РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИХ СВЯЗЬ С МСФО - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИХ СВЯЗЬ С МСФО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Бизнес развивается, это сопровождается возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации средств, которые были заработаны. Все перечисленное делает актуальной проблемы международной гармонизации и стандартизации бухгалтерского учета.

С  учётом широкого внедрения современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчётности компаний возрастают ещё больше. Инвестирование всё в большей степени осуществляется в реальном времени через всемирную электронную сеть, а это ещё один серьёзный довод в пользу стандартизации учётных стандартов. Уже настало время, когда ведение бизнеса на международном уровне невозможно без использования единых учётных нормативов, применимых вне зависимости от страны. Такими учетными нормативами являются Международные стандарты финансовой отчётности. МСФО признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний, который сочетает в себе традиции бухгалтерии и современные способы представления полезной для рыночной экономики информации.

Отечественная система финансового учета и отчетности находится в процессе гармонизации с МСФО. Этой проблеме посвящены работы многих выдающихся российских ученых-экономистов, в том числе Соколова В. Я., Вахрушиной М. А., Бабаева Ю. А., Гетьмана В. Г., Ивашкевича В. Б, Палия В. Ф.  и других.  По мнению специалистов, процесс гармонизации должен соединить в себе совершенствование в соответствии с международными правилами должны и максимальное использование многолетнего опыта и сохранение тех методов, инструментов и методологических решений, которые не только не противоречат мировой практике, но и обогащают ее.

МСФО представляет собой наиболее современную и соответствующую экономическим реалиям, логически выдержанно, комплексную систему подходов к интерпретации фактов хозяйственной жизни фирм и представлению финансового положения организаций в бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, существуют различные точки зрения на необходимость перехода на МСФО всех российских компаний.

Генералова Н.В. отмечает, что МСФО подвергаются частой критике за чрезмерный оптимизм при оценке финансового положения фирмы, выражающийся в раннем признании получения доходов, завышении оценки активов и преувеличении размера собственного капитала компаний [6].

В настоящее время ведение учета по МСФО уже не является практикой только крупных компаний, чьи акции или облигации обращаются на международном рынке ценных бумаг. Российские организации используют методологию учета, содержащуюся в отечественных ПБУ, которые, в свою очередь, разрабатываются на основе Принципов подготовки и составления финансовой отчетности и отдельных международных стандартов. Как отмечено в [12], новые учетные объекты, такие как, например, события после отчетной даты, условные активы, условные обязательства, оценочные резервы - это результат сближения РСБУ с МСФО. Более того, в ПБУ 1/2008 есть прямая ссылка на использование МСФО в определенных ситуациях.  Поэтому можно сказать, что МСФО уже прочно вошли в отечественную бухгалтерскую теорию и практику.

Некоторые крупные компании стали в добровольном порядке, т. е. без законодательных требований, принять МСФО с середины 90-х годов, не преследуя при этом непосредственно цели выхода на международные рынки капитала. Например, ОАО «Северсталь» готовит отчетность по МСФО в 1993 году, впервые годовая отчетность ОАО на основе МСФО была опубликована в 1997 году. Конечно, большинство компаний составляют отчетность по МСФО в силу необходимости. Это является обязательным для фирм, чьи акции продаются на фондовой бирже или фирм, имеющих иностранных учредителей.

Фактическое отсутствие института финансовой отчетности в России до сих пор является одной из главных причин недоразвитости отечественного рынка капитала. Российский бухгалтерский учет во времена плановой экономики отвечал требованиям собственника и основного пользователя финансовой отчетности - государства. В основе его построения традиционно лежала европейская (континентальная) концепция, согласно которой государство, а не общественные организации регламентирует основные нормы бухгалтерского учета. На основе инструкций и рекомендаций действовала единая методология учета формы финансовой отчетности.

Отечественный бухгалтерский учет до перехода к рынку не ставил себе задач обеспечения информационных потребностей нескольких групп пользователей отчетности, да и с переходом к рыночным отношениям обеспечение информационных потребностей инвесторов не уделялось первостепенного значения.

