РОЛЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни молодежь часто бывает инертной, не за­интересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для познания и преобразования окружающей действительности. Именно поэтому формирование и развитие социальной активности молодого поколения становится важной проблемой современности, решающим фактором социального развития.

Как актуальная потребность студентов социальная активность реализуется в определенной системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность по удовлетворению возникшей потребности; как преобразующая способность социальная активность реализуется в соответствующих социальных знаниях и навыках [4, С. 10].

В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности. Российская педагогическая энциклопедия активность личности определяет как «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении» [6, С. 31]. С нашей точки зрения, социальная активность - устойчивое свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней и внешней деятельности по преобразованию себя и социума. Преобразование себя происходит через реализацию собственных потенциалов, в том числе, через досуговую деятельность. Досуговая деятельность - целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека, реализующаяся в системе культуры и досуга [5, С. 77]. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень - от потребителя духовных ценностей до их создателя, создает условия для самовыражения, саморазвития  самореализации личности [1].

 В процессе досуга студенту гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой деятельности. Четкая система организации досуга и культурного отдыха играет важную роль не только в поддержании устойчивого климата в коллективе, укреплении здоровья, но и в повышении социальной активности молодежи [3, С. 58].

Нами было выдвинуто предположение, что социальная активность студентов напрямую зависит от их активности в сфере досуга и формируется под влиянием досуговой деятельности.

Для обоснования роли досуговой деятельности в социальной активности студентов вуза нами было проведено исследование. Выборка исследования составила 45 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Участие в анкетировании приняли студенты разных факультетов.

Согласно результатам данного опроса большинство студентов (33,8%) предпочитают  свободное время посвящать развлечениям, что может быть обусловлено возрастом обучающихся, а также необходимостью эмоциональной разрядки после занятий. На втором месте у студентов учёба (24%), затем пассивный отдых (20,5%). Наименьшее предпочтение в свободное время студенты отдают работе (8,5%) и хобби. Однако показатели у разных групп всё-таки имеют свои отличия. Так, студенты факультета социальных наук больше времени уделяют пассивному отдыху, а не учёбе. Студенты-гуманитарии много времени уделяют чтению книг, журналов, проводят время у телевизора или компьютера. Учащиеся экономического факультета по сравнению с инженерами и социальными педагогами больше времени посвящают хобби. Это подтверждает замечание Е. Омельченко, что «вся молодёжная культура в целом ассоциируется, прежде всего, с досугом и отдыхом»[2, С.17].

Выяснение степени активности в свободное время позволило нам обозначить понимание социальной активности самими студентами.   Большинство из них (52%) под социальной активностью понимают «участие в общественной жизни университета, в том числе в различных мероприятиях». Часть студентов (25%) указывают также участие непосредственно в культурной жизни вуза. Таким образом, абсолютное большинство опрошенных студентов подчеркивают деятельностный характер данного явления.  В то же время, в различных группах просматривались свои особенности определения студентами понятия социальная активность. Студенты факультета социальных наук помимо участия в различных мероприятиях отметили активное проведение досуга, желание общаться с людьми и обладание такими качествами, как креативность, мобильность, устойчивость. Молодые люди данного факультета понимают социальную активность и как «отношение студента к участию в группе, коллективе, среди сверстников».  Обучающиеся на инженерно-физическом факультете акцентируют внимание на самостоятельности и инициативности студентов, указывая на то, что «молодые люди должны принимать участие в самих процессах организации развлекательных, спортивных и других мероприятий». Также, по их мнению, социально активные студенты должны проявлять инициативу и заинтересованность в жизни университета и желание изменять что-либо в лучшую сторону. В группе экономического факультета отличительными чертами понятия выступили такие положения, как участие в кружках, а также участие в культурно-развлекательной жизни университета. Как мы видим, в определении социальной активности студенты сами связывают ее с досуговой деятельностью.

Осознавая сущность понятия социальная активность, лишь 15,5% всех опрошенных считают себя социально активными. Большинство студентов (49%) не задумывались над этим, довольно большое количество (35,5%) ответили, что не являются активными. Около половины студентов, считающих себя социально активными, занимаются в каких-либо кружках и секциях. Несмотря на то, что социально активными студентами себя называют достаточно небольшое количество опрошенных, порядка 35% считают себя способными повлиять на жизнь университета. И 30% респондентов не верят в свои силы и способности. Наиболее уверенными в своих силах оказались студенты экономического факультета, наименее - инженерно-физического.

Мы попытались выяснить, что может стимулировать  самих студентов на участие в каком-либо общественном мероприятии, а также сравнить, чем руководствуются студенты при организации досуговой деятельности, какие факторы влияют на выбор ими досуга.

Наибольшее значение для студентов, готовых участвовать в общественных мероприятиях, имеет возможность проявить себя, самореализоваться (24%). Также значимым стимулом выступает возможность расширения социальных связей (24%), можно отметить, что и среди факторов досуга большая группа респондентов выделяет субъектов отдыха, эти факты подтверждают, что студенты придают большое значение тому, с кем им доведётся общаться. Данные мотивы являются основополагающими элементами проявления социальной активности. Таким образом, мы видим, что студенты сами до конца не осознавая, стремятся к социальной активности в подобных её проявлениях.

