной работы заключается в том, что использование сенсорных киосков практически в любом месте позволяет значительно ускорить процессы обслуживания и производства. В связи с этим применение информационных киосков безгранично - автосалоны, банки, гостиницы, музеи, торговые центры, центры досуга, и проч. Кроме того, сенсорные киоски являются дополнительным источником дохода

Платежные терминалы - это отличное решение проблем для людей, ценящих удобство и свое время. Выгоду приобретает и владелец торговой площадки, где устанавливается такой аппарат, так как его наличие обуславливает колоссальный приток потенциальных посетителей.

1. Электронные услуги ля населения: виды и назначение сенсорных киосков.

Сенсорный киоск - это многофункциональное и многоцелевое электронное устройство, имеющее антивандальный корпус, в напольном или настенном исполнении. В зависимости от дизайна и функционального назначения они могут содержать то или иное оборудование, однако, основной отличительной чертой их являются сенсорные экраны (Touch screen). Этот экран вне зависимости от технологии, по которой он изготавливается, а их на сегодняшний момент несколько, предназначен для введения информации пользователем в отсутствии стандартных устройств ввода - клавиатуры и «мышки». [7]

В подавляющем большинстве современных сенсорных киосков используются жидкокристаллические дисплеи. Экран размещается поверх монитора, одновременно исполняя функцию антивандальной защиты. Это необходимо вследствие автономного использования киосков для различных целей, но, как правило, в необслуживаемом режиме «24 на 7» в местах публичного доступа.

В начале 70-х годов были начаты исследования по созданию устройств ввода, посредством которых могла бы считываться с различных носителей, преимущественно бумажных, нанесенная графическим способом информация (например, гистограммы, кардиограммы и т.п.). Результатом явилась разработка первого «контактного сенсора» инструктором университета штата Кентукки доктором Сэмом Херстом (Sam Hurst). Данное устройство было запатентовано и названо «Elograph» (электронные графики или координатная измерительная система). Оно в отличие от современных сенсорных экранов было непрозрачным, однако явилось значимым событием в развитии сенсорных технологий. В 1974 году был разработан первый настоящий сенсорный экран с прозрачной поверхностью. С тех пор сенсорные киоски прошли серьезный путь усовершенствования как технологически, так и в дизайне. Развитие микроэлектроники позволяло минимизировать габаритные параметры киоска, делая его более изящным и стильным внешне, а также увеличивать его функциональную нагрузку, размещая в его корпусе больше тех или иных компонентов.

Все сенсорные интерактивные киоски можно условно разделить по функциональному назначению и областям применения. Основными разновидностями являются следующие:

  • информационно-справочные киоски;
  • Интернет-киоски;
  • сервисные киоски;
  • рекламные киоски;
  • торговые киоски;
  • платёжные киоски;
  • мультимедийные киоски.

Информационно-справочный киоск / терминал представляет собой панельный компьютер и установленное на нем программное обеспечение. Панельный комьютер состоит из высокопрочного металлического корпуса, одноплатного компьютера, встроенного в корпус, и ЖК монитора с сенсорным или с обычным экраном. Управление системой происходит с помощью антивандальных клавиатуры и мыши, подключенных к компьютеру через разъем PS/2. Принцип работы таких киосков предельно прост: взаимодействие с информационным терминалом осуществляется через сенсорный экран, реагирующий на прикосновение, поэтому для работы с панельным компьютером от пользователя не требуется никаких познаний в области компьютерной техники. Залог успешной работы информационного киоска - хорошо продуманный программный интерфейс, простая и удобно организованная информационная база. Ясный, понятный, логичный и привлекательный интерфейс обязательно привлечет внимание к информационному киоску. С технической точки зрения, терминалы имеют следующий программный интерфейс: экранная клавиатура с графическими "кнопками", с помощью нажатий на которые пользователь просматривает разделы справочного терминала. [1]

Информационные киоски применяются для предоставления разного рода справочной информации. Они позволяют получить ответ на интересующие и наиболее часто задаваемые вопросы, радикально снижая потребность в квалифицированных кадрах для работы с клиентами и уменьшая количество обращений по телефону. Установленный в доступном месте, информационный киоск дает возможность клиенту обращаться за информацией в любое время - семь дней в неделю и 24 часа в сутки. Они могут быть установлены в выставочных павильонах, торговых центрах, на транспортных узлах, правительственных учреждениях, центрах занятости населения, торговых комплексах, музеях, ВУЗах, банках и многих других местах, где интерфейс разрабатывается с учетом специфики учреждения.

Рассмотрим информацию, которую они предоставляют:

1. В торговых центрах:

  • предоставление информации о расположении торговых площадей;
  • размещение рекламы торговых фирм и продукции непосредственно в местах продаж;
  • предоставление подробной информации о любом продукте;
  • информирование покупателей об акциях, распродажах и т.д.

2. В музеях и выставочных комплексах:

  • предоставление общей информации о музее и проводимых выставках;
  • "интерактивный путеводитель", проведение "виртуальных экскурсий";
  • информирование о предстоящих выставках, выступлениях, мероприятиях;
  • реклама сопутствующих товаров и услуг;
  • предоставление схемы залов музея.

3. Развлекательные центры

  • a. кинотеатры, театры: интерактивная афиша, заказ билетов, ознакомление со схемой зала (театра), бронирование билетов;
  • b.рестораны, бары: информирование о часах работы и акциях ресторана («счастливые часы», новое меню, и т.д.), рекламирование алкогольных и табачных изделий, проведение онлайн игр
  • c. игровые центры: проведение онлайн игр, установленных на информационном сервере.

4. Административные учреждения

  • информирование о графике работы учреждения, консультирование по решению различных вопросов;
  • возможность выбрать и распечать необходимые квитанции и документы.

5. Образовательные учреждения и корпоративные сети

  • размещение расписания, полезной информации, новостей, схемы расположения кабинетов
  • проведение "интерактивных конференций", презентаций, докладов.

6. Транспорт, вокзалы, аэропорты

  • на вокзалах, в аэропортах информационные киоски могут отображать информацию о рейсах, расписании, наличии мест;
  • отображение общей информации о правилах проезда, скидках, услугах;
  • размещение информации для приезжих о достопримечательностях города, гостиницах, общественном транспорте и т.д.

7. Промышленность.

  • применяется для автоматизации процессов. Сенсорный киоск в производственном цехе позволит повысить контроль за производственным процессом, управляя им;
  • проведение инструктажа на предприятии.

8. Медицина.

  • предоставить информацию посетителю об услугах клиники, а также иную справочную информацию и даже полезные сервисы. Благодаря киоску, работники медицинского учреждения получают меньше нагрузки и способны оказать более качественный сервис.
  • в аптеке может не только рассказать об ассортименте имеющихся препаратов, но и о свойствах тех или иных лекарственных трав и т.д.