Существуют принципиальные различия между российской системой бухгалтерского учета и МСФО. Основной причиной называют то, что РСБУ относятся к стандартам, основанным на правилах, а МСФО относятся к стандартам, основанным на принципах. МСФО регламентируют составление финансовой отчетности, но не ставят своей целью урегулировать каждый нюанс учета фактов хозяйственной деятельности. Есть и другие отличия:

  • в МСФО информационные потребности инвесторов и собственников являются определяющими, в то время как финансовая отчетность, составленная по РСБУ, до сих пор направлена, прежде всего, на удовлетворение информационных потребностей налоговых и других государственных органов;
  • балансовая стоимость активов по РСБУ строится на основе исторической, а не их справедливой стоимости, что нередко приводит к завышению стоимости активов по балансу;
  • российская система бухгалтерского учета не ориентирована на представление достоверной и объективной картины финансового положения и результатов деятельности организации. Компании привыкли вуалировать и не раскрывать полностью значимую информацию в пояснениях к финансовой отчетности;
  • РСБУ не учитывает изменения покупательной способности рубля, что делает невозможным сопоставить результаты деятельности компаний во времени в условиях существующей инфляции;
  • только зарождаются отечественные традиции профессионального суждения бухгалтера. Российский учет отводит бухгалтеру роль исполнителя законов, постановлений, писем, инструкций. В частности, согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Российский бухгалтерский учет находится в переходном периоде. Произошло окончательное разделение задач бухгалтерского и налогового учета, первый не входит в сферу интересов ФНС РФ в той мере, в какой входил ранее. А круг новых пользователей, которые реально используют данные финансовой отчетности, пока совсем неширок.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета, применяемых в разных странах, присуща не только России. Она носит глобальный характер, т. к. каждая страна имеет уникальные черты, в т. ч. и в экономическом отношении. Несоответствие учетных систем разных стран решают при помощи двух подходов: гармонизации и стандартизации. В большинстве стран, и наша страна не является исключением исключение, государственными органами и профессиональными бухгалтерскими организациями выбран путь гармонизации.

Реформирование отечественной системы регулирования финансового учета в соответствии с МСФО имеет свою историю. Началом реформирования пришлось на 90-е годы ХХ века. Толчком к началу реформы послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившихся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.10.1992 № 3708-1. В данном документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели. Помимо этого, было принято решение об использовании МСФО при создании концепции бухгалтерского учета и в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно принятой практике.

Первые российские стандарты (Положения по бухгалтерскому учету) появились  в 1994 году и были разработаны  в рамках Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. В соответствии с Указом Президента РФ от 03.04.1997 № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию», российская система бухгалтерского учета должна быть приведена в соответствие с международными стандартами. Во исполнение этого Указа Правительством РФ были приняты Постановление от 06.03.1998 № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" и Распоряжение от 22.05.1998 № 587-р "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". Этими документами утвердили Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику.

В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, переход на МСФО в соответствии с которой должен был осуществиться до 2000 года.

За период с 1994 по 2010 годы  с момента принятия Концепции сделан заметный шаг в развитии бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране: принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной отчетности»; разработаны и утверждены новые положения по бухгалтерскому учету, а также пересмотрено содержание ряда ранее принятых ПБУ. К 01 января 2013 году принято 24 отечественных стандарта. Созданы шесть ассоциаций аудиторов, которым передан ряд функций, ранее выполнявшихся Минфином России в области аудиторской деятельности. Внесены существенные изменения и дополнения в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», утвержден Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В новом законе «О бухгалтерском учете» впервые в отечественной практике предусмотрено разделение функций по регулированию бухгалтерского учета  между органами государственной власти и профессиональным сообществом.

В апреле 2011 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев поручил Минфину России разработать план дальнейшего развития бухгалтерского учета на основе МСФО. В этом плане должны быть отражены перечень работ и сроки их завершения по приведению российских стандартов бухгалтерского учета в соответствие с МСФО, а также меры по подготовке и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, надзором за финансовой отчетностью по МСФО. Минфин России обратился в Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации с просьбой высказать свои предложения к указанному плану не позднее 20.05.2011.В Минфин России были направлены предложения по завершении работ по приведению российских стандартов бухгалтерского учета в соответствие с МСФО. Основными среди них были:

  1. Минфину России и соответствующим организациям до конца 2012 г. разработать новые (недостающие) положения по бухгалтерскому учету, аналоги «полных» МСФО.
  2. Минфину России до 01.07.2012 уточнить содержание ранее изданных ПБУ в соответствии с последними изменениями и дополнениями «полных» МСФО.
  3. Минфину России до конца 2011 г. выработать политику государства в отношении применения «МСФО для малых и средних предприятий».
  4. Минфину России утвердить, а организации, выигравшей конкурс, разработать до 01.12. 2011 ПБУ - налог «МСФО для малых и средних предприятий». Это направление не было реализовано к установленному сроку.
  5. Минфину России и соответствующим организациям до конца 2011 года исследовать вопросы целесообразности использования в России «МСФО для государственного сектора». Установить возможные сферы их применения.
  6. Минфину России и соответствующим организациям до 01.01.2013 разработать необходимые нормативные документы, касающиеся применения в России МСФО для государственного сектора (бюджетных организаций).

