МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Идея активного использования новых ИКТ для повышения эффективности деятельности правительства появилась в США в ходе реализации административных реформ на основе идеологии нового государственного менеджмента, которые начали проводиться с начала 1990-х годов. Реформам предшествовал тщательный анализ, выполненный в 1993 г. специально созданной группой экспертов под непосредственным руководством тогдашнего вице-президента Альберта Гора в рамках специальной программы «Национальный обзор эффективности». Анализ выявил низкую эффективность федеральных ведомств, выстроенных по принципу вертикальных монополий с жесткими централизованными процедурами принятия решений, и отсутствие у них стимулов к инновациям. Для решения даже достаточно простых задач им требовался огромный аппарат, а принимаемые решения зачастую оказывались далекими от реальных потребностей общества, в результате чего большинство национальных программ не достигали стадии завершения. Успешная работа служащих слабо стимулировались, а провалы практически не имели никаких последствий. Вывод экспертов - население получает услуги неудовлетворительного качества и не имеет возможности оказывать какое-либо влияния на процесс принятия решений.

Начало электронному правительству в США было положено в годы правления Билла Клинтона созданием правительственного портала «Первое правительство» (www,firstgov.gov) в сентябре 2000 года. Он построен в соответствии с основной концепцией электронного правительства как системы отношений правительство - граждане, правительство - бизнес, межагентские отношения. Данный интернет портал открыл доступ для граждан и бизнеса к 27 миллионам страниц данных, размещенных на 20 тыс. веб-сайтах правительственных учреждений США.

Джордж Буш, став Президентом, дальнейшие работы целиком поддержал, объявив создание электронного правительства одним из приоритетов своей Администрации.

В 2002 г. Конгрессом США принял Закон «Об электронном правительстве», отдельной статьей которого был тщательно проработанный глоссарий терминов, покрывающий все поле внедрения. Глоссарий содержал и определение e-government, включающее цели его создания.

Ответственность за разработку и реализацию электронного правительства взяло на себя Административно-бюджетное управление Президента - структура, обладающая всеми необходимыми для этого властными и финансовыми полномочиями. Кроме того, была сформирована Рабочая группа по электронному правительству, в которую вошло свыше 80 представителей от 46 правительственных агентств и бюро. Эта группа разработала «Стратегию создания E-government», представляющую собой конкретную программу действий, направленную на повышение эффективности деятельности правительства с помощью ИКТ.

Первая инициатива e-Аutentification направлена на построение и укрепление доверия для того, чтобы содействовать широкому распространению электронного взаимодействия между обществом и правительством и между правительствами разных уровней путем установления общего решения факта «идентичности». Эти решения будут направлены на аутентификацию в сфере обеспечения безопасности, защиты собственности и внедрения электронной подписи во всех инициативах развития электронного правительства.

Вторая инициатива E-Government Architecture направлена на то, чтобы достичь две основных цели. Одна цель состоит в разработке архитектуры, которая должна рассматриваться как архитектура федерального предприятия и которая должна использоваться в каждой инициативе e-government, представляя собой ядро стандартизованных моделей для формирования конкретных технологических решений. Другая цель состоит в том, чтобы собрать и проанализировать различную информацию об архитектуре и структуре данных, используемых федеральным правительством и на этой основе выработать новые предложения по развитию инициатив электронного правительства и сократить существующую избыточность. В первую очередь эти усилия будут сконцентрированы на четырех ключевых областях, включающих национальную безопасность, экономическое стимулирование, социальное обслуживание и внутреннюю деятельность офисов.

В настоящее время особое внимание федеральное правительство США уделяет: электронной торговле в государственном секторе, конкурсным электронным торгам на поставки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд; доступу населения к правительственной и административной информации; использованию смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве; решению различного рода задач, в частности получению официальных документов через правительственные веб-сайты, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению и др.

Еще одним направлением деятельности Администрации президента является работа по улучшению использования веб-сайтов в деятельности федерального правительства. Сегодня существенно расширен и улучшен сайт FirstGov. Правительственные учреждения обязали при использовании федеральной инфраструктуры публичных ключей применять цифровую подпись для выполнения транзакций с гражданами и бизнесом.

Доступность федерального руководства и президента США для населения страны обеспечиваются системой Comlink. Данная система имеет совершенные службы и средства публикации правительственных документов и открыта для доступа граждан и бизнеса. Предоставляемые канцелярией Белого дома материалы брифингов, речи, ответы, проекты законов размещаются на сервере распространения электронной информации системы Comlink и, по мнению специалистов, более миллиона пользователей ежедневно получают интересующие их документы.

