ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития [1].

Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства.

Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назрела необходимость в исследовании публично-правового межотраслевого и межсистемного механизма регулирования предпринимательства

Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием противоречий в развитии предпринимательства в России и в Республике Мордовия в частности. До настоящего времени отсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственного регулирования и поддержки предпринимательства.

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Существующая правовая система России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров.

Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагает активную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлении целенаправленной политики регулирования и поддержки предпринимательства.

Задача происходящих преобразований в экономической и политической системах, с точки зрения регулирования и поддержки предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство и регион из силы, господствовавшей в недалеком прошлом над хозяйствующим субъектом, превратилось в орган, выражающий и защищающий интересы последнего. При такой постановке вопроса вся совокупность отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность, безусловно, нуждается в правовом упорядочении со стороны государства, но лишь в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, субъекта предпринимательства и личности, субъекта предпринимательства и региона.

Необходимо определить основные функции государства и региона в этой сфере. Оно осуществляет регулирующие функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Регулирование и поддержка предпринимательства достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, правового, организационного характера.

Одна из задач государства - формирование позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности.

Системное применение рычагов управления повышает эффективность государственной поддержки бизнеса.

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

а) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

б) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

в) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

г) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

д) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

е) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

ж) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

з) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

  • разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Рассмотрим особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [4].

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

а) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

б) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

в) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

г) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

д) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

е) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

ж) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

з) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

  • заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
  • доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
  • оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • открытость процедур оказания поддержки.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

б) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

в) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

г) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Рассмотрим формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

  • о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
  • о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:

Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

  • создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
  • компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

  • разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;
  • создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;
  • учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства:

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

а) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

б) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;

в) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

г) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов [3].

Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в экономике Республики Мордовия.

По оценке Министерства торговли и предпринимательства РМ на 01.01.2010 года в Республике Мордовия действует 23264 субъекта малого и среднего предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство охватывает практически все виды экономической деятельности, но наибольшее их количество работает в оптовой и розничной торговле - 38, процента, строительстве - 15,4 процента, операциях с недвижимым имуществом - 15,4 процента, обрабатывающих производствах - 10,4 процента, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 7,4 процента.

Средняя численность работников малых и средних предприятий на 1 января 2010 г. составила 75,737 тыс. человек. Большая часть занятых на малых и средних предприятиях приходится на оптовую и розничную торговлю - 21,0 процента, строительство - 17,3 процента,  операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг - 16,7 процента, обрабатывающие производства - 16,6 процента, сельское хозяйство - 10,2 процента.

Оборот по малым и средним предприятиям на 01.01.2010 год составил 70,056 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал по малым и средним предприятиям на 01.01.2010 год составили 3 099 млн. рублей.

Среднемесячная заработная плата по малым и средним предприятиям на 01.01.2010 год составила 9278,5 рублей.

Малый бизнес обеспечивает более 66 процентов республиканского розничного товарооборота, более 47 процентов оптового товарооборота, более 77 процентов оборота общественного питания [2].

Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды и, конечно же, развитой инфраструктуры.

Инфраструктура поддержки предпринимательства - совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства бизнеса в целом.

В Республике Мордовия достаточно развитая инфраструктура поддержки предпринимательства. Она представлена такими группами субъектов как:

1. К государственным и муниципальным институтам поддержки малого и среднего предпринимательства РМ относятся:

  • Автономное учреждение «Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия». АУ «Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия» предоставляет микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства. Срок предоставления микрозайма - до 1 года. Сумма микрозайма - до 200 тыс. рублей;
  • Министерство образования Республики Мордовия;
  • Министерство финансов Республики Мордовия;
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия;
  • Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения, содействует развитию малого предпринимательства   и   самозанятости безработных граждан;
  • Министерство экономики Республики Мордовия;
  • Министерство труда и социальной защиты населения Республики Мордовия;
  • Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в области развития внутреннего потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства;
  • Министерство науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия;
  • Автономная некоммерческая организация «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия», обеспечивает исполнение обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед банками и лизинговыми организациями;
  • Государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия».

Государственное учреждение "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия" создано 7 февраля 2006 г. распоряжением Правительства Республики Мордовия № 65-р.

Цели Бизнес-инкубатора: реализация государственной политики в области поддержки и развития начинающего малого предпринимательства путем содействия формированию эффективной инфраструктуры его поддержки; обеспечение условий для развития и увеличения вклада малого бизнеса в экономику республики; создание благоприятных условий для стартового развития малых предприятий; рост числа субъектов малого предпринимательства, повышение их жизнеспособности;повышение инновационной активности бизнеса, внедрение новых технологий и ноу-хау. Бизнес-инкубатор Республики Мордовия -   это современный деловой центр, включающий 28 офисов общей площадью 693,7 кв. м, предназначенных для размещения начинающих субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе. 86 рабочих мест для сотрудников "молодых" компаний оснащены мебелью, оргтехникой, локальной сетью и выходом в Интернет. С недавнего времени в Бизнес-инкубаторе существует Wi-Fi зона, где каждый арендатор может получить высокоскоростной беспроводной и безлимитный доступ в Интернет. Этой услугой активно пользуются и посетители делового центра.

Для проведения конференций, семинаров и презентаций, деловых встреч и переговоров предприниматели могут воспользоваться актовым залом, конференц-залом и комнатой для проведения переговоров, оснащенными современной мультимедийной техникой. 

Бизнес-инкубатор осуществляет консалтинг, информационную, организационную, методическую поддержку субъектов малого предпринимательства и другие виды деятельности, взаимодействует с общественными организациями и объединениями предпринимателей.

2. Общественные объединения предпринимателей РМ включают такие организации как:

  • Некоммерческая организация "Союз предприятий строительной отрасли РМ".

При инициативе членов Совета предпринимателей при Главе Республики Мордовия (Биктяков Юнир Ряшитович, Крупнов Алексей Львович) и компании «ЭГО» (Спиркин Александр Егорович), 27 июля 2009 г. была создана Некоммерческая организация «Союз предприятий малого и среднего бизнеса строительной отрасли Республики Мордовия».

Цели Союза: объединение усилий и координация деятельности его членов; участие в разработке и содействие реализации региональных государственных программ и проектов социально-экономического развития; эффективное использование имеющегося производственного потенциала в капитальном строительстве у предприятий МСБ Республики Мордовия; формирование производственных связей с организациями и предприятиями всех областей деятельности; оказание всесторонней помощи членам Союза, представление и защита законных прав и интересов членов Союза в органах государственной власти и местного самоуправления, в общественных объединениях и организациях и во взаимоотношениях с другими юридическими лицами).

  • Мордовская республиканская организация профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства Российской Федерации "Торговое единство", осуществляет защиту интересов работающих членов профсоюза и предпринимателей.
  • Мордовская республиканская организация профсоюза работников среднего и малого бизнеса.

Мордовская республиканская организация профсоюза работников среднего и малого бизнеса объединяет на добровольной основе 3500 членов профсоюза, предпринимателей всех уровней для представительства, защиты и реализации их трудовых, профессиональных, социально-экономических, правовых интересов, это 69 - Обществ с ограниченной ответственностью и 728 -индивидуальных предпринимателей. Из них на 1 сентября 2010 года образовано 85 первичных профсоюзных организаций, 17 объединенных первичных профсоюзных организаций.  В состав входят предприниматели с. Лямбирь, пос. Ромоданово, пос. Комсомольский, г. Ардатово.

Решает следующие задачи: защита прав и законных интересов предпринимателей и наемных работников, представление интересов работников, участие в разработке и осуществлении социально-экономических программ, охраны труда, условий и оплаты труда, социальных гарантий, обеспечение развития малого бизнеса в сфере экономики, изучение проектов законодательных актов, постановлений Правительства и других нормативных документов по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза, вносит по ним свои предложения.

  • Торгово-промышленная палата Республики Мордовия.

Торгово-промышленная палата Республики Мордовия была создана 23 апреля 1993 г. За годы своей деятельности ТПП РМ стала профессиональным и надежным партнером бизнес-структур республики. В числе приоритетных задач ТПП РМ: содействие развитию экономики и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в республике, расширение делового сотрудничества предприятий РМ с российскими и зарубежными фирмами и организациями, представительство и защита интересов предпринимателей.

В настоящее время ТПП РМ объединяет свыше 180 предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Членство в Торгово-промышленной палате Мордовии для всех этих предприятий является реальной возможностью налаживания партнерских отношений с коллегами из других регионов и стран, повышения профессионального уровня своих специалистов. С каждым годом роль Торгово-промышленной палаты Мордовии как инфраструктурного звена экономики республики становится все более весомой. Заметнее становится участие ТПП РМ в реализации планов экономического развития Мордовии. Растет авторитет ТПП РМ и в системе торгово-промышленных палат Российской Федерации. В структуре ТПП РМ ведет свою деятельность Инновационно-технологический центр Республики Мордовия, который работает по трем направлениям: передача новых технологических решений; производство наукоемкого программного обеспечения; разработка и реализация инфраструктурных проектов в инновационно-технологической сфере. ТПП РМ оказывает содействие предпринимателям в урегулировании споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности. Одним из эффективных способов их разрешения стал Третейский суд, созданный при ТПП РМ в 2001 г. За небольшой срок своего существования Третейским судом накоплен необходимый опыт третейского разбирательства, что позволяет этому негосударственному судебному институту быстро и экономично разрешать судебные споры предпринимателей. Таким образом, в настоящее время ТПП является организацией с достаточно мощной инфраструктурой, большим ассортиментом востребованных в условиях рыночной экономики услуг.

  • Профсоюз предпринимателей Республики Мордовия «Содружество», осуществляет защиту прав и законных интересов предпринимателей и наемных работников.
  • Мордовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», который осуществляет защиту интересов малого и среднего предпринимательства, правовую поддержку членов организации, представление интересов членов организации в органах власти и контролирующих структурах, еженедельную рассылку новостей бизнеса федерального и регионального значения, семинары и тренинги, продвижение идей и инициатив членов отделения.

3. Организации, содействующие развитию предпринимательства:

ООО «Инновационно-технологический центр Республики Мордовия».

ООО «ИТЦ РМ» учреждено Правительством Республики Мордовия и Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия в 2005 г. в связи с реорганизацией технопарка Мордовии, созданного в 1997 г. В результате реорганизации наиболее развитое подразделение технопарка - инновационно-технологический центр - стало самостоятельной организацией.

Сегодня ООО «ИТЦ РМ» является учредителем и координатором работы группы ХАЙ-ТЕК фирм, специализирующихся в области интеграции электронных и ИТ-технологий для решения прикладных задач в промышленности, строительстве, коммуникациях.

Научной базой ООО «ИТЦ РМ» является кафедра САПР Мордовского государственного университета.

  • АНО "Дом народных ремесел".
  • ООО "Бизнес-центр" поселок Чамзинка.
  • Центр бухгалтерской отчетности, который занимается ведение бухгалтерской отчетности для предпринимателей, подготовкой деклараций и отчетов во все фонды.
  • ООО «Дом Малого бизнеса».
  • Бизнес-центр поселок Атяшево.

Таким образом, на региональном уровне создана достаточна  разветвленная сеть общественных советов, рабочих групп и комиссий по взаимодействию органов власти с предпринимательскими объединениями. Однако, почти все организации, способствующие развитию предпринимательства, сосредоточены в г. Саранске. И только в отдельных районах, Атяшевский и Чамзинский, созданы Бизнес-центры. На мой взгляд, необходимо обустраивать инфраструктуру поддержки предпринимательства и в других районах республики, что, несомненно, будет способствовать успешному развитию бизнеса.

Следует обратить внимание и на то, что предпринимательство региона нуждается в отлаженной и полной системе поддержки. Очень необходима законодательная поддержка, корректировка многих законов, субсидирование, ликвидация административных барьеров и серьезная борьба с коррупцией и произволом, оптимизация налоговой и кредитной систем, создание развитой инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства и многое другое. Пока что государственные и региональные меры по поддержке предпринимательства непоследовательны, и часто сводятся на нет «плохим» законодательством и коррупцией. Безусловным лидером в предпринимательстве является Москва, где пока находится самая развитая и отлаженная система поддержки и стимулирования предпринимательства. На мой взгляд, Республика Мордовия обладает необходимыми для поддержки предпринимательства ресурсами, их нужно лишь систематизировать. В целом предпринимательство в России развивается, его ежегодный прирост составляет 5 %. Но в российском предпринимательстве наблюдается сильный торговый перекос - доминирование предприятий торговли. Поэтому планируется к 2020 г. в два раза увеличить долю малого предпринимательства, занятого в сфере услуг, в 5 раз - малого предпринимательства, оказывающего социальные услуги (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), в 5 раз - инновационного малого бизнеса. С нового года вводятся новые критерии для малого предпринимательства. И если фирма подпадает под понятие микро-, малое или среднее предприятие, она имеет право рассчитывать на поддержку. Особая помощь будет оказана предприятиям, задействованным в таких важных секторах, как ЖКХ, социальные услуги, здравоохранение, образование, инновационные проекты. Но важно учитывать, что поддержка предпринимательства должна быть всесторонней - и финансовой, и материально-технической, и информационной, и должна включать в себя совершенствование многих законов и их исполнения для обеспечения нормальной правовой среды для развития предпринимательства.

 

Список использованных источников:

  1. Беттджер Ф. Вчера неудачник - сегодня преуспевающий коммерсант // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://linkz.ru/ebook/betger.zip.
  2. Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2008-2012 годы // Министерство экономики Республики Мордовия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/index.html
  3. О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства - Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 730.
  4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г.).
Просмотров работы: 19