АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономическое положение региона является объективным отражением эффективности управляющих воздействий, осуществляемых органами власти субъекта РФ. Оценка ситуации, складывающейся в регионе, дает представление не только об особенностях социально-экономического развития субъекта Федерации, но и опосредованно характеризует существующую систему управления регионом, выявляет её достоинства и недостатки, а также возможные направления её совершенствования.

Мордовия является индустриально-аграрным регионом. За последние пять лет наиболее существенные структурные сдвиги в экономике республики обусловлены значительным снижением доли промышленности в объеме ВРП, с 41,8 % в 2004 г. до 25,9 % в 2009 г., а также транспорта и связи (на 1,7 процентных пункта) [4]. Напротив, в наибольшей степени вырос вклад в ВРП сельского хозяйства (на 1,1 процентных пункта), оптовой и розничной торговли (на 5,3 процентных пункта), а также других отраслей (таблица 1).

Социально-экономическая ситуация в республике в 2010 г. характеризовалась положительной динамикой в основных отраслях и секторах экономики, в том числе в сфере промышленного производства, инвестиций, строительстве, на потребительском рынке. Обеспечен рост (по сравнению с предыдущим годом) реальных денежных доходов населения, среднедушевых денежных доходов, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Вместе с тем имеется и широкий спектр проблем. Основными проблемами, требующими решения в среднесрочной перспективе, являются: износ основных фондов; низкая доля инновационной продукции; потребность в формировании долгосрочной политики по развитию промышленности республики; проблемы утраты конкурентоспособности предприятий в будущем (по причине нарастающей конкуренции со стороны иностранных и российских производителей); жесткая тарифная политика в энергетическом секторе, ограничивающая реализацию крупных инвестиционных проектов; необходимость создания благоприятных условий для прихода внешних инвесторов, в том числе потребность подготовки промышленных площадок, реализации инновационных проектов и прочие.


Таблица 1 - Основные социально-экономические показатели

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Численность населения на конец года, тыс. чел.

847,6

840,4

833,0

840,6

833,3

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

396,6

395,3

393,9

387,1

385,0

Общая численность безработных (по методологии МОТ), тыс. человек

20,8

16,3

11,4

25,1

24,6

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

- тыс. человек

242,2

205,1

167,7

160,8

162,8

- в % от общей численности населения

28,3

24,2

20,0

19,3

19,4

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млн. рублей

42798,0

53091,6

68729,5

78530,6

82345,1

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц,  рублей

4878,5

6137,8

8384,2

9653,5

10889,3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

6358,4

8103,0

10530,5

10937,2

11883,1

Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей

2561,6

3332,5

4090,4

5554,1

6820,6

Валовой региональный продукт

- млн. рублей

57974,2

77048,8

94058,3

92855,1

103 53,1

- на душу населения, рублей

68025,8

91288,1

112414,4

111903,6

123701,3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. рублей:

- добыча полезных ископаемых

59,7

182,0

188,5

164,4

229,8

- обрабатывающие производства

48726,7

70792,5

80855,6

64906,6

84208,1

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды

8879,4

8195,3

6667,2

7771,5

9627,7

Продукция сельского хозяйства, млн. рублей

18471,2

22738,5

29114,1

31603,7

26243,3

в том числе:

 

 

 

 

 

- продукция растениеводства

7864,4

10409,2

14437,0

14402,1

5695,9

- продукция животноводства

10606,8

12329,3

14677,1

17201,5

20547,4

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс.кв. м

213,2

242,8

284,1

276,6

289,0

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пасс-км

589,0

537,0

507,0

398,0

497,0

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. рублей

5618,0

11355,9

9798,3

-11846,5

-352,2

Прибыль прибыльных предприятий, млн. руб.

7954,8

17569,4

16354,6

5007,1

5967,0

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

19597,0

27414,2

39254,1

31968,4

38395,2

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

108,1

112,3

114,4

109,1

109,5

Индекс цен производителей промышленных товаров, процентов

115,3

119,9

106,0

92,5

121,5

Внешнеторговый оборот, млн. долл. США

189,5

285,1

546,3

417,4

404,0

в том числе:

 

 

 

 

 

- экспорт

77,7

81,5

132,2

149,0

174,6

- импорт

111,8

203,6

414,1

268,4

229,4

Несмотря на кризисные явления в экономике, осуществлялась реализация ряда высокоэффективных инвестиционных проектов в области промышленности, строительства и АПК. Наиболее значимые из них: создание производственного комплекса по выпуску стального и чугунного литья (ООО «ВКМ-Сталь»), объем инвестиций - 4,8 млрд. р.; развитие мясного животноводства (Группа компаний «Талина»), объем инвестиций - 9,7 млрд. р.;  создание производства оптического волокна (ЗАО «Оптиковолоконные системы»), объем инвестиций - 3,4 млрд. рублей.

