АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  В теории регулирования под механизмом понимается совокупность средств, рычагов и методов достижения заранее поставленных целей [4]. Механизм регулирования уровня жизни региона предстает как то, с помощью чего достигается поставленная органами власти цель: увеличение доходов, обеспечение полной занятости и т.д.

С учетом поставленной цели (или целей) происходит выбор соответствующих средств ее (их) достижения. Это означает, что механизмы регулирования могут быть разным по своему составу, то есть содержать разный набор средств.

Уровень жизни можно регулировать с помощью нормативно-правового механизма, экономического механизма и организационного механизма. Но прежде чем рассматривать данные механизмы, более детально остановимся на самом понятии уровня жизни.

Термин «уровень жизни» был введен ООН в 1961 году. Его количественная характеристика до сих пор точного определения не имеет.

По мнению А.Н. Романова уровень жизни - это комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории. Уровень жизни  представляет собой уровень потребления этих благ, отражает благосостояние населения и характеризуется системой следующих показателей:

  • объем реальных доходов на душу населения;
  • структура потребления продовольствия, непродовольственных товаров, услуг;
  • уровень и динамика цен на основные товары народного потребления;
  • ставки квартирной платы, жилищных услуг;
  • объем выплат и льгот из общественных фондов потребления;
  • уровень образования, медобслуживания и др. [1].

          Уровень жизни (standard of living) населения по экономическому словарю под редакцией Куракова: совокупность условий жизни и труда людей соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем [3]. Уровень жизни отражает объём и структуру потребления социальные и производственные условия труда развитость сферы услуг структуру внерабочего и свободного времени размеры личной собственности. В таком широком понимании эта категория характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов.

Нельзя не отметить, что уровень жизни населения как социально-экономическая категория в конечном счёте определяется совокупностью большого количества факторов обусловленных: культурными, геополитическими, историческими и прочими особенностями каждого государства. Несмотря на обилие общепризнанных абсолютных статистических категорий оптимизированных для оценки качества социально-бытового положения населения более правильным представляется признать их вероятностных характер. В конечном счете оперируя строго экономическими категориями надо признать что уровень жизни населения в конкретной стране находиться в прямо-пропорциональной зависимости от уровня развития экономики в стране в целом. Статистическая оценка государством положения своих граждан в данном случае представляется важнейшим элементом комплексного изучения проблем экономического развития.

          На протяжении всей человеческой истории от древних империй и зарождения экономических и политических институтов  до новейшего времени данные о положении населения носили исключительно важную роль, являясь своеобразным «зеркалом» развития государства. На ранних стадиях развития  качество жизни во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменилась. С развитием общества и возникновением современных социально-экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни все дальше, уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменение социально-демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни. Наступало другое время - время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике, социологии, статистике, экономике позволили вывести «standard of living» на новый уровень.

          Основными уровнями жизни населения являются: благосостояние, нормальный уровень, беднота, нищета, которые отражены на рисунке 1.

Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:

  1. рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
  2. санитарно-гигиенические условия жизни;
  3. потребление продовольственных товаров;
  4. жилищные условия;
  5. образование и культура;
  6. условия труда и занятость;
  7. доходы и расходы населения;
  8. стоимость жизни и потребительские цены;
  9. транспортные средства;
  10. организация отдыха;
  11. социальное обеспечение;
  12. свобода человека.

В России на протяжении 1995 - 2010 гг. наблюдается положительная динамика основных социально-экономических показателей уровня жизни, таких как денежные доходы на душу населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника и др. Главная составляющая доходов населения - заработная плата, в 2010 году в общем объеме доходов населения она составила 56,1 %.

Денежные доходы населения в июне 2011 на душу населения составили 18132 рубля. Номинальная зарплата - 24601 руб. и увеличилась на 12,2 %, реальная увеличилась на 2,4%. За полугодие 2011 года величина средней зарплаты составила 22353 рубля. Наблюдается значительная дифференциация по отраслям: в финансовой деятельности - 52000, топливной промышленности - 48000, в добыче - 41000, в сельском хозяйстве - 12000, в текстильной отрасли - 10000 рублей. Просроченная задолженность по зарплате составила - 2430 млн. руб. Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен) в июне 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, по оценочным расчетам, уменьшились на 1,6 процента.

Прожиточный минимум в России в среднем составляет - 6473 рубля, для трудоспособного возраста - 6986 рублей, для пенсионеров - 5122 руб., для детей - 6265 руб. Средняя пенсия - 8869 рублей. Однако численность  населения с доходами ниже прожиточного минимума остается достаточно высокой - 22,9 миллиона человек или 16,1 %.

