РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями) приобретают особую актуальность. Происходящие в настоящее время в России глубокие социокультурные изменения определяют актуальность разработки методологических и теоретических оснований внедрения инновационных образовательных программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей умению изображать предметы - одна из наиболее трудных задач всей работы по изобразительной деятельности. Трудность ее объясняется, прежде всего, низкими возможностями детей с нарушением интеллекта. Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: о развитии творческих способностей умственно - отсталых детей младшего школьного возраста. Объект исследования - дети с умственной отсталостью. Предметом  исследования процесс развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью. Целью исследования является выявление факторов, которые мешают развитию творческих способностей и попытка их устранения за счёт специальных коррекционных упражнений. В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что при использовании специальных коррекционных упражнений, планомерной и целенаправленной работы педагога, дети легче и быстрее овладевают умениями в рисовании, начинают творчески мыслить, рассуждать.

Диагностика развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью проводилась с использованием методического материала У.В. Ульенковой, В. Синельникова и В. Кудрявцева. Данные методики направлены на детальное изучение сформированности познавательной мотивации и исследовательской активности, ориентировачно-мотивационного, операционного, регуляционного компонента творческой деятельности и уровня развития творческих способностей детей.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в учебном процессе в средней школе на уроках изобразительного искусства, в вузе на семинарских занятиях, спецкурсах, посвященных проблемам детей специальных коррекционных школ, психологии таких детей, в качестве выступлений на студенческих научных конференциях.

Первая глава работы повествует о процессе творчества и проблемах его развития у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, рассказывает о клинике, психолого-педагогической характеристике умственно-отсталых школьников и делает соответствующие выводы. Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей умственно-отсталых школьников. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по развитию творческого потенциала таких детей. Во второй главе также анализируются результаты диагностики творческих способностей школьников начальных классов, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в специальных коррекционных школах VIII вида. В третьей главе говорится о методике коррекционной работы по развитию творческих способностей, приведена система дидактических занятий, упражнений, приведены результаты контрольного эксперимента и сделаны соответствующие выводы. Коррекционные занятия были направлены на развитие ассоциативного, диалектического и системности мышления.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, приходим к выводу о том, что полученные в ходе экспериментального исследования данные указывают на необходимость целенаправленной работы педагога  по развитию творческих способностей у умственно-отсталых детей младшего школьного возраста.

В результате проведённого нами исследования становится неоспоримым факт того, что проведенная нами коррекционная программа эффективна, что подтверждают итоговые данные эксперимента. Что, в целом, позволяет нам говорить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эмоциональная сфера учащихся вспомогательных школ является более сохранной по сравнению с их познавательной деятельностью. Поэтому школьники с интеллектуальным недоразвитием располагают определенными потенциальными возможностями развития, которые могут быть реализованы при благоприятных условиях, к числу которых можно отнести положительную эмоциональную обстановку, доступную и интересную для ребенка деятельность. В практике обучения младших школьников такой деятельностью является рисование, поэтому оно может стать эффективным средством формирования учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Просмотров работы: 121