Если в советский период россияне не знали, что такое безработица и были обязаны трудоустроиться на существующие рабочие места, то в современный период существующие формы, и способы трудоустройства, а также - низкий спрос и широкое предложение рабочей силы способствуют росту безработицы. Точку зрения о том, что «лучше иметь плохую работу, чем не иметь никакой» высказывали и в прошлом, но когда уровень безработицы вырос, эти слова стали еще более актуальными.
В целом, выделяют три основных формы занятости: полную, эффективную и рациональную. Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде. Полная занятость может существовать при наличии определенного уровня безработицы. Она наблюдается при структурной и фрикционной безработице.
Эффективная занятость определяется получением максимального дохода от функционирования трудоспособного населения в трудовом процессе. Эта форма занятости предполагает такое распределение активно занятого населения в территориальном и отраслевом разрезе по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность получать наибольший прирост материальных и культурных благ. Рациональная занятость характеризуется соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессионально-квалификационной структурой работников
Практически всеми экономистами признается необходимость государственного регулирования рынка труда и занятости населения, социальных и экономических последствий их нестабильности. Для этого используются целый спектр мер:
Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждает государство обращаться к активной политике на рынке труда. основная цель активной политики - всемерное содействие в трудоустройстве гражданам потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя следующий комплекс мероприятий:
Проведение такой политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Активная государственная политика способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности. Обеспечение занятости населения определено как одно из направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р. Вместе с тем одной из самых важных задач остается определение оптимальных масштабов вмешательства государства в формирование отношений на рынке труда и выбор конкретных инструментов этого вмешательства.
Несмотря на то, что мало осталось тех, кто верит в возможность всеобщей стабильной занятости, люди по-прежнему связывают свое будущее с возможностью получения достойных рабочих мест в условиях стабильности. Ориентация граждан на работу объясняется необходимостью обеспечения надежных средств к существованию, желанием самоутвердиться, преуспеть, стать удачливыми и обрести индивидуальность.
Вместе с тем в Республике Мордовия продолжает наблюдаться дифференциация по уровню напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения. Так данные таблицы 1 показывают, что наиболее сложная ситуация складывается в муниципальных районах входящих в состав 1 кластера. В этой группе самые высокие показатели уровня зарегистрированной безработицы (от 2,7 до 2,2%), средней продолжительности регистрируемой безработицы, а также коэффициент напряженности на одну вакансию. Во втором кластере ситуация немного лучше. Третий кластер характеризуется относительно низким уровнем напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения.
Таблица 1 - Кластеры по уровню напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения в республике в 2010 г.
Высокий уровень напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения |
Средний уровень напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения |
Относительно низкий уровень напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения |
1 кластер |
2 кластер |
3 кластер |
Ковылкинский район |
Ромодановский район |
Торбеевский район |
Зубово-Полянский район |
Старошайговский район |
Ельниковский район |
Дубенский район |
Чамзинский район |
Краснослободский район |
Атяшевский район |
Кадошкинский район |
Кочкуровский район |
Лямбирский район |
Теньгушевский район |
Темниковский район |
Большеигнатовский район |
ГО Саранск |
Атюрьевский район |
|
Большеберезниковский район |
Рузаевский район |
|
Ардатовский район |
Инсарский район |
|
|
Ичалковский район |
Максимальное значение уровня безработицы превышает минимальное в районах республики в 2,3 раза. В двенадцати муниципальных образованиях уровень регистрируемой безработицы выше среднереспубликанского, в 8 муниципальных районах - ниже (таблица 2). Коэффициент напряженности находится в пределах от 2,1 (городской округ Саранск) и 2,4 (Ромодановский район) до 25,8 (Торбеевский район) и 20,7 (Ичалковский район) [6].
