Сегодня качество не просто понятие, а цель, имеющая денежное выражение. Оно оказывает влияние на деятельность всей организации, ущерб от потерь ощущают все подразделения. Стремление к укреплению своих конкурентных позиций вынуждает хозяйствующие субъекты рассматривать управление качеством как возможность получить существенную и реальную экономию. Не стоит направлять усилия организации на устаревшие процессы и продукцию, даже если сиюминутные выгоды при этом будут значительными. Больших преимуществ можно добиться путем небольшой экономии на запущенной в производство продукции, которую ожидает долгое и успешное будущее, так как ее восприятие будет во многом зависеть от удовлетворения потребителей на начальных стадиях появления на рынке.
Продукция повышенного качества позволяет минимизировать потери и обеспечить перспективы развития организации, поднимая ее ценность в глазах потребителей, а также увеличивая инвестиционную привлекательность предприятия.
Чтобы производить продукцию повышенного качества, нужно знать стоимость повышения качества и своевременно ее оптимизировать. Для этого можно разработать и внедрить систему управления качеством. В ходе эволюции управление качествам ученые и практики от контроля качества в процессе производства пришли к всеобщему управлению качеством, охватывающему всю деятельность производителя (от проектирования до послепродажного обслуживания). После перехода к рыночной системе хозяйствования у российских организаций появилась реальная возможность внедрения международных стандартов качества, что создало благоприятные условия для использования мирового опыта в управлении качеством, а, следовательно, и для повышения конкурентоспособности продукции на отечественном и мировом рынке.
В управлении качеством значительная роль отводится маркетинговой стратегии, так как в условиях усиления конкуренции на рынке без маркетинга продукции, изучения мнения потребителей о ее качестве невозможно увеличить долю на рынке [7].
Неотъемлемой частью повышения качества продукции является учет затрат на качества. Их исследованием занимались как отечественные, так зарубежные ученые и специалисты.
На основе зарубежных и отечественных исследований, таких ученых как А. Фейгенбаум, Э. Деминг, Д. Джуран, Ф. Кросби, К. Исикава и других, были разработаны различные концепции управлением качеством.
Концепция управления затратами в рамках бизнес-процессов появилась одной из последних и в настоящее время находится в развитии. При этом в ее основу была положена идея Д.Джурана о делении затрат на необходимые и излишние. Данная концепция является самой молодой и, наверно, самой перспективной, поскольку именно она положена в основу и Британского национального стандарта (BS 6143 "Руководство по экономике качества"), и стандарта ИСО, устанавливающего требования к управлению экономическими аспектами систем менеджмента качества.
Если же говорить об экономических аспектах менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000, то они представляют собой как рекомендации по улучшению деятельности (ИСО 9004), так и требования к системе менеджмента качества, выполнение которых в организации обязательно (ИСО 9001). Формирование и использование процессной модели в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 принесут наиболее ощутимые результаты и выгоды для предприятия в том случае, когда процессы будут оцениваться не только с точки зрения достижения результатов, но и с точки зрения эффективности процессов менеджмента в организации. Стандарты ИСО 9000 рассматривают в качестве неизменной цели организации - постоянное улучшение деятельности. Как указано в примечании к термину "постоянное улучшение", улучшение качества может относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность или прослеживаемость [5].
Сегодня стандарты серии ИСО 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.
Более подробно рассмотрим Британский национальный стандарт (BS 6143 "Руководство по экономике качества"), который состоит из двух самостоятельных статей.
Первая часть «Стоимостная модель процесса». По этой концепции учитываются все затраты на выполнение процесса, который имеет свои входы и выходы, как желательные, так и нежелательные.
Стоимостная модель процесса предполагает, что все затраты на продукцию могут быть разделены на две категории: затраты, связанные с достижением соответствия по качеству, и затраты, связанные с несоответствием по качеству. Обе эти категории затрат рассматриваются как потенциальные источники экономии. При этом в затраты на несоответствие по качеству входят только те затраты, которые вызваны отступлением от конструкторской, технологической, нормативной, организационной документации, и не входят расходы на предупреждение отступлений от документации (повышение квалификации персонала, испытания на надежность и т.д.). Основное внимание в стоимостной модели процесса уделяется сокращению затрат на реализацию процессов [1].