В России отмечается высокий уровень безработицы, так общая численность безработных составляет 4,612 млн. чел., зарегистрированных безработных - 1,425 млн. чел.

Показатели, характеризующих уровень жизни населения в Республике Мордовия, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц), рублей

4878,5

6137,8

8384,2

9653,5

10889,3

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения),

рублей в месяц

2786

3140

3750

4243

4801

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения),

в процентах к предыдущему году

113,5

112,7

119,4

113,1

113,2

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек

242,2

205,1

167,7

160,8

162,8

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения

28,3

24,2

20,0

19,3

19,4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума  в процентах к предыдущему году

93,8

84,7

81,8

95,9

101,2

 

Из данной таблицы видно, что доходы населения Республики Мордовия ежегодно растут, примерно на одну тысячу рублей. Радует, что величина прожиточного минимума также растет, хотя и медленными темпами, но ежегодно. Снижается численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, только в 2010 году по сравнению с 2009 годом этот показатель увеличился, вероятно, на это повлиял мировой финансовый кризис.  Несмотря на уменьшение данного  показателя за чертой бедности до сих пор находится 19,4% населения Республики Мордовия.

Тем не менее, государство пытается решать эту проблему и основными механизмами решения данной проблемы являются: нормативно-правовой, организационный и экономический.

Рассмотрим каждый механизм более подробно.

1. Нормативно - правовой механизм.

В теории права  механизмом правового регулирования  называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется  правовое регулирование. Понятие  механизма правового регулирования  позволяет собрать и систематизировать юридические средства  правового  воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в  правовой жизни  общества.

К элементам, составным частям  механизма правового регулирования  относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в  правовых  отношениях. Они служат исходной, базой  правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего  механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

В рамках данного механизма рассмотрим законодательную базу, регулирующую уровень жизни населения  в Республике Мордовия.

Прежде всего, это трудовой кодекс Российской Федерации. Здесь прописан порядок установления минимального размера оплаты туда, и другие гарантии которые могут влиять на качество и уровень жизни населения региона.

Федеральный закон РФ «О продлении срока действия Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 13 июля 2001 г. № 97-ФЗ. 

Положение о Министерстве экономики Республики Мордовия (утверждено Постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 апреля 2002 г. № 148).

Закон Республики Мордовия от 18 октября 2010 г. № 81-З «О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Мордовия на 2011 год». Величина прожиточного пенсионера в Республике Мордовия на 2011 год увеличена на 436 рублей и составила 4375 рублей. Закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2010 г. № 391 «О внесении изменений в Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия, на 2010 год». Объем финансирования общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, увеличен на 4775,7 тыс. рублей. На такую же сумму сокращены расходы на опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников). Кроме того, снижены коэффициенты допустимости роста среднегодового уровня регистрируемой безработицы (1,4% вместо ранее 1,5%) и напряженности на рынке труда (1,8% вместо 2,0%).

Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 августа 2010 г. № 340 «О Республиканском перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых детям и гражданам, имеющим детей, государственными учреждениями социального обслуживания населения». Определяется перечень услуг, оказываемых несовершеннолетним и гражданам, имеющим детей, отделениями социальной помощи семье и детям, дневного пребывания для детей, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и отделениями социальной помощи семье и детям. К числу таких услуг относятся социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые услуги.

Постановление Правительства Республики Мордовия от 9 августа 2010 г. № 323 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления единовременного денежного пособия гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и гражданам, имеющим заслуги перед Отечеством, в том числе при ликвидации последствий аварий». Для оказания материальной помощи на неотложные нужды гражданам выплачивается 10 тыс. рублей; Размер выплат в связи с утратой имущества гражданам, лишившимся жилого помещения в результате пожаров природного характера, произошедших в 2010 году составил 200 тыс. рублей. Материальная помощь членам семей граждан, погибших (умерших) в результате пожаров, оказывается из расчета 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего).

Постановление Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2010 г. № 260 «Об утверждении Положения о порядке расходования и учета финансовых средств на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Республики Мордовия на выполнение государственных полномочий, об условиях предоставления ежемесячного денежного пособия молодым специалистам и надбавки к государственной стипендии студентам, обучающимся на целевой контрактной основе». Устанавливаются условия предоставления надбавки студентам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, обучающимся на целевой контрактной основе по сельскохозяйственным специальностям и условия предоставления ежемесячного пособия молодым специалистам. Надбавка выплачивается на основании поданного в Администрацию заявления с указанием реквизитов расчетного счета по вкладам либо счета банковской карты, открытых в кредитных организациях. Выплата надбавки производится с 1 сентября года поступления на обучение. Размер надбавки составляет 100 процентов от размера государственной стипендии студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично», 60 процентов - остальным успевающим студентам.

