СТУДЕНТЫ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СТУДЕНТЫ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Согласно проведенным исследованиям в представленной работе  рассмотрены некоторые аспекты трудных жизненных ситуаций студентов. Для этого нам пришлось обратиться к трудам педагогов более подробно изучающих данную проблему, а так же провести исследование на базе Амурского государственного университета.

Трудная жизненная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека.

Можно  определить термин трудной жизненной ситуации как социальную проблему в жизни человека, которая нарушает или грозит нарушить возможности его нормального социального функционирования, но не может быть разрешена самостоятельно и требует вмешательства специалиста.

В ходе данной работы было дано определение термину «студенчество». Студенчество - обозначает собственно студентов как особую социально-педагогическую и социально-демографическую группу, характеризующуюся определенным общественным положением, ролью и статусом, а также особой фазой, стадией социализации, которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

 Проблема трудных жизненных ситуаций студентов начала исследоваться относительно недавно, поэтому педагогов изучающих данную проблему не так много. Среди педагогов исследовавших данную проблему можно отметить таких, как С.Т. Джарлыкасымова, Р.Р. Кутькина, Т.Е. Косаревская и Е.Л. Одногулова.

Целью проведенной опытно-экспериментальной работы было, изучить  на практике отношение студентов вуза к трудным жизненным ситуациям. Проследить осведомленность студентов о трудных жизненных ситуациях.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. Провести социально-педагогический анализ трудных жизненных ситуаций студентов.
  2. Исследовать представления студентов об их трудных жизненных ситуациях.

Экспериментальная работа осуществлялась диагностическим этапом.

Базой проведения опытно-экспериментальной работы выступил Амурский государственный университет (АмГУ). Диагностическим экспериментом были охвачены студенты энергетического факультета и факультета социальных наук, обучающихся на очном отделении с первого по пятый курс. Респонденты в возрасте от 16 до 23 лет. Общий объем выборки составил 148 человек, из них 87 девушек и 61 юноша. Для проведения исследования была специально разработана анкета, позволяющая выявить представления студентов о трудных жизненных ситуациях, студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 Мы проанализировали ответы студентов на вопрос  «Оцените по 10-бальной шкале какие, по-вашему, мнению, обстоятельства жизни студентов можно отнести к трудным жизненным ситуациям. (1-вообще не относятся, 10-полностью относятся). Чем больше то или иное обстоятельство жизни студента относится к трудной жизненной ситуации, тем выше должен быть балл. Подсчитав средний балл, мы получили следующую картину: из всех предложенных вариантов студенты факультета социальных наук определили на первое место сиротство, а студенты энергетического - ограниченные возможности здоровья (инвалидность), на последнем месте из 9 возможных у студентов факультета социальных наук - проблемы в общежитии, а у студентов энергетического факультета - неуспеваемость в учебе. Что обусловлено прежде всего спецификой профессии.

На вопрос: «Ведется ли в АмГУ работа по поддержке студентов оказавшихся в трудной жизненной ситуации?», (54,1%) от общего числа опрошенных затруднились ответить, из чего можно сделать вывод, что студенты АмГУ не достаточно осведомлены о ведущейся в вузе работе.

На вопрос анкеты  «Находитесь ли Вы сейчас в трудной жизненной ситуации?», были получены следующие ответы (%): да - 19,6% студентов; нет - 80,4% от общего числа опрошенных.

Для изучения мнения студентов о том, нужна ли в АмГУ служба по оказанию помощи студентам в трудной жизненной ситуации, в анкету был включен вопрос «Необходима ли специальная служба (работа) в ВУЗе по выявлению студентов, нуждающихся в помощи выхода из трудной жизненной ситуации?». Абсолютное большинство респондентов ответили, что такая служба не обходима в любом учреждении или организации.

Интересные данные были получены в нашем исследовании относительно того, что студенты понимают под самим термином «трудная жизненная ситуация». Представление об этом мы получили, проведя анализ ответов на открытый вопрос: «На Ваш взгляд, трудная жизненная ситуация это...». Анализ содержательных ответов (исключены ответы типа «не знаю», «затрудняюсь ответить») показывает: для студентов энергетического факультета, что это «сложившиеся обстоятельства, которые не зависят от человека и его действий», «трудное материальное положение», «проблемы со здоровьем», для студентов факультета социальных наук, что это «проблемы, которые влияют на нашу жизнь в настоящее время», «ситуация, отрицательно влияющая на процесс социализации человека».

Для более точного определения уровня осведомленности студентов о трудных жизненных ситуациях в анкету были включены следующие вопросы. Анализ первого вопроса «Есть ли в Вашем окружении студенты, находящиеся в трудной жизненной ситуации: (если да, то сколько)?» показал, что: вариант «да» выбрали (23%) студентов обоих факультетов; вариант «нет» - (33,3%) респондентов; (43,7%) опрошенных.

Анализ ответов на вопрос «Приходилось ли Вам находиться в трудной жизненной ситуации: (если да, то, что это были за обстоятельства)?» показал, что из общего числа респондентов: (39,2%) сталкивались с трудными жизненными ситуациями, а большинство опрошенных (60,8%), в таких ситуациях никогда не находились.

Обработав ответы респондентов на третий вопрос «Как вы относитесь к студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?», мы получили следующие данные, что большинство студентов обоих факультетов относятся к таким людям хорошо и на общение с ними это не влияет. Проанализировав ответы респондентов, можно отметить, что ни один из опрошенных не испытывает отрицательных эмоций по отношению к студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В ходе исследования было выяснено, что в основном все студенты, оказавшись в трудной жизненной ситуации, предпочитают обращаться за помощью к родителям или друзьям.

В заключение следует отметить, что в современных условиях, развития личности человека, большое количество обстоятельств можно отнести к трудным. Студенты в трудной жизненной ситуации сравнительно новая отрасль изучения педагогической науки, и от этого она становится все более интересной и вместе с тем несет в себе огромный потенциал для более глубокого изучения.

Просмотров работы: 438