Второй по значению отраслью экономики является сельское хозяйство, доля которого в валовом региональном продукте составляет более 17 процентов. Основными секторами специализации агропромышленного комплекса являются производство молочной (молока, сыров и молочных продуктов), мясной (развитие производства говядины, свинины), птицеводческой (производство яиц и мяса птицы) продукции, пищевая и перерабатывающая промышленность. Растениеводство специализируется на производстве зерновых культур, а также сахарной свеклы, картофеля, овощей и кормовых культур. За 2005-2009 гг. продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилась в 1,3 раза.

За последние пять лет в сельхозорганизациях производство молока увеличилось в 1,3 раза, скота и птицы  в 1,6 раза. Основной прирост достигнут за счет производства мяса свиней  в 2,7 раза, птицы  в 1,8 раза. За 2010 год производство молока в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах составило 293 тыс. т, с ростом к соответствующему уровню прошлого года на 8,9 %, скота и птицы  - 84,2 тыс. т или на 18,3 %, яиц  - 965,3 млн. шт., 16,9 процента. Надой на 1 корову возрос на 394 кг и составил 4303 кг. [4].

В настоящее время на территории республики функционируют 94 крупных и средних сельскохозяйственных организации различных форм собственности, 1118 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 160 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. В последние годы агропромышленный комплекс выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия. На развитие сельскохозяйственного производства направлена реализация Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы. В 2010 г. сельхозтоваропроизводителями привлечено более 9,4 млрд. рублей кредитных средств. С начала реализации национального проекта «Развитие АПК» в сельское хозяйство инвестировано более 23,8 млрд. рублей субсидируемых инвестиционных кредитов. Поддержка сельского хозяйства республики важна еще и по причине большой доли занятого в нем населения (в сельской местности проживает около 40% жителей республики).

Ситуация в строительном комплексе республики остается стабильной и прогнозируемой. Предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками введено 1736 квартир общей площадью 102688 кв. метров, что на 19,3% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Населением за счет собственных и заемных средств построено общей площади жилых домов в размере 36049 кв. м., что на 2,4% меньше соответствующего периода прошлого года. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилья составила 35,1%. В сельской местности введено 23231 кв. метр жилья, из них по индивидуальному жилищному строительству - 17018 кв. метров. В 2010 году объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» составил 17281,7 млн. рублей, что на 21,6%  больше, чем в 2009 году. Инвестиции в основной капитал организаций, осуществляющих строительную деятельность в 2010 году составили 360,3 млн. рублей. Доля строительной отрасли в объеме ВРП составляет более 9 % [5].

Республика Мордовия располагает развитой транспортной инфраструктурой. Протяженность железных дорог - 0,55 тыс. км. По территории республики проходит железнодорожная магистраль Москва - Самара, восточную часть республики пересекает железнодорожная линия Нижний Новгород - Пенза. Республика имеет железнодорожное сообщение со всеми регионами Российской Федерации. Город Рузаевка (25 км от г. Саранска) - крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги.

В г. Саранске функционирует аэропорт, способный принимать самолеты грузоподъемностью до 100 т. Воздушным транспортом за 2010 г. было перевезено 21 тыс. чел. По железным дорогам Мордовии осуществляются транспортные связи центра и юга России с регионами Поволжья, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком, через аэропорт г. Саранска проходят внутренние воздушные линии. Однако большие временные затраты на дорогу не позволяют максимизировать пользу от соседства с развитыми регионами страны и снижают инвестиционный потенциал республики. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля) составляет 32,2, при этом плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием равна 182,5 км на 1000 кв. км территории [5].