Важным этапом в процессе гармонизации стало принятие  Правительством РФ Постановления № 107 от 25.02.2011 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».

Появление названных выше документов подвело нормативную базу под создание инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, это относится к законодательному признанию МСФО в Российской Федерации и  определению порядка официального перевода МСФО на русский язык. Принятым документам присущ ряд недостатков.  Например, критикуется процедура экспертизы МСФО, изложенная в Постановлении Правительства № 107. В соответствии с этой процедурой, любой документ, входящий в состав МСФО (сами стандарты, их разъяснения), должен пройти предварительную экспертизу. Высказывается мнение, что такой порядок затормозит внедрение международных правил в отечественную практику. Но, с другой стороны, он позволит оценить возможность применения отдельных правил в условиях российской экономики и существующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.

Заключение, подтверждающее применимость документа МСФО в нашей стране в целом, или с изъятием отдельных положений из рассматриваемого документа либо вывода о невозможности применения его в России в целом, должен выдавать специальный экспертный орган. Экспертный орган  определяется на конкурсной основе, проводимой Минфином России из представителей Минэкономразвития России, Федеральной службы по финансовым рынкам и Центрального банка РФ (по одному представителю). Отбор претендента на роль экспертного органа должен осуществляться на основе критериев, приведенных в Постановлении Правительства № 107:

а)  создание в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме фонда или объединения юридических лиц (союза или ассоциации);

б) предоставление интересов широкого круга пользователей и составителей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также представителей бухгалтерской и аудиторской профессий;

в) наличие опыта выполнения методических, научно-исследовательских и иных аналогичных работ в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

г) наличие в составе органов, предусмотренных учредительными документами юридического лица, квалифицированных специалистов, обладающих знаниями в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (включая документы международных стандартов), навыками работы с документами международных стандартов, а также свободно владеющих русским и английским языками;

д) наличие опыта участия в деятельности, осуществляемой Фондом Международных стандартов финансовой отчетности;

е) обеспечение источниками финансирования деятельности, связанной с проведением экспертизы применимости документов международных стандартов на территории Российской Федерации.

План на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности утвержден министерством финансов РФ. Документ предусматривает, что в 2012 году будет определен перечень МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской отчетности юридического лица, а в 2013 году - приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие непосредственное применение МСФО для составления бухгалтерской отчетности юридического лица.

 Завершить приведение ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в соответствие с МСФО планируется в течение 2012-2015 годов, тогда же будут утверждены новые нормативные правовые акты по бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

 Минфин РФ совместно с Советом по аудиторской деятельности и профессионального сообщества в ближайшие два года (2012 и 2013 годы)  намерен разработать предложения по консолидации профессиональной деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита.

 Предстоит разработать предложения по внесению изменений в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО, по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров, по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе этих стандартов.

Переход на новую систему стартует в 2012 году. Органами законодательной и исполнительной власти создана реальная возможность применения МСФО в России. Переход на МСФО поможет инвесторам и акционерам получать более полную информацию о финансовой стороне компаний. Положительная сторона для организаций  - возможность привлечения заемных средств на более  выгодных условиях.

Библиографический список

  1. Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ [от 05.02.2011 № 107] // СПС «Консультант Плюс»: Версия Проф.
  2. Ивашкевич В. Б. Совершенствование модели финансовой отчетности по МСФО [Текст] / В. Б. Ивашкевич // Экономический анализ, 2010. - № 18 (183). - С. 15.
  3. Мощенко Н. П. Международные стандарты учета и финансовой отчетности [Текст] / Н. П. Мощенко // МСФО: практика применения, 2005. - № 1. - С. 24.
  4. Пятов М. Л. Представление финансовой отчетности [Текст] / М. Л. Пятов // БУХ.1С, 2008. - № 4. - С. 35.
  5. Соколов В. Я. Отличия МСФО и традиционной бухгалтерии [Текст] / В. Я. Соколов // Бухгалтерский учет, 2010. - № 7. - С. 107-110.
  6. Генералова Н. В. Применение МСФО: языковые и терминологические проблемы [Текст] / Н. В. Генералова // БУХ.1С, 2010. - № 3. - С. 36-37.
  7. Гетьман В. Г. Современные проблемы вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов [Текст] / В. Г. Гетьман // Все для бухгалтера, 2011. - № 11. - С. 107-110.
Просмотров работы: 210