9.Банки. Информационный киоск в данном случае может содержать огромное количество разнообразной информации: все данные по вкладам (сроки, процентные ставки, необходимые документы и т.д.), кредитам, курсы валют и т.д. Наличие киоска в банке - это возможность снизить загрузку основных сотрудников и повысить качество сервиса клиентов.

10. Центры занятости.

  • доступ в локальную или региональную базу данных всех вакансий, содержащую исчерпывающую информацию о требованиях к работникам, условиях их найма, координатах работодателя и т. п.
  • информация о вакансиях, об общественных работах и возможности временного трудоустройства, о профессиональном обучении, которое организует служба занятости, помогает получить юридическую информацию.
  • расширить информированность работодателей о предложении рабочей силы за счет предоставления сведений о лицах, заинтересованных в смене деятельности и места работы;
  • облегчить контакт между ищущими работу и работодателями посредством регулярно организуемых массовых мероприятий (ярмарок вакансий, выездных отделов кадров, конкурсов-аукционов и др.;
  • ускорить выбор работодателями претендентов посредством использования новых информационных технологий, организации для них индивидуального рабочего места, оснащенного информационным киоском (автомата информационного обслуживания), а также для лиц, ищущих работу.

11. Образовательные учреждения

Информационный киоск в школе может предоставлять школьникам следующую информацию:

  • расписание школьных занятий как для учеников так и для педагогов;
  • расписание дополнительных кружков, секций;
  • информация для родителей об успеваемости ребенка;
  • информация о школьных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах;
  • информация о достижениях учеников;
  • информация о преподавателях школы;
  • новинки методических пособий в школьной библиотеке;
  • история школы;
  • важные новости;
  • доска объявлений и многое другое.

Информационные терминалы обладают ниже перечисленными преимуществами:

  • Универсальность и расширяемость встроенного ПК. Сенсорные киоски, создаваемые на базе панельныных компьютеров AVIS работают на базе процессоров Intel Atom 230 и представляют собой простые в использовании компактные экономичные устройства, имеющие оптимальную производительность для использования всех возможностей Интернета. Богатые мультимедийные и коммуникационные возможности позволяют сенсорным киоскам создавать решения самых разнообразных задач.
  • Низкая стоимость. Информационные киоски экономичны, отличаются низким энергопотреблением, не требуют никаких дополнительных затрат; кроме того, их использование освобождает от затрат на содержание и обучение специалистов-консультантов.
  • Удобство в эксплуатации для пользователя. Создание информационно-справочных систем на основе сенсорных киосков позволяет клиентам получить оперативный доступ к информации, используя самые передовые достижения в области информационных технологий. Использование сенсорных экранов гарантирует высокий уровень сервиса, качественное и полное информирование пользователей.
  • Удобство размещения информации. Помимо того, что система экономична и надежна, она еще и проста в эксплуатации. Чаще всего интерактивная информационная база создается в презентации PowerPoint, содержащей опциональные встроенные элементы управления и анимации. Богатые функции и возможности PowerPoint собраны в оптимизированной, упрощенной рабочей среде, которая сводит к минимуму лишние действия пользователя, помогая ему достигать нужных результатов быстрее и легче.
  • Достоверность информации. Справочный терминал - это интерактивный компетентный консультант, работающий в режиме 24 на 7. Он позволяет посетителям и клиентам самостоятельно получить интересующую их информацию без содействия сотрудников или персонала офиса обслуживания. Отсутствие личностного фактора гарантирует то, что информация будет актуальной, точной, достоверной и наиболее полной.

 В наше время, когда возможность получения оперативной и актуальной информации трудно переоценить, появляется много оригинальных, нестандартных и перспективных решений для доведения ее до пользователя. В связи с поиском новых средств коммуникации, все больший интерес вызывают информационные киоски на базе панельных компьютеров.

Интернет-киоск / терминал предоставляет пользователю доступ в Интернет, возможность написать и сформировать письмо с помощью встроенной или всплывающей (экранной) клавиатуры, отправить и получить электронную почту, получить информацию на интересующий вопрос и распечатать ее, сделать заказ в интернет-магазине. Может быть социальным, предоставляя доступ в Интернет на бесплатной основе или коммерческим, с оплатой. [1]

Интернет-киоск представляет собой компьютерную установку, подключенную к выделенной линии сети интернет или к локальной копии Интернет-ресурса компании, оснащенную сенсорным монитором, мощным процессором и подключением по выделенной линии к сети Интернет.

По внешнему виду напоминает платежные терминалы и имеет:

  • приемник для жетонов;
  • сенсорный экран с антивандальным покрытием;
  • GPRS- модем;
  • металлический корпус;
  • антивандальная клавиатура;
  • встроенный принтер высокого качества для возможности распечатки документов, фотографий;
  • настенный, напольный вариант Интернет-киоска, в зависимости от места установки.

Обычно Интернет-киоски выпускаются в настенном и напольном варианте. Также для желающих предусмотрены варианты разработки Интернет-киосков в фирменном стиле компании-продавца. Возможны варианты разработки и продажи встроенных, органично вписывающихся в интерьер, Интернет-киосков.

Интернет киоски устанавливают в общественных местах для предоставления публичного доступа в интернет: вокзалах, аэропортах, торговых центрах. Банки активно открывают Интернет-киоски. Выделяют отдельное помещение для Интернет-киоска в банке, его филиалах, оборудуют компьютерной техникой. Клиенты банка могут работать в системе банка, быстро и качественно получить нужную информацию о банке. Помимо этого пользуются услугами Интернет-банкинга.

Распространенные способы применения интернет-киоска:

  • услуги по трудоустройству (каталоги вакансий/резюме кандидатов);
  • услуги по предоставлению информации (справочные услуги);
  • свободный поиск в интернет;
  • самообслуживание в отелях;
  • доступ к внутренним информационным ресурсам фирмы;
  • электронная коммерция;
  • продажа билетов и заказ экскурсий и туров;
  • бронирование авиарейсов;

После оплаты услуги включается доступ в Интернет. Работа происходит так же, как на персональном компьютере:

  • 1) пользователь запускает Интернет-браузер и автоматически попадает на страницу поисковой системы, где задает параметры поиска либо вводит адрес интересующего сайта;
  • 2) запускает почтовую программу, если необходимо получить или отправить электронную почту;
  • 3) запускает программу ICQ, если необходимо воспользоваться Интернет-пейджером;
  • 4) сохраняет на флэш-память любую информацию, скачанную в Интернет.