За 2010 г. автомобильным транспортом общего пользования перевезено 70,5 млн. человек (122,2 % к соответствующему периоду прошлого года), пассажирооборот предприятий автомобильного транспорта составил 769,8 млн. пасс. км (128,9 %). Перевезено грузов 10,7млн. т (97,5 %), грузооборот - 445,8 млн. т-км (103,8 %).  Железнодорожным транспортом было перевезено 3585 тыс. тонн грузов и 1420 тыс. пассажиров. При этом необходимо отметить, что основные фонды объектов транспортной инфраструктуры, а также подвижной состав автотранспортных организаций имеют высокую степень износа. Оптимизация транспортных грузопотоков, улучшение транспортной инфраструктуры, повышение качества обслуживания, обновление автомобильного парка позволят в последующие годы обеспечить положительную динамику работы автотранспортных предприятий.

Обеспечение потребности экономики и населения в услугах связи и устойчивую работу средств связи осуществляет Филиал в Республике Мордовия ОАО «Ростелеком». Функционируют 401 АТС общей мощностью 283,5 тыс. номеров с программным управлением. Внедрены современные поколения телефонной сети, электронные АТС, цифровые системы передачи информации, увеличивается число пользователей сети Интернет. Действуют 3 ведущих российских и 2 региональных оператора сотовой связи. В их числе «МТС», «Билайн», «МегаФон», «СМАРТС GSM», «ЗАО «НСС».

На основе проведенного анализа, характеризующего уровень экономического развития муниципальных образований Республики Мордовия, был составлен рейтинг муниципальных образований, результаты которого представлены в таблице 2. Среди лидеров по-прежнему остаются -  городской округ Саранск, Чамзинский и Рузаевский муниципальные районы. Стоит также отметить, что Ковылкинский муниципальный район немного сдал позиции, а Ардатовский наоборот, поднялся в рейтинговой таблице выше.

 

Таблица 2 - Рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия по уровню экономического развития

2005 год

2010 год

Муниципальные районы и

городской округ

Рейтинг

Муниципальные районы и

городской округ

Рейтинг

Рузаевский район

1

городской округ Саранск

1

городской округ Саранск

2

Чамзинский район

2

Чамзинский район

3

Рузаевский район

3

Атяшевский район

4

Атяшевский район

4

Краснослободский район

5

Ардатовский район

5

Зубово-Полянский район

6

Краснослободский район

6

Ковылкинский район

7

Лямбирский район

7

Лямбирский район

8

Ичалковский район

8

Ичалковский район

9

Зубово-Полянский район

9

Ардатовский район

10

Ковылкинский район

10

Торбеевский район

11

Ромодановский район

11

Ромодановский район

12

Дубенский район

12

Дубенский район

13

Старошайговский район

13

Ельниковский район

14

Торбеевский район

14

Старошайговский район

15

Ельниковский район

15

Инсарский район

16

Инсарский район

15

Большеберезниковский район

17

Кочкуровский район

17

Темниковский район

18

Темниковский район

17

Атюрьевский район

19

Атюрьевский район

19

Кадошкинский район

20

Кадошкинский район

20

Кочкуровский район

20

Большеберезниковский район

21

Теньгушевский район

22

Большеигнатовский район

22

Большеигнатовский район

23

Теньгушевский район

23

Несомненно, экономическое положение муниципальных образований республики характеризуется положительной динамикой в основных секторах экономики, вместе с тем сохраняется и  ряд отрицательных тенденций:

  • медленный рост конкурентоспособности экономики из-за высокой затратности производства, дефицита профессиональных кадров, недостаточного объема инвестиций, что сокращает возможности развития реального сектора экономики;
  • значительный износ основных фондов в целом по отраслям экономики;
  • отмечается пониженный уровень инновационного потенциала;
  • высокая степень износа инженерной и коммунальной инфраструктуры; в сельскохозяйственном производстве неудовлетворительное финансовое состояние ряда сельскохозяйственных предприятий;
  • недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса, особенно в реальном секторе экономики;
  • сохраняется проблема убыточности организаций и др.

Демографическая ситуация в республике характеризуется низкими параметрами воспроизводства населения и сокращением его численности. За 10 лет численность населения сокращалась в среднем 8-9 тысяч в год. На начало 2011 г. постоянное население Республики Мордовия, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывало 833,3 тыс. человек. Сокращение численности населения  происходило как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения.  Только в 5-и муниципальных районах и в ГО Саранск из 22-х муниципальных районов республики отмечалось увеличение числа родившихся. Общий показатель рождаемости составил 9,5 родившихся на 1000 человек населения (14-е место в ПФО). Разрыв коэффициентов рождаемости по районам республики значителен: от 11,0 до 5,2. Снижение числа умерших зарегистрировано в 15 муниципальных районах и в ГО Саранск. В целом по республике  превышение  числа умерших над числом родившихся в 2011 г. составило 1,7 раза (в РФ - 1,2 раза),  при этом в Темниковском районе - 4,4 раза, Дубенском - 3,5 раза, Большеигнатовском - 3,2 раза, Ичалковском - 3,1 раза, Большеберезниковском -  3,0 раза. В республике, как и в целом по России, наблюдается демографическое старение населения. Главной причиной этого является спад числа родившихся и уменьшение доли детей  во всем населении.

