В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения. Одним из таких изменений является введение в систему образования ЕГЭ. В этой связи все более актуальным становится изучение влияния подготовки к ЕГЭ на эмоциональное состояние старшеклассников. ЕГЭ в настоящее время вызывает множество дискуссий и сомнений у общественности (педагогов, выпускников и их родителей, психологов, преподавателей), вызванных сложностью и многозначностью процедуры ЕГЭ.
Цель исследования - изучение эмоционального состояния старшеклассников при подготовке к ЕГЭ. Методики исследования: «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний»; тест «Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ»; шкала согласия.
Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам анализа эмоционального состояния старшеклассников при подготовке к сдаче ЕГЭ. Здесь раскрываются отличия между традиционным итоговым экзаменом и ЕГЭ, выделяются психологические особенности личности, оказывающие отрицательное влияние на успешность сдачи экзамена; даются рекомендации по преодолению страха и тревожности перед экзаменами. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию эмоционального состояния старшеклассников при подготовке к сдачи ЕГЭ. Исследование показало, что у большинства старшеклассников-мальчиков низкий уровень, а у большинства девочек средний уровень тревожности при проверке знаний. По итогам теста «Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ» можно сделать вывод о том, что старшеклассники хорошо осведомлены правилами ЕГЭ (я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ; ЕГЭ предоставляет школьникам новые возможности; сдать ЕГЭ мне по силам; опасаюсь результатов ЕГЭ, поэтому занимаю сторону несогласия). Личностно-смысловое отношение к экзамену имеет большое значение при подготовке к ЕГЭ. Это своего рода фундамент, на который надстраиваются любые технологии.