РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: ПОДВОДИМ ИТОГИ И ЗАГЛЯДЫВАЕМ В БУДУЩЕЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: ПОДВОДИМ ИТОГИ И ЗАГЛЯДЫВАЕМ В БУДУЩЕЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рыночные трансформации, произошедшие в экономике России в течение последних пятнадцати лет, были: связаны со становлением структур рынков рабочей силы и капитала, появлением - многоукладной экономики, изменением отраслевой структуры производства. Появление безработицы и преобразование трудовых отношений являются их естественным следствием. Формирование и функционирование рынка рабочей силы, а также достижение оптимальной занятости населения превратились не только в общегосударственную задачу, но и в проблему для всех участников отношений занятости.

Если в советский период россияне не знали, что такое безработица и были обязаны трудоустроиться на существующие рабочие места, то в современный период существующие формы, и способы трудоустройства, а также - низкий спрос и широкое предложение рабочей силы способствуют росту безработицы. Точку зрения о том, что «лучше иметь плохую работу, чем не иметь никакой» высказывали и в прошлом, но когда уровень безработицы вырос, эти слова стали еще более актуальными.

В целом, выделяют три основных формы занятости: полную, эффективную и рациональную. Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде. Полная занятость может существовать при наличии определенного уровня безработицы. Она наблюдается при структурной и фрикционной безработице.

Эффективная занятость определяется получением максимального дохода от функционирования трудоспособного населения в трудовом процессе. Эта форма занятости предполагает такое распределение активно занятого населения в территориальном и отраслевом разрезе по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность получать наибольший прирост материальных и культурных благ. Рациональная занятость характеризуется соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессионально-квалификационной структурой работников

Практически всеми экономистами признается необходимость государственного регулирования рынка труда и занятости населения, социальных и экономических последствий их нестабильности. Для этого используются целый спектр мер:

  • Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются путем реализации государственных программ, направленных на отдельные специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на предложение труда.
  • Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на население, т.е. воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждает государство обращаться к активной политике на рынке труда. основная цель активной политики - всемерное содействие в трудоустройстве гражданам потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя следующий комплекс мероприятий:

  • содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства;
  • развития системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например, посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время обучения;
  • организация общественных работ, включая работы по строительству и благоустройству МО, защите земли, уходу за больными, престарелыми;
  • содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

Проведение такой политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Активная государственная политика способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности. Обеспечение занятости населения определено как одно из направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р. Вместе с тем одной из самых важных задач остается определение оптимальных масштабов вмешательства государства в формирование отношений на рынке труда и выбор конкретных инструментов этого вмешательства.

Несмотря на то, что мало осталось тех, кто верит в возможность всеобщей стабильной занятости, люди по-прежнему связывают свое будущее с возможностью получения достойных рабочих мест в условиях стабильности. Ориентация граждан на работу объясняется необходимостью обеспечения надежных средств к существованию, желанием самоутвердиться, преуспеть, стать удачливыми и обрести индивидуальность.

Вместе с тем в Республике Мордовия продолжает наблюдаться дифференциация по уровню напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения. Так данные таблицы 1 показывают, что наиболее сложная ситуация складывается в муниципальных районах входящих в состав 1 кластера. В этой группе самые высокие показатели уровня зарегистрированной безработицы (от 2,7 до 2,2%), средней продолжительности регистрируемой безработицы, а также коэффициент напряженности на одну вакансию. Во втором кластере ситуация немного лучше. Третий кластер характеризуется относительно низким уровнем напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения. 

 

Таблица 1 - Кластеры по уровню напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения в республике в 2010 г.

Высокий уровень напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения

Средний уровень напряженности на рынке труда и в сфере занятости населения

Относительно низкий

уровень напряженности на рынке труда и в сфере

занятости населения

1 кластер

2 кластер

3 кластер

Ковылкинский район

Ромодановский район

Торбеевский район

Зубово-Полянский район

Старошайговский район

Ельниковский район

Дубенский район

Чамзинский район

Краснослободский район

Атяшевский район

Кадошкинский район

Кочкуровский район

Лямбирский район

Теньгушевский район

Темниковский район

Большеигнатовский район

ГО Саранск

Атюрьевский район

 

Большеберезниковский район

Рузаевский район

 

Ардатовский район

Инсарский район

 

 

Ичалковский район

Максимальное значение уровня безработицы превышает минимальное в районах республики в 2,3 раза. В двенадцати муниципальных образованиях уровень регистрируемой безработицы выше среднереспубликанского, в 8 муниципальных районах - ниже (таблица 2). Коэффициент напряженности находится в пределах от 2,1 (городской округ Саранск) и 2,4 (Ромодановский район) до 25,8 (Торбеевский район) и 20,7 (Ичалковский район) [6].