Материальное вознаграждение как стимул участия в общественных мероприятиях отметили 20,5%  опрошенных. В этом прослеживается желание получить поощрение, вселяющее в студентов уверенность в своих силах и доказывающее то, что занимаясь любимой деятельностью можно получать материальные блага. 12,5% студентов инженерно-физического факультета указали, что на участие в общественном мероприятии их могут стимулировать поблажки в учёбе - автоматическая сдача экзамена либо зачёта. Таким образом, проявление активности в сфере досуга у них связано с самим учебным процессом.

Не требует доказательства тот факт, что молодёжь сама должна проявлять инициативу в организации своего досуга и рациональном использовании свободного времени. В ходе исследования выяснилось, что 15,5% студентов кардинально бы изменили свой досуг, 71% - немного бы изменили свой привычный отдых и лишь 13,5% ничего не хотят менять. Это говорит о том, что в целом у молодых людей нет полной удовлетворённости своим досугом.

Согласно полученным данным 32,5% молодых людей в свободное время отдают предпочтение кафетериям и ресторанам, по сравнению с такими заведениями как, например, театры. Заметим, что лишь студенты факультета социальных наук включили театр в свой список посещаемых заведений. В кинотеатрах обычно отдыхает 28,8% опрошенных. Данный вид досуга отличается лёгкостью восприятия, относительной доступностью, ориентацией на различные вкусы. 22% респондентов посещают ночные клубы (бары).  В данных заведениях они получают больший выплеск эмоций, вступают в новые отношения, расширяют круг общения. Такие места отдыха как спортивные комплексы привлекает всего 9,5% исследуемых. Активные, здоровые формы досуга отходят на второй план, уступая место увеселительным и не требующим больших физических усилий.

Большое значение имеет и вопрос об организации досуга. 75% респондентов самостоятельно занимаются решением данной проблемы, причём уделяют этому большую часть своего свободного времени. Остальные 25% предпочитают, чтобы за них думали другие, лишь выбирая из предложенных вариантов.

Представляет интерес, какого рода мероприятий студентам не хватает в общественной и культурной жизни университета. Большинство опрошенных (40%) отметили, что им недостаёт развлекательных мероприятий. Больше всего на это указали студенты экономического факультета и факультета социальных наук, Представители инженерно-физического факультета больше всего нуждаются в научно-познавательных мероприятиях (36,5%). Менее всего студентам требуется спортивных мероприятий (9%). Студенты экономического (19%) и факультета социальных наук (17,5%) указали на нехватку творческих конкурсов. Это указывает на то, что учащиеся данных факультетов больше нуждаются в возможности проявить себя и реализоваться, ведь творческая сфера наиболее подходящая для этого область.

Для обобщения результатов анкетирования и выявления взаимосвязи досуговой деятельности и социальной активности мы выделили из всех опрошенных группу социально активных студентов по их собственным утверждениям (15,5%). Социальная активность этих студентов подтверждается тем, они чувствуют себя способными повлиять и влияют на общественную и культурную жизнь вуза, стремятся принимать участие в социально значимых мероприятиях. Изучив особенности досуга опрошенных, мы пришли к выводу, что 50% данных студентов, посещают кружки и театры и 3/4 из них спортивные комплексы. Здесь хочется отметить, что остальная половина студентов, не посещающих секции в вузе, основной причиной отмечают отсутствие интересующих их направлений, либо недостаток времени, т.е. потенциал в студентах заложен, но не достаёт условий для его реализации. Мы видим, что организованный и структурированный досуг является немаловажным условием, влияющим на социальную активность студентов. Здесь нельзя не отметить и противоположную тенденцию, которая заключается в том, что студенты, предпочитающие свободное время проводить в кафе, барах, ночных клубах и не стремящиеся организовывать свой досуг, не являются социально активными, проявляют безразличие не только к общественной и культурной жизни вуза, но и к самореализации себя в досуговой деятельности. Неорганизованные, исключительно развлекательные и не несущие пользы обществу формы досуга влекут за собой бездействие, пассивность и незаинтересованность студентов в жизни вуза.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что сфера досуга имеет огромное значение в жизни студентов и в их социальной активности. Речь идёт о саморазвитии, обогащении нравственной и духовной сферы. Мы убедились, что, по мнению студентов, социальная активность наиболее ярко проявляется в досуговой деятельности. Однако здесь огромное значение имеет то, как именно студенты проводят свой досуг. Ведь, как показало исследование, социально активных студентов единицы, но у многих обучающихся наблюдается желание проявлять себя.  Для того чтобы студенты были социально активны необходимо организовывать досуговую деятельность, благоприятно влияющую на социальную активность студентов вуза. Неорганизованные формы досуга должны быть под контролем, их должно быть меньше. Досуг необходимо организовывать, для того, чтобы молодежь не уходила в сторону от активной роли в жизни вуза, а стремилась в его стенах реализовать свой потенциал и преобразовать себя и окружающую действительность.

Список литературы:

  1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография // Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
  2. Воловик А.Ф. - Педагогика досуга: учебник / М.: Флинта, М.: Издательство Моск. психологического соц. ин-та 1998 - 236 с.
  3. Голованов О.Р. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме: Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.06 - теория и методика воспитания (социальное воспитание). - Кострома, 1999, - 22 с.
  4. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. - М.: Педагогика, 1988. - 144с.
  5. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Автор-составитель Мардахаев Л.В. - М: Изд. центр «Академия», 2002 г. - 368 с.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608с.
Просмотров работы: 184