Закон  РМ от 15.03.2011 № 3-З «О потребительской корзине в Республике Мордовия на 2011-2012 годы». Установлены состав и объемы  потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в Республике Мордовия на 2011-2012 годы.

Постановление Правительства РМ от 28.02.2011 № 61 «Об утверждении Республиканской программы «Забота» на 2011-2013 годы». Определены цели, задачи, механизм реализации и ресурсное обеспечение республиканской программы «Забота» на 2011-2013 годы, направленной на улучшение жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Мордовия.

2. Экономический механизм.

Региональными органами власти разрабатываются и реализуются программы, способствующие улучшению уровня жизни населения республики.

На территории республики реализуется 19 федеральных целевых программ, в их числе: «Жилище» на 2011-2015 годы, «Социальное развитие села до 2012 года», «Содействие занятости населения», «Развитие образования на 2011-2015 годы» и т.д., а также 44 республиканские целевые программы, 10 из которых направлены на повышение уровня жизни (таблица 2).

Таблица 2 - Республиканские целевые программы, направленные на повышение уровня жизни населения

Название республиканской целевой программы

и заказчик

Срок реализации

программы

№, дата постановления, которым утв. программа

1

Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2008-2012 годы, Государственный заказчик-координатор: Министерство экономики Республики Мордовия

2008-2012 годы  

от 22.12.2008

№589

2

Республиканская целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, Государственный заказчик-координатор: Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия

  2011-2015 годы

от 27.12.2010  №470

3

Республиканская целевая программа развития образования Республики Мордовия на 2011-2015 годы, Государственный заказчик: Министерство образования Республики Мордовия

 2011-2015 годы

от 27.12.2010  №519

Окончание таблицы 2

4

Республиканская целевая программа содействия занятости населения Республики Мордовия на 2009-2011 годы, Государственный заказчик: Государственный комитет по труду и занятости населения Республики Мордовия

 

2009-2011 годы

 от  15.12.2008

№566

5

Республиканская целевая программа  «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями  в Республике Мордовия» на 2009-2011 годы, Государственный заказчик: Министерство здравоохранения Республики Мордовия

 

2009-2011 годы

от  23.03.2009

№102 

6

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия на 2011 год Государственный заказчик: Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

2011 год

от 27.12. 2010г. № 500

7

Республиканская целевая программа «Чистая вода» на 2010-2014 годы Государственный заказчик-координатор: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия

2010-2014 годы

от 30.08.2010 №347

8

Республиканская целевая программа «Улучшение  условий и охраны труда в Республике Мордовия» на 2011-2015 годы, Государственный заказчик: Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия

2011-2015 годы

от 23.05.2011  №164

9

Республиканская программа «Забота» на 2011-2013 годы Государственный заказчик-координатор: Министерство социальной защиты населения РМ

2011-2013 годы

от 28.02.2011 №61

10

Республиканская целевая программа «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2011-2013 годы Государственный заказчик: Министерство экономики Республики Мордовия

2011-2013

годы

от 27.06.2011  №214

 

Республиканские целевые программы способствуют повышению уровня обеспеченности населения жильем, повышению качества образования и созданию условий для получения качественного образования детям с ограниченными возможностями, увеличению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, увеличению занятости населения и т.д.

В рамках данных программ осуществлялось финансирование мероприятий в сфере формирования рынка жилья, в области здравоохранения, образования и других.

Общий объем финансирования федеральных целевых программ, а так же государственной программы и объектов непрограммной части за счет всех источников финансирования составил 5583,28 млн. рублей, что составляет 60 % от доведенных лимитов, в том числе: за счет средств Федерального бюджета - 3712,48 млн. руб. (65 % от доведенных лимитов), Республиканского бюджета - 1261,06 млн. руб. (57 % от доведенных лимитов), внебюджетных источников - 609,74 млн. руб. (43 % от доведенных лимитов).

По сравнению с прошлым годом финансирование федеральных целевых программ за 9 месяцев увеличилось на 2136,18 млн. рублей (на 38,26%), при этом увеличение произошло по всем источникам финансирования, кроме внебюджетных (за счет средств федерального бюджета - на 1620,78 млн. рублей, республиканского - на 609,36 млн. рублей). Объем финансирования за счет внебюджетных источников сократился на 93,96 млн. рублей.