Таблица 2 - Уровень зарегистрированной безработицы по районам республики, на конец года; в процентах

Муниципальные районы

и городской округ

2006 г.

ранг

2008 г.

ранг

2010 г.

ранг

  ГО Саранск

1,1

1

0,8

2

1,1

1

Ардатовский район

1,5

7

0,8

3

1,2

2

Атюрьевский район

2,2

20

1,8

20

1,9

14

Атяшевский район

2,1

19

1,4

14

2,8

23

Большеберезниковский район

2,2

21

1,7

19

2,1

15

Большеигнатовский район

2,4

23

2,0

22

2,7

22

Дубенский район

1,6

9

1,2

9

1,5

7

Ельниковский район

1,8

14

1,6

18

1,7

12

Зубово-Полянский район

2,2

22

1,9

21

2,2

19

Инсарский район

1,6

10

1,3

12

2,1

16

Ичалковский район

1,9

15

1,4

15

2,2

20

Кадошкинский район

1,9

16

2,1

23

2,4

21

Ковылкинский район

1,6

11

1,4

16

2,1

17

Кочкуровский район

1,5

8

1,1

7

1,6

10

Краснослободский район

1,3

3

0,9

5

1,3

4

Лямбирский район

1,1

2

1,3

13

1,3

5

Ромодановский район

1,6

12

1,1

8

2,1

18

Рузаевский район

1,7

13

1,2

10

1,8

13

Старошайговский район

2,0

18

1,2

11

1,5

8

Темниковский район

1,4

4

1,0

6

1,6

11

Теньгушевский район

1,9

17

1,5

17

1,5

9

Торбеевский район

1,4

5

0,7

1

1,2

3

Чамзинский район

1,4

6

0,8

4

1,4

6

Республика Мордовия

1,4

-

1,1

-

1,5

-

 

Проведенное нами исследование позволило выявить целый ряд ключевых проблем в сфере занятости населения в республике. К ним относятся следующие:

  • потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работника, их перехода в неформальную занятость, часто не требующего прежней квалификации, миграции за пределы республики;
  • трудоустройство ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается сложным даже в условиях выхода из экономического кризиса;
  • ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, наряду с медленным наращиванием новых рабочих мест, резко снижает возможности трудоустройства незанятых из-за увеличения доли рабочих мест, непривлекательных для населения. Растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям труда и оплаты;
  • система государственного профессионального образования медленно перестраивается, масштабы, структура и формы первичной подготовки в недостаточной степени учитывают изменения в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе, система вторичного обучения (переподготовка и повышение квалификации) не стала еще массовой, продолжает ориентироваться лишь на отдельные группы населения, нуждающегося в трудоустройстве. Слабую заинтересованность в повышении квалификации работающих и их переподготовке проявляют работодатели.

Поэтому в целях ликвидации данных проблем, а также предотвращения безработицы и обеспечения занятости в республике  была принята и активно реализовывалась Республиканская целевая программа содействия занятости населения в Республике Мордовия, рассчитанная на 2009-2011 гг. По итогам ее реализации службе занятости удалось увеличить объемы мероприятий по занятости населения и контролировать ситуацию на рынке труда. Кроме того Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения были разработаны и утверждены республиканские целевые программы «Профессиональное обучение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, на 2008-2011 гг.» и «Профессиональное обучение безработных инвалидов на 2008-2011 гг.».

В рамках Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия уже удалось проделать серьезную работу по следующим направлениям:

  • организации опережающего профессионального обучения и стажировки работников, находящихся под угрозой увольнения. Направлено на обучение 1297 работников, находящихся под угрозой увольнения (завершили обучение 1289 человек), а также 3502 работника организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, завершили обучение 3470 человек. Израсходовано 55819,8 тыс. рублей или 100% от средств, предусмотренных в Программе;
  • организации опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда. С целью их вывода с вредного производства заключено 5 договоров на сумму 0,1 млн. рублей. Направлено на обучение 17 человек, завершило профессиональное обучение 16 человек (израсходовано 98,1 тыс. рублей);
  • организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности. Заключено 127 договоров на сумму 2,8 млн. рублей. Направлено на обучение 273 женщины, завершили профессиональное обучение 247 человек. Сумма освоения финансовых средств составила 2,0 млн. рублей;
  • организации профессиональной переподготовки врачей в соответствии с программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Прошли обучение 30 человек, израсходовано 1168,0 тыс. рублей или 100% от средств, предусмотренных в Программе;
  • организации общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда. Заключено 17 договоров на создание 1460 рабочих мест для участия 1759 граждан на сумму 18,1 млн. рублей. В общественных и временных работах приняли участие 1813 человек;
  • организации стажировки выпускников. По организации стажировки выпускников принимали участие 452 выпускника образовательных учреждений, израсходовано 9277,4 тыс. рублей или 100% от средств, предусмотренных в Программе;
  • содействию трудоустройству незанятых инвалидов. Заключено 58 договоров на создание 68 специальных рабочих мест на сумму 3,3 млн. рублей. Трудоустроено на рабочие места 68 человек;
  • содействию трудоустройству родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Заключено 9 договоров на создание 9 рабочих мест на сумму 0,5 млн. рублей;
  • содействию трудоустройству многодетных родителей. Заключено 23 договора на создание 26 рабочих мест на сумму 1,3 млн. рублей. Трудоустроены на рабочие места 26 человек. Сумма освоения финансовых средств составила 1,3 млн. рублей или 144,1% от средств, предусмотренных в Программе;
  • организации предпринимательской деятельности получили финансовую поддержку на организацию собственного дела. По организации предпринимательской деятельности получил финансовую поддержку на организацию собственного дела 4051 безработный гражданин на сумму 238407,9 тыс. рублей, а также 1044 предпринимателя в сумме 162229,2 тыс. рублей на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства 2759 безработных граждан. Израсходовано 400636,7 тыс. рублей или 100% от средств, предусмотренных в Программе.

Весьма отрадным, на наш взгляд, является и тот факт, что даже после окончания финансового кризиса в республике, как и в ряде других субъектов Российской Федерации была утверждена и успешно реализована «Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия на 2011 г.» с общим объемом финансирования - 270053 тыс. р., в том числе 256550 тыс. р. - это субсидии из федерального бюджета и 13503 тыс. р. - выделены из республиканского бюджета. Оценивая эффективность распределения средств, можно отметить, что их своевременное выделение позволило не допустить образования кредиторской задолженности по социальной поддержке безработных граждан и реализации мероприятий содействия занятости населения в последние столь нелегкие для республики годы. Результаты расчетов показали, что индекс доходности бюджетных расходов в 2011 г. составил - 1,2 руб. на 1 руб/затрат, бюджетный эффект - 78623,1 тыс. рублей, а социальный эффект - 1083688,5 тыс. рублей (таблица 3).

Таблица 3 - Социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Мордовия 

Наименование показателей

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Численность трудоустроенных граждан, всего человек

24873

21670

21700

- трудоустроено на постоянную работу, человек

9069

9800

9000

- трудоустроено на временную работу, человек

15804

11870

12700

Средняя продолжительность занятости в течение года, мес.:

- при трудоустройстве на постоянную работу, мес.

9,6

10,0

8,5

- при трудоустройстве на временную работу, мес.

1,8

2,2

1,5

Средняя заработная плата в экономике

10937,2

12269,0

13623,0

Средняя заработная плата при трудоустройстве на временную работу, рублей в мес.

