«МИРОВОЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

«МИРОВОЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Значение автомобильной промышленности нельзя преувеличить. Она, являясь, не только крупным потребителем трудовых, материальных и финансовых ресурсов, но и одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства, мировой экономики в целом и отдельной страны в частности.

Объект исследования - мировое автомобилестроение.

Предмет исследования - региональные особенности развития мирового рынка автомобилей.

Целью данной работы является характеристика текущего состояния автомобилестроения в мире. Основные задачи работы:

  1. выяснить роль автомобильной отрасли в мировой экономике;
  2. проанализировать перспективы развития автомобилестроения;
  3. собрать статистическую базу и показать динамику экспорта автомобилей в регионах мира;
  4. выявить лидеров по экспорту автомобилей за последние 10 лет;

При написании данной работы использовались разнообразные источники, включая учебную литературу по данной теме, статьи из периодических журналов и ресурсы сети Интернет, где можно найти полезную информацию о состоянии как российского, так и мирового рынка автомобилестроения в целом.

Метод написания работы: аналитический - позволяет  на основе предоставленных данных провести сравнительную характеристику и анализ с последующими выводами. Статистический метод дает возможность сгруппировать и структурировать данные, чтобы сгруппировать их в удобной форме. Картографический метод позволяет наглядно проанализировать особенности размещения предприятий отрасли. При обработке базы данных использовались программы Microsoft Word, Microsoft Excel. Карты выполнялись с помощью программы графического редактирования Paint и Photoshop.

 Глава 1. Характеристика развития мировой автомобильной отрасли в 20 веке

1.1.Роль автомобилестроения в мировой экономике

Автомобилестроение сегодня - одна из ведущих отраслей машиностроения. Она существенно влияет на развитие не только экономики в целом, но так же на темпы и направленность научно-технического прогресса в отраслях хозяйства, в какой-то мере связанных с машиностроением.

Автомобилестроение является материальной основой технического перевооружения экономики. В развитых странах эта отрасль является ведущей отраслью машиностроения. На это есть вполне логичные причины:

  • во-первых, в современном мире, для решения хозяйственных проблем человечеству требуется все больше и больше машин;
  • во-вторых, данная промышленность - постоянно развивающаяся. Она как бы «тянет» за собой другие отрасли. Благодаря инновациям, внедряемым в автомобильной промышленности, происходит совершенствование производств других отраслей. В силу того, что других отраслей достаточно много, наблюдается подъем всей промышленности государства, а, следовательно, и подъем экономики в целом;
  • в-третьих, автомобильная промышленность считается наиболее прибыльной отраслью народного хозяйства, из-за того, что приносит в бюджет государства немалые доходы от продаж не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, а так же способствует повышению товарооборота.
  • в-четвертых, автомобильная промышленность, бесспорно, считается стратегически важной отраслью. Значит, развитие данной промышленности делает страну не только экономически развитой, но и независимой. Например, внедрение последних инноваций, выдающихся образцов автомобильной техники в вооруженные силы однозначно повышает оборонную мощь государства. Благодаря всему вышеперечисленному можно сделать однозначный вывод о том, что автомобильная промышленность находится на одной из передовых ступеней в мировой экономике.

В автомобильной отрасли существует ряд тенденций, благодаря которым можно судить о важности ее роли и значимости связанных с ней отраслей в экономиках тех стран, которые промышленно развиты. Наблюдается совершенно новый подход в техническом развитии автомобиля, организации и технологии его производства. Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении расхода топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильно-дорожных систем. *


1.2. Динамика развития мирового автомобилестроения

Сто лет назад автомобильная промышленность вызвала широкое производство товаров. Автомобильная промышленность, появившись изначально во Франции и Германии, всецело созрело только в США в следствии внедрению Генри Фордом конвейера. Длительное время автомобилестроение было самым первым среди других отраслей по уровню организации производственного процесса, вот почему его и назвали «промышленностью промышленностей». Вместе с тем, эта отрасль первой встретилась с большим возмущением покупателей (это произошло в 60-е годы, когда потребители посчитали американские автомобили не безопасными), повышением цен на нефть вследствие энергетического кризиса 70-х. К тому же ,эта отрасль попала и под строгий контроль со стороны государства:  от экологичности производства и до вопросов антимонопольной политики.

Немаловажным фактором стало и то, что автомобильная промышленность гарантирует большую долю занятости трудоспособного населения страны, где изготавливаются или продаются автомобили. Страны, производящие автомобили гарантируют рабочие места также и другим странам, с которыми у них заключены договора о сотрудничестве. Кроме того, большой процент населения занят и в сопредельных отраслях, снабжающих автомобильную промышленность. В Америке, например, в сфере изготовления автомобилей, а также на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 12,5 млн. человек, а ведь это каждый шестой человек, работающий в промышленности. * Вот почему автомобильная промышленность всегда востребована.

