Поколение студенческой молодежи третьего тысячелетия обладает принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами. Эта группа населения, отличающаяся наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3].
Для сохранения стабильности и дальнейшего развития общества, необходимо формирование такой личности, которой присущи активность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, высокая способность адаптироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к интеллектуальному поиску и другие качества и свойства личности, определяемые современной реальностью.
Именно ВУЗы как институты социализации могут обеспечить подготовку профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом. Для реализации цели подготовки социально значимой личности содержание образования, формы и методы работы в ВУЗе должны иметь социализирующее начало, быть социально обусловленными.
Под вузовской социализацией мы понимаем процесс освоения студентом различных социальных ролей (в частности, профессионала, общественника, семьянина) в ходе его адаптации и интеграции в вузовское сообщество посредством саморазвития и самореализации.
Социализация студенческой молодежи в процессе обучения в ВУЗе включает не только усвоение знаний и умений, но приобретение навыков жизни во взрослом обществе, приобретение социально-психологической и профессионально значимой направленности, обеспечивающих успешную деятельность как результат самореализации. Существует огромное количество условий, влияющих на социализацию студентов в период обучения в ВУЗе, среди которых особая роль отводится среде.
Среда - та часть пространства, с которой субъект соприкасается, в которой живет. Среда есть то, среди чего пребывает индивидуум, что посредствует его активности, опосредует его развитие. Обитатели среды, используя ее возможности, удовлетворяют свои потребности [5]. Среда приобретает значение условия формирования личностных качеств тогда, когда опосредована собственной деятельностью студентов в рамках задаваемых обстоятельств, соответствуя потребностям, интересам и направленности личности.
По словам многих представителей средового подхода, способ видения мира во многом зависит от окружающего его культурного пространства. Рассмотрение человека в единстве со средой позволяет по-новому увидеть психические процессы и организацию обмена информацией между человеком и средой. С точки зрения сторонников средового подхода человек живет не в фиксированной среде, адаптируясь к ней, а изменяет ее. Изменяя свой мир, человек изменяется и сам [1, с.19].
Надо стремиться к тому, чтобы среда, начиная от интерьера помещения, мебели, инструментов и т.п., была бы максимально удобной, соответствовала эстетическим требованиям и способствовала бы формированию всесторонне развитой личности профессионала.
Предметно-пространственная среда как условие формирования, развития и самореализации личности стоит в центре внимания таких ученых как Н.М. Боротко, Т.К. Клименко, Л.Н. Куликовой, Л.Н. Новиковой, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щурковой и др. Однако, потенциал предметно-пространственной среды университета, обычно, не дооценивается.
Предметно-пространственная среда - это непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их внешнего наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами [8]. Она включает в себя следующие компоненты:
Организация предметно-пространственной среды должна строиться на определенных принципах, которые полно обоснованы в работах Г.А.Ковалев и Ю.Г.Панюкова.
На основе принципов, можно выделить позиции, опираясь на которые можно организовать предметно-пространственную среду положительно влияющие на развитие личности студента и которая будет соответствовать его индивидуально-психологическому складу:
С целью подтверждения того, что предметно-пространственная среда влияет на социализацию студентов, было проведено анкетирование. Данное исследование проводилось на базе Амурского государственного университета. Выборка составила 60 человек. Участвовали в анкетировании студенты третьего курса факультетов разной направленности: творческой, социальной и технической. После анализа полученных результатов было видно, что студенты, независимо от факультета, отметили существенную роль предметно-пространственной среды университета в их социализации.
Студенты оценили влияние предметно-пространственной среды на их жизнедеятельность в университете. Для этого они определили воздействие предметно-пространственной среды на эмоциональное состояние. После анализа результатов было выявлено, что данная среда оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние, так ответили 43,3 % опрашиваемых. Данный факт отрицают 18,3 % студентов.
Эмоциональное состояние тесно связано с ощущением комфорта. Поэтому мы попытались выяснить, насколько студенты чувствуют себя комфортно в данной среде. По мнению 21,3 % опрошенных в предметно-пространственной среде всего университета они чувствуют себя некомфортно, а 36,7 % - чувствуют себя комфортно лишь в определенных местах.
Так как университет место, где получают образование, было важно выяснить мнение студентов о зависимости их успеваемости от предметно-пространственной среды. Как считают 31,7 % студентов - их успеваемость зависит от всей пространственной среды, для такого же числа людей успеваемость зависит от конкретного места, и только 36,6 % отрицают данную зависимость.