Таким образов, главное предназначение Интернет-киосков - предоставление возможности выхода в Интернет посетителям магазинов, торговых центров, банков и т.д. Интернет-киоск устанавливается, например, в магазине, в этом же магазине производится продажа жетонов для него. Преимущество по сравнению с платежными терминалами - вы сами устанавливаете цены на услуги Интернет с учетом себестоимости трафика для вас, стоимости изготовления жетонов и т.д. Из этого следует более высокая окупаемость Интернет-киоска - 3-5 месяцев, при окупаемости платежных терминалов 4-8 месяцев. Естественно, что доходы будут сильно зависеть от проходимости мест, где они будут установлены. Наиболее благоприятные места: крупные торговые центры, кинотеатры - места массового отдыха и скопления людей.

Для крупных магазинов, банков извлекать напрямую доход от установки Интернет-киосков сложно, но за счет удобства предоставления бесплатного дополнительного сервиса можно привлечь большое количество дополнительных посетителей и клиентов.

Также владелец можете извлекать дополнительный доход от размещения рекламы различных компаний в Интернет-киоске.

Установка подобных терминалов Интернет-услуг повышает имидж компании и привлекает дополнительное количество покупателей за счет удобства сервиса.

Преимущества и удобства для владельца-продавца Интернет-киосков заключается в следующем:

  • a. подключение к Интернету осуществляется любым удобным способом;
  • b. доступ в Интернет осуществляется при помощи жетонов (аналогично жетонам в метро);
  • c. установка Интернет-киоска не требует регистрации в виде дополнительного вида деятельности, поскольку все операции проводятся не с деньгами, а с жетонами;
  • d. чек выдается только при покупке жетонов, поэтому бухгалтерская отчетность ведется только за продажу жетонов;
  • e. круглосуточный мониторинг, позволяющий владельцу знать всю информацию о работе Интернет-киоска;
  • f. окупаемость Интернет-киоска, исходя из статистики, составляет от 3 до 5месяцев, в зависимости от места установки.

Сервисный киоск / терминал - это многофункциональное и многоцелевое аппаратно-программное устройство, состоящее из промышленного системного блока с компьютерными комплектующими, монитора покрытого антивандальным сенсорным стеклом, всевозможных дополнительных электронных компонентов и корпуса, выполненного из стали. [1]

Сервисный киоск помимо справочной информации предоставляют пользователю платные или бесплатные услуги. В число таких услуг чаще всего входят оплата счетов, денежные переводы, выдача карточек, визитных карточек, распечатка информации на формате A4, сканирование документов, работа с банковскими и помимо справочной информации предоставляют пользователю платные или бесплатные услуги. В число таких услуг чаще всего входят оплата счетов, денежные переводы, заказ товаров с доставкой. Необходимость использования сервисных киосков продиктована нуждами простых людей. В государственных учреждениях, например, применение сервисных киосков облегчает труд чиновников, ускоряет процессы делопроизводства и сокращает время ожидания. В коммерческих структурах применение сервисных киосков экономит время клиента и сокращает расходы компании на содержание сотрудников, выполняющих подобного рода работы

Рекламные киоски рекламируют товары и услуги компании. Они являются беспроигрышным вложением средств. [1] Потенциальные клиенты, интересуясь продукцией, которую представляет компания, могут воспользоваться электронной системой платежей и получают всевозможные скидки при заказе товара или услуги с помощью такого киоска. Кроме того, рекламный киоск позволяет пользователю получить гораздо более детальную и точную информацию о товаре, нежели представленную продавцом. Рекламный дисплей предназначен для прокрутки рекламных роликов или клипов, для привлечения внимания покупателей, продвижения конкретных товаров/услуг или информирования клиентов о рекламных акциях, распродажах и т.п.

Также рекламные киоски помогут получить обратную связь с покупателями путем проведения маркетинговых опросов или заполнения регистрационных форм для дальнейшей рассылки рекламных материалов.

Торговые киоски, отпускающие товар, - это одновременно склад, магазин и электронный каталог товаров. [1] Киоск выполняет все необходимые операции: показ и описание товаров, прием платежей и выдачу товара покупателю. Некоторые виды торговых киосков обеспечивают весь процесс от производства до продажи продукта, параметры которого задает покупатель (например, поздравительные открытки или фотографии). Торговые киоски являются конструктивно более сложными, чем все остальные разновидности киосков, но приносят большую прибыль и быстро окупаются.  Их установка позволяет компаниям увеличить охват потребительского рынка при значительной экономии на аренде торговых площадей (например, автоматы для продажи билетов в театр, кино, на самолет, мультимедиа контента).

Цена и количество товара хранятся на сервере в файле формата dbf, который создается программой учета товара "1С" и имеет следующие поля:

  • уникальный код товара или группы;
  • код группы к которой принадлежит товар или группа товаров;
  • признак группы;
  • название товара или группы;
  • цена товара;
  • количество товара.

Также на сервере расположена база данных MySQL описаний товаров, содержащая графическую и текстовую информацию о товаре. К базе данных прилагается удобный интерфейс, позволяющий дополнять и обновлять технические характеристики товаров с любого компьютера в сети. Терминалы оснащены штрих-сканерами, позволяющими мгновенно получать информацию о товаре, считывая штрих-код.

Информационное наполнение интерфейса

  • общая информация об организации, контакты, сообщения и объявления (информация о новинках, акциях, скидках, условиях покупки, вакансиях и пр.);
  • каталог товаров (технические и потребительские характеристики, комплектация, наличие, цены);
  • виртуальная система подбора и сравнения товаров по заданным критериям;
  • калькулятор стоимости заказа (Корзина);
  • информация о приобретении товара в кредит или лизинг;
  • калькулятор выплат по кредиту;
  • заказ с доставкой на дом;
  • заказ доставки приобретенного товара;
  • обратная связь с клиентами и сотрудниками (отзывы, опросы, анкеты, голосования и пр.);
  • официальная информация для потребителей;
  • поисковая система.

Места установки торговых киосков:

  • производители продуктов питания;
  • фирмы-дистрибьюторы продуктов;
  • агентства и рекламные группы;
  • супермаркеты;
  • аптеки самообслуживания.

В результате покупатели получат возможность за минимальное время выбирать товар, подходящий именно их потребностям, что в свою очередь позволяет повысить уровень обслуживания клиентов, внести положительный вклад в имидж компании.

Мультимедийные киоски представляют собой аппаратно-программный комплекс, позволяющий получить посетителям учреждений развлекательного характера, бара, кафе или ресторана новую и приятную мультимедийную услугу, будь то прослушивание понравившейся мелодии или проигрывание любимого видеоклипа. Это позволяет предприятию привлечь и развлечь большее число клиентов и положительно сказывается на доходности предприятия..[1]

С точки зрения развития сферы услуг и торговли представляют наибольший интерес торговые и сервисные киоски. Это связано с тем, что в каждодневной жизни мы вполне можем обходиться без рекламных, музыкальных и даже информационных возможностей, которые могут предоставить нам сенсорные киоски. Данный аспект не очень сильно влияет на качество нашей жизни. Но наличие в удобных для потребителя местах и с круглосуточным автоматизированным режимом работы киосков, позволяющих осуществить те или иные платежи за коммунальные услуги, услуги сотовой связи, когда она особенно необходима, или приобрести какой-то товар, резко отражается на облике сферы услуг в целом

За рубежом сенсорные киоски получили очень широкое распространение. В западных странах WEB-киоски, интегрированные в реальные склады и магазины, приходят на смену электронным магазинам. Специалисты считают, что: такая схема розничной торговли гораздо успешнее и перспективнее, так как связана с реальным бизнесом. Многие фирмы, например, Barnes & Noble, Kmart, Staples, уже внедрили такую форму обслуживания клиентов и пожинают первые плоды. По мнению аналитиков, WEB-киоски психологически гораздо выгоднее влияют на сознание покупателя, не ставя его перед выбором, каким образом делать покупки: в онлайне или традиционном магазине. Клиент при желании может воспользоваться и тем, и другим способом. Поэтому, вероятно, все больше розничных торговцев будут использовать WEB-киоски как переходную стадию к электронному магазину.

Британская компания British Telecommunications продолжает расширять сеть терминалов Multi.phone, которые заменяют традиционные таксофоны, вместо них используются мультимедийные киоски. В киосках вместо таксофонов размещены 12 дюймовые цветные сенсорные экраны. Клиент может получить доступ в Интернет и воспользоваться услугами электронной почты. На сенсорном экране есть «горячие клавиши», при помощи которых можно попасть на наиболее популярные веб-сайты, а также экранная клавиатура для набора веб-адресов или поиска информации.

Сенсорные киоски изобретены уже достаточно давно, однако¸ в России они пока ещё известны лишь в качестве платежных терминалов и контент-киосков. Киоски же информационные пока являются привилегией лишь крупных торговых центров, поскольку в сфере продаж, как показывает практика, люди более склонны к поиску оригинальных, нестандартных и перспективных решений.

Российская компания "МегаФон" начала и продолжает в Москве установку информационных терминалов. С помощью некоторых из них можно будет даже оплачивать услуги сотовой связи.

В компании МТС устанавливаются устройства «МТС-помощник». Это сенсорный киоск самообслуживания, с помощью которого абоненты МТС могут воспользоваться Интернет Системой Сервиса Абонента (ИССА) или получить необходимую информацию из Справочника абонента. Интернет Система Сервиса Абонента - дополнительная услуга, которая позволяет:

  • получать информацию о лицевом счёте
  • самостоятельно добавлять или удалять услуги
  • заказывать детализацию счёта (на факс или электронную почту)

Московский аэропорт Домодедово продолжает расширять перечень услуг для различных категорий пассажиров и теперь предоставляет клиентам доступ к информационной системе Reuters через информационные киоски. Эта новая услуга поможет пассажирам, чьи перелеты связаны с рабочей деятельностью и тем, кто привык всегда быть в курсе последних новостей, даже в пути не снижать свою деловую активность.

Российская авиакомпания «Аэрофлот» в течение последних пяти лет устанавливает в своих офисах справочно-информационных киосков с функцией бронирования. Киоск позволяет пассажиру просмотреть расписание рейсов, выбрать направление, даты вылета и произвести бронирование. После завершения бронирования система автоматически распечатывает квитанцию подтверждения брони, которую вместе с паспортом необходимо предъявить кассиру офиса для оформления билетов. [7]

2. Платежные терминалы как инструмент развития рынка образовательных услуг.

Наибольшее распространение в нашей стране получили платежные терминалы, поэтому рассмотрим их несколько подробнее.

Платёжный терминал - аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания. Для платёжного терминала характерна высокая степень автономности его работы. Контроль за работой можно производить через Интернет. [8]

Платежный терминал предназначен для: приема платежей за услуги мобильной связи, оплаты коммунальных услуг, Интернет-провайдеров, в счет погашения банковских кредитов; пополнения лицевых счетов в платёжных системах, счетов банковских карт, покупки авиабилетов.

С помощью экранного меню терминала пользователь выбирает услугу, которую он хотел бы оплатить, указывает необходимые реквизиты (номер телефона, номер лицевого счёта и др.) Следуя инструкциям, выведенным на экране, вводит необходимую сумму в купюроприёмник и нажимает кнопку "Оплатить". Терминал самостоятельно распознает подлинность наличных денег и их номинал.

С помощью GPRS-модема или другого средства связи терминал пересылает ввёденные данные о платеже серверу платёжной системы, обеспечивающей обработку платежа. Обработав данные, сервер платёжной системы передаёт их на шлюз сервера организации, в адрес которой предназначается платёж. После этого сумма, введённая в терминал, поступает на счёт пользователя и терминал распечатывает и выдает пользователю чек. Процесс оплаты при помощи терминала представлен на рис.1.

Эта последовательность может несколько отличаться. Например, терминал может только проверять правильность формата введённых реквизитов и не проверять успешность проведения платежа. В этом случае при неверно указанных реквизитах платёж может быть принят терминалом, но не поступить на счёт в организации-получателе до обращения в службу технической поддержки компании, обслуживающей терминал.

Платежные терминалы при всем своем разнообразии все-таки подчиняются некоторой классификации. По характерным признакам, а точнее сказать по функциональным возможностям и внешнему оформлению, можно встретить несколько видов: уличные платежные терминалы, напольные, навесные, встраиваемые и многофункциональные. [4]

Уличные платежные терминалы. Данный вид примечателен тем, что такой аппарат можно размещать на улице. Поскольку этот сенсорный киоск подвергается различным температурным воздействиям, то к нему предъявляются жесткие требования в защите от влаги. Более того, в этом терминале больше уделено внимание и антивандальным барьерам. Уличный платежный терминал выгодно использовать, потому что оборудование может работать на протяжении всего дня и ночи.

Напольные платежные терминалы. Это стандартный вариант терминалов, который хорошо известен на рынке. Этот киоск желательно устанавливать в закрытых местах, помещениях, где не будет вредных погодных условий - супермаркетах, банковских учреждениях, аэропортах, торговых центрах и прочих общественных местах.

Навесные платежные терминалы. Что касается этой разновидности киосков, то они выделяются своими небольшими параметрами. Это компактное оборудование легко крепится на стене, что очень рационально использовать в местах с ограниченной территорией.

Встраиваемые платежные терминалы. Если, проходя мимо какого-либо здания, в глаза бросается яркий монитор терминала, который врос в стену, то это вид встраиваемого оборудования. Такие киоски можно монтировать, как на улице, так и в помещении. Единственное, что может оттолкнуть от покупки этого аппарата только то, что необходимо проводить дополнительные монтажные работы. Однако любые операции по установки терминала окупятся моментально, потому что терминал легкодоступен для пользователей.

Многофункциональные платежные терминалы. Когда-то этот вид терминалов был особенно редким, сегодня можно заметить, что многие терминалы оснащаются подобными функциями. Итак, судя по названию, такое оборудование может выполнять несколько операций. Можно в таком терминале не только совершать оплаты за коммунальные услуги и услуги связи, но и распечатывать фотографии, производить сканирование, закачивать различный контент. Такие терминалы имеют возможность работать с пластиковыми карточками.

Предоставление пользователям возможности пользоваться терминалом является услугой, за которую компания-владелец терминала обычно взимает с пользователей плату. Плата может назначаться как процент от проведённой суммы, часто с ограничением минимальной или максимальной суммы, или может не взиматься с пользователя в явном виде, а вместо этого взиматься с организации-получателя платежа.

Выйти на терминальный рынок достаточно просто. Обязательного лицензирования этот вид деятельности не требует. Все, что нужно для установки терминала, - это точка размером 1 кв. метр, электрическая розетка на 220 вольт с заземлением, подключение GPRS, доступ к интернету. Минимальный срок окупаемости терминала составляет 7-8 месяцев.

Расходы начинаются с покупки терминала. Стоимость одного колеблется в пределах 70-150 тыс. рублей. Самый массовый, по статистике ОСМП, аппарат 2М стоит 84,5 тыс. рублей. Есть смысл начинать не менее чем с пяти автоматов. При покупке - обязательно тестировать, плюс иметь минимум $10 тыс. свободных денег для непредвиденных ситуаций.

Далее идут операционные затраты:

  • аренда места (от $80 в месяц);
  • техническое обслуживание терминала (многие владельцы выполняют его самостоятельно);
  • единовременный платеж за подключение к платежной системе. Также организатор платежной системы может взимать комиссионные за проведение платежей в пользу операторов;
  • банковское обслуживание, которое включает платеж за открытие счета, ведение счета (200-600 рублей), проведение платежей, процент за прием наличных денег (0,1-0,9%);
  • инкассация (зачастую инкассацией занимается тот же банк, который и обслуживает счет владельца),
  • интернет-трафик (GPRS);
  • налоги. По упрощенной схеме (УСН) платится 6% с выручки.

Доход владельца терминала состоит из двух частей. Во-первых, устанавливаемая им комиссия от общей суммы платежа (как правило, колеблется в диапазоне 3-5%). "Однако во время конкурентных войн вознаграждение может доходить до 0%". Во-вторых, вознаграждение от операторов, в чью пользу принимаются платежи: 0,2-0,8%.

В процессе работы нужно будет периодически пополнять счет, снимать деньги с терминала, менять кассовую ленту и следить за техническим состоянием аппарата. Контролировать состояние своего счета можно через Интернет. Инкассацию терминалов можно производить как самому, так и заключить договор с банком об услуге инкассации. Техобслуживание терминала производит фирма, продавшая аппарат. Не обязательно при покупке терминала оплачивать полную стоимость, на рынке много предложений терминалов оплаты в лизинг, первоначально оплачиваете 30% от стоимости, остальное в течении 1-2 лет.

Перспективность места для размещения терминала, как правило, оценивают задолго до выбора платежного решения. Учитывают при этом не только посещаемость этого места, но и платежеспособность публики, которая там бывает. Наиболее удачным считается размещение платежных терминалов в супермаркетах, торговых центрах, магазинах спальных районов, вузах, метро, вокзалах, аэропортах, то есть места большого скопления народа.

В 2009 году и частично вступил в силу с 1 января 2010 Федеральный закон "О деятельности по приему платежей от физических лиц платежными агентами".

Новый закон предусматривает фискализацию терминалов, обязательную сдачу наличности на банковский счет владельца терминала. Фискальный регистратор фактически является принтером чеков, оснащенным фискальной памятью, с рулонной или подкладной печатью.

Законодатели решили, что "бесконтрольные" терминалы - не только превосходный канал для банальной "серой" обналички, но и один из возможных способов финансирования террористической деятельности, а также "отмывания денег".[6]

Кроме того, закон должен был защитить потребителей - пользователей терминалов. Ведь прежде распечатываемые терминалами самообслуживания чеки не имели достаточной юридической силы. Сторонники принятия закона утверждали также, что суммы, направляемые при помощи терминалов поставщикам услуг, часто не доходили до адресатов. Такое и правда случалось. Но - на этапе формирования рынка.

Чаще всего деньги не поступали на баланс из-за ошибки самого абонента при вводе номера. Столь же редки задержки в прохождении суммы, когда вместо одной-двух минут деньги идут час-полтора. Такое может произойти из-за проводимых платежной системой технических работ. Ведь любую технику нужно обслуживать и обновлять".

Обязательная фискализация оказалась для участников рынка терминалов делом весьма дорогостоящим и непростым - как с технической, так и с "бумажной" точки зрения.

Средняя стоимость одного фискального регистратора, содержащего ЭКЛЗ ("электронную контрольную ленту защищенную" - модуль флеш-памяти, аналогичный тем, что устанавливаются в кассовые аппараты), составляет 35 тысяч рублей. А это 40% стоимости не самого продвинутого платежного терминала. Таким образом, только единовременные затраты владельца небольшой сети из десятка терминалов составили 350 тысяч руб. Стоимость ЭКЛЗ составляет 8 тысяч рублей, причем менять ее нужно каждые 13 месяцев (такой срок определен регламентом ФСБ России для технических средств криптозащиты). Если по истечении отведенного срока "лента" не заменена - кассовый узел блокируется. [6]

Для постановки интегрируемых в "ящики" фискальных регистраторов на учет в налоговых инспекциях владельцы терминалов обязаны заключать договоры с центрами технического обслуживания, аккредитованными производителями. Участники рынка моментальных платежей подсчитали: для того чтобы компенсировать потери от фискализации, владельцам терминалов придется повысить "внешние" комиссии минимум на 1,8%. А ведь еще до вступления в силу закона комиссии в обеих столицах составляли 9-10%, а в некоторых случаях и 12% (в регионах средний уровень комиссии укладывался в 5-7%). Если потребители и жаловались на терминалы, то из-за размеров удерживаемых сборов.

"Внешние" (для пользователей) комиссии устанавливают сами владельцы терминалов - как с учетом требований провайдеров, так и на основании собственных "аппетитов". Некоторые поставщики ограничивают комиссию или запрещают взимать дополнительные деньги с клиентов. В итоге прибыль владельцы сетей моментальной оплаты "добирают" за счет тех провайдеров, которые на подобных ограничениях не настаивают. Разумеется, платежные агенты получают еще и часть "внутренней" комиссии от своей платежной системы (а та, в свою очередь, поступает от провайдеров). И все же основной доход в этом сегменте формировали именно внешние комиссии.