В настоящее же время, в условиях глобализации, а так же жесточайшей конкуренции и постоянного роста расходов на научные разработки, и, при этом, спада темпов роста продаж на рынках развитых стран, многим автопроизводителям быть совсем независимыми стало нереально. Волна объединения с иностранными фирмами охватила в 90-е г автомобильные предприятия Америки. «Крайслер» объединился с компанией «Даймлер-Бенц». «Форд» установил контроль над компанией «Мазда», кроме того ему стали принадлежать теперь такие фирмы как «Ягуар», «Астон Мартин» и «Вольво». Компания «Дженерал моторс» стал обладать половиной капитала шведской «Сааб».

В то время как основные мировые рынки переживают застой, вперед выходят развивающиеся страны, такие как Корея, Китай, Индия, Мексика. Американский, европейский и японский рынки, у которых, в общей сложности, 80% мировой реализации автомобилей, фактически утратили темпы роста. Американский рынок автомобилей, например, явно переполнен, ведь туда поставляется продукция европейских, японских, южнокорейских и своих, американских автомобильных компаний. Кроме того, американские компании постоянно наращивают выпуск, чтобы успешно соперничать с иностранными производителями. Автомобилестроительный рынок США переживает не самые лучшие времена. В 2009 году «скончался» один из символов американской экономики-General Motors. Долги GM на 90 млрд долларов превзошли его доходы. Автоконцерн GM объявил о своем банкротстве. Активы его составили 82,29 млрд долларов, а вот долги - 172,81 млрд долларов.* До начала мирового экономического кризиса GeneralMotors успешно конкурировала с японской Toyota в поединке за лидерство на мировом авторынке. Концерн выпускал 13 марок автомобилей, владея немецким Opel, британским Vauxhall, а так же шведским Saab и китайским Wuling. Но General Motors не единственный потерпевший от кризиса американский концерн. В мае 2009 года о своем банкротстве заявил и другой крупный американский автопроизводитель - Chrysler LLC.*

Банкротство - не лучшее решение проблемы для автопроизводителей Америки. По крайней мере, специалисты утверждают, что власти не берут во внимание реакции автолюбителей. Ведь спрос на автомобили упал, а после банкротства автолюбители совсем перестанут покупать машины этих марок.


1.3. Перспективы развития отрасли

Современный мировой рынок автомобилей, существует в тяжелых условиях избыточного предложения, сокращающегося спроса и очень острой конкуренции. Подобная ситуация вынуждает автомобильные компании, которые желают  занимать высокие позиции на рынке, объединяться и жестко сокращать издержки. Перспективы консолидированных объединенных  компаний довольно просто предположить, несколько тяжелее определить, что будет ждать независимых автопроизводителей, которым становится все сложнее конкурировать на глобализирующемся автомобильном рынке в мире. В настоящее время подавляющее большинство компаний находятся в альянсах и тандемах с автомобильными ТНК других стран или вовсе принадлежат им.

В автомобилестроении развитых стран в последние годы наблюдается тенденция к переходу от крупносерийного выпуска моделей к мелкосерийному выпуску широкого ассортимента авто. Это выражается через изменение в сторону увеличения ряда моделей на автомобильном рынке,  снижение производства распространенных моделей и увеличение выпуска новых.

Важное значение для мировой автомобилестроительной промышленности приобретает борьба за безопасность, которая требует мероприятий просвещенного маркетинга. По оценкам американской компании Consumer Reports, японские автомобили являются самыми безопасными, так как в список 48 самых ненадежных машин попали только 4 японские модели.* По рейтингу лучших автомобилей 2008 года впервые во всех категориях, а их десять, лидирующие позиции занимают японские автопроизводители - Honda, Toyota и Subaru .*

 Все большее значение  в мировом автомобилестроении получают вопросы экологии, которые требуют новых подходов, формирующих экологический маркетинг. Требования экологического маркетинга направлены на преодоление проблем, которые связанны с защитой окружающей среды, быстрым ростом , а так же старением населения и, безусловно, важнейшей проблей современности -  нехваткой ресурсов. Создание ЕС стало и причиной ужесточения требований к техническим, экологическим и другим характеристикам автомобилей. Усиливающееся беспокойство по поводу загрязнения атмосферы, вызванного автомобильным транспортом, привело к принятию специальных мер по снижению шумового, газового и других видов загрязнений (типичный пример - последовательное введение сначала в ЕС, а затем и в других европейских странах экологических стандартов "Евро-1" - "Евро-5", а в ближайшем будущем - "Евро-6").*

1.4 Динамика производства автомобилей

Как видно на рис.3, Азия охватывает большую часть мирового рынка производства автомобилей. Разумеется, в основном на это повлияли такие гиганты автомобилестроения как Япония и Китай. Но если в первом зачастую производятся непосредственно Японские марки, то Китай производит и зарубежные марки. Европа наблюдает спад с 2000 года, не столько благодаря снижению качества производства и экономических проблем, сколько из-за продолжающегося роста того же Китая. Наблюдается тенденция переноса производства в Азиатские страны, из-за дешевой рабочей силы и прочих факторов. На рис.5 видно, что, если Китайские производители с годами увеличивают свои показатели в разы, то крупнейший производитель Европы, и один из лидеров начала конца 20го века - Германия практически не прогрессирует. Что касается непосредственных лидеров 2000-го года США и Японии, то они же в свою очередь идут по пути регресса в производстве на своей территории.

Источник: проценты подсчитаны автором курсовой работы на основе статистических данных сайта [http://wto.org/]

Источник: проценты подсчитаны автором курсовой работы на основе статистических данных сайта [http://wto.org/]

Источник: проценты подсчитаны автором курсовой работы на основе статистических данных сайта [http://wto.org/]

Глава 2. Изменения на мировом рынке автомобилей

2.1. Динамика экспорта автомобилей с 2000 г.

Темпы развития и качественные перемены в автомобилестроении в ХХ веке сравнимы по своим масштабам с тем, что было достигнуто в целом за всю его предыдущую историю. Одной из главных характеристик развития современной мировой автомобильной отрасли является динамика автомобиле строение последнего десятилетие. Безусловно, главное экспортеры на протяжении последних лет - ЕС, США, Япония. О них будет подробнее написано в следующей главе. Но так же следует выделить ряд стран, которые добились больших успехов за небольшой период времени.

Большое внимание стоит уделить китайскому автопрому. Анализируя статистику, можно сказать, что экспорт китайских автомобилей неизменно возрастает. Еще в 1990-ом году он экспортировал автомобилей общей сложностью на 228 млн. долларов, а в 2009-ом занимает уже седьмое место, экспортируя  19852 млн. долларов.  Каждый год экспорт увеличивается на 200-300%.* В настоящее время китайские автомобили, которые еще совсем недавно никто всерьез не воспринимал, с каждым днем покоряют все новые рынки и сердца автомобилистов. Особенно стоит отметить спрос на китайскую продукцию в России. Китайские автомобили стремительно вытесняют на российском рынке продукцию отечественного автопрома: при сходных технических характеристиках китайцы зачастую дешевле и более богато укомплектованы.

У российского автопрома активнее получалось торговать с соседями: странами СНГ, а вот с покупателями из западного зарубежья, вкусы которых автопроизводители «испортили» хорошим качеством сборки автомобилей, увы, отношения не складываются. По статистическим данным можно сказать, что РФ экспортировали автомобилей на 1754 млн. долларов в 2009, причем большинство из них реализовано на «истинно  отечественных» рынках.

Относительно хорошие показатели у ОАЭ. За последние годы  им удалось войти в десятку лидеров, при условии того, что в 2000 году это государство экспортировало автомобилей всего на 2108 млн долларов. А в 2009 уже на 15083 млн. долларов! Беспрецедентные в истории темпы экономического роста ОАЭ стали возможными благодаря добыче и экспорту нефти, которая обеспечила одни из самых высоких в мире показатели валового продукта на душу населения.*

Стоит отметить Канаду, как серьезного участника экспорта автомобильной промышленности. Эта страна неуклонно занимает лидирующие позиции. В первую очередь за счет представленных здесь зарубежными филиалами ведущих мировых производителей автотранспорта из США и Японии. Однако в 2009-ом году Канада показывает относительно низкие результаты по экспорту - 34170 миллионов долларов. В первую очередь это связано с мировым экономическим кризисом.

         Зато в то же время значительно возросло производство в крупнейших развивающихся странах ( Южной Корее, Мексике, Бразилии, Индии).  Корея даже обогнала Канаду и Мексику. Благодаря первому пятилетнему плану принятому еще в 60-ых годах, автомобилестроение пошло на подъем. А стратегия, впервые принятая на вооружение южнокорейскими автомобилестроителями почти сорок лет назад, вполне оправдывает себя и по нынешний день. Их ассортимент не слишком велик, но достаточно разнообразен. Отличное сочетание качества и стоимости делают эти марки востребованными во всём мире.

