РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА И В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА И В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Преобразования в социальной сфере, которые происходят последние годы, направлены на создание всем гражданам, независимо от пола, равных возможностей для реализации своих прав. Создаются условия для совмещения семейных и профессиональных обязанностей, развитие активных форм социальной поддержки, развитие новой отрасли - социального обслуживания населения, помогающей гражданам адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и снимающей напряженность в обществе. Однако, несмотря на все преобразования проблемы в социальной сфере остаются. Так всё ещё остро стоит проблема положения женщин на рынке труда.

Женщины в современном обществе как социально-демографическая категория населения, отличается не только рядом физиологических особенностей, но и положением в социальной структуре. Принадлежность к конкретному полу предписывает определённую социальную позицию и соответствующий ей комплекс социальных проблем. Генеративная способность женщин составляет основную причину трудностей в сочетании ими своих семейных, материнских и трудовых обязанностей.

Эта категория населения в настоящее время достаточно уязвима в сфере занятости и трудовых отношений, наименее конкурентоспособна на рынке труда, имеет ряд законодательно установленных трудовых льгот, ставящих женщин в неравное положение с мужчинами и создающих прецедент возникновения неравных возможностей. Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. К сожалению, реальная практика пока далека от этих требований.

Практика показывает, что многие женщины выходят на работу ранее достижения ребенком трехлетнего возраста, так как по материальным соображениям у них нет  возможности не работать. Закон делает их неудобной и невыгодной рабочей силой для работодателя.

Дискриминационный характер определенных  норм снижается в том случае, если они из разряда льгот для женщин переходят в разряд гарантий, дающих женщине право выбора пользоваться или нет своими правами. Фактически имеют место нарушения законодательно установленного равенства при приеме на работу. Несмотря на наличие в законодательстве норм, определяющих недопустимость прямых или косвенных ограничений при приеме на работу, не связанных с деловыми качествами, такие нарушения имеют место. По данным исследований, проводимых Генеральной прокуратурой РФ около трети руководителей предприятий различных форм собственности указывают, что при приеме на работу производственных рабочих отдают предпочтение мужчинам.

Имеет место и нарушение законодательства о трудовых правах и льготах, установленных для женщин. Женщины, имеющие несовершеннолетних детей, привлекаются к сверхурочным работам, их труд применяется на рабочих местах с вредными условиями.

В российском трудовом законодательстве содержатся определенные гарантии обеспечения выполнения женщинами репродуктивной функции. Установлен комплекс мер, направленных на защиту родительства, материнства, отцовства. Это защита беременных женщин от безработицы и обязательное их трудоустройство при возникновении ситуаций, когда сохранить рабочее место невозможно, охрана труда беременных женщин и матерей, имеющих детей грудного возраста, предоставление перерывов в связи с кормлением грудного ребенка. Оплачиваемым отпуском по уходу за больным ребенком может воспользоваться любой член семьи. Однако эти нормы не всегда соблюдаются.

Распространенный характер получили правонарушения, связанные с незаконным увольнением женщин в период нахождения их в отпусках по беременности и родам, уходу за детьми. Чаще всего такие правонарушения допускались при реорганизации предприятий или смене их собственника.

Несмотря на закрепление в законодательстве норм, направленных на ограничение применения труда женщин в неблагоприятных условиях труда, проблема работы женщин в опасных и вредных условиях труда остается достаточно актуальной.

В Республике Мордовия доля женщин работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда в период с 2008 по 2010 гг. увеличивалась: в обрабатывающих производствах с 19,0% до 21,4%;  в строительстве с 14,9% до 16,3%;  в транспортной сфере с 4,8% до 5,5%. Сокращение произошло только в производстве и распределение электроэнергии, газа и воды с 5,6% до 5,0% [3].

Также увеличивается доля женщин занятых на работах, связанных с напряженностью трудового процесса: в обрабатывающих производствах с 2,2% в 2008 году до 5,9% в 2010 году, в строительстве с 1,6% до 8,3%, в сфере транспорта с 0,7% до 2,0%. Незначительное сокращение произошло только в производстве и распределение электроэнергии, газа и воды с 2,0% до 1,7%. Доля женщин занятых на тяжёлых работах в рассматриваемый период сократилась в обрабатывающих производствах на 0,2%, осталась неизменной (0,3%) в сфере транспорта (таблица 1).

