ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  В конце XX века значительно увеличилась роль муниципалитетов в реализации структурных изменений экономики Российской Федерации. Муниципальные образования являются источниками социальных, демографических, техногенных и других механизмов влияния на среду обитания человека. На основании анализа основных тенденций развития муниципальных образований можно сделать вывод о высокой актуальности проблемы обеспечения их устойчивого развития. При отсутствии должного внимания к вопросам устойчивого развития возможно быстрое и резкое усиление диспропорций в экономике муниципальных образований, обострение противоречий социально-экономической системы.

Актуальность темы данной статьи определяется главной целью исследования - обеспечить стабильное развитие муниципальных образований в соответствии с императивами современности: сбалансированным социально-экономическим развитием, не разрушающим природную среду и способствующим прогрессу общества.

Проблема необходимости обеспечения устойчивого развития регионов и муниципальных образований в различных научных трудах трактуется по-разному, в зависимости от круга задач, которые, по мнению авторов, призвана решать региональная или местная экономика.

Проблематика устойчивого развития активно обсуждается в научной прессе, в публицистических изданиях, на всевозможных национальных и международных конференциях. В России проблемой устойчивого развития занимались такие ученые как В.А. Коптюг, А.Д. Урсул, В.И. Данилов-Данильян, А.Н. Тетиор, С. Куратов,  Р. Абдулатипов и др.

Первое и наиболее часто цитируемое содержание термина «устойчивое развитие» (в оригинале - предложено Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд)): «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1].

Устойчивое развитие с позиций авторов документов конференции в Рио-де-Жанейро «Повестки дня на XXI век» - это сбалансированное социально-экономическое развитие, осуществляемое с позиций обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, учитывающее жизненные интересы не только сегодняшних, но и будущих поколений.

Наряду с этими определениями в мировой литературе появились десятки других определений. По существу, каждый, кто прикасается к проблеме устойчивого развития, формулирует свое определение.

В России движение к устойчивому развитию получило распространение после Указа Президента «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и принятия Правительством Российской Федерации соответствующего Постановления. Начата разработка «Научной основы стратегии устойчивого развития Российской Федерации», опубликованы «Основные положения стратегии устойчивого развития России». Разработаны в качестве руководства к действию несколько региональных программ, в которых региональные проблемы рассмотрены с позиций устойчивости социально-экономического развития [5].

Если попытаться выбрать наиболее приемлемое определение устойчивого развития, то, на наш взгляд, самым плодотворным и наиболее точным является определение, данное академиком В. П. Коптюгом. В связи с этим в понимание устойчивого развития следует включить: 1) сбалансированность экономики и экологии, т.е. достижение такой степени развития, когда люди в результате своей производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания; 2) сбалансированность экономической и социальной сфер, включающую обеспечение максимального использования в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие; 3) решение задач, связанных с развитием не только для текущих ситуаций, но и с учетом перспективы, с ориентацией не только на ныне живущих граждан, но и будущих поколений [3].

Анализируя существующие подходы к содержанию понятия «устойчивое развитие» можно сделать вывод о том, что оно преимущественно рассматривается применительно к глобальным или региональным системам. Но нам кажется необходимым включить в проблематику понятия «устойчивое развитие» местный уровень хозяйствования, который наиболее близок каждому отдельному человеку.

Говоря об устойчивом развитии муниципального образования необходимо:

Во-первых, понимать муниципальное образование как целостное социально-экономическое явление, которое имеет свои внутренние законы развития.

Во-вторых, устойчивое развитие территории предполагает ориентацию всех факторов на сохранение и развитие человеческого потенциала, удовлетворение потребностей человека, уважение его прав и свобод.

В-третьих, основой современной устойчивой экономики муниципального образования являются знания, информация и инновационные технологии.

В-четвертых, устойчивое развитие современного муниципального образования невозможно без наличия грамотной и эффективной стратегии развития.

В-пятых, термин «устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования» должен относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципальными сферами жизнедеятельности (такими как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе взаимодействие с органами государственной власти, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, экономическими структурами различных форм собственности, формирование и развитие системы подготовки жителей к осуществлению местного самоуправления, развитие духовной жизни муниципального образования и др.

