АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад бесспорность данной позиции вовсе не была столь очевидной.

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, - последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат.

Именно с такими проблемами столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году, и именно в таких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые - долгосрочные - тенденции роста.

В 2005 году В.Путиным было принято решение организовать обширное и долгосрочное мероприятие под названием «приоритетные национальные проекты». В это понятие входит долгосрочное развитие образования, науки, сельского хозяйства, строительство доступного населению жилья, развитие медицинского обслуживания и многое другое.

Понять место и значение приоритетных национальных проектов (ПНП) в политической, социальной и экономической жизни России невозможно вне контекста общих тенденций развития России, прежде всего, конечно, социально-экономических перспектив.

Так же на формирование общего подхода к ПНП влияли и влияют также в значительной мере такие тенденции, как:

  • появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах у государства (Стабилизационный фонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.). Их масштабы со временем стали сопоставимыми с бюджетом страны. Так, величина Стабфонда, изначально установленная в 500 млрд. рублей, к концу 2007 года может ставить более 4000 млрд., из которых все же планируют выделить более 1400 млрд. рублей в фонд будущих поколений (ФБП);
  • значительное сокращение внешней задолженности, которое привело в августе 2006 года к досрочной выплате более 21,3 млрд. долл. долга Парижскому клубу и превращению России из страны-должника в страну-кредитора (следует, правда, оговориться, что общий внешний долг остался на прежнем уровне);
  • превращение экономического роста в устойчивую тенденцию, когда на протяжении 7 лет темпы роста ВВП превышали 6%, а промышленного производства - 3-4 % [6].

Приоритетный национальный проект «Здоровье» занимает особое место среди нацпроектов в России, поскольку он определяет качество жизни людей, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого «человеческого капитала» с самого начала жизни людей, а также предопределяет возможности для развития человека в зрелом возрасте. Основными целями приоритетного национального проекта «Здоровье» провозглашены: повышение доступности и качества медицинской помощи населению, профилактика заболеваний, укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения и улучшение его кадрового обеспечения.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется с 2006 года. За время реализации проекта государственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь. Были направлены средства федерального бюджета на увеличение объемов оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи.

В результате, заработная плата медицинских работников выросла на 1 октября 2011 года для врачей на 16,2 %, для среднего медицинского персонала - на 10,3 % , дополнительно к текущей образовательной деятельности в сфере здравоохранения повысили свою профессиональную квалификацию более 26 тысяч врачей первичного звена.

В десять тысяч лечебно-профилактических учреждений первичного звена поставлено более 42 тыс. единиц диагностического оборудования (рентгенологического, ультразвукового, лабораторного и эндоскопического), что позволило сократить время ожидания диагностических обследований до 3 дней. Около половины этих учреждений получили такие виды оборудования впервые.

Существенно (на 70 %) обновлен автомобильный парк службы скорой медицинской помощи, поставлено более 13 тыс. оснащенных специальным медицинским оборудованием машин, в результате уменьшилось время ожидания прибытия бригад скорой медицинской помощи с 35 минут до 25 минут.

Широко организованная информационная работа со смещением акцентов на разъяснительный аспект позволила донести до населения важность и необходимость участия в таких мероприятиях, как диспансеризация и вакцинопрофилактика.

Высокий уровень охвата населения профилактическими прививками позволил добиться значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций (дифтерия, корь, краснуха, эпидемический паротит, коклюш и гепатит В), а заболеваемость гриппом расценивается как неэпидемическая. Во всех субъектах созданы 502 центра здоровья для взрослых и 193 - специально для детей, где любой желающий может пройти обследование, получить информацию о факторах риска для своего здоровья, индивидуальные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

В 22 регионах строятся и вводятся в действие современные перинатальные центры.

За время реализации проекта коэффициент младенческой смертности уменьшился почти на 32 %. За этими цифрами тысячи сохраненных детских жизней. На 13,4 % снизился показатель материнской смертности. В прошедшем году родилось 1 миллион 789 тысяч 600 детей, что почти на 28 тысяч детей   (1,6 %) больше, чем в 2009 году и на 332 тысячи больше, чем в 2005 году. При этом показатель смертности за указанный период снизился на 11,2 %.