Таблица 1 - Удельный вес численности мужчин и женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда в Республике Мордовия  (на конец  года; в процентах от общей численности работников соответствующего пола и вида экономической деятельности)

Показатель

Обрабатывающие

 производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Транспорт

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Работали в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда - всего

20,2

22,8

23,0

10,4

10,6

9,7

11,8

15,8

18,4

12,4

3,1

22,6

мужчины

21,3

24,0

24,3

12,6

12,8

11,7

10,9

15,9

18,9

15,2

3,8

28,2

женщины

19,0

21,4

21,4

5,6

5,7

5,0

14,9

15,6

16,3

4,8

1,8

5,5

Заняты  на тяжелых  работах - всего

5,2

5,4

6,1

1,1

1,1

1,0

7,3

14,9

12,7

7,9

0,5

5,8

мужчины

5,6

6,1

7,5

1,1

1,1

1,0

7,3

15,8

12,7

10,6

0,7

7,7

женщины

4,9

4,6

4,4

1,0

1,0

1,1

7,2

11,4

13,1

0,3

-

0,3

Работали на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда - всего

0,5

0,1

-

-

-

-

03

0,9

0,2

-

-

-

мужчины

0,6

0,1

-

-

-

-

0,4

0,9

0,2

-

-

-

женщины

0,3

0,1

-

-

-

-

-

0,9

-

-

-

-

Заняты на работах, связанных с напряженностью трудового процесса - всего

4,4

4,4

4,9

3,9

4,8

3,9

2,8

3,1

7,1

15,8

1,3

20,8

мужчины

6,4

3,3

4,1

4,8

6,0

4,9

3,1

2,9

6,8

21,4

2,1

26,9

женщины

2,2

5,6

5,9

2,0

2,3

1,7

1,6

4,0

8,3

0,7

-

2,0

 

Остаются неудовлетворительными условия труда у женщин, занимающихся индивидуальным предпринимательством, торгующих на городских рынках, работающих на складах и базах, особенно в холодное время года. На предприятиях малого и среднего бизнеса зачастую осуществляется прием на работу лиц без предварительного медосмотра.

По-прежнему остаются несовершенными условия труда женщин, занятых в сельском хозяйстве. В неблагоприятных микроклиматических условиях на сельхозпредприятиях работают до 40% женщин. Сельские труженицы недостаточно обеспечены бытовыми помещениями, спецодеждой.

Вследствие несовершенства технологических процессов значительное количество женщин вынуждено длительное время трудиться на работах с веществами 1-го и 2-го класса опасности, аллергенами, канцерогенами и другими потенциально опасными веществами, подвергаясь высокому риску возникновения нарушений репродуктивного здоровья и профессиональных заболеваний. Неудовлетворительными остаются условия труда женщин в строительной отрасли, где нередко операции приготовления красок, шпатлевок осуществляются вручную. Работницы вынуждены поднимать ведра с краской, раствором весом 15-20 кг и переносить их на расстояние 50 м и более, подвергаются воздействию химических веществ: ацетона, толуола, уайт-спирита, минеральной пыли, содержания, которых зачастую превышают ПДК. Уровень механизации трудоёмких процессов на предприятиях строительства и стройиндустрии составляет всего 40-60 %.

Проблема интеграции женщин носит межотраслевой характер. Особенно важна деятельность территориальных структур, знающих ситуацию в регионе и способных скоординировать деятельность по этим вопросам всех участников: социальных служб, служб занятости, общественных женских организаций работодателей, самих женщин.

Большую помощь в решении проблем трудоустройства женщин у нас в республике оказывает Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республике Мордовия. В 2011 году республиканская служба занятости населения продолжила реализацию дополнительных мер, направленных на улучшение ситуации на рынке труда. Отличительной особенностью этой программы от предыдущих является число мероприятий - их стало 8. Изменилась и направленность некоторых из них. Особое внимание в последнее время уделяется таким направлениям как «Профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда в целях их вывода с вредного производства», также  в рамках направления «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости населения» женщины начинают свой бизнес, регистрируются как индивидуальные предприниматели.

Очередная насущная проблема - сочетание профессионального труда с материнством.  Наиболее уязвимыми являются женщины, которые фактически используют отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. При выходе на работу они подвержены риску быть сокращенными в первую очередь, так как объективно за время отпуска теряют профессиональные навыки, их знания устаревают. Косвенно этот вывод подтверждается тем, что доля безработных женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, почти в два раза выше, чем среди безработных мужчин.

Матери малолетних детей, не имеют, как раньше, узаконенного права на обучение в рабочее время с сохранением среднего заработка. Тем самым они лишились дополнительных шансов на восстановление квалификации после длительного перерыва, связанного с рождением ребенка. В настоящее время  женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет и находящиеся в отпусках по уходу за ребенком,  испытывают значительные трудности при возвращении на прежнее место работы или при новом трудоустройстве. Это связано, с одной стороны, с потерей профессиональных навыков, а с другой - с нежеланием работодателей нести дополнительные издержки при их трудоустройстве (более низкая производительность труда, обусловленная потерей ряда профессиональных навыков; значительные потери рабочего времени, связанные  с больничными листами и отпусками по уходу за ребенком).

