ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Повышенный интерес к развитию малого предпринимательства среди экономистов и государственных деятелей обусловлен местом данного субъекта в системе воспроизводства и его социально-экономическими функциями. Развитие и поддержка малого бизнеса является одним из приоритетов Мордовии. Роль малого предпринимательства сводится к развитию рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения республики; расширению ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; созданию дополнительных рабочих мест, сокращению уровня безработицы; более эффективному использованию творческих возможностей людей путем раскрытия их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; вовлечению в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство формирует определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); освоению и использованию местных источников сырья и отходов крупных производств; содействию крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий, оснастки и создания вспомогательных и обслуживающих производств.

Анализ развития малого предпринимательства в Республике Мордовия показывает, что доля предприятий малого бизнеса в общем количестве предприятий ежегодно увеличивается (таблица 1).

 

Таблица 1 - Динамика численности предприятий и организаций в Республике Мордовия

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Общее число предприятий и организаций

16122

16598

15946

16187

16646

Число предприятий малого бизнеса

2455

3035

3991

4312

5858

Как видно из таблицы 1, общее количество предприятий и организаций в республике в период 2005-2009 гг. оставалось примерно одинаковым, но число предприятий малого бизнеса увеличивалось. Если доля малого бизнеса в общем количестве предприятий в 2005 году составляла 15 %, то в 2009 году она составила 35 %. В сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа, данный показатель не является высоким. Например, в Чувашской Республике, Пензенской области и Удмуртской Республике он составляет 50 %, 49 % и 47 % соответственно, в Кировской области и Пермском крае - 24 % и 25 %. 

Малые предприятия республики в основном действуют в сфере оптовой  и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (40 %), строительства (16 %), осуществляют операции с недвижимым имуществом (16 %), обрабатывающие производства (10 %). На долю сельского хозяйства приходится всего 7 % предприятий малого бизнеса.

Что касается решения проблемы занятости, то численность работников малых предприятий в 2009 году составляла 56378 человек.  Самое большое количество работников было занято в сфере оптовой  и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (26 %), операции с недвижимым имуществом (20 %), строительства (18,7 %).

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта невысока - около 13 %.

Несмотря на важную роль малого бизнеса в экономике и в социальной сфере, данные предприятия испытывают множество проблем, среди которых можно выделить организационно-правовые проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, наличием административных барьеров, недостаточной защищенностью деятельности предпринимателей, высокий налоговый пресс, жесткий прессинг контролирующих органов), социально-экономические (нестабильная ситуация на рынке труда, ориентация малых предприятий на торгово-посредническую деятельность, монополизация рынков и другие), финансовые проблемы: отсутствие стартового капитала, нехватка основных и оборотных средств, сложность получения кредитов, сложность в привлечении инвестиций и т.д.).

Для решения финансовых проблем предпринимателям выдаются субсидии, займы, кредиты и осуществляются иные виды финансовых поддержек. Например, в 2011 году были предоставлены субсидии субъектам малого предпринимательства, реализующим проекты в приоритетных направлениях экономики республики, на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций на сумму 16,5 млн. рублей. Автономное учреждение «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия» предоставило поручительства по банковским кредитам 28 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 101,6 млн. рублей. Другим направлением государственной финансовой поддержки является предоставление микрозаймов субъектам малого предпринимательства. Субъектам малого бизнеса в январе-сентябре 2011 года был предоставлен 351 микрозайм на общую сумму 91,68 млн. рублей.

Республика Мордовия признана победителем конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства по следующим проектам: «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции» (объем субсидии из федерального бюджета 8 млн. рублей); «Содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства» (объем субсидии из федерального бюджета 20,0 млн. рублей); «Развитие системы микрофинансирования» (объем субсидии из федерального бюджета 120,0 млн. рублей); «Вовлечение молодежи Республики Мордовия в предпринимательскую деятельность» (объем субсидии из федерального бюджета 12,0 млн. рублей).

В регионе действует Программа по снижению напряженности на рынке труда, в рамках которой происходит содействие самозанятости безработных граждан и оказание финансовой помощи безработным гражданам, открывшим собственное дело и создавшим дополнительные рабочие места для трудоустройства  безработных граждан. В рамках Программы по снижению напряженности на рынке труда РМ - 20111909 человек получили субсидии в размере по 58,8 тыс. рублей на общую сумму 112,25 млн. рублей. Это способствует решению социально-экономических проблем.

Однако, отношение к данной программе неоднозначное. С одной стороны, многие граждане получили поддержку для открытия своего дела и трудоустроили других людей. С другой стороны, некоторые предприниматели утверждают, что данные средства необходимо было выделить на борьбу с административными барьерами и снижение налоговых льгот. Высказывается и еще одна точка зрения: несколько десятков тысяч рублей по программе самозанятости безработных не дают экономического эффекта, и гораздо продуктивнее было бы предоставлять начинающим бизнесменам оборудование в лизинг с нулевым первым взносом. На мой взгляд, это мера может быть очень эффективна, так как зачастую выделенных 58,8 тысяч недостаточно для создания производства, к тому же деньги не всегда расходуются рационально.

В Республике Мордовия высока ориентация малых предприятий на торгово-посредническую деятельность. 40 % предприятий действуют в области розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и бытовых изделий. Необходимо создание и развитие новых малых предприятий в сфере промышленного производства, сельского хозяйства, науки, которые на сегодняшний день имеют незначительную долю на региональном рынке.

Также, на мой взгляд, необходимо уделять больше внимания взаимодействию малого, среднего и крупного предпринимательства, которое может осуществляться в самых разнообразных формах: лизинг, франчайзинг, аутсорсинг, стратегическое партнерство, кластеры и иные подобные формы бизнес-взаимодействия в технологической, инвестиционной, инновационной, информационной, торгово-сбытовой и прочих сферах предпринимательской деятельности.

Одними из самых сложных проблем являются организационно-правовые проблемы. Сложный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности, сопровождающийся оформлением множества документов в различных инстанциях, проблематичность решения имущественных вопросов, сильный налоговый пресс, административные барьеры не способствуют развитию благоприятного предпринимательского климата в регионе.

Главная задача государства в поддержке бизнеса заключается в создании предпринимательской среды, выражающейся в отсутствии административных барьеров, наличии честной конкуренции, равном доступе к различным ресурсам, оптимальных ставках налогообложения. Такая среда не создана не только в Мордовии, но и в России в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие малого бизнеса имеет большое значение, так как он позволяет наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах, в значительной степени решает или смягчает проблему безработицы, способствует появлению среднего класса и класса мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики, является одним из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;  предприятия малого бизнеса могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства. Поэтому развитие малого бизнеса и формирование благоприятной предпринимательской среды должно быть приоритетным направлением в проводимой политике не только страны в целом, но каждого субъекта Российской Федерации. 

 

Список использованных источников.

  1. Малый и средний бизнес в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: Министерство экономики Республики Мордовия. - Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=%20224:2009-09-09-06-59-13&catid=86:2009-09-09-06-55-30&Itemid=393
  2. «Российский статистический ежегодник», 2011г. [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
Просмотров работы: 10