Другая система - Open Meeting была реализована в рамках национальной инициативы по усилению контроля над деятельностью со стороны граждан. Она позволяет населению подавать предложения и получать отклики на них в интерактивном режиме по электронной почте. Одной из главных целей создания системы было упрощение проведения опросов и получения комментариев из множества разнообразных источников. Данная система предполагает исключительно свободный обмен мнениями, проведение дебатов и вынесение окончательных решений.

Обе системы позволили сделать правительство доступным для населения страны и обеспечить граждан совершенными средствами доступа к государственным документам и выбранным представителям в органах управления. В то же время федеральные служащие получили возможность отслеживать настроения избирателей.

Еще одним примером западной политической стратегии государства в области формирования и функционирования электронного правительства является ситуация в Канаде. Это государство одним из первых в мире приступило к решению проблемы открытого доступа граждан к информации государственных структур.

Рассмотрение современной политики Канады в области электронного правительства уместно начать с начала 1990-х годов, периода активной либерализации экономики и создания новых условий для развития ИКТ. В 1994 году был принят Телекоммуникационный Акт, значительно способствовавший увеличению конкуренции в ИКТ секторе. Практически сразу же за принятием этого законодательного акта Правительство Канады приняло ряд нормативных документов, устанавливающих новые, более свободные «правила игры» на рынке телекоммуникаций.

Проект электронного правительства Канады предусматривал создание в масштабах всего государственного аппарата электронной информационной системы, которая должна была упростить и ускорить обслуживание населения при одновременном снижении расходов. Для реализации данной стратегии Правительство Канады в 1998 году разработало комплекс программ под общим названием «Connecting Canadians». Фактически, создав условия для быстрого развития ИКТ-сектора, государство перешло к расширению спроса на информационные услуги. Комплекс программ «Connecting Canadians» состоял из нескольких больших блоков подгрупп, включающих в себя отдельные целевые программы, осуществляемые канадским Правительством:

Первый блок «Канада он-лайн» - подробный комплекс мер по дальнейшему развитию процесса информатизации страны, обеспечению доступа к интернет образовательных, медицинских и научных учреждений, а также по развитию информационных технологий.

Второй блок «Сообщества» является программой-экспериментом, направленной на максимальное объединение усилий «сообществ» и создание системы обмена информацией нового поколения.

Третий блок «Электронная коммерция» включает специальную стратегии по развитию электронной коммерции и торговли. Основными инструментами этой программы являются законодательные меры: установление законодательной защиты прав потребителей и продавцов, установление стандартов электронной переписки (криптография, электронные подписи и т.п.).

Наконец, четвертый блок - собственно «Электронное правительство» направлен на полную информатизацию деятельности государственных организаций. Общая концепция информатизации состоит в том, что если какая-либо государственная услуга теоретически может быть оказана он-лайн, то она должна быть доступна в электронной форме.

На сегодняшний день Канада прошла уже полный цикл развития государственной политики в области электронного правительства от определения проблем до оценки и регулирования государственной политики. Сейчас Канада является одним из мировых лидеров в области применения ИКТ, и имеет самое развитое электронное правительство.

Анализ опыта западных стран (в частности, США и Канады) показывает, что модель реализации электронного правительства в них тесно связана с проведением административных реформ, представлением о государстве как сервисной системе, обслуживающей общество, а также концепцией «нового общественного управления», подчеркивающей роль граждан как партнеров государства.

Несмотря на авторитарность политического режима Сингапура в сочетании с принципами рациональной бюрократии в государственном управлении, страна входит в число лидеров в сфере создания проектов электронного правительства, уступая первенство лишь Канаде. Самое общее объяснение этого явления достаточно очевидно: Сингапур уже давно зарекомендовал себя государством, добившимся выдающихся успехов в сфере информатизации и внедрения ИКТ в повседневную жизнь граждан. На острове, не имеющем никаких природных ресурсов, кроме людей, поколения сингапурцев научились сочетать свои навыки и усердие с образованием и технологиями для подкрепления экономического роста.

На данный момент информатизация в Сингапуре прошла пять основных фаз, оформленных национальным планом с четко сформулированными целями, политиками и проектами: 1980-85 гг. - Национальный план компьютеризации; 1986-91 гг. - Национальный план по IT; 1992-2000 - «IT 2000: Интеллектуальный остров»; Инфоком-21: Столица Инфокома»; 2003 - по настоящее время - Объединенный сетью Сингапур.

 Для реализации представления о высоком качестве предоставления интегрированных и удобных для граждан и бизнеса услуг электронного правительства была создана информационная инфраструктура правительства (GovII), призванная сделать коммуникации и транзакции в рамках государственной службы и между правительством и публикой более доступными и удобными. Разработанная на различных интернет технологиях и стандартах, GovII предназначалась для предоставления легкого доступа к правительственным онлайновым услугам и доведения до сингапурцев во всем мире «Объединенного сетью Правительства».

