Много дискуссий в современном научном мире разворачивается вокруг института образования. Причина в том, что обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая.
Уровень образования населения России является одним из важнейших конкурентных преимуществ в мировой экономике. Сохранение и поддержание образовательной сферы должно стать залогом динамичного развития социальной и экономической сферы не только страны, но и конкретных территорий на которой функционирует вуз. Мировой опыт показывает, что наука и образование являются достаточно весомыми факторами развития и становления эффективной области знаний, которые основываются на интеллектуальном труде.
Университет выполняет несколько важных миссий, первая миссия университета - передача знаний, причем не просто, а как управляемый процесс формирования общественного и профессионального сознания, оно формирует методологическую культуру, как отдельного человека, так и общества в целом. Методологическая культура, представляет собой способ и тип мышления, распознавание проблем, нахождение подходов и путей решения, тут осуществляется связь между университетскими миссиями. Поэтому университет должен готовить специалистов, которые могли бы не только использовать новые знания, но и коммерциализировать их.
В настоящее время считается, что процесс модернизации университетской деятельности должен быть ориентирован на повышение их вклада в конкурентоспособность своих территорий. Это обуславливает необходимость использования стратегического управления, которые будут во всей университетской деятельности, начиная с уровня кафедры, и до уровня ректората. Многие ученные высказывают мнения о том, что в 21 веке образование, генерирование идей и их коммерциализация, инновации рассматриваются как движущие силы социально-экономического развития и составляют основу, так называемой концепции «треугольника знаний» [1] (рисунок 1).
Предполагается, что они должны внести решающий вклад в развитие конкурентоспособности конкретной территории и страны в целом. В процессе внедрения концепции, главная роль естественно отводится университетам, которые для исполнения данной роли наиболее эффективно, должны будут подвергнуться модернизации. И конечно в данном процессе, наибольшее внимание будет уделено наименее характерной миссии для университетов коммерциализации знаний и участию в программах регионального развития.
Вузы должны уделять значительное внимание своей привлекательности на рынке образовательных услуг и обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В результате, с позиции рыночной экономики вуз является объектом двух взаимодействующих рынков: рынка образовательных услуг и рынка труда.
В теории стратегического планирования при анализе рынков на основе двух показателей, привлекательности и конкурентоспособности отрасли, используя модель Мак-Кинси. Чтобы построить матрицу Мак-Кинси, необходимо определить координат. Значения по каждому фактору оценим от 0 до 5 [2]. Оценка стратегического положения вузов, будет проведена на основе метода предложенного в статье Ю.М. Краковского и др. «трехэтапного метода оценки стратегического положения вузов на основе модели Мак-Кинси».
Осуществляться он будет в следующие три этапа:
Анализ конкурентоспособности и привлекательности специальности «Экономика» вузов республики Мордовия. Выбор специальности был определен ее востребованностью на рынке образовательных услуг, а также по непосредственному обучению данной специальности.
1 этап - выбор ведущих вузов:
На данном этапе необходимо определить вузы, которые имеют удельный вес на региональном рынке образовательных услуг, в частности по выбранной специальности. Воспользовавшись методом БКГ в результате было выбрано 5 вузов Республики Мордовия, готовящих студентов по специальности «Экономика». Выбранные вузы: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Мордовский гуманитарный институт, Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Саранский филиал Современной гуманитарной академии, Филиал Волго-Вятской академии государственной службы в г. Саранске Республики Мордовия, Филиал Самарской государственной академии путей сообщения в г. Рузаевке (Филиал СамГУПС в г.Рузаевке).
2 этап - определение весовых коэффициентов.
Далее необходимо выбрать факторы, влияющие на конкурентоспособность и привлекательность, а затем оценить их.
В качестве определения привлекательности, будут рассмотрены показатели:
В качестве факторов, которые оказывают наибольшее влияние на показатель конкурентоспособности, выбраны следующие:
3 этап - Позиционирование вузов в матрице Мак-Кинси.
На данном этапе осуществляется позиционирование вузов в матрице Мак-Кинси. Составлены 2 таблицы с оценками вуза по каждому фактору. Оценивания по каждому из критериев проводилось на основе данных представленных на интернет сайтах вузов.
Таблица 1 - Показатели привлекательности
Показатель |
МГУ |
МГИ |
Кооперативный |
СГА |
СамГУПС |
Стоимость обучения |
3,75 |
3,25 |
3,89 |
3,92 |
2,95 |
Квалификация ППС |
4,94 |
4,40 |
4,40 |
4,40 |
4,30 |
Материально-техническая база |
4,65 |
4,40 |
4,30 |
4,40 |
4,65 |
Налаженные контакты с потенциальными работодателями |
4,00 |
3,80 |
3,90 |
4,35 |
3,90 |
Координата Р |
4,33 |
3,96 |
4,12 |
4,27 |
3,95 |
Таблица 2 - Показатель конкурентоспособности
Показатель |
МГУ |
МГИ |
Кооперативный |
СГА |
СамГУПС |
Имидж, репутация и престиж вуза |
4,90 |
4,70 |
4,80 |
4,60 |
4,60 |
Качество подготовки специалистов |
4,80 |
4,80 |
4,80 |
4,80 |
4,80 |
Опыт сотрудничества с выпускниками данного вуза |
4,30 |
4,20 |
4,10 |
4,10 |
4,25 |
Социал ьно-экономический статус специалиста в обществе |
4,50 |
4,40 |
4,40 |
4,30 |
4,30 |
Координата К |
4,63 |
4,53 |
4,53 |
4,45 |
4,49 |
Далее данные перенесены в матрицу Мак-Кинси, в результате чего получилось следующее:
Поле матрица делится на 3 блока с определенными данными по положению вуза на рынке образовательных услуг:
Так же следует отметить, что названия секторов отличаются от классических названий матрицы Мак-Кинси.
В результате по полученным данным:
В результате 3 вуза (МГУ, МГИ, СамГУПС) попали в сектор «Лидер 1» с максимальными значениями показателя привлекательности конкурентоспособности, Кооперативный попал в сектор «Лидер 3», а СГА в сектор «Привлекательный».
На региональном рынке как показывает анализ, достаточно весомую роль играют практически все вузы, которые были рассмотрены, так как в них на данный момент наблюдается положительная динамика. Но стоит выделить одного лидера имеющего достаточно весомое лидерство, это МГУ им. Огарёва. Это обусловлено наличием не только высоко квалифицированного профессорско-преподавательского состава, но так же достаточно высокими показателями учащихся по специальность, а так же благоприятным имиджем, сложившимся за всю историю. Такие высокие позиции, обещают вузам дальнейшее развитие и повышение имиджа.
Таким образом, можно отметить, что на данный момент времени рынок образовательных услуг, а в частности вузы, играют огромную роль для развития территорий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