За счет роста рождаемости и снижения смертности естественная убыль населения уменьшилась в 3,5 раза (с 846,5 тыс. человек до 241,4 тыс. человек). Впервые за долгие годы нам удалось стабилизировать численность населения.

Особое внимание необходимо обратить на показатель ожидаемой продолжительности жизни - за время реализации нацпроекта он вырос на 3,7 года и составил почти 69 лет [4].

Но, несмотря на это, проблемы организации медицинской помощи сохраняются. Какие бы позитивные результаты статистика нам не приводила -   население на себе лично не ощутило никакого повышения качества медобслуживания.

Так более 70 % медицинских учреждений нуждаются в ремонте, переоснащении или дооснащении современным медицинским оборудованием. Имеются проблемы с укомплектованностью и уровнем профессиональной подготовки медицинских кадров. Острой остаётся проблема кадрового обеспечения. Существуют регионы, где более 50 % специалистов находятся в предпенсионном возрасте, и лишь 7 % составляют молодые специалисты.

Как отмечает РИА «Новости», самый доступный способ узнать, что волнует медицинское сообщество - ознакомиться с перепиской врачей на специализированных интернет-ресурсах. Наиболее острая тема таких обсуждений - низкая фактическая заработная плата при очень высокой нагрузке.

 С ноября 2010 года в блоге врача, который пишет под псевдонимом dok_zlo, медработники публикуют отсканированные личные зарплатные расчётные листы. Цифры говорят сами за себя: «врач детский невропатолог высшей категории - сумма к перечислению: 4331.58», «анестезиолог-реаниматолог, первая категория, полставки - 3260,42»... Всего около 30 фотографий, присланных с разных концов страны [7].

Низкий уровень исполнения расходов ПНП «Здоровье» связан с несвоевременным завершением формирования нормативной правовой базы, расширением перечня центров высоких медицинских технологий, уточнением проектно-сметной документации по ним и недопоставками строительных модулей для строящихся центров иностранными поставщиками. Кроме того, при планировании по регионам квоты недостаточно увязаны с заявками регионов, численностью населения, нуждающегося в высокотехнологичной медицинской помощи. В связи с этим в ряде субъектов Российской Федерации квоты не были использованы в полном объеме. При этом сроки ожидания на госпитализацию в федеральные центры, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь по отдельным профилям, сохраняются от 1 до 10 месяцев. Проверка полноты поступления, целевого и эффективного использования средств, выделенных на финансирование централизованных закупок медицинского оборудования, в части укрепления диагностической службы первичной медицинской помощи и материально-технической базы службы скорой медицинской помощи в Росздраве показала, что Росздравом не осуществлялся должный контроль исполнения поставщиками условий по заключенным государственным контрактам, нарушался график поставок диагностического оборудования и санитарного автотранспорта, что препятствовало его своевременному вводу в эксплуатацию и, следовательно, эффективному использованию. Отмечались факты поставок оборудования и санитарного транспорта с заводскими дефектами, не в полной комплектации. При этом Росздравом не применялось предусмотренное условиями государственных контрактов право осуществлять на заводе-изготовителе инспектирование производства оборудования, а также выборочную проверку качества поставляемого оборудования. Следует отметить, что при определении объема средств на реализацию установленных целей ПНП «Здоровье» не выработаны четкие критерии, показатели и не определена методика эффективности решения поставленных задач [1].

Национальный проект «Образование» - программа по повышению качества образования.

Основные направления проекта:

  • стимулирование инноваций в сфере образования;
  • подключение школ к Интернету;
  • поддержка талантливой молодёжи;
  • организация начального профессионального образования для военнослужащих;
  • организация сети национальных университетов и бизнес-школ;
  • дополнительные выплаты за классное руководство;
  • поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей.);
  • поставка школьных автобусов в сельскую местность;
  • укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием;

Приоритетный национальный проект «Образование» реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006-2008 годах из федерального бюджета выделено 126,5 млрд. рублей (в том числе в 2006 году -29,28 млрд. рублей, в 2007 году - 48,88 млрд. рублей в 2008 году - 45,36 млрд. рублей).