2.2. Страны и регионы - лидеры по экспорту автомобилей

Исходя из данных 2009-го года, которые можно наблюдать на рисунке 2, можно определить безоговорочных лидеров по экспорту автомобилей. Это страны, в которых традиционно сильно развита автомобильная промышленность. Это Европейский союз, Япония и Соединенные Штаты Америки. В 2009-ом году в совокупности автомобильная промышленность этих двух стран экспортировала на мировой рынок автомобилей на сумму 846680 миллионов долларов. Больше половины из них приходится на Европейский союз - 455858 млн. долларов. Без сомнения можно утверждать, что ЕС является крупнейшим экономическим центром, с хорошо развитой промышленностью. На долю Японии пришлось 103710 миллионов долларов. На долю США 72644 миллионов долларов, основной рынок сбыта для американских автомобилей - соседняя Канада. Торговля с Канадой развивается на основе внутрифирменного обмена предприятий «большой тройки» американских автомобильных транснациональных корпораций.

Такие высокие показатели экспорта автомобилей из этих стран вполне логичны. США и  Япония и ЕС традиционно входили в число лидеров автомобильной промышленности с конца XX века.

Если взглянуть на рисунок 1, в 2000-ом году Европейский союз экспортировал автомобили, общей сложностью на 287180 миллионов долларов. В этот показатель входит как внутренней, так и внешний экспорт. Это самый высокий показатель за этот год, в первую очередь за счет Германии - самой устойчивой экономике Европейского союза. Япония не потеряла свои позиции. В 2000-ом году экспорт японских автомобилей составил 88082 миллионов долларов, что позволило остаться Японии на втором месте. США увеличила экспорт больше чем в два раза, что составляет 67195миллионов долларов США.

Однако важно вспомнить, что прошедшее в 2011году цунами и землетрясение в Японии сильно подорвали позиции этого государства. По сообщениям прессы, на японском рынке было реализовано 108 тысяч 824 автомобиля - на 51 процент меньше, чем за год до этого. Такой результат стал самым низким с января 1968 года, когда в стране начали фиксировать число ежемесячно проданных машин.*

Заключение

В данной работе исследовался мировой рынок автомобилей. Удалось доказать, что автомобильная промышленность является  одной из крупнейших отраслей народного хозяйства и, давая общую характеристику уровня автомобильного производства, можно сказать, что по основным критериям оно занимает ведущее место среди других отраслей машиностроения. Данная отрасль является процветающей, развивающейся прибыльной и, безусловно, важной для экономики государства.

Безусловными лидерами в производстве и реализации продукции являются Европейский Союз, Япония и Соединенные Штаты Америки. Что касается Российской Федерации, то при сравнении с зарубежным автомобилестроением, мы довольно сильно отстаем по производительности труда и технологической трудоемкости. Кроме того, большое количество заводов требует технологического перевооружения, а иногда и полной реконструкции.

Однако после мирового финансового кризиса темпы производства продукции развитых стран сокращаются. В ситуации, когда основные мировые рынки переживают застой, на первый план выходят развивающиеся страны, в первую очередь Китай, Корея, Индия и Мексика.

 

Список используемой литературы

  1. Аксененко Б.Н. «Транспорт объединяет в единый комплекс все отрасли экономики», // «Автомобильный транспорт», №1, 2000г.
  2. Атлас население и хозяйство 9 класс, 6-е издание, с. 22. «Автомобильный транспорт»
  3. Видяпин В.И. и Степанова М.В. «Территориальная организация и размещение отраслей транспорта»/ «Экономическая география России» 1996г.
  4. Гладюк Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. «Экономическая география транспорта России», 1999г.
  5. Гольц Г.А., Филина В.А. « Пути развития транспорта России» , 1998.
  6. Горский К., Коммерсантъ-Daily, 1999, 31 марта. - C.7.
  7. Могилев А.Л. «Сокращение автохозяйства - основа развития рынка»// «Автомобильный транспорт», №7, 2002г.
  8. [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.
  9. [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://autodelo.narod.ru/
  10. [Электронный ресурс] : - Режим доступа:  http://motor.ru/
  11. [Электронный ресурс] : - Режим доступа:  http://www.worldbank.org/
  12. [Электронный ресурс] : - Режим доступа:  http://www.cheryportal.ru/
  13. [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://www.consumerreports.org/
  14. [Электронный ресурс] : - Режим доступа: журнал «U.S. News & World Report»

* http://autodelo.narod.ru/

* http://ru.wikipedia.org/

* http://www.gm.com/

* http://www.autonews.ru/

* http://www.consumerreports.org/

* журнал «U.S. News & World Report»

* http://ru.wikipedia.org/

* http://www.cheryportal.ru/

* http://www.worldbank.org/

* http://motor.ru/

Просмотров работы: 704