Целью современного образования является формирование и развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Одним из компонентов развития личности в высшем профессиональном образовании является культура общения студента.
Культура общения студентов в вузе может рассматриваться как важнейший созидательный ресурс высшего профессионального образования в деле интеллектуального развития личности. Развитие культуры общения обязывает студента высшего учебного заведения овладеть ею как универсальной характеристикой специалиста, позволяющей выполнить социальные ожидания общества и выйти на высокий профессиональный и личностный уровень. Институт образования - это не только сфера обучения и воспитания подрастающего поколения, но и наиболее яркий индикатор духовно-нравственного и социального здоровья общества, благополучия культуры в целом. Утверждение гуманистических ценностей в образовании выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира.
Культура общения - это важная составная часть общей культуры личности, формирование которой выступает как насущная потребность наших дней, когда происходит изменение старых форм взаимодействий, переоценка ценностей и идеалов, поиск новых жизненных установок и ориентиров. Л.Д. Лихачев, обозначая феномен «культура общения», подчеркивает нравственное и духовное ее содержание, включая: «образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде освоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации».
Культура общения примыкает с одной стороны к понятию коммуникативная толерантность, с другой, через стили общения во взаимодействии с людьми. Культура общения - это интегративное качество личности, включающее знания о данном феномене, чертах толерантной личности, способность объективно оценивать людей, вступление в диалогические отношения, установление сотрудничества и определяющее активную нравственную позицию во взаимодействии с людьми.
Исходя из представленных выше определений, «культура общения» является одной из сторон базовой культуры личности, которая в свою очередь представляет собой комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций и т.д.), позволяющих жить человеку в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. Культура общения - это важнейшее условие удовлетворения индивидом отношениями с окружающими и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективной трудовой деятельности, одно из непременных условий психического, эмоционального, интеллектуального, социального развития личности.
Для того чтобы проверить наши предположения об особенностях культуры общения студентов, нами было проведено эмпирическое исследование. Базой исследования выступил Амурский Государственный университет. В исследовании приняли участие студенты 4 и 5 курсов факультета социальных наук в количестве 27 человек и студенты 5 курса факультета математики и информатики в количестве 26 человек, эмпирическое исследование охватило всего 53 студента. Исследование проводилось по систематической выборке среди студентов 20-22 лет.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выявить особенности культуры общения студентов. Для проведения исследования использовались три методики: анкета «Значение культуры общения для студентов», тесты «Коммуникативная толерантность» и «Стили общения».
Первой методикой исследования являлся письменный опрос - анкета, которая включала в себя ряд вопросов. Рассмотрим вопрос «Как Вы считаете, является ли культура общения важным условием Вашей профессиональной деятельности?», с помощью которого мы определили значение культуры общения для будущей профессиональной деятельности студентов. Для 89 % студентов факультета социальных наук (далее ФСН) и для 38,5 % студентов факультета математики и информатики (далее ФМИ) культура общения имеет большое значение в профессиональной деятельности. Но при этом 3,8 % студентов ФМИ, отрицают ее значение, поэтому склонны думать, что культура общения не является важным условием их будущей профессиональной деятельности. У студентов ФСН отсутствует отрицательное отношение.
Для того чтобы определить знания о культуре общения, нами был задан вопрос «Что Вы понимаете под культурой общения?», с помощью которого были выявлены осведомленность и понимание определения культуры общения. За основу правильного определения было использовано понятие М.А. Чернышевой, которая рассматривает «культуру общения», как совокупность норм, способов, форм взаимодействий людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения. Студенты обоих факультетов ФСН и ФМИ смогли дать частично правильный ответ на заданный вопрос, поэтому 45 % студентов считают, что культура общения это только набор личностных качеств человека. Остальные 40 % студентов двух факультетов смогли дать правильный ответ определения.
Ответы на следующие вопросы дали возможность определить уровень культуры общения студентов в целом. На вопрос «Как Вы оцениваете уровень культуры общения среди студентов?», большинство ответили, что студенты имеют низкий уровень культуры общения: 70 % студентов ФСН и 50 % студентов ФМИ считают, что в их общении часто присутствует нецензурная лексика, грубые выражения, употребление оскорбительных слов в адрес другого человека. Поэтому из этого следует, что существует потребность в формировании знаний и умений о культуре общения. Но при этом, ответив на вопрос «Как Вы оцениваете свой уровень культуры общения в данный момент?» по этим же показателям, 80 % студентов определили свой уровень культуры общения в данный момент на среднем уровне, это означает, что данные могли быть не достоверны, то есть субъективны.