Приведем пример стоимостной модели на примере лесопиления.
Рассмотрим возможные затраты в организации лесопиления в таблице.
Таблица - Затраты на качество в процессах лесопиления
Процессы работы |
Затраты, связанные с соответствием по качеству |
Затраты, связанные с несоответствием по качеству |
Планирование и заказ пиломатериалов |
Затраты на рабочую силу при планировании заказа |
Стоимость остатков пиломатериалов из-за плохого планирования |
Окорка и распиловка бревен |
Сырье, материалы, рабочая сила |
Остатки бревен и отходы, связанные с неправильной обработкой бревен и их пилением |
Реклама |
Повышение и поддержание спроса |
Падение спроса и доли рынка |
Работа с жалобами |
Разработка процедуры работы с жалобами |
Затраты на расследование и устранение причин, потеря доверия клиентов |
Подготовка, набор кадров |
Затраты на плановую подготовку и набор кадров |
Затраты, связанные с плохой подготовкой и текучестью кадров |
Удовлетворение требований законодательства по охране здоровья |
Необходимые затраты на подготовку кадров и управление процессом |
Стоимость штрафных санкций |
Далее необходимо определить стоимость всех выявленных затрат. Она может быть получена из финансовых отчетов или путем составления отчета о стоимости процесса. Группировка перечисленных показателей в отчете не решает проблем, но позволяет их выявить. Даже если найденное решение проблемы будет признано непригодным из-за дороговизны или других причин, задача не должна быть заброшена - возможность применить найденное решение может появиться позднее.
Основной задачей такого представления данных является то, что после раскрытия и определения затрат на процесс появляется возможность его контроля и непрерывного улучшения по всем категориям [3].
Данная система применима для всех процессов различных предприятий.
Вторая часть «Модель PAF» (предупреждение, оценка, отказ). В модели PAF затраты, связанные с обеспечением качества, разбиваются на две основные категории:
Затраты, связанные с соответствием, делятся на затраты на оценку и предупреждение, а затраты, связанные с несоответствием, - на внутренние отказы и внешние отказы. В соответствии с этим стандартом рассмотрим номенклатуру затрат всех видов.
Затраты на предупреждение:
Затраты на оценку:
Затраты на оценку будут оправданы при условии, что несоответствие обнаружат до того, как продукция попадет к потребителю. Такими действиями могут быть:
Выявление несоответствий на этой стадии исключает серьезные затраты на отказы и сбои в будущем, а также помогает разрабатывать более эффективные методы контроля [2,4].
Затраты на соответствие часто называют профилактическими или предупредительными затратами на повышение качества. Такие затраты являются выгодными инвестициями в улучшение качества.
Затраты, связанные с внутренними отказами:
Затраты, связанные с внешними отказами:
Затраты, связанные с отказами или безвозвратные затраты на качество составляют в среднем 4-5% от объема продаж.
Для того чтобы рассмотреть все потери, помимо традиционных затрат, нужно учесть и скрытые затраты на несоответствие:
Эти не отраженные в бухгалтерских документах расходы составляют не менее 15-20% от общего объема продаж.
Усилия по исправлению несоответствий, выявленных вне компании, обычно направлены на восстановление доверия потребителей, иначе это грозит потерей рынка.
Следовательно, дорого обходятся не столько организационное обеспечение качества, сколько несоответствия, приводящие к переделкам, ремонту и утилизации бракованной продукции [8].
Рассмотренная модель PAF легко применяется при анализе затрат на качество продукции в промышленности, но в меньшей степени применима при анализе затрат на процессы и услуги. Модель PAF основана на вычислении конкретных расходов, связанных с "количеством" конкретного продукта [2,4].
Британские стандарты BS 6143 положены в основу стандартов многих стран, в России также были введены идентичные стандарты.
Библиографический список