В 2011 году в Республике Мордовия успешно завершилась реализация Республиканской ведомственной целевой программы «Профессиональное обучение  женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, на 2008-2011 годы». Общий объем финансирования мероприятий  Программы составил 1250,0 тыс. р., в том числе: за счет средств субвенций из федерального бюджета 1050,0 тыс. р.;  за счет средств республиканского бюджета 200,0 тыс. р. [6].

Перед выходом на работу пройти профессиональное обучение или повысить квалификацию изъявили готовность более 55% женщин [1]. Они считают, что повышение квалификации или профессиональное обучение поможет им «подстроиться» под реальную ситуацию на рынке труда, повысить собственную конкурентоспособность, что будет способствовать дальнейшему трудоустройству. Поэтому в программу было добавлено новое направление  - «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет». Финансирование мероприятий осуществлялось также за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Наиболее востребованными среди женщин были профессии оператора ПК, секретаря-референта, косметолога, визажиста, дизайнера, парикмахера, бухгалтера, продавца-кассира, менеджера, медсестры и др.

В рамках Программы дополнительных мероприятий направленных на снижение напряжённости на рынке труда Республики Мордовия, на 2011 год на опережающее профессиональное обучение и стажировку женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства было выделено 260,1 тыс. рублей [4]. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности - 8585,0 тыс. р. (таблица 2).

 

Таблица 2 -  Объемы финансирования мероприятий Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия, на 2011 год

Мероприятия

Численность участников, человек

Объем финансирования,  тыс.  рублей

в том числе, тыс. рублей

субсидии из  федерального бюджета

средства республиканского бюджета 

Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства

30

260,1

260,1

0,0

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности

850

8585,0

8585,0

0,0

 

По состоянию на 1 января 2012 года на реализацию мероприятий  Программы израсходовано 499646,9 тыс. рублей, что составляет 99,1% от объемов, предусмотренных Программой 504056,7 тыс. рублей [4].

Однако стоит отметить, что изменить кардинально ситуацию так и не удалось. Поэтому следует продолжить работу по повышению эффективности механизмов реализации государственной политики занятости женщин, при этом особое внимание должно быть уделено:

  • согласованию целевых программ, направленных на улучшение положения женщин, с другими блоками социальной политики, и прежде всего с мерами по регулированию оплаты труда, материальной поддержке семей с детьми, бедных слоев населения, с мерами по улучшению пенсионного обеспечения, с программой развития народного образования;
  • организационному и законодательному содействию развитию альтернативных режимов (неполное рабочее время, временная занятость, работа по договору, работа на дому); усилению социальной защищенности таких групп работников;
  • разработке пакета мер по расширению занятости женщин в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, обучении основам предпринимательской деятельности;
  • особых мер содействия малому бизнесу в сельской местности, связанному с предоставлением услуг населению, производственной инфраструктурой, в частности, строительством жилья и дорог, снабженческо-сбытовых кооперативов, хранением и переработкой сельскохозяйственного сырья;
  • первоочередной разработке программ и финансировании профессионального обучения, в том числе опережающего профессионального обучения, женщин с высшим и средним специальным образованием с учетом современных требований и меняющегося спроса на профессии;
  • формированию банка временных работ для женщин, находящихся под угрозой увольнения или уже потерявших работу.

Это означает, что мы не продвинемся вперед без выработки новой концепции отношения к женщине, что является уже задачей общегосударственного уровня.

 

Список литературы

  1. Государственный комитет Республике Мордовия по труду и занятости - Режим доступа: http://trudrm.ru/
  2. Государственный комитет Республике Мордовия по труду и занятости- Режим доступа: http://trudrm.ru/rinok_truda.html
  3. Мордовия: Стат. Ежегодник / Мордовиястат. -  Саранск,  2010. - 444 с.
  4. Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия на 2011 год - Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/content/view/139
  5. Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия на 2012 год - Режим доступа: http://www.zanrm.ru/regional_programms.html
  6. Республиканская ведомственная целевая программа  «Профессиональное обучение  женщин,   имеющих детей в возрасте до трех лет,  на 2008-2011 годы»  - Режим доступа: http://www.zanrm.ru/inved_progr.html
  7. Республиканская целевая программа содействия занятости населения  Республики Мордовия на 2009-2011 годы (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. № 566) - Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/normact/view/565
  8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия - Режим доступа http://mrd.gks.ru/default.aspx

 

Просмотров работы: 3