Таблица 2 - Уровень зарегистрированной безработицы по районам республики, на конец года; в процентах
Муниципальные районы и городской округ |
2006 г. |
ранг |
2008 г. |
ранг |
2010 г. |
ранг |
ГО Саранск |
1,1 |
1 |
0,8 |
2 |
1,1 |
1 |
Ардатовский район |
1,5 |
7 |
0,8 |
3 |
1,2 |
2 |
Атюрьевский район |
2,2 |
20 |
1,8 |
20 |
1,9 |
14 |
Атяшевский район |
2,1 |
19 |
1,4 |
14 |
2,8 |
23 |
Большеберезниковский район |
2,2 |
21 |
1,7 |
19 |
2,1 |
15 |
Большеигнатовский район |
2,4 |
23 |
2,0 |
22 |
2,7 |
22 |
Дубенский район |
1,6 |
9 |
1,2 |
9 |
1,5 |
7 |
Ельниковский район |
1,8 |
14 |
1,6 |
18 |
1,7 |
12 |
Зубово-Полянский район |
2,2 |
22 |
1,9 |
21 |
2,2 |
19 |
Инсарский район |
1,6 |
10 |
1,3 |
12 |
2,1 |
16 |
Ичалковский район |
1,9 |
15 |
1,4 |
15 |
2,2 |
20 |
Кадошкинский район |
1,9 |
16 |
2,1 |
23 |
2,4 |
21 |
Ковылкинский район |
1,6 |
11 |
1,4 |
16 |
2,1 |
17 |
Кочкуровский район |
1,5 |
8 |
1,1 |
7 |
1,6 |
10 |
Краснослободский район |
1,3 |
3 |
0,9 |
5 |
1,3 |
4 |
Лямбирский район |
1,1 |
2 |
1,3 |
13 |
1,3 |
5 |
Ромодановский район |
1,6 |
12 |
1,1 |
8 |
2,1 |
18 |
Рузаевский район |
1,7 |
13 |
1,2 |
10 |
1,8 |
13 |
Старошайговский район |
2,0 |
18 |
1,2 |
11 |
1,5 |
8 |
Темниковский район |
1,4 |
4 |
1,0 |
6 |
1,6 |
11 |
Теньгушевский район |
1,9 |
17 |
1,5 |
17 |
1,5 |
9 |
Торбеевский район |
1,4 |
5 |
0,7 |
1 |
1,2 |
3 |
Чамзинский район |
1,4 |
6 |
0,8 |
4 |
1,4 |
6 |
Республика Мордовия |
1,4 |
- |
1,1 |
- |
1,5 |
- |
Проведенное нами исследование позволило выявить целый ряд ключевых проблем в сфере занятости населения в республике. К ним относятся следующие:
Поэтому в целях ликвидации данных проблем, а также предотвращения безработицы и обеспечения занятости в республике была принята и активно реализовывалась Республиканская целевая программа содействия занятости населения в Республике Мордовия, рассчитанная на 2009-2011 гг. По итогам ее реализации службе занятости удалось увеличить объемы мероприятий по занятости населения и контролировать ситуацию на рынке труда. Кроме того Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения были разработаны и утверждены республиканские целевые программы «Профессиональное обучение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, на 2008-2011 гг.» и «Профессиональное обучение безработных инвалидов на 2008-2011 гг.».
В рамках Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия уже удалось проделать серьезную работу по следующим направлениям:
Весьма отрадным, на наш взгляд, является и тот факт, что даже после окончания финансового кризиса в республике, как и в ряде других субъектов Российской Федерации была утверждена и успешно реализована «Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия на 2011 г.» с общим объемом финансирования - 270053 тыс. р., в том числе 256550 тыс. р. - это субсидии из федерального бюджета и 13503 тыс. р. - выделены из республиканского бюджета. Оценивая эффективность распределения средств, можно отметить, что их своевременное выделение позволило не допустить образования кредиторской задолженности по социальной поддержке безработных граждан и реализации мероприятий содействия занятости населения в последние столь нелегкие для республики годы. Результаты расчетов показали, что индекс доходности бюджетных расходов в 2011 г. составил - 1,2 руб. на 1 руб/затрат, бюджетный эффект - 78623,1 тыс. рублей, а социальный эффект - 1083688,5 тыс. рублей (таблица 3).