Таким образом, устойчивое развитие муниципального образования можно понимать как динамичное наращивание показателей роста, сочетающее инноватику стратегического подхода с адаптивными способностями территории к изменению в результате влияния внешних и внутренних факторов, стимулирование мотивации ключевых экономических факторов на взаимодействие, ориентированное на достижение желательного равновесия между экономическим ростом, справедливым развитием человеческого потенциала и здоровыми продуктивными экосистемами.

Устойчивое развитие муниципального образования характеризуется набором показателей или индикаторов. Индикаторы являются инструментом для измерения, визуализации и обсуждения важных проблем развития. Они дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную или отрицательную сторону. В последние годы в мире и России активизировались исследования в области разработки индикаторов устойчивого развития. Попытки понять, развивается общество или деградирует породили новые подходы в методике устойчивого развития.

Международными организациями и отдельными странами предлагаются критерии и индикаторы устойчивого развития, содержащие сложную систему показателей. Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной процедурой, требующей большого количества информации, получить которую сложно либо вообще невозможно (например, по многим экологическим параметрам). Обобщая имеющийся мировой опыт в этой области, можно выделить два подхода:

1. Построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

  • эколого-экономических;
  • эколого-социально-экономических;
  • собственно экологических.

2. Построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

  • экономические;
  • экологические;
  • социальные;
  • институциональные.

Итак, рассмотрев подробно понятие «устойчивое развитие», отечественные и зарубежные методики оценивания устойчивого развития территорий, в статье приведена и обоснована методика, основанная на систематизации и обобщении опыта практического применения существующих методических подходов в Ивановской области. Данная методика включает следующие этапы:

  1. определение перечня исходных показателей и выбор наиболее существенных показателей на основе их качественного и количественного анализа;
  2. расчет частных и интегральных показателей, а также динамических оценок социально-экономического и экологического благополучия территорий в анализируемом периоде;
  3. оценка состояния и устойчивости регионального развития на основе анализа показателей социально-экономического и экологического благополучия, динамических интегральных оценок и типологий социально-экономических подсистем, функционирующих на территории региона, по годам анализируемого периода;
  4. выявление основных проблем и обоснование приоритетных направлений устойчивого развития муниципальных образований в регионе.

Методика включает расчет устойчивости по трем сферам: экономическая; социальная; экологическая.

В таблице 1 представлены показатели для расчета устойчивости развития муниципальных образований по данной модели.

 

Таблица 1 - Показатели для расчета устойчивости развития муниципальных образований в регионе

Вид

устойчивости

Показатели

Экономическая

отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по крупным, средним и малым организациям

оборот розничной торговли в расчете на одного жителя

объем инвестиций в расчете на одного жителя

 численность зарегистрированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей

доля безработных от экономически активного населения

средняя номинальная заработная плата

ввод жилья в расчете на одного жителя

Социальная

демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте (процентов);

удельный вес трудоспособного населения в общей численности населения (процентов)

коэффициент рождаемости, человек на 1000 населения

коэффициент смертности, человек на 1000 населения

обеспеченность местами в дошкольных учреждениях

выпуск специалистов средними специальными учебными

выпуск специалистов высшими учебными заведениями на 10 тыс.населения

удельный вес обучающихся в государственных дневных общеобразовательных школах, занимающихся в первую смену (процентов)

обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями

ввод в действие больничных учреждений, коек

ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену

ввод в действие отдельных объектов социальной сферы

книжный фонд массовых библиотек,  томов на душу населения

число зарегистрированных преступлений (единиц на 10 тыс. населения)

доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда (процентов)

число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования (единиц на 10 тыс. населения)

протяженность автодорог с твердым покрытием (включая ведомственные, км), в процентах к прошлому году

Экологическая

текущие затраты на охрану окружающей среды;

количество объектов, имеющих стационарные источники выбросов;

выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников - всего.

Для того чтобы привести данные к стандартизированному виду, рассчитываются нормированные значения для каждого показателя. РNi - нормированное значение i-го показателя, для показателя с лучшим наибольшим значением:

PNi = Pi / PMAX,                                                   (1)

где Pi - значение i-го показателя;

PMAX - максимальное значение показателя в группе муниципальных образований.

Для показателя с лучшим наименьшим значением:

PNi = 1 - (Pi / PMAX) + (PMIN / PMAX),                       (2)

где Pi - значение i-го показателя;

PMAX - максимальное значение показателя в группе;

PMIN - минимальное значение показателя в группе.

Если несколько показателей равны между собой, муниципальные образования занимают равные места и получают одинаковое количество баллов в сторону лучшего. В случаях отсутствия данного показателя у муниципального образования, получают 0 баллов.

На втором этапе рассчитывается интегральный показатель уровня устойчивого развития муниципального образования, который представляет собой суммарную оценку экономической, социальной и экологической устойчивости. Полученные баллы частных индикаторов суммируются, определяется общее количество баллов муниципального района и соответственно место (рейтинг) муниципального образования по уровню устойчивости:

 IR = SUM Ri,                                                       (3)

где IR - рейтинг муниципального района, городского округа;

Ri - балл муниципального района, городского округа по отдельному (i-му) показателю;

Интегральные показатели, отражающие полноту реализации экономической, социальной и экологической функций, характеризуют уровень социально-экономического и экологического благополучия территории.

На основе данной методики нами был проведен анализ устойчивого развития муниципальных образований в Республике Мордовия.

Республика Мордовия представлена 23 муниципальными образованиями - 22 муниципальных района и ГО Саранск.

Отраженный в ряде исследований моноцентризм многих регионов России, при котором наблюдается значительный отрыв регионального центра от остальных муниципальных образований по большинству показателей развития, включая численность населения, объем производства различных отраслей, концентрации финансовых и управленческих функций, обеспеченность транспортом и социально значимой инфраструктурой, требует расчета показателей на сравнительной подвыборке муниципальных образований, не включающей столицы исследуемых регионов. Поэтому из исследования следует исключить ГО Саранск, и рассматривать устойчивое развитие 22 административных районов.

В таблице 2 представлены результаты проведенного анализа.

 

Таблица 2 - Результаты анализа уровня устойчивого развития муниципальных районов республики за 2010 г.

Район

Экономическая устойчивость

Социальная устойчивость

Экологическая устойчивость

Общая устойчивость

Ардатовский

2,96

6,70

0,99

10,65

Атюрьевский

1,90

5,05

1,02

7,97

Атяшевский

2,79

7,93

0,95

11,67

Большеберезниковский

2,11

7,13

1,02

10,26

Большеигнатовский

2,14

5,31

1,02

8,47

Дубенский

2,53

5,29

1,02

8,84

Ельниковский

2,14

7,49

1,02

10,65

Зубово-Полянский

3,49

4,11

0,78

8,38

Инсарский

2,64

4,58

1,00

8,22

Ичалковский

2,78

7,52

0,96

11,26

Кадошкинский

2,72

4,55

1,02

8,30

Ковылкинский

3,98

6,99

0,93

11,90

Кочкуровский

2,60

7,14

1,02

10,76

Краснослободский

3,43

7,71

0,96

12,09

Лямбирский

4,32

8,14

0,86

13,32

Ромодановский

2,81

7,95

0,99

11,75

Рузаевский

5,77

8,32

0,78

14,87

Старошайговский

2,61

4,89

1,02

8,52

Темниковский

2,73

7,12

1,00

10,84

Теньгушевский

2,28

5,67

0,88

8,82

Торбеевский

3,20

8,27

0,60

12,07

Чамзинский

5,07

7,59

1,02

13,69

Проведенный анализ позволяет выделить территории с различным уровнем устойчивости.

 

Таблица 3 - Классификация районов республики по уровню устойчивости

Уровень устойчивости

Интервал

Районы

Состояние устойчивого развития

13-15

Рузаевкий, Чамзинский, Лямбирский

Состояние приближенно устойчивое развитие

11-12,9

Атяшевский, Тордеевский, Ромодановский, Краснослободский, Ковылкинский, Атяшевский

Состояние нестабильного развития

9-10,9

Дубенский, Кочкуровский, Темниковский, Ельниковский, Ардатовский, Большеберезниковский

Состояние неустойчивого развития

0-8,9

Теньгушевский, Старошайговский, Кадошкинский, Инсарский, Зубово-Полянский, Большеигнатовский, Атюрьевский.

Итак, данные проведенного исследования свидетельствуют о различной степени устойчивости муниципальных районов Мордовии. Поэтому региональные власти должны проводить политику, направленную на повышение устойчивости всех районов, причем особое внимание обратить на отстающие районы. Также следует отметить тот факт, что районы, имеющие высокое развитие экономики и социальной сферы, обладают невысокой устойчивостью экологической сферы. К таким районам относятся Торбеевский, Лямбирский, Рузаевский.

Также необходимо отметить такие районы, как Дубенский, Большеберезниковский, Старошайговский, которые наращивают темпы своего социально-экономического развития. Если положительные тенденции в развитии сохранятся, то эти районы могут перейти в группы с более устойчивым развитием.

Так, в муниципальных районах, имеющих достаточно высокий уровень развития и находящихся в устойчивом положении (Чамзинский, Рузаевский, Лямбирский, Торбеевский и Ромодановский районы), сильного вмешательства государства не требуется. Здесь преобладают позитивные тенденции, выбранная траектория развития оптимальна. Поэтому эти районы должны сохранять и умножать свои преимущества, увеличивать свою конкурентоспособность. Но данные районы должны направить свои силы для охраны и сохранения окружающей среды, которая страдает от развитой промышленности. Для второй и третьей группы муниципальных образований, имеющих средний уровень развития, социально-экономическая система которых находится в неравновесном устойчивом состоянии (Атяшевский, Краснослободский, Ковылкинский, Атяшевский, Кочкуровский, Темниковский, Ельниковский, Ардатовский, Большеберезниковский, Дубенский), следует применять преимущественно косвенные методы воздействия, позволяющие достичь желаемых результатов без существенных затрат. Для муниципальных районов, имеющих неустойчивое развитие (Теньгушевский, Старошайговский, Кадошкинский, Инсарский, Зубово-Полянский, Большеигнатовский, Атюрьевский районы), в целях стимулирования развития следует применять методы прямого административного, экономического регулирования и косвенные методы воздействия. Регулирование именно отсталых районов Республики Мордовия должно быть приоритетным при формировании политики устойчивого развития.

На наш взгляд, одним из действенных механизмом политики устойчивого развития территорий являются комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований. Данный механизм в большей степени подходит для управления слаборазвитыми районами, что может способствовать нагоняющему развитию этих районов.

Итак, устойчивое развитие муниципального образования можно понимать как динамичное наращивание показателей роста, сочетающее инноватику стратегического подхода с адаптивными способностями территории к изменению в результате влияния внешних и внутренних факторов, стимулирование мотивации ключевых экономических факторов на взаимодействие, ориентированное на достижение желательного равновесия между экономическим ростом, справедливым развитием человеческого потенциала и здоровыми продуктивными экосистемами. Устойчивое развитие территории характеризуется набором показателей или индикаторов. Индикаторы являются инструментом для измерения, визуализации и обсуждения важных проблем развития. Они дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную или отрицательную сторону. На основе выработанной методики нами был проведен анализ устойчивого развития муниципальных образований в Республике Мордовия. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о различной степени устойчивости муниципальных районов Мордовии. Поэтому региональные власти должны проводить политику, направленную на повышение устойчивости всех районов, причем особое внимание обратить на отстающие районы.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

  1. Глобалистика на пороге ХХI века // Философия, культура, общество [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://boris.taylashev.com/global.htm
  2. Мордовия: Стат. Ежегодник / Мордовиястат. - Саранск, 2011. - 444 с.
  3. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию.: М., 1989. - 50 с.
  4. Седашкина Т.И. Современные подходы к обеспечению устойчивого развития муниципального образования / Т.И Седашкина // Проблемы формирования и функционирования инновационной системы региона: материалы семинара для молодых ученых, аспирантов и студентов старших курсов / редкол.: Т. П. Королева (сост.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та , 2010. - 568 с.
  5. Указ Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» № 440 от 1 апреля 1996 г.
Просмотров работы: 304