Цель данной работы: характеристика уровня адаптации ребенка к школе. Объект исследования: дети младшего школьного возраста. Предмет исследования: уровень адаптации ребенка к школьному обучению. Методики исследования: проективный тест «Что мне нравиться в школе?» (Лускановой), анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов.
Проводить исследование адаптации учащихся первых классов лучше в октябре-ноябре, т. к. сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. По результатам исследования выяснилось, что высокой мотивацией к школьному обучению выявлено у 50 % учащихся, низкий уровень мотивации - 40%, наблюдается дезадаптация у 10% учащихся. В процессе исследования выявилось, что у большинства детей с низким уровнем мотивации в семьях присутствуют какие либо проблемы: неполная семья, родители алкоголиками, малообеспеченная семья.
Таким образом, на процесс успешной адаптации ребенка к школьному обучению оказывают влияние такие факторы как адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, мотивационная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.