ПРЕСПУПНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРЕСПУПНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Преступность в нашей стране достигла такого размаха и по количеству совершаемых преступлений и по их тяжести, что она представляет угрозу для национальной безопасности страны. В массиве регистрируемой преступности значительную часть составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Число лиц,  осужденных за эти преступления, постоянно растет. На начало 2010 г. по данным ГУИН Министерства юстиции России в местах лишения свободы отбывали наказание за убийства более 107 тыс. лиц, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - около 83 тыс., за разбои и грабежи - более 150 тыс. (на 1 апреля 2010 г. в местах лишения свободы содержалось 823,4 тыс. чел.). Усиливается организованность, профессионализм, вооруженность, техническая оснащенность преступности. Каждый третий участник преступлений был ранее судим. Каждое пятое зарегистрированное преступление совершается группой лиц. Растет число преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами. Преступность все больше коррумпируется, глобализируется и интеллектуализируется. А обществу, попавшему в криминальный капкан, все труднее из него выбраться.

Так что же заставляет человека совершать правонарушение? Ответ нужно искать,  прежде всего, в мотиве преступления. Одни мотивы являются низменными по своему содержанию: корысть, зависть, вражда, месть, злоба, ненависть, карьеризм, тщеславие, хулиганские побуждения, трусость, малодушие и т.п. Другие лишены низменных свойств: ложно понятые интересы службы, сострадание к неизлечимо больному человеку, мотивы, обусловленные исключительно сложными личными и семейными отношениями, и т.п. Некоторые преступления могут быть совершены под влиянием нескольких мотивов, различных по своему значению и роли в осуществлении криминального деяния. Так, при совершении убийств в ряде случаев могут сочетаться такие мотивы, как месть, ревность, корысть. В подобных случаях необходимо устанавливать ведущий мотив, который и должен быть положен в основу квалификации преступления.

С точки зрения организованности преступных действий, организованная преступность считается опаснее преступности одиночек. Ежегодно организованными преступными группами совершается около 1,4% от всех преступлений (3,1% - от числа тяжких); фактически их доля, по мнению экспертов, достигает 20%. Темпы прироста организованной преступности составляют до 10% в год.

Согласно теории депривации - преступления среди бедных - явление, естественно, более частое, чем преступления среди богатых. Выходцы из бедных слоев составляют основную массу заключенных в тюрьмах, но криминальные действия отнюдь не являются исключительно их уделом. Множество богатых и наделенных властью людей совершают преступления, последствия которых могут быть гораздо более значительны, чем последствия мелких преступлений бедных.

Для преступлений богатых часто используют предложенный Э.Сазерлендом термин «беловоротничковая преступность». Им обозначают такие корыстные преступления, которые могут совершать в основном состоятельные люди: неуплата налогов, нелегальные торговые сделки, махинации с ценными бумагами и земельной собственностью, растраты, изготовление и продажа опасных для жизни продуктов, загрязнение окружающей среды. Частоту преступлений среди «белых воротничков» измерить значительно труднее, чем среди других слоев населения. Большинство преступлений такого рода вообще не появляется в официальной статистике.

Следует различать преступления «белых воротничков» и преступления людей, наделенных властью. Преступления «белых воротничков» в основном связаны с использованием профессионального или «среднеклассового» положения для совершения нелегальных действий. В преступлениях людей, наделенных властью, в криминальных целях используется авторитет, предоставляемый официальным положением, - например, когда официальное лицо берет взятку за поддержку определенной политики.

В Соединенных Штатах в 1990-е было подсчитано, что суммы, фигурирующие в преступлениях «белых воротничков» (налоговые преступления, махинации с ценными бумагами, операции с лекарствами и медицинским обслуживанием, недвижимостью и ремонтом автомобилей), примерно в 40 раз превышают суммы, в которых оцениваются обычные преступления против собственности (грабежи, кражи со взломом, карманные кражи, изготовление фальшивых денег и угон автомобилей).

Направленные против жизни и здоровья личности преступления «белых воротничков» менее явны, чем убийства или разбойные нападения, но они столь же реальны, и при определенных обстоятельствах их последствия могут быть гораздо серьезнее. Например, нарушение предписаний по производству новых лекарств или загрязнение окружающей среды могут стать причиной увечий или смерти огромного количества людей [1].

В 2010 г. было выявлено 1111,1 тыс. человек, совершивших преступления. Это на 8,9% меньше, чем было выявлено в предшествующем 2009 г. (1025,6 тыс. человек). Снижение числа выявленных лиц, совершивших преступления, наблюдается уже четвертый год подряд после преодоления в 2006 году очередного «пика» - было выявлено 1361 тысяча человек, совершивших преступления. Ранее подобные пиковые подъемы отмечались в 2000 году (1741 тыс. человек) и 1996 году (1618 тыс. человек). В начале 1990-х годов число выявленных лиц, совершивших преступления, не превышало миллиона человек (рисунок 1).

Социально-демографическая информация о лицах, совершивших преступления, свидетельствует о достаточно стабильном вкладе «женской» преступности в общую преступность последних лет. Доля женщин среди лиц, совершивших преступления, сократившись с 13,7% в 1990 году до 11,2% в 1993 году, впоследствии росла (с небольшими отклонениями от общего тренда), достигнув 15,9% в 1996 году и 17,8% в 2002 году. В 2003-2004 годах удельный вес женщин среди лиц, совершивших преступления, вновь снижался - до 13,3% в 2004 году, но затем возобновился рост - до 16% в 2008 - 2010 годах.  В последние два года отмечалось небольшое снижение -  до 15,5% по данным за 2010 год.

Мужчины составляют подавляющее большинство среди лиц, совершивших насильственные преступления: убийство и покушение на убийство (85% совершивших такие преступления и 86% осужденных за этот вид преступлений по приговорам судов, вступивших в законную силу, в 2009 году), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (по 82%), грабеж (по 93%), разбой (по 96%).

Женщины чаще совершают преступления против собственности, в сфере экономики, с целью завладения чужим имуществом: их удельный вес в числе лиц, совершивших присвоение или растрату, по данным за 2009 год, составил 46% (45% среди осужденных за этот вид правонарушений), мошенничество - 30% (33%), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, и злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, - по 23%. Растет доля женщин в числе лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (19% осужденных за этот вид преступлений в 2009 году) [2].

Более половины совершивших преступления - лица моложе 30 лет. В 2009 году их доля снизилась до 51,3% против 57,4% в 2004 году. В последние годы снижалась доля несовершеннолетних.

В 2000-2007 гг. не менее 10% совершивших преступления не достигли возраста 18 лет, хотя в начале 1990-х годов каждый шестой из совершивших преступления был моложе этого возраста. Доля несовершеннолетних среди лиц, совершивших преступления, снизилась с 17% в 1990 году до 10% в 2000 году, а после периода умеренного роста - до 12,4% в 2004 г. - вновь стала снижаться, составив в 2008 году 8,6%, 7,0% в 2009 г. и 6,5% в 2010 году. Абсолютное число лиц 14-17 лет, совершивших преступления, составило в 2010 году 72,7 против 85,5 тысячи человек в 2009 году, или на 14,9% меньше (рисунок 2).

По предварительным данным за 2010 год, число лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, увеличилась на 10,7% - до 237,3 тысячи человек, а их доля среди лиц, совершивших преступления, поднялась до  21,4% [3].

Особую озабоченность вызывает преступность несовершеннолетних, поскольку именно эта категория лиц через несколько лет будет оказывать влияние на формирование криминогенной ситуации в будущем. Настораживает общий рост численности экстремистки настроенных подростков. Требования сегодняшнего дня по обеспечению безопасности населения заставляют постоянно совершенствовать систему профилактики правонарушений и принимать дополнительные меры по противостоянию преступности. Тем более что на этом направлении еще остается нерешенным ряд проблем: незначительные тенденции изменения количества правонарушений среди несовершеннолетних, а также ранее судимых, достаточно сложная наркоситуация, потенциальная возможность совершения преступлений террористической и экстремистской направленностей, миграционная преступность и др. [4].

В 2010 году зарегистрировано 24 035 преступлений (-6,7%, чем в 2009). Раскрыто 13 265 преступлений, нераскрыто 10 586. В структуре преступности преобладают преступления средней и небольшой тяжести, всего совершено 18 943 таких преступления. Число тяжких и особо тяжких преступлений уменьшилось на 12,9%, зарегистрировано 5092 преступления.

Истекший год характерен ростом числа преступлений, совершенных в общественных местах (на 3,4%), в том числе «уличных» (на 8,5%) и связанных с незаконным оборотом оружия (на 11,4%). На 16,3% больше совершено преступлений лицами, находившимися в момент совершения преступления в состоянии опьянения и на 0,5%, ранее совершавшими преступления. Количество поджогов увеличилось на 8,8%; нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств на 15,2%, в том числе повлекших по неосторожности смерть человека на 30,0%.

В структуре краж на 3,2% возросло число хищений автомашин, на 33,1% металлов, на 11,2% из торговых точек и мест хранения товара, не стало меньше «квартирных» краж. На 3,3% возросло число грабежей в квартирах, на 11,4% преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В 2,7 раза больше совершено преступлений в сфере высоких технологий (177 против 64) [5].

Для сравнения в США среднегодовые темпы прироста по коэффициенту зарегистрированных только восьми (индексных) видов преступлений составляют 3,4%, во Франции (без автотранспортных уголовно наказуемых деяний) - 3,7, в Германии - 2,45, Англии и Уэльсе - 4,6, Японии - 4,4, России - 4,4%. 

Сравнительный анализ уровня преступности в России и развитых государствах хотя и затруднен ввиду различий в уголовном законодательстве и методике регистрации, тем не менее, сегодня в условиях транснационализации преступности и интернационализации борьбы с ней он необходим. Более корректны сопоставления по коэффициенту преступности, т.е. по количеству зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения. При этом надо оговаривать, что в США регистрируется лишь индексная преступность, т.е. восемь видов преступлений. Во Франции и Японии не регистрируется автотранспортная преступность. ООН требует для обзоров о состоянии преступности в мире данные о 12 видах преступлений. Строго говоря, их и следует учитывать при сопоставлении уровней преступности в абсолютном выражении и по коэффициенту преступности. В 2010 г. коэффициент преступности в США равнялся - 4124, Германии - 7625, Японии - 1924, России - 2028 [6].

Общая раскрываемость преступлений в нашей стране составила 55,6% (56,0%), тяжких и особо тяжких - 68,5% (69,3%). На протяжении ряда лет раскрывается чуть более половины от всех зарегистрированных преступлений. В сфере противодействия должностным преступлениям и коррупции выявлено 347 (406) преступлений, в том числе 82 (99) факта взяточничеств.

Таблица 1 - Динамика числа принятых заявлений, по которым возбуждено уголовное дело

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Зарегистрировано заявлений,

сообщений, млн.

19,31

20,53

21,5

22,79

23,9

Принято решений о возбуждении

уголовного дела, млн.

3,26

2,99

2,63

2,45

2,18

Доля заявлений, по которым

возбуждены уголовные дела (в процентах от общего числа зарегистрированных)

16,9

14,6

12,2

10,9

9,1

 

В стране высока доля латентных (скрытых), незарегистрированных преступлений. Латентную преступность  можно сравнить с подводной частью айсберга. Так, количество незарегистрированных преступлений в нашей стране составляет не менее 23 млн.

В сложившихся обстоятельствах необходимо четко определить пути и средства противостояния криминальному натиску, разработать на основе реалистичной, взвешенной оценки обстановки, закономерностей, возможностей и тенденций общественного развития, стратегию и конкретные меры по укрощению. Таким образом, реализация государственной политики в области борьбы с преступностью должна содержать следующие основополагающие начала:

  • примат предупреждения преступности, а не реагирования на конкретные преступления;
  • достижение невыгодности совершения преступления;
  • обеспечение выявления и реального привлечения к ответственности (не обязательно сводящейся к наказанию) наибольшего возможного числа лиц, совершивших преступления (неотвратимость наступления уголовной ответственности);
  • применение мер реагирования только в случае выявления действительного нарушения закона, а не при обнаружении преступного намерения или социальной опасности конкретной личности;
  • личная ответственность виновного за совершение преступления;
  • конструирование и использование уголовно-правовых мер, учитывающих экономические, политические, социальные, духовные особенности общества, в котором они будут применяться. Противодействие общества вызывают как излишне мягкие, так и излишне строгие меры воздействия;
  • соблюдение законности при борьбе с преступностью, осуществление всех связанных с ней мероприятий исключительно в рамках, предусмотренных международными актами, Конституцией, законами и подзаконными актами;
  • контроль общества над правоохранительной системой;
  • комплексный характер осуществляемых мер, отсутствие уклона как в сторону правоохранительных, так и в сторону превентивных мер;
  • равенство всех граждан и юридических лиц перед законом;
  • оснащение органов, осуществляющих борьбу с преступностью, наиболее современными техническими средствами и научными методиками такой борьбы;
  • международное сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках участия государств в специальных международных организациях;
  • построение системы государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, основано на принципе разделения властей.

Приоритетными направлениями государственной политики в области борьбы с преступностью на долгосрочную перспективу должны стать:

  • усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков,
  • совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом,
  • повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан.

Обеспечению безопасности также будут способствовать:

  • повышение эффективности деятельности правоохранительных органов,
  • создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики,
  • разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

Кроме того необходимо продолжить работу по  совершенствованию структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти, создать механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; сформировать долгосрочную  концепцию комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов, укрепить социальные гарантии их сотрудников, совершенствовать научно-техническую поддержку правоохранительной деятельности, развивать систему профессиональной подготовки кадров  и др.

 

Список литературы

  1. Агапов П.В., Михайлов К.В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики. Саратов, 2010.
  2. Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в Российской Федерации. СПб.,  2010. -  С. 57-71.
  3. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2008.
  4. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 2010.
  5. Бриллиантов А. В. Уголовная ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению // Российский следователь. 2006. - № 6. - С. 15.
  6. Гаврилов Б.Я. Латентная преступность и обеспечение конституционного права граждан на доступ к правосудию: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2010.
  7. Гаухман Л.Д. Уголовное право/ Под ред. проф. Л.Д. Гаухмана и проф. С.В. Максимова. М.: Изд-во Эксмо, - 2009.
  8. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 2009.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.02.2009) - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  10. Федеральный закон от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
Просмотров работы: 289