Полученные ответы подтвердили предположение о том, что предметно-пространственная среда университета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на успеваемость студентов, а также показывают, что в университете существуют места, в которых студенты чувствуют себя некомфортно. Из чего следует, что влияние данной среды в основном определяется как отрицательное.
Далее было необходимо выяснить наличие «любимых» и «нелюбимых» мест, как в помещениях ВУЗа, так и на прилегающей к нему территории. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что студенты выделяют больше «нелюбимых» мест, чем «любимых». При этом отдавая предпочтения зонам отдыха, а не помещениям, созданным для образовательного процесса.
При выборе «любимых» и «нелюбимых» мест, студенты обращали внимание на разную содержательную сторону предметно-пространственной среды в зависимости от направленности факультета, на котором они обучаются. Для студентов творческой направленности, главным является эстетическая наполненность предметно-пространственной среды, то какой выбран стиль интерьера, как подобрана мебель, имеются ли картины, как выглядит каждый компонент в окружающем пространстве. Для студентов социальной направленности, главным остается смысловая наполненность предметно-пространственной среды. Это выражается в возможности самореализации каждого студента в той деятельности, которая для него наиболее значима. Студенты с технической направленностью отдают предпочтение функциональному наполнению. Для них наиболее важным является оснащенность университета современным оборудованием, и возможность использования его для повышения своей профессиональной подготовки.
Как правило, предметно-пространственная среда в университете создается стихийно и не способствует в полной мере удовлетворению потребностей в самореализации участников образовательного процесса.
От того, как будет организована предметно-пространственная среда, будет зависеть результат учебно-воспитательного процесса. Только в грамотно организованных условиях мы можем получить гармонично развитую личность с особым отношением к окружающей действительности. Целенаправленная организация предметно-пространственной среды для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности человека и общества - одна из важных задач высшего учебного заведения как социального института. Процесс создания такой среды в нашем понимании будет трактоваться как эстетизация.
Приобщение студентов к ценностям, их созданию, потреблению, сохранению и распространению - важное условие формирования общей и эстетической культуры. Изменяя окружающую действительность по эстетическим законам, люди изменяют и себя. Через эстетическое оформление, студенты приобретают возможность приобрести ценности, которые будут служить ориентирами в жизни. Эстетическая деятельность, в рамках которой протекает творческий процесс, гармонически сочетает в себе в социальном плане личное и общественное, в духовном - эмоциональное и рациональное, чувство и разум. Понимание эстетической деятельности как творчество личности, живущей в конкретно-историческом обществе с его ценностными ориентирами и идеалами, дает возможность для воображения субъективности, фантазии и эмоций [6, с.282].
Эстетическая предметно-пространственная среда является одновременно проявлением и материально-технической деятельности, и художественного творчества, воплощающих большое эстетическое содержание и играющих важную воспитательную роль в социальных процессах труда, быта и отдыха.
Эстетизация образовательной среды осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, под которыми понимается любая реальность - духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию [10, с.53].
Следует отметить, что студенты осознают возможность участия в преобразовании предметно-пространственной среды. В основном отводя себе роль, связанную с поддержанием порядка - участие в субботниках, озеленение территории, поддержание чистоты и др., так ответили 53,1 % опрошенных. Другие не исключают возможность оказания помощи в творческом оформлении университета и разработке специальных проектов - 14,1 %. Отрицают любое участие студентов в преобразовании предметно-пространственной среды 21,9 % респондентов, а 4,7 % отмечают, что могут сделать многое, но все зависит от администрации университета. Данные результаты позволяют делать вывод о том, что студенты готовы внести существенный вклад в совершенствование предметно-пространственной среды, но, как правило, они не проявляют инициативы, и действуют только в случаях специальных поручений от преподавателей, и других участников образовательного процесса.
Привлечение студентов к эстетизации предметно-пространственной среды требует разработки комплекса мероприятий. Вовлеченность студентов в совместную с преподавателями и сотрудниками университета деятельность по эстетизации пространственной среды университета приведет к положительным результатам. У студентов сформируется четкое представление о понятии «эстетизация", возрастет понимание значимости эстетической среды. Студенты будут активно и творчески не только работать, учиться, но и формировать окружающий мир по законам красоты.
Поэтому можно сделать вывод о том, что для того, чтобы предметно-пространственная среда оказывала положительное влияние, формировала активную, деятельную и творчески целеустремленную личность, нужно привлекать студентов и организовывать предметно-пространственную среду посредством ее эстетизации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК