УНИВЕРСИТЕТ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

УНИВЕРСИТЕТ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Много дискуссий в современном научном мире разворачивается вокруг института образования. Причина в том, что обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая.

Уровень образования населения России является одним из важнейших конкурентных преимуществ в мировой экономике. Сохранение и поддержание образовательной сферы должно стать залогом динамичного развития социальной и экономической сферы не только страны, но и конкретных территорий на которой функционирует вуз. Мировой опыт показывает, что наука и образование являются достаточно весомыми факторами развития и становления эффективной области знаний, которые основываются на интеллектуальном труде.

Университет выполняет несколько важных миссий, первая миссия университета - передача знаний, причем не просто, а как управляемый процесс формирования общественного и профессионального сознания, оно формирует методологическую культуру, как отдельного человека, так и общества в целом. Методологическая культура, представляет собой способ и тип мышления, распознавание проблем, нахождение подходов и путей решения, тут осуществляется связь между университетскими миссиями. Поэтому университет должен готовить специалистов, которые могли бы не только использовать новые знания, но и коммерциализировать их.

В настоящее время считается, что процесс модернизации университетской деятельности должен быть ориентирован на повышение их вклада в конкурентоспособность своих территорий. Это обуславливает необходимость использования стратегического управления, которые будут во всей университетской деятельности, начиная с уровня кафедры, и до уровня ректората. Многие ученные высказывают мнения о том, что в 21 веке образование, генерирование идей и их коммерциализация, инновации рассматриваются как движущие силы социально-экономического развития и составляют основу, так называемой концепции «треугольника знаний» [1] (рисунок 1).

Предполагается, что они должны внести решающий вклад в развитие конкурентоспособности конкретной территории и страны в целом. В процессе внедрения концепции, главная роль естественно отводится университетам, которые для исполнения данной роли наиболее эффективно, должны будут подвергнуться модернизации. И конечно в данном процессе, наибольшее внимание будет уделено наименее характерной миссии для университетов коммерциализации знаний и участию в программах регионального развития.

Вузы должны уделять значительное внимание своей привлекательности на рынке образовательных услуг и обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В результате, с позиции рыночной экономики вуз является объектом двух взаимодействующих рынков: рынка образовательных услуг и рынка труда.

В теории стратегического планирования при анализе рынков на основе двух показателей, привлекательности и конкурентоспособности отрасли, используя модель Мак-Кинси. Чтобы построить матрицу Мак-Кинси, необходимо определить координат. Значения по каждому фактору оценим от 0 до 5 [2]. Оценка стратегического положения вузов, будет проведена на основе метода предложенного в статье Ю.М. Краковского и др. «трехэтапного метода оценки стратегического положения вузов на основе модели Мак-Кинси».

Осуществляться он будет в следующие три этапа:

  1. Выбор ведущих вузов,
  2. Определение весовых коэффициентов,
  3. Позиционирование вузов в матрице Мак-Кинси.

Анализ конкурентоспособности и привлекательности специальности «Экономика» вузов республики Мордовия. Выбор специальности был определен ее востребованностью на рынке образовательных услуг, а также по непосредственному обучению данной специальности.

1 этап - выбор ведущих вузов:

На данном  этапе необходимо определить вузы, которые имеют удельный вес на региональном рынке образовательных услуг, в частности по выбранной специальности. Воспользовавшись методом БКГ в результате было выбрано 5 вузов Республики Мордовия, готовящих студентов по специальности «Экономика». Выбранные вузы: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Мордовский гуманитарный институт, Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Саранский филиал Современной гуманитарной академии, Филиал Волго-Вятской академии государственной службы в г. Саранске Республики Мордовия, Филиал Самарской государственной академии путей сообщения в г. Рузаевке (Филиал СамГУПС в г.Рузаевке).

2 этап - определение весовых коэффициентов.

Далее необходимо выбрать факторы, влияющие на конкурентоспособность и привлекательность, а затем оценить их.