Внутренние комиссии агентов зависят от оборота и поступают владельцам терминалов от платежных систем по итогам месяца. По словам владельца одной из терминальных сетей комиссии провайдеров разнятся, но в среднем составляют 0,6-0,7% от валового оборота.

При наличии банковской лицензии у оператора терминалов необходимость в фискализации автоматически отпадает.

Вступление в действие нового закона обернулось расходами для владельцев терминалов и новыми неудобствами для потребителей, которым в любом случае придется оплатить результаты регулирования из собственного кармана

Однозначно положительный момент - оплата через терминалы кредитов, штрафов, госпошлин и налогов станет юридически законной. Ранее терминальный чек не считался доказательством проведенного платежа. С 1 января 2010 года проблема неплатежа при наличии чека перекладывается "на плечи" владельца терминала.

Услуги моментальных платежей пользуются спросом, а обороты этого рынка выглядят уже совсем не "детскими". Именно эти обстоятельства заинтересовали банкиров и производителей контрольно-кассовой техники. Пролоббировав выгодный для себя закон, и те и другие автоматически получали новые источники доходов.

В 2009 году российские банки уже существенно нарастили свою долю на рынке моментальных платежей - с 6 до 9% (данные НАУЭТ). По разным оценкам, от 4 до 5% приходится на Сбербанк, уже занимающий пятую по величине долю на рынке моментальных платежей. До сих пор по этому показателю Сбербанк еще отстает от "Евросети", однако прогнозируется, что в ближайшее время сотовый ритейлер уступит свое место крупнейшему банку страны.

Прием платежей через терминалы - привлекательный сегмент для банков, источник доходов, а одновременно - способ снижать издержки за счет сокращения персонала и "обезличивания" процесса обслуживания транзакций.

Впрочем, некоторым банкам вовсе не обязательно развертывать собственные терминалы, чтобы "монетизировать" столь выгодный закон.

С десяток компаний, занятых в терминальном бизнесе, при участии специализированных банков (в большинстве своем далеко не самых именитых) предложили партнерство независимым игрокам рынка. За право ведения бизнеса по "банковской" модели (то есть под прикрытием банковской лицензии) с владельцев терминалов просят 0,75-1% от оборота.

Схема проста: банк принимает на свой баланс терминалы предпринимателя, что освобождает последнего от необходимости покупать и устанавливать фискальные регистраторы. Остается только ежемесячно выплачивать оговоренные средства за предоставленный сервис - юридическое "прикрытие", инкассацию и бухучет.

В последнее время все чаще и чаще происходят «нападения» на платежные терминалы. Специалисты признают: интерес к тому, можно ли «вскрыть» кэш-машину, огромен. По некоторым данным, за 2009 год в России было совершено около 250 атак на банкоматы с помощью подключения хакеров. Потери в целом по системе шли на десятки миллионов долларов. Желающих нажиться за чужой счет всегда было немало, а теперь, когда на каждом углу стоит аппарат по приему платежей, который может стать отличным источником пополнения карманов, количество «грабителей» значительно выросло. Любой платежный терминал за целый день собирает неплохую выручку. Она то и является объектом желаний злоумышленников. Схема ограбления довольно проста - вскрыть металлический корпус и достать оттуда кассету с купюрами. Несколько тысяч рублей, находящихся внутри - хорошая нажива для молодых неопытных «воришек». Хуже, если за дело берется более опытный вор. Под металлической коробкой кроется немало радиодеталей, которые в последствии можно продать на «черном» рынке. Так же в устройство аппарата входит довольно дорогостоящая вещь - сенсорный монитор. Больших проблем с его извлечением нет, зато есть огромные проблемы с восстановлением платежного терминала после испытания им на себе такой атаки. Так же бывают случаи, когда восстанавливать становится нечего. Это происходит тогда, когда злоумышленники демонтируют аппарат и увозят его целиком. Внутри терминала много интересного - купюроприемник, модем, главная плата, термопринтер и еще много мелких деталей. Со сбытом корпуса от аппарата проблем меньше всего - пункты приема цветных металлов сейчас процветают.

Среди относительно новых видов мошенничества отмечает несанкционированное вмешательство в работу программного обеспечения банкомата, кража данных с банкомата, перехват трафика между банкоматом и хостом, подмена хоста, а также компьютерные «вирусы» и «трояны». Тем не менее, в Европе уровень мошенничества по картам в 5-6 раз выше, чем в России, считает Алексей Голенищев. [5]

Хозяину платежного терминала приходится нести очень большие убытки, покупая новый аппарат. А если будет украден не один терминал, то возможно и покупать уже будет не на что. Случаи краж аппаратов происходят нечасто. Самые уязвимые те терминалы, которые установлены в неохраняемых местах, например, на улицах. В местах большого скопления людей с постоянной охраной такие случаи происходят очень редко. А еще, иногда, хулиганы разбивают сенсорные дисплеи платежных терминалов просто из баловства. Что касается терминалов, установленных в магазинах, супермаркетах и других местах большого скопления людей, то случаи краж и вандализма здесь практически невозможны. Охрана и видеонаблюдение в таких местах, конечно, играют немаловажную роль, зачастую спасая терминалы от нападений.

Чтобы защитить автоматы, установленные на улицах, некоторые компании предлагают платежные терминалы с более прочными корпусами, изготовленными из стали, крепкими замками и экраном, защищенным от вандализма. Установленное в таких аппаратах программное обеспечение позволяет постоянно вести наблюдение за ними. Если произошло нападение на аппарат, то соответствующее уведомление будет отправлено хозяину терминала по электронной почте или при помощи сообщения на мобильный телефон. Благодаря такой оперативной информации есть вероятность спасти терминал или украденные деньги. Возможно, надежная конструкция и программное обеспечение смогут помочь владельцам терминалов, осталось только проверить это на практике.

Тайной пока что остается вопрос, сколько же стоит обслуживание такого аппарата в месяц и какова цена самого аппарата. Есть кстати еще один выход из этой ситуации - оснастить платежные терминалы дополнительно системой защиты. Такие системы используются, например, в банкоматах. Только если в итоге сравнить цену банкомата и платежного терминала, оснащенного дополнительными системами защиты, то окажется, что приобрести банкомат даже выгоднее.

Сейчас рынок платежных терминалов очень быстро растет. И это реальная альтернатива развития бизнеса для владельцев игровых автоматов и «столбиков». В целом же у автоматов этой тематики - большое будущее, платежные терминалы мгновенно завоевали большую популярность в России. Причина проста: безусловное удобство использования технологии «моментального» платежа.

Даже беглое сравнение существующих сегодня способов оплаты говорит о том, что у платежных автоматов довольно много плюсов. Моментальная оплата производится здесь с минимальным процентом, взимаемым с потребителя, предоставляется отчетность о внесенном платеже. Часы работы автомата не ограничены, отсутствие человеческого фактора (кассира) уменьшает вероятность ошибок при зачислении платежей.

Довольно эффективен он и как бизнес-ресурс. Минимум занимаемой площади дает возможность установки терминала в любых общественных местах. Контроль за платежным терминалом (количество принятых купюр, чековой ленты и прочее) можно производить в режиме онлайн, т.е. сидя за домашним компьютером можно контролировать все платежные терминалы своей сети. Кроме того, использование платежного автомата значительно снижает разного рода издержки, поскольку его использование освобождает предпринимателя от таких моментов, как организация рабочего места и заработной платы для кассира. И, конечно же, самое главное - быстрая окупаемость за счет получения комиссии за проводимые платежные операции (от 2% до 5% от суммы платежа). Срок окупаемости платежного терминала составляет 4-8 месяцев, в зависимости от проходимости места установки.

В текущем году рынок моментальных платежей продолжил свое развитие. Общий оборот рынка в первом полугодии 2010 г.  оставил 354 млрд. руб., что на 18,4% превышает показатель аналогичного периода 2009 г. (299 млрд. руб.). В настоящий момент рынок моментальных платежей сохраняет положительную динамику роста по всем основным показателям.

Сумма среднего платежа по итогам первого полугодия 2010 г. выросла до 123 рублей, что на 16% больше аналогичного показателя прошлого года (106 рублей). Общее число платежей в первом полугодии 2010 г. составило 2,87 млрд., тогда как в прошлом количество транзакций не превышало 2,8 млрд. Таким образом, число платежей выросло на 0.4%, несмотря на последствия активной фазы кризиса. Можно отметить стабильный рост рынка, как по итогам первого квартала 2010 г., так и по итогам полугодия. Оборот рынка в 1 квартале 2010 г. увеличился по сравнению с аналогичным показателем 2009 г. на 22% и составил 172 млрд. руб. Число платежей, принятых через пункты моментальной оплаты в первом квартале 2010 года, выросло на 6% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года и превысило 1,4 млрд. Сумма среднего платежа в первом квартале 2010 года составила 122 руб., что на 15% превышает аналогичный показатель предыдущего года. [3]

В настоящий момент в России установлено около 200 000 платежных терминалов, большинство из них работает по так называемой агентской модели. Бизнесмен покупает терминал, устанавливает на арендованной площади и обслуживает его за свой счет. Около 20% терминалов принадлежит крупным (более 120 автоматов) сетям, остальное - это средние и мелкие сети. В России область применения моментальных платежей непрерывно расширяется. Наибольшую долю ранее занимала оплата мобильной связи, сейчас ее доля в общем объеме снижается в связи с переводом иных форм платежей на эту платформу.

С помощью моментальных платежей оплачиваются:

  • Услуги мобильной связи;
  • Услуги интернет-провайдеров;
  • Электронные деньги;
  • Погашение кредитов;
  • Телевидение;
  • Мобильный и интернет-контент;
  • Услуги ЖКХ;
  • Авиа-и железнодорожные билеты;
  • Проезд в общественном транспорте (услуга развивается).

По итогам первого полугодия 2010 года структура моментальных платежей выглядит следующим образом (рис.2):

В то время как во многих отраслях экономики компании пересматривают свои планы относительно своего дальнейшего развития и даже сокращают свой бизнес, рынок электронных платежей продолжает расти.

Первопроходцем терминального рынка считается платежная система «Элекснет», которая была создана в 2000 г. бывшим директором департамента методологии и расчетов ЦБ Мальцевым, основателем платежной системы UnionСard Сергеем Кузиным, руководителем Межбанковского финансового дома Николаем Редько и его заместителем Юрием Локотцовым. «Идея пришла очень просто - из-за того, что неудобно было платить за сотовую связь по скретч-картам. А лавры терминальные в первую очередь принадлежат Кузину, это была его идея, - рассказывает Мальцев. - У его фирмы случайно завалялся (какое-то старье с выставки досталось) один терминал - импортный информационный киоск, но у него была функция оплаты по карточкам. Терминалы тогда были на рынке, но использовались в основном как принтеры для выписок. Мы решили его использовать для платежей». Первую партию из четырех подержанных терминалов немецкой фирмы Wincor Nixdorf купили на одной из выставок, они были способны только на одну операцию - оплату услуг сотовой связи по картам. Устанавливать их начали в 2001 г.: в феврале - в столичных офисах МТС и «Билайна», а с апреля - в торговых центрах «Рамстора».

Результаты оказались «не блестящие». Окупаемость была, но большого бизнеса на таких операциях не построишь. Россия все-таки страна кэша. Нет традиции платить по карточкам. В итоге к импортным карточным терминалам решили докупить иностранные модули приема наличных: Первый терминал, дооснащенный приставкой cash-in, поставили в марте 2002 г. в торговом комплексе на Тишинке. Оборот по сравнению с карточными в первый же месяц там вырос в разы: с 20 000 до 80 000 руб. в месяц. Это был абсолютно неожиданный результат: было много споров - станут ли граждане в какой-то железный ящик свои кровные вставлять и будет ли он работать».

В 2004 г. скретч-карты стали выходить из моды, зачислять деньги на счет оказалось гораздо удобнее. Сотовые операторы осознали, что работать с точками приема платежей для них примерно вдвое выгоднее. Львиная доля моментальных платежей до сих пор приходится на оплату услуг сотовой связи (84%).

В августе 2005 г. была получена первая партия из 100 платежных терминалов стоимостью $4000, которую агенты раскупили за четыре дня. Следующие 400 терминалов были проданы за неделю, с такой же скоростью разошлась третья партия. В итоге автоматы стали популярным способом оплаты услуг у населения.

Сегодня крупнейшие игроки рынка моментальных платежей - ОСМП, «Киберплат», E-port, доля которых представлена на рис.3

В отличие от банков, страдающих из-за кризиса ликвидности, отсутствия доступа к дешевым длинным деньгам и, в перспективе, массовых дефолтов по выданным кредитам, операторам электронных платежных систем эти проблемы незнакомы. Они продолжают активно развиваться - так, например, на днях система «Киберплат» объявила о том, что число точек приема платежей в ней в России достигло 230 тыс. Такой рост стал возможен благодаря подключению к ней сетей платежных терминалов, торговых и дилерских компаний, а также отделений, банкоматов и филиалов различных банков. В частности, в 2008 году участниками платежной системы стали Россельхозбанк, Банк Москвы, Транскредитбанк, Московский Кредитный Банк и другие.

Еще более активно развивается Система e-port. В настоящее время агентская сеть Системы e-port насчитывает около 70 тыс. пунктов приема платежей, значительную долю среди которых составляют автоматические терминалы, принимающие наличные деньги. Количество точек и их оборот продолжают увеличиваться, а это означает, что на рынке по-прежнему существует потребность в росте числа пунктов оплаты.

В 2009 году Группа e-port планирует расширить сеть региональных представительств и оптимизировать их работу, что приведет к еще более плодотворному взаимодействию с агентами Системы e-port и дальнейшему росту числа точек приема платежей. Кроме того, в планах Группы e-port развитие сотрудничества с кредитными организациями. Подключение банков к Платежной Системе e-port также позволяет расширять сеть пунктов оплаты: ими становятся банкоматы и операционные кассы банков - партнеров.

Расширение перечня подключенных провайдеров позволяет сделать Систему e-port одинаково востребованной во всех регионах России, что положительно сказывается на росте агентской сети e-port. Стоит отметить, что в 2008 году к Системе e-port подключилось более 230 поставщиков телекоммуникационных, информационных, коммунальных, развлекательных и других услуг. Теперь Система e-port позволяет осуществлять прием платежей в пользу около 650 провайдеров.

Перечень услуг, которые можно оплатить через терминалы, стремительно расширяется. Не так давно в списке значились преимущественно мобильные операторы. Теперь же к ним прибавились интернет-провайдеры, компании кабельного телевидения, организации ЖКУ. Появится функция пополнения электронных кошельков, используемых для оплаты товаров и услуг в сети Интернет и можно оплачивать повседневные услуги: сотовый и домашний телефон, коммерческое TV, доступ в интернет, он-лайн игры, программное обеспечение. С помощью терминала осуществляются денежные переводы, погашение кредитов, пополнение банковских счетов и карт, оплачиваются авиа и ЖД-билеты, покупки в интернет-магазинах и многое другое.

Новые возможности терминалов приведут к дальнейшему росту их популярности: здесь большую роль играет принцип одного окна - человеку удобно оплатить все услуги за один раз в одном месте

Все большую популярность приобретает дистанционное обслуживание клиентов - через интернет и телефон. Для клиента эти способы оплаты услуг гораздо более удобны, чем "терминальный". Нет необходимости куда-то идти. При этом многие банки не взимают комиссии за проведение интернет-транзакций". Конкуренция удаленного обслуживания с "железными ящиками" будет усиливаться по мере повышения финансового образования граждан. И ряду владельцев терминалов придется от них постепенно избавляться - в силу нерентабельности.

Таким образом можно выделить основные положительные и отрицательные моменты пользования терминалами для пользователей и владельцев (табл.1.).

 

Таблица 1. Плюсы и минусы использования терминалов для владельцев и плательщиков

 

+

-

Владельцы

  • Для открытия бизнеса не требуется большого начального капитала
  • Терминал можно разместить на минимальной площади
  • Не требуется много сотрудников
  • Отсутствие лицензирования
  • Мобильность терминала
  • Очень большая зависимость от местоположения
  • Возможен вандализм в отношении оборудования
  • Большинство терминалов продается без ККМ
  • В больших городахмного конкурентов

Плательщики

  • Легкость пользования терминалом
  • Экономия времени
  • Возможность оплаты всех услуги за один раз в одном месте
  • Иногда высокая комиссия

Последние два-три года рынок моментальных платежных систем в России развивается достаточно активно. Однако первой проблемой на пути развития платежных терминалов следует признать постоянное увеличение арендной платы за использование площадей, которая за последние несколько лет выросла в несколько раз. К тому же количество компаний, задействованных в этом сегменте экономики, постоянно растет, а значит среднее количество людей, использующих один терминал, уменьшается. На Западе население нашло простой способ решения этой проблемы, путем использования услуги регулярного банковского перевода денежных средств, у нас же все происходит с точностью наоборот - люди расплачиваются с банками через терминалы.

Выводы. Сегодня уровень развития вычислительной техники характеризуется небывалыми до сей поры совершенствованием и функциональной сложностью, ориентированными на удовлетворение растущих потребностей человечества, познавшего «вкус» и пользу электронных помощников, и в виду массового распространения необходимостью серьезного упрощения средств управления и использования в повседневной жизни простыми, подчас неподготовленными пользователями.

Одним из таких устройств, органично сочетающим обе тенденции, является сенсорный интерактивный киоск. Развитие сенсорных киосков происходило параллельно с электронной и компьютерной техникой, будучи порождением последней и ее неотъемлемым элементом, непрерывно включая в себя все новейшие достижения в микроэлектронике, технологии производства, средствах коммуникации. Данного рода устройства, которые имеют интуитивно понятное каждому с детства - прикосновение пальцем - и очень простое взаимодействие пользователя и киоска, в сжатые сроки превратились в обширную по сфере применения и развивающуюся гигантскими шагами область компьютерной и коммуникационной индустрии.

Наиболее популярными среди сенсорных киосков являются платежные терминалы.

Проведенные статистические исследования позволили выявить, что каждый человек примерно двадцать часов в году проводит в очередях. Это объясняется тем, что не было ранее возможности автоматизировать прием платежей за оказываемые услуги. Терминалы оплаты решили эту проблему. Они предоставляют населению возможность оплаты услуг без участия кассира или оператора. Такой аппарат делает возможным осуществить любой платеж за пару минут и получить чек, как доказательство его осуществления.

Терминалы также дают ряд преимуществ компаниям-дилерам и самим плательщикам. Благодаря ним, компании-дилеру удается сократить нагрузки на кассиров, операторов и бухгалтерию, снизить документооборот и отслеживать все совершаемые платежи в режиме реального времени. Это все способствует экономии денежных средств в отдельных статьях бюджета.

Кроме всех вышеперечисленных преимуществ, теперь уходит гораздо меньше времени на составление отчетов о платежах. Имея доступ к терминалу, плательщик имеет возможность экономии времени при оплате разнообразных услуг. Также, благодаря удобному меню и сенсорному экрану, они являются очень удобными в эксплуатации. Теперь у потребителя больше не возникает необходимости простаивать часами в очередях.  

Список литературы:

  1. http://www.bizidei.ru/platezhnyie_terminalyi.html
  2. http://www.it-innovations.ru/
  3. http://www.kiosks.ru/content/rus/rubr0/rubr-4.asp
  4. http://vidy-terminalov.ru/
  5. http://www.finansmag.ru/96270/print/
  6. Нефедова Н. «запрещенный прием». Бизнес-журнал №5 2010 года.
  7. http://summit2006.ictp.uz/
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Просмотров работы: 65