3. Организационный механизм.

В научной литературе отмечается, что организационный механизм включает в себя совокупность элементов производственного процесса (трудовые ресурсы, средства труда, предметы труда, информацию); способы организации связей между элементами, организационные формы, методы, правовые нормы и нормативы, обеспечивающие рациональное функционирование всей производственной системы [2].

С другой стороны, организационный механизм можно рассматривать как совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы.

Более узким пониманием сущности организационного механизма управления является понимание его как совокупности процедур принятия управленческих решений.

Организационное регулирование в Республике Мордовия на сегодняшний день осуществляется главой РМ и разного рода министерствами. Действует 29 министерств, которые осуществляют свои полномочия по разным направлениям. Мы рассмотрим более подробно основные из них.

Министерство здравоохранения Республики Мордовия. В пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:

  • Разрабатывает и реализует территориальные целевые программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения и медицинских организаций лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, определяет стратегию развития служб, в том числе современных медицинских технологий и тактических решений по реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской и лекарственной помощи населению;
  • Разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия в области здравоохранения;
  • Организует оказание медицинской помощи населению;
  • Участвует в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи и многое другое.

Министерство образования Республики Мордовия. Осуществляет меры по совершенствованию и развитию сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школ-интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, других образовательных учреждений, оказывающих социально-педагогическую поддержку и реабилитацию несовершеннолетних. Содействует привлечению внебюджетных источников финансирования и их направлению на развитие системы образования. Осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и исполнением федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований образовательными учреждениями независимо от форм собственности. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на социальную защиту, охрану здоровья и труда работников, обучающихся и воспитанников сферы образования.

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в области социальной поддержки населения:

  • осуществляет организацию социального обслуживания семей с детьми, престарелых граждан, инвалидов и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, оказание адресной социальной помощи;
  • разрабатывает и реализует республиканские, ведомственные программы по социальной поддержке малообеспеченных граждан;
  • содействует созданию негосударственных служб и учреждений, оказывающих социальную помощь и услуги гражданам, нуждающимся в государственной поддержке;
  • организует социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов через сеть стационарных учреждений;
  • координирует деятельность стационарных учреждений, обеспечивает развитие и укрепление их материально-технической базы;
  • организует разработку перспективных программ по строительству новых, реконструкции и техническому перевооружению действующих учреждений системы Министерства, утверждает в установленном порядке проектно-сметную документацию на их строительство.

Государственная жилищная инспекция Республики Мордовия. Главной задачей инспекции является государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности.

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости.

Министерство экономики Республики Мордовия осуществляет организацию разработки и реализации стратегий, концепций и программ социально-экономического развития Республики Мордовия. Осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации республиканских, межрегиональных и ведомственных целевых программ, экспертизу их проектов.

В заключении отметим, что региональные органы власти применяют различные механизмы регулирования уровня жизни населения в регионе, однако проблемы, связанные с уровнем жизни населения, тем не менее, остаются.

На наш взгляд, основными мерами по повышению уровня жизни населения в регионе должны стать следующие основные направления:

- Повышение уровня оплаты труда.

Первоочередные меры по повышению уровня оплаты труда предлагается осуществлять в направлении повышение уровня номинальных денежных доходов населения. Это предполагает рост минимальной оплаты труда до прожиточного минимума, который, кроме повышения уровня государственных минимальных гарантий по оплате труда, приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета.

- Трансформация системы социального обеспечения.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формирование средств, необходимых для поддержания доходов человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости.

- Адресность социальной поддержки.

В числе первоочередных мер, должно быть усиление адресности социальной поддержки малоимущих, практическая реализация федеральных законов о прожиточном минимуме и государственной социальной помощи. Дополнительные средства нуждающимся могут быть найдены за счет систематического сокращения получателей льгот и выплат.

 

Библиографический список:

  1. Жеребин В. М. Уровень жизни населения / В. М. Жеребин, А.Н. Романов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 29-31.
  2. Новиков Д. А. Институциональное управление организационными системами / Д. А. Новиков - М., 2003. - С. 99.
  3. Экономика и управление, финансы и право: словарь-справочник / авт.-сост.: Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. - М.: Вуз и школа, 2004. - 1288 с.
  4. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л. И. Абалкин. - М.: Экономика, 1999. - 1056 с.
Просмотров работы: 24