Ответы на вопросы «Хотели бы Вы принять участие в занятиях по формированию культуры общения?» и «Вы бы стали ходить на такие занятия?», позволяют оценить отношение студентов к участию в занятиях по формированию культуры общения.
Более активную инициативность на участие в занятиях проявили 40 % студентов факультета социальных наук, в свою очередь 23 % студентов факультета математики и информатики посчитали такого рода занятия не интересными и не нужными. В целом на занятия по формированию культуры общения стали бы ходить 74 % студентов с ФСН и 42 % студентов с ФМИ.
Вопрос «Сколько времени Вы готовы потратить на участие в данных занятиях?» позволяет определить, сколько времени готовы потратить студенты на занятия по формированию культуры общения. К посещению данных занятий один раз в неделю положительно расположено 55 % студентов ФСН и 34,5 % ФМИ, что свидетельствует о большем количестве студентов в заинтересованности к формированию культуры общения. По сравнению со студентами ФСН, студенты ФМИ 27 % не желают тратить свое время на участие в данных занятиях, результаты показывают, что студенты негативно относятся к получению знаний в области культуры общения.
По результатам исследования с помощью анкетирования нами были сформулированы выводы, что большинство студентов имеют четких представлений о культуре общения. Но они отмечают важное значение для современного общества и самой личности в профессиональном становлении. У студентов обоих факультетов сравнительно низкий уровень культуры общения, что свидетельствует о необходимости формировать знаний и умения. Потому что культура общения для студентов является важным условием профессиональной деятельности будущего специалиста.
Второй использованный нами метод исследования - тест «Коммуникативная толерантность» В.В. Бойко. Данная методика предназначена для диагностики структуры поведенческих реакций в межличностном общении, способности принимать или не принимать индивидуальность людей во взаимодействии. Коммуникативная толерантность определяет жизненный путь и деятельность личности, поэтому является ее центральной характеристикой. Именно ее особенности свидетельствуют о психическом здоровье человека, его внутренней гармонии или дисбалансе, о способности к самоконтролю. Коммуникативная толерантность хорошо проявляется при общении: одни люди очень терпеливые ко всем, другие очень хорошо скрывают неприязнь к собеседнику, третьи умеют не замечать отрицательные и неприятные качества других. Но отсутствие коммуникативной толерантности приводит к тому, что это вызывает осуждение других людей, неприятие, постоянную критику, раздражение и даже проявление гнева по отношению к другим.
Рассмотрим уровни коммуникативной толерантности. Студенты ФМИ 7,7 % набрали низкий уровень от 60 до 135 баллов, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим. Отсутствие коммуникативной толерантности или ее высокий уровень приводит к негативным реакциям человека на обнаруженные различия между структурами своей личности и личности партнера. Студенты не стремятся или не скрывают неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, а также проявляют нетерпимость к чужому мнению.
Студенты ФСН 81,5 % и студенты ФМИ 73,1 %, набравшие от 31 до 60 баллов, обладают средним уровнем коммуникативной толерантности, люди обладают такими качествами как тактичность, вежливость и доброжелательность в общении, но при этом стремятся перевоспитать партнера, не всегда легко переносят индивидуальность других людей. Обладателями высокого уровня коммуникативной толерантности, набравших от 0 до 30 баллов, составило, примерно 18 % студентов двух факультетов, эти люди уважают индивидуальность человека и не стремятся перевоспитывать партнеров; уважают особенности личности и образ жизни собеседников, не стремясь сделать общение более комфортным только для себя, способны менять свое представление о человеке, исходя из его поступков, действий, манеры общения.
Большая часть студентов факультетов социальных наук и математики и информатики достигли среднего уровня коммуникативной толерантности, что свидетельствует о степени переносимости неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию. Студенты обладают такими умениями, как принимать индивидуальность другого человека, оценивать людей. Преодолевать категоричность своих оценок в адрес окружающих, скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, не стремятся перевоспитывать партнера.