В качестве определения привлекательности, будут рассмотрены показатели:

  1. Стоимость обучения,
  2. Квалификация профессорско-преподавательского состава,
  3. Материально-техническая база,
  4. Налаженные контакты с потенциальными работодателями.

В качестве факторов, которые оказывают наибольшее влияние на показатель конкурентоспособности, выбраны следующие:

  1. Имидж, репутация и престиж вуза,
  2. Качество подготовки специалистов по выбранной специальности,
  3. Опыт сотрудничества с выпускниками данного вуза,
  4. Социально-экономический статус специалиста в обществе.

3 этап - Позиционирование вузов в матрице Мак-Кинси.

На данном этапе осуществляется позиционирование вузов в матрице Мак-Кинси. Составлены 2 таблицы с оценками вуза по каждому фактору.  Оценивания по каждому из критериев проводилось на основе данных представленных на интернет сайтах вузов.

 

Таблица 1 - Показатели привлекательности

Показатель

МГУ

МГИ

Кооперативный

СГА

СамГУПС

Стоимость обучения

3,75

3,25

3,89

3,92

2,95

Квалификация ППС

4,94

4,40

4,40

4,40

4,30

Материально-техническая база

4,65

4,40

4,30

4,40

4,65

Налаженные контакты с потенциальными работодателями

4,00

3,80

3,90

4,35

3,90

Координата Р

4,33

3,96

4,12

4,27

3,95

 

Таблица 2 - Показатель конкурентоспособности

Показатель

МГУ

МГИ

Кооперативный

СГА

СамГУПС

Имидж, репутация и престиж вуза

4,90

4,70

4,80

4,60

4,60

Качество подготовки специалистов

4,80

4,80

4,80

4,80

4,80

Опыт сотрудничества с выпускниками данного вуза

4,30

4,20

4,10

4,10

4,25

Социал

ьно-экономический статус специалиста в обществе

4,50

4,40

4,40

4,30

4,30

Координата К

4,63

4,53

4,53

4,45

4,49

 

Далее данные перенесены в матрицу Мак-Кинси, в результате чего получилось следующее:

Поле матрица делится на 3 блока с определенными данными по положению вуза на рынке образовательных услуг:

  • область лидеров,
  • область аутсайдеров,
  • пограничную область.

Так же следует отметить, что названия секторов отличаются от классических названий матрицы Мак-Кинси.

В результате по  полученным данным:

  • МГУ - «Лидер 1»,
  • МГИ - «Лидер 1»,
  • Кооперативный - «Лидер 3»,
  • СГА - «Привлекательный»
  • СамГУПС - «Лидер 1».

В результате 3 вуза (МГУ, МГИ, СамГУПС) попали в сектор «Лидер 1» с максимальными значениями показателя привлекательности конкурентоспособности, Кооперативный попал в сектор «Лидер 3», а СГА в сектор «Привлекательный».

На региональном рынке как показывает анализ, достаточно весомую роль играют практически все вузы, которые были рассмотрены, так как в них на данный момент наблюдается положительная динамика. Но стоит выделить одного лидера имеющего достаточно весомое лидерство, это МГУ им. Огарёва. Это обусловлено наличием не только высоко квалифицированного профессорско-преподавательского состава, но так же достаточно высокими показателями учащихся по специальность, а так же благоприятным имиджем, сложившимся за всю историю. Такие высокие позиции, обещают вузам дальнейшее развитие и повышение имиджа.

Таким образом, можно отметить, что на данный момент времени рынок образовательных услуг, а в частности вузы, играют огромную роль для развития территорий.

 

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

  1. Карнаухова В.К., Краковский Ю.М., Шильке Я.Л. Трехэтапный метод оценки стратегического положения вузов на основе модели МакКинси // Университетское управление. 2007.  № 1. С. 33-37.
  2. Фрукс К. Знание и общество с точки зрения подхода общей теории информации // Международный форум по информации (М.). - 2007. - Т. 32, № 4. - С. 3-22.
Просмотров работы: 11