ФЕНОМЕН ТЕХНОНАУКИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФЕНОМЕН ТЕХНОНАУКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с переходом к постиндустриальному, информационному, знаниевому обществу происходят глубокие культурные и социальные трансформации во всех сферах современного социума. Роль науки возрастает в связи с ростом наукоемкости современных технологий. Но одновременно идет процесс трансформации самой науки, выразившейся в формировании нового феномена - технонауки.

Постановка задачи

Концепция общества, основанного на знаниях, находится в стадии оформления и активного обсуждения. Многие ее положения еще недостаточно аргументированы и приемлемы. Понятие «технонаука» - одно из ключевых в этой концепции и пока недостаточно проясненных. Задача статьи - выявить противоречивые стороны этого феномена.

Внимание к материальным условиям познания не позволяет провести четкую грань между собственно наукой и ее технологическими условиями-приложениями. Поэтому исследования науки дополняются исследованиями технологии, что согласуется с задачами изучения объекта-гибрида - технонауки - и снимает традиционный водораздел по линии теория-практика или наука-технология. Попытка сделать центральной темой исследования взаимное определение «вещей» и «идей», «реальности» и «конструкции» является, на наш взгляд, самой интересной особенностью «исследований науки и технологии», их отличительным признаком» [1, c. 3]. Прагматический поворот во взаимоотношениях науки и общества - одна из существенных тенденций научно-технологического развития [2].

Феномен технонауки (technoscience) наиболее ярко характеризует специфику и новые проблемыпостиндустриального, а точнее - знаниевого, общества. В настоящее время идет процесс «оборачивания» сложившихся на протяжении многих десятилетий организационных и экономических схем взаимодействия фундаментальной науки и практических ее приложений, которые выступают ныне в форме высоких технологий.

«внедренческая» модель научно-технологического цикла

Классическая схема индустриального общества начиналась от фундаментальных исследований и через поиск практических их приложений шла к разработке технических и технологическихих воплощений, которые затем выходили на рынки сбыта. Это «внедренческая» модель научно-технологического цикла, главной проблемой которой было отсутствие обратной связи с производством и общественными потребностями: сначала создавалась технология, а затем осуществлялся поиск рынков сбыта для нее. Контур «наука - технология» был относительно автономным и замкнутым

Технонаука

Технонаука - это не только органичный симбиоз науки и технологии (гибрид онаученной технологии итехнологизированной науки). В постиндустриальном, знаниевом обществе существенно расширяются контуры взаимодействия науки, технологии, общественных потребностей, бизнеса и кардинально изменяются, «оборачиваются» их взаимосвязи: разработка новой технологии начинается тогда и постольку, когда и поскольку на нее имеется спрос. Б.Г. Юдин отмечает: «Взаимоотношения науки итехники в таком симбиозе внутренне противоречивы. С одной стороны, наука выступает как генераторновых технологий и именно в силу устойчивого спроса на них пользуется поддержкой, подчас весьмащедрой. С другой стороны, производство новых технологий определяет спрос на науку ограниченного типа,так что многие ее потенции остаются нереализованными. От науки не требуется ни объяснения, нипонимания вещей - достаточно того, что она позволяет эффективно их изменять. Это предполагаетпонимание познавательной деятельности (включая научную) как деятельности в некотором смыслевторичной, подчинённой по отношению к практическому преобразованию, изменению и окружающего мира,и самого человека. Тем самым открывается возможность для переосмысления, точнее даже -оборачивания - сложившегося ранее соотношения науки и технологии. Если традиционно оно понималоськак технологическое приложение, применение кем-то и когда-то выработанного научного знания, то теперьоказывается, что сама деятельность по получению такого знания «встраивается» в процессы создания исовершенствования тех или иных технологий» [3, с. 590]. Действительно, в мире, прежде всего в странах -научных лидерах, идет процесс сокращения доли фундаментальных исследований и последовательногорасширения прикладных разработок, которые все более становятся доминантой научно-технологическогоразвития.

Литература.

1. В.И. Оноприенко, М.В. Оноприенко, ТЕХНОНАУКА В ЗНАНИЕВОМ ОБЩЕСТВЕ. http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Vnau_f/2009_1/onopr.pdf

Просмотров работы: 73