Сравнительный анализ уровня коммуникативной толерантности между студентами факультетов социальных наук и математики и информатики. Говорит о том, что студенты ФМИ и ФСН обладают среднем уровнем коммуникативной толерантности, умеют поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их характера или привычек, быстро приспосабливаться к новым знакомствам с людьми, легко идти на уступки, признавать свою неправоту, быть терпимым к дискомфортным состояниям окружающих, не быть злопамятным.
Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отрицательных особенностей. В.В. Бойко считает, что повышение уровня толерантности происходит в том случае, если человек научиться двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства вызывающие или подчеркивающие эти различия. По мнению Г.В. Безюлевой и Г.М. Шаламовой, люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания в коллективе, что способствует формированию толерантных отношений. Коммуникативная толерантность проявляется в том, что человек не видит ярких различий между собой и партнером, либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий.
Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях студентов как условие благоприятного социально-психологического климата коллектива способствует его стабилизации: предотвращает агрессивное взаимодействие и внутригрупповые конфликты; снижает уровень напряженности в коллективе; способствует сплоченности, организованности, позитивному межличностному восприятию, благоприятному эмоциональному фону (групповое настроение), оптимизации процесса профессионального общения, устранению психологических барьеров общения.
Следующей методикой исследования является тест «стили общения» К. Левина. Для культуры общения большое значение имеет, какой стиль отношений устанавливается между людьми. Стиль общения отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Стиль общения, определяет то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, способность принятия и решения проблем, отношения к другим людям. Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми. Ученым К. Левиным были выделены три стиля общения: авторитарный, демократический или либеральный.
Проанализировав стили общения, получились следующие результаты, студенты факультета социальных наук 59,3 % обладают демократическим стилем общения, при котором принято в общении самостоятельность, инициативность, активность других, доверенность к окружающим, стремление совместно с другими людьми принимать решения, давая всем достаточную свободу для высказывания. Коммуникативные качества демократического стиля это общительность, доброжелательность, толерантность и вежливость при общении. Данный стиль общения можно характеризовать, как наиболее благоприятный во взаимодействии студентов.
Студенты факультета математики и информатики 57,7 % обладают либеральным стилем общения, при котором человек практически не управляет ситуацией общения, не проявляет коммуникативных способностей, формально отстраняется от активного взаимодействия с людьми, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Профессиональная деятельность студентов ФМИ характеризуется системой отношений, как «человек-машина», происходит взаимодействие человека с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления и обработки информации. Поэтому студентами ФМИ был предпочтен либеральный стиль общения. Так как нет необходимости участвовать в постоянном взаимодействии с людьми.
Проведенное исследование показало, что многие студенты не имеют четких представлений о культуре общения, ее сущности и структуре, о культурных формах человеческого взаимодействия. Проблема формирования культуры общения, в широком ее понимании, обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов, так как усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и реализация их непосредственно в общении способствуют не только личностному и духовному развитию молодого человека, но и социального, профессионального потенциала специалиста.
В структуре культуры будущего специалиста особое место должна занимать культура общения. Она важна в любом коллективе, в том числе производственном, научном и учебном. Ценность культурного диалога заложена в том, что он создает духовное пространство для новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, усиливает различные формы человеческого сотрудничества, предполагающего свободу и ответственность человека, признание его самоценности. Современный выпускник высшего учебного заведения, в соответствии с государственным образовательным стандартом, должен обладать многими знаниями и умениями в области культуры общения. Культура общения - это свод правил, которых должна придерживается каждая личность. Соблюдение этих правил показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в обществе, невозможно сотрудничать и налаживать деловые контакты
Таким образом, особенности культуры общения студентов характеризуются, как совокупность правил, которых должна придерживается каждая личность. Соблюдение этих правил показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в обществе, невозможно сотрудничать и налаживать деловые контакты. Культура общения подразумевает коммуникацию двух человек, которые прекрасно понимают рамки дозволенного и не позволяют их себе нарушать. Культура общения это неотъемлемая часть поведения во взаимодействии в обществе, любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-либо сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными. Культура общения должна проявляться не только в знаниях принципов и правил, но и в способности к пониманию другого человека. Она проявляется в тысячи мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому человеку, беречь природу, не мусорить вокруг себя. Язык всегда связан с культурой, как и культура с языком.