1750,0

1960,0

2180,0

Налоговые поступления в бюджетную систему, обусловленные трудоустройством граждан, тыс. рублей

392784,6

491389,8

424805,9

Бюджетный эффект, тыс. рублей

19096,9

24196,7

78623,1

Индекс доходности бюджетных расходов, рублей на 1 руб/затрат

1,1

1,1

1,2

Социальный эффект, тыс. рублей

1002001,5

1253545,4

1083688,5

Расходы на мероприятия по содействию занятости населения, тыс. рублей

373687,7

467193,1

346182,8

 

А что же ждет нас в ближайшие годы? Стратегические приоритеты социально-экономического развития республики предусматривают повышение конкурентоспособности экономики за счет развития инновационного сектора, высокотехнологичных отраслей и человеческого капитала. Планируется реализация перспективных инвестиционных проектов: «Разработка и организация серийного производства комплексного электрического оборудования для электровозов», «Освоение производства энергосберегающих светильников на основе ярких светодиодов» (ОАО «Электровыпрямитель»), «Реструктуризация производства лекарственных средств в ампулах» (ОАО «Биохимик»), «Создание производства оптического волокна» (ЗАО «Оптиковолоконные системы»), «Освоение массового производства энергоэффективных световых приборов нового поколения и электронных компактных люминесцентных ламп на базе технологического процесса и коммерческо-сбытовой системы ЗАО «Ксенон» (ЗАО «Ксенон»), «Модернизация и расширение производства кондитерских изделий до 50 тыс. тонн в год» (ОАО «Ламзурь»), «Организация совместного производства с немецкой фирмой «Кроне» по выпуску немецкой прицепной сельскохозяйственной техники (кормоуборочной) в России» (ОАО «МордовАгроМаш») и другие. Реализация значимых для республики инвестиционных проектов предполагается в рамках региональных институтов развития - ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» и ЗПИФ смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия».

Развитие инновационных направлений деятельности организаций республики повлечет за собой изменение сложившейся структуры занятости работников и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и возникновением новых профессий. В этой связи актуальной проблемой становится развитие качества рабочей силы и организация переобучения персонала под новые рабочие места в соответствии с изменившимися требованиями и внедряемыми инновационными технологиями. Решение возникающей проблемы - организация опережающего профессионального обучения. Кроме того, выход на траекторию посткризисного роста потребует от успешных предприятий принятия энергичных мер по повышению эффективности производства и производительности труда, оптимизации структуры и численности персонала.

Продолжится в республике и оптимизация численности работников государственных и бюджетных учреждений, являющаяся элементом внедрения инновационных управленческих технологий в сфере государственного управления, здравоохранения, образования. В условиях модернизации здравоохранения одной из задач является обеспечение отрасли высококвалифицированными специалистами, способными освоить, грамотно и эффективно использовать современные технологии, новые методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации больных. Решение возникающей проблемы - организация профессиональной переподготовки врачей.

Вместе с тем в ближайшие годы республиканский рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями: переходом рабочей силы из одного состояния в другое (занятость, безработица, экономическая неактивность), интенсивностью движения кадров в организациях. Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом также сохранится. Поэтому необходимо продолжить работу, направленную на снижение напряженности на республиканском рынке труда и увеличение занятости населения республики. Причем приоритетными направлениями в данной области должны стать:

  • опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами;
  • опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;
  • организация профессиональной переподготовки врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;
  • стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;
  • содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
  • содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

 

Список литературы:

  1. Земцова А.В. Приоритетные направления регулирования занятости в Российской Федерации / А.В. Земцова // Особенности социально-экономической модернизации в России. Сб. трудов молодых ученых. Часть 1. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. - С.24-28.
  2. Оганян К. М. / Стрельцов Н. М. Занятость населения и регулирование: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. - СПб.: Изд-во, «Бизнес - пресса, 2008. - 370 с.
  3. Отчет о деятельности Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения за 2010 год. - Саранск.: Изд-во Государственного комитета РМ по труду и занятости населения, 2011. - 105 с.
  4. О Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Мордовия на 2009-2011 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. N566. - Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ».
  5. Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия на 2010 год (за счет возврата средств неиспользованных субсидий за 2009 год) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 марта 2010 г. N 132. - Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ».
  6. Мордовия: стат. ежегодник / Федер. служба гос. статистики. Территор. орган. Федер. службы гос. статистики по Республике Мордовия. - Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2011. - 444 с.
  7. Рынок труда и занятость: современные проблемы теории и практики. Серия: «Точка зрения». - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 162 с.
Просмотров работы: 22