За время реализации проекта оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. школ, 246 учреждениям НПО и СПО, внедряющим инновационные образовательные программы. Созданы два федеральных университета и две бизнес-школы, свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет (с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения) и оснащены лицензионным программным обеспечением. Получают ежемесячные поощрения за классное руководство не менее 800 тыс. педагогов. Получили поощрения 30 тыс. лучших учителей и более 16 тыс. представителей талантливой молодежи. В общеобразовательные учреждения - ресурсные и методические центры поставлено 54,8 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования (из них 24,8 тыс. комплектов за счет средств федерального бюджета), 9,8 тыс. автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (из них 4,8 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета).

В 31 регионе реализуются комплексные проекты модернизации образования, за время реализации которых в общеобразовательных учреждениях введено нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новые системы оплаты труда, финансово-хозяйственную самостоятельность, созданы механизмы государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

В 14 регионах реализуются проекты, направленные на совершенствование системы школьного питания.

В результате улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн. учащихся), выросла доля учителей (около 45%), хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами, увеличилась на 10% доля студентов, участвующих в научной работе; в 2 раза возросли объемы выполнения вузами НИОКР за счет внебюджетных средств, активизировалась деятельность субъектов Российской Федерации и местных органов власти по развитию образования, отработаны эффективные организационно-финансовые и проектные механизмы управления, разработана современная модель образования [4].

Тем не менее, в 2010 году прокуратурами многих регионов были выявлены многочисленные нарушения законодательства при реализации ПНП «Образование». К наиболее распространённым из них относятся: нарушение порядка выплат денежных вознаграждений за классное руководство, ненадлежащая организация питания школьников и безопасных перевозок детей на школьных автобусах, а также факты бесконтрольного пользования учащимися Интернет-ресурсами через школьные компьютеры.

Основными проблемами реализации проекта являются: проблема  квалифицированности преподавательского состава (связана со снижением качества выпускников педагогических вузов); проблема старения кадров и проблема низкого уровня оплаты труда педагогов [5].

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» реализуется с 2006 года.

Задачи в отношении жилищной политики:

  • увеличение объёма жилищного строительства;
  • выделение средств из бюджетов всех уровней на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство;
  • завершение формирования нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг;
  • разработка механизма субсидирования ипотечных кредитов и значительно увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию с предоставлением ему серьёзных государственных гарантий;
  • обеспечение полноценного функционирования накопительной ипотечной системы для решения жилищных проблем военнослужащих;
  • значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей, помощь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе;
  • исполнение государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооружённых конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан

На реализацию проекта израсходовано 237 млрд. рублей и предоставлены государственные гарантии в объеме 26,5 млрд. рублей [1].

За время реализации проекта повысилась доступность приобретения стандартного жилья за счет собственных и заемных средств граждан. Доля семей, имеющих эту возможность, возросла до 18 %. В 10 раз увеличились объемы ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов гражданам, которые составили около 550 млрд. рублей, а 445 тыс. семей оформили ипотечные кредиты. В период с 2006 по 2009 год средневзвешенная процентная ставка по кредитам устойчиво снижалась и достигла 12,5 % и 10,8 % в рублях и иностранной валюте соответственно. Годовой объем ввода жилья увеличился более чем на 40 % и составил свыше 60 млн. кв. метров в год.

Созданы и начали функционировать государственные институты развития - Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и повышена эффективность Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Основной задачей этих институтов является создание условий для обеспечения доступности жилья и комфортного проживания гражданам России.

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" за время реализации нацпроекта улучшили жилищные условия более 145 тысяч молодых семей. Более 104 тысяч семей, перед которыми государство имеет обязательства, улучшили свои жилищные условия с использованием механизма государственных жилищных сертификатов [4]

Но и данный проект не в силах за такой срок решить все острые вопросы, имеющиеся у нас в стране. Например, остаются острыми вопросы удовлетворения потребности населения в жилье. Не обеспечиваются в полной мере эффективной государственной поддержкой категории граждан, которые не могут решить жилищную проблему самостоятельно.

Отстают от потребности строительство социального жилья, разработка документов территориального планирования и градорегулирования, обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. У строительных фирм сократились собственные оборотные средства, многие банки уменьшили кредитование строительной отрасли.

Основной проблемой в инфраструктуре ипотечного кредитования является перерегистрация ипотек: даже на первичном рынке у нас сегодня срок выдачи кредита - от трех недель до месяца. В мировой практике эта процедура одного дня. У нас это должно занимать не более 3-ех дней при регистрации ипотеки на первичном рынке и 1 день.

Исполнение расходов на ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» по отдельным подпрограммам осуществляется неравномерно и не в полном объеме.

Значительный объем неиспользованных бюджетных средств отмечался по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы - 13 329,9 млн. рублей, или 35,7 % годовых бюджетных назначений. В ходе реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» отдельные субъекты Российской Федерации не обеспечили необходимый размер долевого участия в софинансировании расходов (25 - 30 %) и отказались от участия в подпрограмме [1].

Также при реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» допускались нарушения при включении молодых семей в списки претендентов на получение субсидий на приобретение (строительство) жилья, при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и другие.

В заключении отметим, что, анализируя практику реализации национальных проектов, видно, что работа ведется по многим направлениям. Но достигнутые результаты в масштабах всей страны достаточно малы, это и понятно ведь проблемы социальной сферы копились многие годы, наивно предполагать, что сложившиеся системные диспропорции можно решить за 1-2 года. Кроме того, существуют и другие факторы, такие как отсутствие нормативной базы, несогласованность действий между регионами и центром, отсутствие должного контроля.

На наш взгляд, успешная реализация национальных проектов возможна только в том случае, если будет найден организационно-экономический механизм, обеспечивающий повышение самостоятельности местных бюджетов, прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств. В настоящее время ни в одном регионе в расходной части бюджета нет пункта "Реализация национальных проектов". И при дефиците бюджета практически невозможно будет изыскивать дополнительные средства на софинансирование.

Более того, несмотря на выделенные средства, объемы финансирования остаются недостаточными для решения масштабных проблем, обозначенных в национальных проектах. Для таких маштабных целей и задач государству необходимо увеличить их финансирование. Стоит обратить внимание на слишком малые сроки реализации национальных проектов - это явная ошибка и её нужно исправлять.

Значительной является проблема низкой информированности населения о национальных проектах. О них в большинстве слышали лишь те, кто непосредственно сталкивается с данной сферой. Президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон привел ряд цифр, характеризующих картину информированности населения по России. "За полгода 54 % людей обратились в поликлиники. Поэтому понятно, почему всего 53 % населения слышали об этом проекте", - сказал он. Ослон также сообщил, что «27 % опрошенных заявили, что их дети ходят в школу, но при этом информированы о проекте образования почти в два раза больше - 48 %. Похожая картина и с проектом "Жилье": 48% испытывают потребность сменить жилищные условия, а знают о нацпроекте 67%. О нацпроекте в сфере сельского хозяйства знают 54% россиян при том, что в сельской местности живет около 27 % населения. В целом 44 % россиян ожидают позитивных результатов от реализации национальных проектов». [7]

Реализующиеся в настоящее время приоритетные национальные проекты нельзя не признать успешными уже по причине того, что это  первый опыт крупномасштабной реализации социально ориентированного проектного подхода в новейшей истории России. Все отношения, как в правовой сфере, так и в сфере управления национальными проектами должны стать предметом тщательного научного анализа, для того, чтобы с использованием передового зарубежного и отечественного опыта, распространить теорию и практику проектно-ориентированного управления по горизонтали и по вертикали.

Причем, при выработке рекомендаций по созданию эффективного административно-правового механизма регулирования реализации ПНП  возможно с успехом использовать опыт имеющихся международных стандартов в этой сфере, переработанных с учетом национальной специфики государственного управления, заключающейся в основном в существенной разнице в уровнях социально-экономического развития и ресурсной специфике.

 

Библиографический список

  1. Национальный проект и проблемы его реализации, 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruseconomy.ru/
  2. Проблемы российского здравоохранения, 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://via-midgard.info.ru/
  3. Россия до приоритетных национальных проектов, 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forum-msk.org/material/economic/16015.html
  4. Официальный сайт «Приоритетные национальные проекты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rus-reform.ru/
  5. Официальный сайт счетной палаты РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/
Просмотров работы: 416