 В число проектов, развертываемых на инфраструктуре GovII, вошли:

  • Правительственный интранет и инфраструктура сообщений для коммуникации и обмена информацией внутри правительственных ведомств и между ними;
  • Правительственный вебсайт (www.gov.sg) был установлен в 1995 г. для снабжения граждан и бизнеса обновляемой информацией по правительству;
  • Портал еГражданин (www.ecitizen.gov.sg) единый шлюз для общественной информации и электронных государственных услуг в сети.

В плане трансформации государственной системы был заложен переход от функционирования в качестве отдельных агентств и ведомств к функционированию по принципу «Много ведомств - одно правительство». Для приведения в действие этой инициативы правительство Сингапура в июне 2000 г. запустило План действий по внедрению электронного правительства, рассчитанный до 2010 года. На поддержку программы было выделено 1.5 млрд. сингапурских долларов (870 млн. долларов США). План очерчивал стратегические задачи и программы, дающие государственным служащим руководство по реализации целей электронного правительства. Акцент был сделан на подготовку работников государственного сектора к работе с новыми информационными технологиями, а также адаптацию административной системы к новым условиям.

Сегодня можно говорить о результатах данного плана, достигнутых в ходе создания электронного правительства в Сингапуре. Так одна из главных программ электронного правительства - портал «Электронный гражданин» (www.ecitizen.gov.sg) стал классическим примером проблемно-ориентированного информационного ресурса общегосударственного ранга. С его помощью каждый житель Сингапура может не только получить информацию о том или ином государственном ведомстве, но и совершить цикл жизненно необходимых операций, традиционно требующих больших временных затрат и многократного хождения по официальным инстанциям. Безусловным достоинством данного портала является то, что гражданам в ходе взаимодействия с государственными органами совершенно не нужно знать ни о их местонахождении, ни о режиме работы, ни о «физической сущности» той операции, которую ему надлежит выполнить.

Превосходство портала «Электронный гражданин» в освоении ИКТ на пользу сингапурского общества получило международное признание. В частности, в 2002 г. в Стокгольме ему была присуждена награда в категории «электронное правительство». Сегодня портал посещают в среднем 9-12 млн. граждан в месяц.

Другим успешным примером является портал государственного электронного бизнеса (GeBIZ, www.gebiz.gov.sg), который облегчает работу по проведению тендеров по закупкам и доходам между бизнес-структурами и государством.

Портал состоит из трех компонент: GeBIZ Enterprise для децентрализованных закупок, проводимых государственными служащими, GeBIZ Professional, предназначенный для руководителей по закупкам при администрировании комплексных тендеров, и GeBIZ Partner для сообщества поставщиков, чтобы они могли находить бизнес-возможности в правительстве и реагировать на них. Сегодня через этот портал проводятся государственные закупки на более чем 500 млн. сингапурских долларов.

Таким образом, за прошедшие двадцать лет Сингапур добился громадных успехов, эксплуатируя ИКТ в своих претензиях остаться конкурентоспособным на региональной и глобальной арене. Стратегия «Много ведомств - одно правительство», несомненно, доказала свою жизнеспособность. Однако ее основные принципы несколько отличаются от аналогичных западных моделей. Эти отличия состоят, главным образом, в расстановке акцентов. В Сингапуре доминирует «централизованный принцип» создания электронного правительства, при котором формирование политики проводится силами бюрократического аппарата. Не происходит привлечения общественных организаций и учета мнения граждан. Они являются просто потребителями услуг или исполнителями решений чиновников.

Сегодня Сингапур с полным правом занимает свое место в числе мировых лидеров в сфере e-government. Применяемые здесь решения доказывают свою приемлемость и правомочность, несмотря на внешнюю парадоксальность и противоречие принципам «нового общественного управления», доминирующим в западной модели электронного правительства. Более того, Сингапур совершенно реально претендует на роль глобального центра в новой информационной эре. Его опыт может быть с успехом заимствован целым рядом государств.

 

Литература

  1. Агамирзян И.Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25-29 ноября 2002 г. - СПб. 2002.
  2. Головин Ю.А., Григорьев П.В., Щенников М.А. Новые политические технологии в современной России: монография. - М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2009. - 205 с.
  3. Кристальный Б.В., Травкин Ю.В. Электронное правительство. Опыт США. - М.: Эко-Трендз, 2003.
  4. Сморгунов Л. В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигм // Политическая наука: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. - М., 2007. - № 4.
Просмотров работы: 61