Изменения в социально-экономической сфере негативно отразились на системе здравоохранения. Она нуждается в срочном реформи­ровании. Многие показатели здоровья населения региона вызывают тревогу, так наблюдается рост общей заболеваемости, в расчете на 1000 чел. с 1138,9 случаев в 2000 году до 1340,4 случаев в 2010 году (на 16%); рост травм и травлений (на 13,4%). Проведенная оценка удовлетворенности населения[1] качеством медицинской помощи показала, что в среднем по республике существенных изменений в данной области за 2010 г. не произошло. Доля респондентов удовлетворенных качеством медицинской помощи, оказываемой им по месту жительства, незначительно снизилась и составила в 2010 г. 60,8%  (63,5% в 2009 г.). Высоко оценивают работу медицинских учреждений респонденты Ардатовского (показатель общей удовлетворенности здесь составляет 88,9%), Теньгушевского (82,5%), Торбеевского (76,4%), Дубенского (74,1%), Ковылкинского (74,1%), Кочкуровского (70,9%) и Старошайговского (69,2%) муниципальных районов. Указанные районы составляют группу районов-лидеров. Самую низкую оценку качества медицинских услуг дали респонденты в Лямбирском (43,2%) и Темниковском (38,6%) муниципальных районах и в городском округе Саранск (42,1%).

Анализ отмечаемых респондентами недостатков в работе учреждений здравоохранения по итогам исследований (2009 и 2010 гг.) показал,  что наибольшие нарекания вызывают очереди на прием к участковому врачу, к врачам-специалистам, недостаток врачей-специалистов, а также нехватка современного медицинского оборудования. Респонденты также обратили внимание на недостаточное оснащение муниципальных медицинских учреждений современным оборудованием.

Существенный рост значения данного показателя к уровню 2009 года наблюдался лишь в Кадошкинском районе (на 11,4 п.п.). В связи с тем, что многие из опрошенных чаще отмечали альтернативу «нет недостатков» и реже указывали на проблемы с льготными лекарствами и недостатком врачей-специалистов. В пяти районах зафиксировано существенное снижение уровня общей удовлетворенности качеством медицинской помощи: в Атяшевском (на 27,1 п.п.), Ельниковском (на 16 п.п.), Темниковском (на 15,8 п.п.), Зубово-Полянском (на 12,6 п.п.) и Лямбирском (на 12 п.п.).  Претензии населения в районах, где произошло значительное снижение данного показателя, связаны с: отсутствием больниц в населенных пунктах, сокращением ФАПов и медпунктов, нарушениями в проведении приема пациентов, отсутствием лекарственных препаратов [4].

Одной из системообразующих составляющих социального развития является образование населения и его культурный уровень. Образовательный комплекс региона в 2010 г. включал: 231 дошкольное учреждение, 516 общеобразовательных учреждений, в том числе: 452 дневных и 6 вечерних общеобразовательных учреждений; 3 высших учебных заведений (в том числе 2 государственных), 31 государственное среднее специальное учебное заведение и 24 учреждения начального профессионального образования.  

Среднереспубликанский уровень общей удовлетворенности населения услугами дошкольного образования в 2010 году составил 86,7% (в 2009 году - 86,5%). К районам, в которых значение данного показателя значительно выше среднего уровня относятся: Ичалковский (98,8 %), Ардатовский (95,8 %), Кочкуровский (93,8 %), Ромодановский (92,9 %), Атяшевский (92,6 %), Инсарский (91,9%), Торбеевский (91,6%), Ельниковский (91,1%), Теньгушевский (90,9%), Дубенский (88,5%), Старошайговский (87,9%), Лямбирский (87%). Самый низкий уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования в Большеигнатовском (76,6%), Темниковском (77%) и Кадошкинском (77,4%) муниципальных районах [4].

Уровень удовлетворенности населения качеством дополнительного образования детей в республике в 2010 году практически не изменился и составил 87,1%, что на 1% выше значения 2009 года. В 11 муниципальных образованиях значение данного показателя выше среднереспубликанского. Высокий уровень удовлетворенности качеством дополнительного образования сложился в Ардатовском (98,8%), Темниковском (95,5%), Торбеевском (94,6%), Ичалковском (94,3%), Ромодановском (92,4%), Атяшевском (91,2%), Большеберезниковском (91%) муниципальных районах и в городском округе Саранск (94,1%). Самые низкие значения данного показателя в Чамзинском (73%) и Кадошкинском (76,7%), Зубово-Полянском (77,9%) и Ковылкинском (79,6%) муниципальных районах. Респонденты неудовлетворенны материально-техническим оснащением образовательного процесса, отсутствием необходимого оборудования, мебели и капитального ремонта помещений, низкой активностью руководителей образовательных учреждений в области современных образовательных технологий и др.

В 2010 году респонденты высоко оценивают качество общего образования детей: в среднем по республике уровень удовлетворенности составляет 82,9%. Наиболее высокий уровень удовлетворенности качеством общего образования в Ичалковском (93,5%), Ардатовском (93,1%), Теньгушевском (91%), Старошайговском (91,0%), Атяшевском (90%), Ромодановском (88,9%) и Торбеевском (88%) муниципальных районах.

Развитие сферы культуры  в регионе  в последние годы характеризуется заметным оживлением. В настоящее время в республике действует 5 профессиональных театров, 24 музея, 549 массовых библиотек (снижение по сравнению с 2006 г. на 33 библиотеки), 554 клубных учреждения, парки культуры и отдыха. В 2010 году среднереспубликанский уровень общей удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры незначительно снизился и составил 63,6% (в 2009 году - 65,1%). В 12 муниципальных районах уровень удовлетворенности значительно выше среднереспубликанского. Самый высокий уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) отмечен в Ардатовском (87,1%), Ковылкинском (80,2%), Дубенском (76,5%) и Теньгушевском (72,5%) муниципальных районах. Самый низкий уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры сложился в Зубово-Полянском (41,4%), Темниковском (48%), Атюрьевском (49%) и Кадошкинском (49,6%) муниципальных районах [4].

Важным направлением социальной политики и положительным факто­ром для укрепления здоровья населения, развития культурной среды региона является развитие физической культуры, спорта и формирование здорового образа жизни. В настоящее время в распоряжении населения Республики Мордовия для занятий физкультурой и спортом имеется две с половиной тысячи спортивных сооружений.  За последние годы в республике построены физкультурно-оздоровительные комплексы в г. Саранске, Краснослободске, с. Кемля, п. Атюрьево, с. Ельниках, с. Ст. Шайгово и других. В 2010 году процент населения, занимающегося спортом, составил в Республике Мордовия около 30%, в то время как в 2003 году этот показатель составлял только 9,8. Можно предположить, что столь резкое увеличение числа людей занимающихся физической культурой и спортом в республике, обусловлено влиянием следующих факторов: ростом объемов финансирования отрасли из республиканского бюджета, ростом числа физкультурно-спортивных сооружений и др. Однако в экономически развитых странах показатель занимающихся физической культурой, спортом и туризмом составляет 40-60%, тогда как в республике - около 30% .

Проведенное исследование показало, что показатели, характеризующие уровень социального развития за последние несколько лет улучшились, однако проблем, сдерживающих его развитие сферы немало. Составление рейтинга, характеризующего уровень социально развития муниципальных образований республики, лишний раз указало на то, сколь высок уровень территориальной дифференциации между муниципальными образованиями (таблица 3). Более высокий уровень социального развития наблюдается в Лямбирском, Чамзинском, Рузаевском муниципальных районах и в городском округе Саранск. Стоит также отметить, что состав явных аутсайдеров принципиально не меняется.

 

Таблица 3 - Итоговый рейтинг, характеризующий уровень социального развития в муниципальных образованиях Республики Мордовия

2005 г.

2010 г.

Муниципальные районы и

городской округ

Рейтинг

Муниципальные районы и

городской округ

Рейтинг

Лямбирский район

1

Лямбирский район

1

Рузаевский район

2

городской округ Саранск

2

Чамзинский район

2

Чамзинский район

3

Кочкуровский район

4

Рузаевский район

4

Ромодановский район

5

Ромодановский район

5

Ичалковский район

6

Теньгушевский район

6

Торбеевский район

7

Ичалковский район

7

городской округ Саранск

8

Кочкуровский район

8

Теньгушевский район

9

Краснослободский район

8

Дубенский район

10

Зубово-Полянский район

10

Инсарский район

11

Ардатовский район

11

Краснослободский район

11

Ельниковский район

12

Ельниковский район

13

Ковылкинский район

12

Ардатовский район

14

Торбеевский район

14

Большеигнатовский район

15

Атяшевский район

15

Старошайговский район

16

Старошайговский район

16

Кадошкинский район

17

Дубенский район

17

Большеберезниковский район

18

Инсарский район

17

Ковылкинский район

18

Большеигнатовский район

19

Зубово-Полянский район

20

Темниковский район

20

Атяшевский район

21

Кадошкинский район

21

Темниковский район

22

Большеберезниковский район

22

Атюрьевский район

23

Атюрьевский район

23

В заключении хотелось бы отметить, что проводимая социально-экономическая политика, направленная на создание благоприятных условий для республиканских производителей, государственную поддержку проектов по выпуску конкурентоспособной продукции и снижение инвестиционных рисков в экономике, дала определенные положительные результаты. Вместе с тем сохраняется и целый ряд проблем, сдерживающих устойчивое развитие республики. В сложившихся обстоятельствах основной задачей региональных органов власти по-прежнему остается  поиск наиболее действенных механизмов обеспечения устойчивого развития региона и решение внутренних экономических проблем. Для успешного решения экономических проблем в республике необходимо:

  • сформировать эффективную систему предпринимательства, ликвидировать административные барьеры для малого и среднего бизнеса, стимулировать деловую активность, провести преобразование отраслей экономики на основе различных форм собственности и хозяйствования;
  • создать современную инфраструктуру региона, модернизировать транспортную, информационную инфраструктуру;
  • закупить и внедрить новые технологии, направленные на глубокую переработку сырья, развить перерабатывающие отрасли, кредитно-налоговое стимулирование внедрения инновационных технологий и т.п.;
  • проводить более жесткую антимонопольную региональную политику по отношению к отраслям естественной монополии и др.

Для решения данных задач на региональном уровне необходимо коренным образом повысить роль наукоемких производств, широко внедрять в производство передовые разработки, для чего необходимо проводить для таких предприятий льготную кредитно-налоговую политику; снизить долю первичных отраслей материального производства, сократить энерго- и материалоемкость на базе внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий; повысить долю внешнеэкономического оборота в общественном продукте, что обусловлено включением регионального комплекса в региональное разделение труда и внешнеэкономические связи; изменить структуру производимого продукта в сторону увеличения нематериального производства.

Социальное развитие региона должно быть ориентировано на последовательное повышение уровня жизни населения, рост доходов, снижение социального неравенства, доступность населения к получению гарантированных социальных услуг, а экономическая политика должна ориентироваться на стабилизацию и преодоление кризисных явлений в экономике, а также создание предпосылок для устойчивого развития  в посткризисный период. Это позволит заложить основы эффективного социально-экономического развития региона на средне и долгосрочную перспективу.

 

Список литературы:

  1. Доклад Меркушкина Николая Ивановича «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия за 2010 год и их планируемых значениях на 3-летний период»
  2. Иншаков О. В. Прикладные аспекты параметрической оценки типов социально-экономического развития регионов / О. В. Иншаков, А. В. Шевандрин // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. - 2007. - Вып. 11. - С. 67-78.
  3. Мордовия: Стат. ежегодник./ Мордовиястат. - Саранск, 2011. - 444 с.
  4. О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия  от  22 декабря 2008 г.  № 589. - Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ».
  5. Об утверждении Программы по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 29.11.2010 г. №469. - Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ».
  6. Социологический анализ качества оказания бюджетных услуг населению в Республике Мордовия: моногр. / науч. ред. проф. А.И. Сухарев; ред. - сост. Е.И. Долгаева, В.П. Миничкина; Науч. Центр соц.-экон. мониторинга Республики Мордовия. - Саранск, 2010 - 176 с.
  7. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года: [утверждена законом Республики Мордовия от 01.10.2008 № 94-З «О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»]. - Саранск: РЕДКОЛ, 2008. - 420 с.

[1] Анализ общественного мнения основан на результатах социологических исследований, проведенных НЦСЭМ Республики Мордовия: «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии», «Оценка населением Республики Мордовия эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов»

Просмотров работы: 66