Таблица 3 - Социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Мордовия
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Численность трудоустроенных граждан, всего человек |
24873 |
21670 |
21700 |
- трудоустроено на постоянную работу, человек |
9069 |
9800 |
9000 |
- трудоустроено на временную работу, человек |
15804 |
11870 |
12700 |
Средняя продолжительность занятости в течение года, мес.: |
|||
- при трудоустройстве на постоянную работу, мес. |
9,6 |
10,0 |
8,5 |
- при трудоустройстве на временную работу, мес. |
1,8 |
2,2 |
1,5 |
Средняя заработная плата в экономике |
10937,2 |
12269,0 |
13623,0 |
Средняя заработная плата при трудоустройстве на временную работу, рублей в мес. |
1750,0 |
1960,0 |
2180,0 |
Налоговые поступления в бюджетную систему, обусловленные трудоустройством граждан, тыс. рублей |
392784,6 |
491389,8 |
424805,9 |
Бюджетный эффект, тыс. рублей |
19096,9 |
24196,7 |
78623,1 |
Индекс доходности бюджетных расходов, рублей на 1 руб/затрат |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
Социальный эффект, тыс. рублей |
1002001,5 |
1253545,4 |
1083688,5 |
Расходы на мероприятия по содействию занятости населения, тыс. рублей |
373687,7 |
467193,1 |
346182,8 |
А что же ждет нас в ближайшие годы? Стратегические приоритеты социально-экономического развития республики предусматривают повышение конкурентоспособности экономики за счет развития инновационного сектора, высокотехнологичных отраслей и человеческого капитала. Планируется реализация перспективных инвестиционных проектов: «Разработка и организация серийного производства комплексного электрического оборудования для электровозов», «Освоение производства энергосберегающих светильников на основе ярких светодиодов» (ОАО «Электровыпрямитель»), «Реструктуризация производства лекарственных средств в ампулах» (ОАО «Биохимик»), «Создание производства оптического волокна» (ЗАО «Оптиковолоконные системы»), «Освоение массового производства энергоэффективных световых приборов нового поколения и электронных компактных люминесцентных ламп на базе технологического процесса и коммерческо-сбытовой системы ЗАО «Ксенон» (ЗАО «Ксенон»), «Модернизация и расширение производства кондитерских изделий до 50 тыс. тонн в год» (ОАО «Ламзурь»), «Организация совместного производства с немецкой фирмой «Кроне» по выпуску немецкой прицепной сельскохозяйственной техники (кормоуборочной) в России» (ОАО «МордовАгроМаш») и другие. Реализация значимых для республики инвестиционных проектов предполагается в рамках региональных институтов развития - ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» и ЗПИФ смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия».
Развитие инновационных направлений деятельности организаций республики повлечет за собой изменение сложившейся структуры занятости работников и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и возникновением новых профессий. В этой связи актуальной проблемой становится развитие качества рабочей силы и организация переобучения персонала под новые рабочие места в соответствии с изменившимися требованиями и внедряемыми инновационными технологиями. Решение возникающей проблемы - организация опережающего профессионального обучения. Кроме того, выход на траекторию посткризисного роста потребует от успешных предприятий принятия энергичных мер по повышению эффективности производства и производительности труда, оптимизации структуры и численности персонала.
Продолжится в республике и оптимизация численности работников государственных и бюджетных учреждений, являющаяся элементом внедрения инновационных управленческих технологий в сфере государственного управления, здравоохранения, образования. В условиях модернизации здравоохранения одной из задач является обеспечение отрасли высококвалифицированными специалистами, способными освоить, грамотно и эффективно использовать современные технологии, новые методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации больных. Решение возникающей проблемы - организация профессиональной переподготовки врачей.
Вместе с тем в ближайшие годы республиканский рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями: переходом рабочей силы из одного состояния в другое (занятость, безработица, экономическая неактивность), интенсивностью движения кадров в организациях. Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом также сохранится. Поэтому необходимо продолжить работу, направленную на снижение напряженности на республиканском рынке труда и увеличение занятости населения республики. Причем приоритетными направлениями в данной области должны стать:
Список литературы: